html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Сергей Зятьков: «Среду, в которой хотелось бы жить, можно и нужно создавать самим»

В галерее современного искусства «Стерх»  уже не первый год (сначала заведующим отделом  новых технологий, а сейчас — заместителем директора по проектной деятельности) работает композитор Сергей Зятьков, музыку которого играют не только в России, но и за рубежом (подробнее с ней можно ознакомиться здесь). Его творческий путь в Сургуте начался в 1998 году с сольного концерта в Сургутском музыкальном колледже. Позже, в 2001, 2009 и 2010 году, произведения  композитора  исполнял Сургутский симфонический оркестр, а Сургутский музыкально-драматический театр  поставил с его музыкой в 2002 году спектакль «Чудо св. Антония». Из последних творческих «всплесков» хочется выделить концерты в «Стерхе», где произведения автора сыграли «Московский ансамбль современной музыки» и «ГАМ-ансамбль». Ваш покорный  слуга поговорил с Зятьковым о современном искусстве, о том, чего не хватает Сургуту и как он относится к тому, что Pussy Riot посадили на два года.

— Насколько работа в «Стерхе» интересна композитору?
— Галерея современного искусства — это среда, благоприятная для композитора, если он придумывает проекты, находит общие интересы с творческими людьми. Это, конечно, не отменяет других бумажных чиновничьих дел, но, если чувствуешь, что начинаешь черстветь на службе, всегда можно пойти и отвести уроки оркестровки или истории музыки ХХ века. А вообще, это уже почти закон нашего времени: если хочешь не только сочинять, но еще и слушать свою музыку – будь добр, займись организацией всего процесса.

Например, администрируй концерты фестиваля «СтерхФест», сколачивай сцену музыкантам и расставляй им пюпитры и микрофоны. Жаль, что галерея не имеет камерного зала с роялем и светом (проект реконструкции лежит уже 12 лет). Это, конечно, не останавливает музыкантов, таких как «МАСМ» и «ГАМ-ансамбль» к нам приезжать — творческое общение превышает моральные и физические затраты.  В галерее в эти дни — люди, встречи, хорошая живопись, классные лекции, все летают — всё летает. Я благодарен команде «Стерха» и лично Ларисе Николаевне Гуровой за поддержку композитора-администратора и, самое главное, за самоотверженную любовь к современному искусству, редкую на всех широтах.

— А как вас вообще занесло в Сургут и почему вы решили здесь остаться?
— В 1997 году уехал с семьей из депрессивного Кургана в Сургут, где были друзья. «Приехали на год, остались навсегда». Уехали, вроде, в глубинку, а мир оказался ближе – стали возможны поездки, новые контакты. Остались в Сургуте – появилась возможность работать в сфере культуры и содержать семью.

— Насколько важным вы считаете то, что делает галерея «Стерх»? Ведь, согласитесь, все эти выставки и фестивали довольно спорны и многих вводят в недоумение.
— Вводят в не меньшее недоумение зоопарковые выставки, без которых нам не поддержать остатки профессионального искусства и не привезти то лучшее, что сегодня имеем (благо, что художники культурных центров не жадные — дают еще для выставок свои работы бесплатно). У нас большинству есть куда пойти, а вот меньшинству… Комплимент недавно получили (от меньшинства): «А я думал, что ваш музей – обычный тухляк». Город стал замечать галерею как раз не по выставкам пейзажей и камней-самоцветов, а по пусть спорным, но зато интересным проектам программы «Рельефы цвета», которая, кстати, в ноябре будет снова. Если наши выставки многих вводят в недоумение, значит, многие к нам ходят.

Сергей Зятьков родился в Кургане в 1969 году. Окончил Уральскую консерваторию (класс композиции И.В. Забегина). В 1990—1992 гг. работал заведующим музыкальной частью Курганского областного драматического театра; в 2001—2003 гг. был руководителем ансамбля в Сургутском театре. С 1997-го преподает в Сургутском музыкальном колледже, с 2003-го работает в галерее современного искусства «Стерх». Участвовал в семинарах Международного фестиваля «Звуковые пути» (Санкт-Петербург) и В. Екимовского в Доме творчества композиторов «Руза» (2004 г., 2006 г.), летних курсах новой музыки в Дармштадте (Германия, 2010 г., 2012 г.). Член Союза композиторов России. Лауреат Международного конкурса композиторов в Йиглаве (Чехия, 2006 г.). Музыка Зятькова звучала в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сургуте, Кургане, Ростове-на-Дону, Риге, Лондоне. Среди исполнителей его сочинений — ансамбли «Студия новой музыки», «Романтик-квартет», «ГАМ-ансамбль», «МАСМ», Ф. Амиров (лауреат конкурса им. Чайковского), А. Загоринский (заслуженный артист России, солист Московской филармонии), симфонические оркестры Сургутской, Омской, Тамбовской, Новосибирской филармоний.

— В России огромное количество композиторов, о которых никто не знает и, наверное, не узнает. Как вы считаете, как эту ситуацию можно преломить?
— Узнают, если композитор сам себя ощущает композитором. Профессиональное сообщество вполне внимательно «отсматривает» новую музыку, но скупится на отзывы — на это времени уже не хватает. Да, кого-то из достойных авторов мы действительно и не узнаем, но от этого хуже не композитору, а слушателю – он не навестит планету, на которой дух и чувства могут освежиться. Что касается «преломить ситуацию», то проблема того, чтобы в обществе нормально функционировало искусство, — из числа глобальных. В нашей стране должна для этого быть совершенно другая атмосфера, которая и приведет к изменениям. Было у меня недавно странное впечатление. Стою я в сквере германского городка и не понимаю, почему люди (просто прохожие, всех возрастов) могут час (!) тихо стоять и просто погружаться в звуки, слушая уличные музыкальные перформансы. Откуда эта потребность? Как такое возможно? Это было прекрасно. Подобное, конечно, надо и можно сделать в нашем Кедровом логу. Этакое невидимое музицирование. Среду, в которой хотелось бы жить, можно и нужно создавать самим.

— Вообще, на ваш взгляд, в чем сложность сочинения современной музыки? Там же зачастую совершенно другие гармонии с какими-то невообразимыми то ли нотами, то ли формулами.
— На самом деле проблемы творчества и художника одни и те же и не зависят от форм фиксации. Просто сейчас экспериментаторы уделяют больше внимания связи музыки с медиа, а также работе не только с акустическими инструментами, но и с электронными. Еще, возможно, из-за простоты некоторых «актуальных» форм высказывания в современном искусстве более остро стоит проблема сохранения базового ремесла, которое всегда было универсальным и само по себе являлось искусством.

— Говорить о том, что «актуальная» сейчас музыка станет классикой лет через сто, уместно? Или она так и останется в своем времени?
— Прошло сто лет после «Черного (красного, белого) квадрата» и писсуара R.Mutt 1917 года, а оценки этих артефактов до сих пор очень разнятся у глубоких умов и профессионалов от искусства. Сто лет — уже не срок для истории. Конечно, отбор всегда работает, но слушать мы будем не только лучшие образцы. Плохо, если это происходит из-за отсутствия вкуса, и нормально, если при этом осуществляется самоидентификация с неизвестным рисунком неизвестного художника, а не обязательно шедевром обязательно гения. И из сора что-то важное может вырасти — Ахматова не даст соврать («Когда б вы знали, из какого сора, растут стихи...»). Правда, только если с сором работаешь, а не хаваешь, как пипл.

— Как вы думаете, стоит ли, например, в Сургутском музыкальном колледже открыть композиторское отделение?
— Лет 10-15 у меня были ученики по композиции в ДМШ, но их сейчас мало и становится все меньше. Я никогда не отказываю в консультации, если в ней нуждаются. Мышление в таком внутреннем деле всегда сложно без помощи извне. В целом спроса на обучение академической композиции в Сургуте не видно. Композиция официально не является профессией в России. Есть, правда, любительский интерес рокеров к творчеству, но контакты вряд ли будут нам взаимно интересны.

С 22 по 24 ноября в галерее современного искусства «Стерх» пройдет очередной фестиваль. Сургутян ждут рельефные картины из Санкт-Петербурга, персональная выставка художника, много лет учившего рисовать слепых людей — сам он большой мастер живописи, «ГАМ-ансамбль» из Москвы, премьера медиа-оперы Сергея Зятькова «Мусин треск», концерт тибетского пения (пять басов), курсы сказкотерапии и многое другое.

— К нам приезжал «ГАМ-ансамбль», да и вообще на фестивалях «Стерха» сургутяне наконец-то познакомились с «актуальной» современной музыкой. Почему бы не собрать коллектив единомышленников в Сургуте, создать ансамбль и заниматься популяризацией такой музыки? Могли бы и «очагом возгорания» стать?
— Говорить, что сургутяне познакомились с «актуальной» музыкой — значит несколько преувеличивать. Концертов было за три года — восемь, в зале 60 мест, публика не постоянна и иногда обманывается в своих ожиданиях. Оп! Культурная революция переносится на неопределенный срок. Что касается исполнения современной музыки, кроме деклараций очень одиноких единиц музыкантов дело пока не идет. Причин несколько. Во-первых, «хорошая» нагрузка на работе (в Таиланде, например, хочется позагорать). Во-вторых, как проникнуться такой музыкой в Сургуте, если даже, например, в питерской консерватории, по свежим данным, только процентов двадцать студентов-композиторов ее, «страшную», слушают и пытаются делать. Это, конечно, отнюдь не говорит о том, что горожане не имеют права услышать живую современную музыку (разного качества, да и как иначе отбор произойдет?) и своих сургутских композиторов. Кстати, хороший повод огласить имена современных классиков. Итак, после Шостаковича и Гаврилина имеем следующий канонизированный миром ряд: Лигети, Ксенакис, Лахенман, Сильвестров… Пора вешать портреты в музыкальных классах.

— Как вы относитесь к тому, что чистого жанра сейчас, по сути, нет? Везде смешение музыки. Даже в современной классике (если так можно выразиться) можно обнаружить нотки рока, джаза и т.д.
— Если смешение разрушает жанр (например, акционизм совсем заменяет технику игры в академическом жанре) — отношусь негативно, если обогащает (расширенные инструментальные техники в джазе) – да, движение есть.

— А вы сами на какой музыке выросли?
— Поначалу, скорее, зацепили тембры, чем осозналась музыка – орган и клавесин по радио. В музыкальном училище слушал одну классику, не без снобизма (но ходил на диспут в городской рок-клуб, смотрел с удовольствием выступления агитбригад), самостоятельно переслушал много западной и советской музыки ХХ века. С консерваторских лет общение и взаимообогащение заметно скорректировали кругозор. После фольклорной экспедиции по Уралу иначе стал слышать этно, после работы завмузом в курганском театре драмы все жанры стали хороши. Лет восемь назад рост продолжился – после композиторских семинаров в Рузе, интенсивного обмена партитурами в интернете. Это была снова учеба. И, конечно, без живых концертов в Германии (за два года прослушал их около восьмидесяти) сложно было бы получить более объективный взгляд на современные музыкальные процессы. Оглядываясь назад, вижу, что питали меня больше всего Веберн, Крам, Фелдман.

— С точки зрения любителя современного искусства, что бы вы изменили в нашем городе? Может, Сургуту нужны какие-то необычные скульптуры или уличный фестиваль, например?
— Вспомнилось. «ГАМ-ансамбль» играл на улицах в Нижнем Новгороде и в Новосибирске – актуальное искусство приходит к людям в дни фестивалей. Если говорить про город и музыкальную жизнь – «за всю Одессу» не скажу, но очень хочется, чтобы в городе были, наконец, концертные залы и не замученные педчасами, заполнением журналов и тому подобным музыканты, проявляющие творческую инициативу себе в радость.

— Мы в «Новом Городе» с различными деятелями современного искусства недавно рассуждали о том, является ли то, что сделали Pussy Riot, творческим актом. А вы как считаете? Как вы вообще относитесь к тому, что произошло. Наказание соразмерно их поступку?
— Мне ближе оценка их акта как проявления юродства (общественной функции, всегда необходимой на Руси), с чем согласны и сами Pussy Riot. Поначалу я воспринял их поступок как мелкое хулиганство, но после госпиара акции понял, что дело уже не в них, а в нарастающем расколе нашей страны. Это тревожно. Считаю, что после полугода несвободы еще срок — это, знаете, уже пахнет инквизицией.

И, как говорится, на любителя.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с reaktivist.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • reaktivist
          • домен reaktivist.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции