html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Битва экранов // Канн-2018 стал отражением глобальной войны за зрительскую аудиторию

Канн-2018 стал отражением глобальной войны за зрительскую аудиторию

Стартующий на днях 71-й Международный Каннский кинофестиваль запомнится не только громкими премьерами и знаменитыми именами, но и новыми запретами. С подробностями — Кирилл Журенков и Татьяна Розенштайн.

С этого года не ищите в соцсетях селфи с красной дорожки Канна: фестиваль вводит запрет на эту популярную забаву. Говорят, селфи давно раздражали генерального директора фестиваля Тьерри Фремо, и вот Канн перешел к активным действиям. Сам запрет Фремо объясняет просто: селфи задерживают проход гостей по красной дорожке, они вульгарны и создают "грандиозный беспорядок". Насколько более чинной станет эта традиция в нынешнем году — можно будет убедиться уже 8 мая.

Однако это еще не все нововведения. Другой свежий запрет неприятно удивил журналистов: для них отменили допремьерные пресс-показы. И снова дадим слово Тьерри Фремо: его идея в том, чтобы сделать гала-премьеры "сердцем фестиваля". Однако предшествующие им пресс-показы зачастую сопровождаются свистом и улюлюканьем критиков и это заранее расстраивает самих творцов. Теперь же пресс-показы будут проходить параллельно с премьерой!

К тому же Фремо считает, что мы живем в новом мире, где мнение о фильме выкладывают в соцсети сразу после финальных титров. Однако твит и критическая статья — не одно и то же, и сам директор вполне готов подождать денек, чтобы прочесть ее в печатном виде.

Бой с тенью

Впрочем, самой скандальной новостью, связанной с фестивалем, стало противостояние между Канном и стриминговым гигантом Netflix — этот конфликт, ни много ни мало, должен определить контуры мировой киноиндустрии на ближайшие годы. Разберемся.

Когда в прошлом году на экране главного каннского кинозала "Люмьер" возник логотип стримингового сервиса Netflix, в зале, полном кинокритиков, раздались свист и крики. Конечно, о причинах недовольства можно только догадываться (имела место техническая неисправность во время показа). Однако сам факт символичен: современный кинематограф переживает масштабные перемены, связанные с появлением стриминговых сервисов. На нынешнем, 71-м Каннском фестивале этот конфликт перешел в горячую фазу: согласно новым правилам фестиваля в конкурсе могут участвовать только те фильмы, которые были показаны во французских кинотеатрах. Интрига в том, что согласно французскому законодательству после появления на экранах фильм не должен демонстрироваться онлайн в течение... 36 месяцев. Для стримингового гиганта, ратующего за выпуск фильмов в интернете одновременно с кинотеатральной премьерой, это стало принципиальным препятствием: сервис отозвал сразу несколько картин, которые собирался представить в Канне.

Теперь конкурс не досчитается нового кино от лауреата "Оскара" Альфонсо Куарона или от Пола Гринграсса, известного автора фильмов о Борне. Не покажут в Канне и легендарную ленту Орсона Уэллса "Другая сторона ветра" — эту кинокартину, которую не успел завершить классик мирового кинематографа, доделали благодаря поддержке Netflix.

В проигрыше в результате все: как отмечают эксперты, стриминговому гиганту теперь будет сложнее привлекать в свои ряды звезд, ведь, связавшись с ним, они могут остаться без фестивальных премьер. Но может проиграть и Канн, если кто-то из основных конкурентов, например Венецианский фестиваль или фестиваль в Торонто, подсуетится и примет стриминговые премьеры у себя. Однако, похоже, о выгодах уже никто не думает, ведь на кону будущее киноиндустрии в целом.

Карточный домик перемен

— Я никогда не видел руководителей киностудий настолько напуганными и неуверенным, как сейчас,— утверждает в интервью CNN Бен Фритц, автор книги "Большая картина: сражение за будущее кинофильмов". И предлагает взглянуть на то, как много подписчиков у современных сервисов потокового видео (предоставляющих видеоконтент в интернете по подписке), как быстро они растут и как много денег могут потратить. Даже крупняки вроде Warner или Disney понимают, что не могут с ними соревноваться. А ведь еще несколько лет назад никто не рассматривал эти сервисы всерьез...

Символом грядущих перемен стал созданный Netflix сериал с Кевином Спейси "Карточный домик": после его выхода стало очевидно, что у стриминговых компаний есть далеко идущие планы — они хотят сами создавать свой контент!

Сказано — сделано: сегодня громкими сериалами от интернет-гигантов уже никого не удивить. "Очень странные дела", "13 причин почему", "Жан-Клод Ван Джонсон" и "Сорвиголова" — все это создано вне традиционной телеиндустрии...

Следом революция добралась и до кино: другой стриминговый сервис, Amazon, стал первой в истории интернет-компанией, чей полнометражный фильм ("Манчестер у моря") получил номинацию на "Оскар". А Netflix, в свою очередь, "приютила" новый фильм самого Мартина Скорсезе — "Ирландец". Только представьте: долгое время в киноиндустрии всем заправляли крупные кинокомпании — это они определяли, что и кому снимать, финансировали съемки, договаривались с кинотеатрами и получали прибыль. И вдруг в эту систему вклинился новый игрок — сервисы потокового видео. В чем секрет? Оказывается, все дело в новой схеме финансирования кино.

Ищите деньги

На чем, в очень грубом приближении, держится современный кинематограф? Ответ банален — на блокбастерах. Большие студии эксплуатируют популярные франшизы и боятся рисковать — этим объясняется засилье различных сиквелов и приквелов, а также популярность экранизаций бесконечных комиксов про супергероев. В такой системе ключевое значение имеет успех каждого конкретного фильма: известны случаи, когда провал дорогостоящих картин ставил их производителей на грань разорения, и экспериментировать больше никто не хочет.

А теперь следите за руками: как объясняет Бен Фритц, стриминговым сервисам, по сути, не важно, принесет ли прибыль конкретный фильм. Им важно только одно — чтобы вы захотели посмотреть этот фильм, подключились к сервису, оценили его удобство и остались в числе подписчиков. Не случайно стриминг-сервисы сегодня активно привлекают так называемые инди-фильмы, то есть независимое кино, снятое без поддержки крупных студий. Более того, они легко перекупают кинозвезд, потому что могут сразу выписать крупный чек, а не обещать долю от потенциальной прибыли в будущем.

В выигрыше не только киношники, это в каком-то смысле удобнее зрителям. Раньше любителю кино надо было ждать много месяцев, прежде чем новинка появится на DVD или в интернете. Альтернативой было сходить в кинотеатр. Но что делать, если кинотеатр далеко?

Теперь же стриминг-гиганты предлагают посмотреть новинку сразу после выхода — прямо в интернете, и это удар не только по традиционным студиям, но и по пиратам, спекулирующим на желании людей поскорее посмотреть кино, о котором говорят.

Парадокс ситуации в том, что в этой бизнес-схеме придется подвинуться... старым добрым кинотеатрам. Именно они и стали камнем преткновения между стриминговыми сервисами и Канном.

Последний киносеанс

Основная идея Netflix — отказаться от кинотеатрального окна. Так называют период, когда фильм можно увидеть только в кино и нельзя посмотреть дома. Netflix невыгодно ждать, пока кинотеатры снимут свой куш, и он предлагает простой выход: выпускать фильмы одновременно — и в кинотеатрах, и в интернете. Штука в том, что это перечеркивает всю нынешнюю модель кинематографа, где мерилом успеха являются кассовые сборы, особенно в первый уикенд.

Речь, впрочем, не только о деньгах, но и о философии киноиндустрии в целом: в сухом остатке стриминг-гигант намекает на отказ от коллективного просмотра фильмов в кинотеатре в пользу просмотра дома, только коллективного уже в другом смысле — одновременно со всей планетой. Один из аргументов Netflix бьет наповал: если похожих ограничений нет ни в одной другой арт-индустрии, зачем терпеть их в кино? Кинотеатры, разумеется, против этих нововведений и уже успели поссориться с сервисом. На их стороне и известные кинодеятели, например режиссер Кристофер Нолан.

— Когда я начинал карьеру в 1990-х, для любого киношника выпуск проекта сразу на видео был настоящим кошмаром. В этом нет ничего нового,— уверен режиссер.

Похоже, ту же идеологию исповедует и Тьерри Фремо, для которого показ в кинотеатре — это краеугольный камень современного кино. Темнота кинозала, стрекотание проектора... За этой простой картинкой — целая культурная традиция, а во Франции такие традиции строго чтят. Занятно, что Канн пытался найти компромисс и предложил Netflix внеконкурсную программу, но это уже не устроило сам стриминг-сервис. Новым игрокам важен творческий аспект: Стивен Спилберг недавно заявил, что считает фильмы, снятые при поддержке интернет-компаний... телевизионным кино. Мол, для телевизионного "Эмми" в самый раз, но до крупных киносмотров пока не дотягивают. Вот почему участие в основном каннском конкурсе для того же Netflix принципиально!

Впрочем, на Канне свет клином тоже не сошелся. Эксперты уже вовсю строят футуристические прогнозы: например, The Guardian задается вопросом, а не возникнет ли в результате этого конфликта свой, отдельный стриминговый кинофестиваль? Возможно, фильмы, сделанные стриминг-сервисами, даже станут отдельным киножанром...

Ну а пока эксперты размышляют о будущем, в прессе появились слухи, что Netflix... собирается прикупить себе сеть кинотеатров. Борьба за будущее кино продолжается.

Кирилл Журенков; Татьяна Розенштайн, Канн

Не упускай из виду

Детали

Какие фильмы нельзя пропустить на Каннском кинофестивале и почему

Каннский фестиваль откроет картина иранского режиссера Асгара Фархади "Все знают" с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом. Помимо него в конкурсной программе в этом году 18 фильмов, в том числе и фильм Кирилла Серебренникова "Лето" (сам Серебренников сейчас находится под домашним арестом). Сюжет основан на малоизвестных фактах биографии Виктора Цоя и рассказывает о ленинградской рок-сцене начала 1980-х. В конкурсной программе также представлена картина "Три лица" иранского режиссера-диссидента Джафара Панахи, которому запрещен выезд из страны и который до недавнего времени тоже был под домашним арестом. Среди фаворитов конкурса и остросоциальная драма Стефана Бризе "На войне" с Венсаном Линдоном в главной роли, которая рассказывает о борьбе рабочих за спасение своего обанкротившегося завода. Из других конкурсных премьер Каннского фестиваля — новые работы Спайка Ли, Цзя Чжанкэ, Хирокадзу Корээда, Маттео Гарроне, Жана-Люка Годара, Дэвида Митчелла Робертса, Павла Павликовского, Аличе Рорвакер и других известных мастеров мирового кино.

Из российских работ, кроме "Лета", в программе киношкол Cinefondation участвует 28-минутная картина выпускника московской школы нового кино Игоря Поплаухина "Календарь" — о женщине, которая раз в несколько месяцев отправляется в авантюрные путешествия. Наконец, еще один "русский след": российский режиссер Андрей Звягинцев, получивший в прошлом году приз жюри за фильм "Нелюбовь", вошел в жюри 71-го Каннского фестиваля. Возглавляет его в этом году актриса Кейт Бланшетт.

Вне конкурса Каннский фестиваль покажет новый фильм Ларса фон Триера "Дом, который построил Джек" с Умой Турман и Мэттом Диллоном в роли серийного киллера. Триер стал "нежелательным лицом" в Канне в 2012 году за высказанные в шутливой форме симпатии к Гитлеру. В этом году организаторы фестиваля пытались "реабилитировать" Триера, но в результате договорились пока лишь о внеконкурсном участии. Вне конкурса также покажут новую документальную ленту Вима Вендерса "Человек слова", посвященную папе Франциску. Программа "Особый взгляд" откроется 9 мая фильмом Сергея Лозницы "Донбасс".

Подготовила Татьяна Розенштайн

Этапы большого кино
Хронология

"Огонек" вспомнил технологические новинки и масштабные тенденции, которые меняли индустрию кино

Основные вехи в развитии киноиндустрии

1895 год — подача патента на изобретение синематографа братьями Люмьер

1917 — появление технологии получения цветного киноизображения "Техниколор"

1927 — премьера фильма "Певец джаза", начало эры звукового кино

1930-е — появление технологии создания спецэффектов "хромакей" (или синий экран)

1946 — впервые проведен Каннский кинофестиваль, один из старейших в мире

1950-е — широкоэкранный бум, вызванный конкуренцией кинематографа с телевидением

1980-е — распространение видеокассет, эра домашнего видео

1998 — выход фильма "Блейд", с которого начался феноменальный успех комиксов Marvel в кино

2000-е — распространение DVD

2009 — выход в свет фильма "Аватар", новая эра 3D-кино

2010-е — начало бума стриминг-сервисов

Источник: соб. инф., отдельные даты взяты из концепции продюсера Адама Лейпцига

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruogoniok
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции