html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Всевидящее око московского метро


Рабочее место Дежурного по метрополитену. © Антон Тушин/Ridus.ru

Московский метрополитен – это огромный организм. Чтобы обеспечить его работу и безопасность пассажиров, нужно в режиме реального времени получать огромный объем информации, быстро ее анализировать и принимать решения в случая возникновения нештатных ситуаций. Чтобы узнать, как протекает вживую этот сложнейший процесс, корреспондент Ридуса отправился в Ситуационный центр.

Захожу в просторное помещение, в центре которого – большой круглый стол Дежурного по метрополитену, похожий на капитанский мостик. Слева – рабочие места операторов с двумя-тремя мониторами на каждом, а в центре – сразу же притягивающая внимание стена из экранов, на которых – вестибюли, эскалаторы, вагоны. Обстановка в Центре очень деловая, если не сказать – напряженная: никто не дремлет за кружкой чая, как в офисах — все время слышатся звонки, обрывки переговоров по громкой связи, диалоги операторов с пассажирами.


Зал Ситуационного центра Московского метрополитена. © Антон Тушин/Ridus.ru

Как рассказывает мне Константин Викторович Пахомов, главный инженер Ситуационного центра Московского метрополитена, сюда стекается аудио- и видеоинформация со всех станций московского метро. Сломался поезд, не работает эскалатор, нарушена работа каких-то устройств, обнаружены подозрительные предметы, произошло задымление – все становится известно в считанные минуты.

Дежурный по метрополитену сначала проверяет эти данные, и затем переадресует информацию соответствующим службам метрополитена. Любые случаи, связанные с неполадками, даже пустяковыми, докладываются начальнику метрополитена – посредством СМС или по телефону.


Помощник дежурного за работой. © Антон Тушин/Ridus.ru

Другая задача Центра – взаимодействие с городскими службами. На прямой связи — оперативные дежурные всех коммунальных хозяйств – теплосеть, энергетики, газовые сети, связь, водоснабжение, общественный транспорт. Например, на одной из линий по техническим причинам закрыли станцию – необходимо сразу же связаться с Мосгортрансом, чтобы были выделены дополнительные автобусы для перевозки пассажиров.

На связи и экстренные службы – МЧС, Скорая, военная комендатура, ФСБ, полиция. Причем это прямой канал, минующий коммутаторы городской телефонной сети – даже в случае серьезной аварии будет возможность связаться с «силовиками», спасателями или медиками. Есть «горячая линия» и для связи с мэром Москвы – градоначальник должен быть в курсе всех проблем, возникающих в московской подземке.


Дежурный по метрополитену Людмила Николаевна Горохова. © Антон Тушин/Ridus.ru

— Когда начал работать Ситуационный центр, что послужило толчком к его созданию? – спрашиваю у Константина Викторовича.

— В 2005 году. Три года спустя мы усовершенствовали его на основании наработанного опыта, и теперь Центр работает в нынешней конфигурации. Причин две. Первая – раньше с городскими службами связывались поездные диспетчеры каждой линии метро отдельно. Это была слишком длинная схема докладов начальству и взаимодействия служб метро. Мы поняли, что надо забрать эти функции у поездных диспетчеров и сконцентрировать их в одном месте. Вторая причина – теракты. В 2005 году вступила в действие комплексная программа противодействия терроризму, в рамках которой был создан Ситуационный центр, и метро было оснащено специальными техническими средствами – собственной системой прямой связи и системами видеомониторинга.

Вместе с Дежурным по метрополитену Людмилой Николаевной Гороховой подхожу к рабочему месту оператора. На мониторе – электронная карта одной из станций Сокольнической линии, на которой помечены места установки видеокамер. Людмила Николаевна рассказывает, что их в московском метро более пяти тысяч, и они контролируют 95% пассажирской зоны. Оператор, переключаясь между камерами, следит за всем, что происходит на станциях. Увеличена очередь в кассе – из Центра передадут, чтобы открыли новые окошки. Или, допустим, на мониторе видно, что люди сгрудились и куда-то смотрят – значит, что-то произошло. Особое внимание, конечно – бесхозным предметам.


Оператор следит за камерами и одновременно принимает звонки. © Антон Тушин/Ridus.ru

Этот же оператор принимает звонки с колонн экстренного вызова, которые находятся на каждой станции. Как раз в эту минуту раздается звонок – мужчина хочет узнать, как ему добраться в подмосковные Мытищи. Казалось бы, вопрос за пределами компетенции работников метро, но оператор сразу отвечает: «Вам нужно доехать до станции «Комсомольская» и сесть на пригородный поезд». «У наших операторов — очень широкий кругозор, — с гордостью говорит Людмила Николаевна, — а если оператор не может сам дать пассажиру нужную информацию, то его переключают на справочную службу метрополитена».

На другом рабочем месте идет мониторинг видеокамер, установленных в вагонах. На мониторе у оператора – схема линии, на которой видно положение состава в данный момент времени. Кроме видеокамер, при необходимости можно также подключиться к переговорам по связи «пассажир-машинист». Если поступило сообщение о неисправности – реагирует сам машинист. Если криминал – операторы СЦ связываются с дежурной частью ОВД на метрополитене, сообщают номер вагона, номер маршрута, на каком удалении он находится от ближайшей станции, и полиция принимает необходимые меры.

По словам главного инженера СЦ, системы видеонаблюдения в поездах функционируют на Кольцевой, Сокольнической и Замоскворецкой линиях. Причем камеры установлены не только в вагонах, но также в кабине машиниста и в голове состава – как правило, записи с них используют при расследовании несчастных случаев.


Изображение с камер, установленных в кабине машиниста и на головном вагоне. © Антон Тушин/Ridus.ru

Смена оператора — 12 часов. Работа это непростая, требующая предельного внимания и концентрации. Да и нервная тоже – если пассажир «на эмоциях», зачастую бывает трудно понять, что именно произошло. В течение нескольких секунд оператору надо трезво оценить информацию и принять решение – к каким службам обратиться.

Изображение с любой камеры можно вывести на большие мониторы. Мне удалось лично понаблюдать, как сотрудники Центра реагируют на ЧП: мы видим на экране, что на «Петровско-Разумовской» всех пассажиров высаживают из состава.


Мониторы. © Антон Тушин/Ridus.ru

— Машинист обнаружил неисправность АРС – системы автоматического регулирования скорости, которая обеспечивает безопасность движения, заменяя собой светофоры, — говорит Людмила Николаевна. – Через АРС состав получает информацию, сколько впереди свободного пространства, и система выдает ему скорость, с которой он может безопасно следовать. Это повышает пропускную способность – поезда ходят чаще. Состав с «Петровско-Разумовской» сейчас отправят в депо, откуда уже вышел резервный поезд, чтобы не нарушать интервал. Мы всегда стараемся доставлять как можно меньше неудобств пассажирам.

Так что теперь, беззаботно шествуя по станции или прикорнув на сиденье в вагоне, знайте – за вами незримо следят сотрудники Ситуационного центра Московского метро. Случись что – они подскажут, помогут, спасут.

Благодарим пресс-службу ГУП «Московский метрополитен» за помощь в организации репортажа.


Рабочее место оператора СЦ. © Антон Тушин/Ridus.ru

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ridus.ru

25
    +7 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Ridus
          • домен ridus.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции