html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью: Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов

Интервью: Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — Город на The Village

Шеф-редактор The Village Артём Ефимов встретился с новым главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым на следующий день после назначения и поговорил о задачах, которые Кузнецову предстоит решать.

21 августа главным архитектором Москвы был официально назначен 35-летний Сергей Кузнецов, совладелец бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов». Прежде на протяжении шестнадцати лет эту должность занимал Александр Кузьмин, также возглавлявший Москомархитектуру. Сразу после назначения с новым главным архитектором встретился шеф-редактор The Village Артём Ефимов.

 

Сергей Кузнецов

архитектор

 

В 2001 году окончил МАРХИ, ещё во время учёбы основал архитектурное бюро «СЛК-Проект», а затем стал партнёром и генеральным директором мастерской «С.П. Проект». В 2006 году мастерская вошла в состав бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов», которое Кузнецов основал вместе с архитектором Сергеем Чобаном. Сейчас на счету бюро почти 50 проектов, среди которых офисное здание на улице Удальцова, жилой комплекс в Гранатном переулке, район «Южный» в «Сколково» и другие. С 2008 года совместно с Сергеем Чобаном издаёт архитектурный журнал Speech.

 

Проект планировки района «Южный» (D-1) инновационного центра «Сколково». Изображение №1.
Проект планировки района «Южный» (D-1) инновационного центра «Сколково»

 

 

 

 

О приоритетах

Какими вам видятся основные городские проблемы, которые вам предстоит решать на посту главного архитектора?

Во-первых, есть городские проблемы, которые видятся не только мне, а вообще всем, и о них сейчас даже скучно говорить. Это транспортный коллапс, который над нами висит. Это огромное количество рабочих мест в центре при малом количестве жилья и, соответственно, недостаток рабочих мест на периферии при огромном количестве жилья. Это вообще проблема дисбаланса в городе.

Это вопросы урбанистические, вопросы планирования. В идеале тут нужен урбанист, который знает всё, во всём здорово разбирается. Я не знаю, есть ли вообще такие люди в мире. В Москве, судя по всему, таких найти не удалось. Поэтому функции разделены: в Москомархитектуре общеурбанистические задачи курирует председатель, Антипов Андрей Владимирович, а вопросы облика города — это компетенция главного архитектора.

 

 

 

 

Дома должны для начала правильно стоять, а потом уже правильно выглядеть

 

 

 

 

Видимо, у вас должны быть какие-то приоритетные проекты, здания, пространства.

Во-первых, есть много вещей, которые просто недоделаны. Много недостроя в Москве. Это проблема, может быть, уже не только архитектурная, но это тоже облик города. Во-вторых, есть проблемы на границе архитектурных решений и  благоустройства. Я считаю, что в Москве остро не хватает пешеходных пространств, общественных пространств. Всё перемешано: машины, парковки, пешеходы... Есть проблема засилья этих безумных кондиционеров на фасадах, которые, конечно, всё уродуют.

И есть ещё проблема, которую можно и нужно решать, — качество проектов, которые реализуются. Раздражение людей от деятельности архитекторов, в том числе это касается памятников культурного наследия, в значительной степени возникает, я убеждён, из-за низкого качества архитектуры современной. То, что появляется вместо памятника, рядом с памятником, через дорогу от памятника, часто вызывает ужас. И, конечно, общество дико напрягается, когда архитекторы внедряются в объекты наследия. Например, когда гостиница «Москва» исчезает и на её месте появляется какая-то подделка.

 

 

 

 

Москва ещё не скоро сможет себе позволить делать Тверскую пешеходной на выходные

 

 

 

 

Конечно, наследие нужно сохранять и беречь, но наряду с этим нужно неустанно поднимать уровень новой архитектуры и о нём заботиться. Этим главный архитектор должен заниматься, конечно же. И это касается не только того, как дом выглядит, но и мастер-планирования территорий: дома должны для начала правильно стоять, а потом уже правильно выглядеть.

 

О балансе приватности и публичности

Когда вы говорили о пешеходных пространствах, вы имели в виду тротуары везде или какие-то выделенные пешеходные зоны? А то вот был недавно озвучен, например, проект: закрывать Тверскую на выходные, делать её пешеходной.

Понятно, что закрыть Тверскую — это абсурд. Даже на выходные нереально. Хотя вот в Мехико, например, перекрывают центральную улицу на выходные, там все гуляют пешком и катаются на велосипедах. Но Мехико уже решил свои транспортные проблемы какое-то время назад, хорошо себя чувствует и может себе это позволить. А Москва ещё не скоро сможет себе это позволить.

Я, например, очень люблю район Хай-Лайн-парк в Сохо на Манхэттене, где на железной дороге, поднятой над городом, сделали парк. Это пешеходное пространство, которое не пересекается с потоками машин, — все могут и проехать, и пройти, всем удобно и хорошо. Вокруг развивается интересная среда. В разных городах есть интересные примеры центральных улиц, которые являются пешеходными бульварами. У нас есть бульвары, но тяжело сказать, что можно по ним обойти Москву, прогуливаясь, — бульвары так не воспринимаются.

 

 

 

 

УГАДАТЬ НЕКОЕ НАСТРОЕНИЕ
И ПОПАСТЬ В КОНЦЕПЦИЮ МОГУТ МНОГИЕ. АРХИТЕКТОРЫ ЖЕ ЦЕНЯТСЯ ЗА УМЕНИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРОЕКТ

 

 

 

 

Что в Москве проблематично — нет хорошего, правильного смешения зелёных, пешеходных, транспортных зон. Где-то есть ощущение загорода: надо выехать за МКАД, фигануть несколько километров — и ты за городом. Где-то есть ощущение города: постоянная кутерьма, мельтешение людей, машин, светофоров, реклам.

А должна быть градация степеней приватности или публичности: своя квартира, подъезд, двор, своя улица или ближайшая площадь (как рыночные площади в европейских городах), центральная площадь и максимально публичные места — театр, кино, аэропорт. У человека должна быть возможность выбрать из этой линейки то, что ему подходит по настроению, по тому, гуляет он с девушкой, или с собакой, или сам по себе, или хочет с шумной тусовкой смотреть футбол, или узкой компанией играть в домино. Такого выбора в Москве пока мало: ты либо в своей квартире с максимальной степенью приватности, или сразу же на огромной магистрали с кучей машин и толпой народу. И тут проблема не только в том, что зелёных пространств не хватает, а где они есть — они не ухожены.

Вы уже говорили про парк в Зарядье как один из приоритетных проектов, которыми вам предстоит заниматься. Весной там впопыхах провели конкурс, было больше сотни проектов, в том числе довольно безумных. Вообще кто-нибудь понимает, что это будет за парк? 

Я сегодня второй день как главный архитектор, и пока мы занимаемся в основном организацией работы. Пока никаких конкретных задач типа «давайте делать парк в Зарядье» не ставилось.

 

 

 

 

Плохо представляю себе,
кто такие хипстеры...

 

 

 

 

С точки зрения территориальной Зарядье — не очень крупное место, но с точки зрения смысловой — это очень крупный проект. Никаких решений там пока не принято. Но у меня, безусловно, есть своё отношение к этой площадке и понимание, как такие вещи делать правильно. Конечно же, такие ответственные места в городе должны проектировать лучшие из лучших. А лучших из лучших не выберешь на открытом бесплатном конкурсе. Лучшие в такие игры не играют. «SPEECH Чобан & Кузнецов», например, даже не участвовал в этом конкурсе. Я не люблю открытые конкурсы, потому что это лотерея. Нужно понимать, что угадать некое настроение и попасть в картинку, в концепцию может довольно много людей — нужен, безусловно, некий талант, вкус, понимание, но во многом это вопрос случая. Архитекторы же ценятся за умение реализовать в деталях проект, который они нарисовали в концепции. А таких архитекторов гораздо меньше, чем участников открытых конкурсов.

Я сторонник конкурсов с хорошей предквалификацией, чтобы в шорт-лист на основании портфолио отбирались хорошие архитекторы с хорошим опытом и чтобы потом уже между ними устраивать такое спортивное состязание. Оно не должно быть бесплатным, потому что бесплатный сыр — только в мышеловке. И на выходе должно быть бюро или команда, которая в состоянии не только красиво нарисовать, но и реализовать вместе с инвестором, отследить качество, сделать конфетку — это нужно уметь.

 

О «Красном Октябре»

В очередной раз поднялся шум, что вот-вот застроят «Красный Октябрь», разгонят оттуда всех хипстеров, и всё будет плохо, и все будут несчастны. Что, по-вашему, там должно быть, как это всё должно развиваться — и «Красный Октябрь» в частности, и вообще «креативные кластеры»?

Плохо представляю себе, кто такие хипстеры, но как-то жалко их становится от вашего вопроса... 

Мы, «SPEECH Чобан & Кузнецов», занимались на «Красном Октябре» мастер-планированием, участвовали в конкурсах на отдельные объекты. Мне этот проект во многом родной. Я глубоко убеждён, что то, что вы назвали «креативными кластерами», Москве жизненно необходимо.

 

 

 

 

На «Красном Октябре» обязательно должно появиться жильё

 

 

 

 

«Креативный класс» — это состоявшиеся, интеллектуально развитые люди, и у них потребности немножко другие: им мало жить просто в спальном квартале, им мало ради досуга садиться на метро или в машину и ехать в центр города. Они хотят чувствовать определённую атмосферу. И в европейских городах такая атмосфера есть — сочетание творческого шарма и приятного жилья. Большая социальная проблема в том, что лучшие мозги норовят утечь за границу.

Что «Красный Октябрь» будет застраиваться, так ведь город — живой организм, он развивается, он застраивается, мы не сегодня утром об этом узнали, с этим надо жить как-то. Я, конечно же, за развитие таких территорий. Вот «Трёхгорная мануфактура» — очень интересный проект в этом плане. 

То есть на «Красном Октябре» должно появиться жильё?

Я считаю, что там обязательно должно появиться жильё. В центре Москвы очень разумно строить жильё, чтобы люди, которые здесь работают, здесь же и жили. Дисбаланс мест для работы и для жилья — большая проблема города. Но «Красный Октябрь» ни в коем случае не должен стать спальным кварталом. Не должна повториться история Остоженки — это был удачный пример с точки зрения архитектуры, но неудачный с точки зрения создания атмосферы, хоть и находятся любители, которые там селятся, голосуют за это место деньгами.

 

 

 

 

Река может стать центральной магистралью города

 

 

 

 

Да, на «Красном Октябре» должны жить люди. И там должны работать люди. Может быть, и жить, и работать в одном месте, может, даже в одном и том же здании. Даже если не хватит денег там жить, должна быть возможность приехать туда погулять, посидеть в кафе, сходить в студию художника или в галерею. Конечно, это не означает, что там надо всё сровнять с землёй и отстроить заново: «Красный Октябрь» — прекрасное место для симбиоза нового и старого. Там есть дома, которые имеют своё лицо и придают определённый облик всему острову. Но это пространство нужно доразвить, обратить его лицом к городу. Ведь сегодня оно фактически вычеркнуто: там есть эти клубы с жутким имиджем... При этом там есть «Стрелка» — суперместо, мне самому там очень нравится. 

 

О реке

С рекой что делать?

Вопрос сложный и интересный. Река требует отдельного освоения. Она из жизни города вычеркнута. Во-первых, в Москве есть много промзон, которые блокируют выход к реке. Мы в своё время предлагали решение похожей проблемы для Владивостока, где есть бухта Золотой рог — она в центре города, но город к ней выйти не может, потому что там всё застроено военными заводами, портовыми сооружениями. Мы делали примеры таких проколов — реновации части заводских территорий затем, чтобы сделать из них такие «Красные Октябри».

Надо в первую очередь решать, что делать с промышленными территориями. Серьёзная промышленность сегодня в таком городе, как Москва, работать не может. Все видят, что даже провести парад военной техники в Москве достаточно тяжело и доставляет огромное количество неудобств, а серьёзное производство — это парад техники каждый день. Конечно, эти зоны, в особенности выходящие к реке, надо переосмысливать и реновировать. В ряде городов так и делается: в Берлине есть район Восточной гавани, есть Хаффенсити в Гамбурге. Москве такие проекты тоже нужны.

Кроме того, в самой акватории можно налаживать транспортное сообщение, прогулочные маршруты. Это скорее к департаменту транспорта относится, но с точки зрения атмосферы — тоже правильная тематика. Я допускаю, что какие-то дебаркадеры могут появляться. Нельзя всю реку замусоривать, но какие-то такие явления помогают создать реке свой собственный сюжет.

Сейчас река — это такая прерывистая линия. А вот в Петербурге Нева — это фактически главная улица города, на которую выходят фасады, которая имеет протяжённые набережные, какие-то ответственные градостроительные точки, виды привязаны именно к реке. А в Москве с этим заметно хуже, хотя река тоже может стать центральной магистралью города. Это интересная задача. Какие для этого есть механизмы — надо изучать.

 

Об архитектурном сообществе

Многие архитекторы, когда комментировали ваше назначение, отмечали, что процедура была непрозрачной: они надеялись на конкурс, на обсуждение, а им просто сообщили — теперь будет Кузнецов. При этом вам ещё нет сорока, есть авторитетные архитекторы старшего поколения. Не опасаетесь ли вы каких-то сложностей в отношениях с профессиональным сообществом, часть которого обижена — не столько на вас, сколько на процедуру вашего назначения?

Во-первых, я не очень понимаю, почему на меня нужно обижаться. Мне предложили задачу, важную для города. Моя гражданская позиция и личная позиция человека, который хочет развивать свою карьеру, подсказали мне, что нужно соглашаться.

Во-вторых, я не знаю доподлинно, как проходил отбор, но знаю, что анализировалось большое количество кандидатов, и по разным причинам выбрали меня. Почему — это, наверное, вопрос к тому, кто выбирает. Если кто-то обижен — я своей вины в этом не чувствую.

 

 

 

 

Если поставить себя на место руководства города, возможно,
я бы тоже назначил себя главным архитектором

 

 

 

 

Хотя логику этого решения я понимаю. Если поставить себя на место руководства города, возможно, я поступил бы так же. Я считаю, что у меня есть те качества, которые для этой работы нужны. Разговоры, что у меня какой-то вымышленный опыт и что я не проектировал здания, которые мне приписывают, конечно, полнейшая ерунда. Свой опыт я получал реально, не на словах, не на бумаге, а в жизни, на стройплощадках. Кстати, в тот день, когда происходило принятие решения, я как раз с утра приехал со стройки в Казани.

Я считаю, что мэр является менеджером города, и команду должен подбирать мэр, а не кто-то другой. Поэтому я не уверен, что должно было быть какое-то голосование профессионального сообщества. Главный архитектор является в руках этого менеджера города инструментом по работе с тем же сообществом, с жителями, по проведению своей политики. Архитекторам не нужно думать о себе больше, чем они есть: они выполняют задачи, которые ставит перед ними общество. А власть — неотъемлемая часть общества. Если она считает, что с той или иной командой ей работать лучше, это её право. Право этой команды — принять условия или не принять. 

 

 

 

 

Я для города
согласен пожертвовать
своим любимым делом

 

 

 

 

Я считаю, что возраст — это странный критерий отбора на такую позицию. Опыт может быть короче по времени, но если он хороший, краткость не должна быть дисквалификационным мотивом.

И потом, я ведь довольно большую жертву приношу. Для меня частная практика — моё любимое занятие. И моё бюро — это одно из главных свершений в моей жизни. А мне теперь вместо рисования эскизов придётся ходить на какие-то совещания — это, я считаю, не повышение качества жизни. И я для города на такую жертву согласен.

То есть вы разрываете отношения со «SPEECH Чобан & Кузнецов»?

Ну что значит «разрываю отношения»? Если у тебя ребёнок вырос и перестаёт спать в соседней комнате — ты разрываешь с ним отношения? И потом, пути Господни неисповедимы: никто не знает, где и сколько я пробуду, и продолжение карьеры в «SPEECH Чобан & Кузнецов» абсолютно реально. Но, конечно, не получится в бюро заниматься проектированием: это и имиджево будет не очень хорошо, и по времени вряд ли получится. Но это такая жертва. Многие ли были готовы её принести? Я так не думаю.

Тут даже не вопрос, кто был бы лучше. Тут вопрос, из кого выбирать. Желание давать советы, сохраняя свою практику, присутствует у многих наших коллег. Я считаю, что задача архитектора — проектировать хорошие дома. Если его о чём-то спрашивают, разумно и правильно сказать своё мнение. 

Ну вот архитектурный совет при вас будет...

И те люди, чьё мнение спросят, его дадут. Это нормальная, ответственная гражданская позиция. Давайте каждый будет заниматься своим делом. Если архитектор хорошо проектирует, его мнение спросят.

Ведь почему городское общество раздражено не только властью, но и архитектурным сообществом? Не потому, что они давали плохие советы. А потому, что это ведь не власть заставляла архитекторов рисовать некрасивые фасады. Она, может, разрешила делать дом в два раза выше, чем надо, но рисовал-то его архитектор. Поэтому я за разделение труда: как говорил профессор Преображенский: «В Большом пусть поют, а я буду оперировать — и никаких разрух».

 

 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с the-village.ru

0

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • the_village
          • домен the-village.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции