html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Без будущего. Культура и время»: Нет — и не надо


«Без будущего. Культура и время». Михаил Ямпольский. СПб.: Порядок слов, 2018

Будущее исчезло, — сообщает в своей новой книге философ, историк искусства и культуролог Михаил Ямпольский — подробно объясняя, почему. Новость, казалось бы, ошеломительная, но социальные катастрофы такого масштаба давно вошло в традицию констатировать тоном насколько возможно невозмутимым. Почти полтора века, как умер Бог. Полвека — как автор. Четверть, как приключился конец истории. Самое время привыкнуть. А вот куда подевалось будущее — вопрос и в самом деле интересный. Как и любой из тех, на которых останавливает своё внимание Михаил Ямпольский, автор более чем двух десятков по-настоящему интересных книжек по самым разным гуманитарным дисциплинам, включающим историю кино и просто историю, философию и социологию, филологию и ещё множество синтетических и пограничных.

Неуютное ощущение «утраты будущего» начинает вербализоваться вскоре после Второй мировой войны. «Нашему наследию не предшествует никакое завещание», — этой цитатой из Рене Шара Ямпольский отмечает момент внезапной растерянности перед осознанной вдруг неопределённостью настоящего. Тот же разрыв континуальной традиции фиксирует и Ханна Арендт в книге «Между прошлым и будущим», регистрируя факт обессмысливания привычных «нравственных сокровищ», которые в миг утраты сущностного содержания обнаруживают свою функцию незаменимых инструментов проектирования будущего. Двигаясь рывками, прогресс нарушает априорную непрерывность линейного времени, и вековая система приходит в негодность — точно термометр, в трубке которого от перепадов расслаивается ртуть.

Привычная концепция линейности, где настоящему предшествует прошлое, а само оно предвосхищает и моделирует будущее, до некоторой степени предсказуемое, сформирована исторической наукой и связана напрямую с идеей прогресса, утверждённой философски в Эпоху Просвещения. Одновременно был утверждён и тот самый свод «нравственных сокровищ», как то: добродетель, общественное счастье, свобода и т.п. Разучившись пользоваться инструкцией по их употреблению — «как», — цивилизация в тот же момент потеряла из вида и цель — «что». Проектируя эту философскую ситуацию на экран сегодняшней общественной жизни, мы видим, как отказ от правил и пренебрежение институциями, продиктованные усталостью от слишком формализованной либеральной нормы, стремящейся защитить законодательно каждую завоёванную свободу или выстраданное ограничение, обеспечивает мгновенный консервативный разворот. Вектор развития меняет направление от будущего к прошлому, и время перестаёт быть только физической категорией, перемещаясь в плоскость социальную, культурную и, если угодно, нравственную — просто потому, что обращённость в прошлое влечёт за собой опасность его пересмотра, подгонки к обстоятельствам и выгодам сегодняшнего дня.

Понятие времени Ямпольский, вслед за Хайдеггером, увязывает с историей как «совокупностью событий и фактов», выявляющей «объективацию духа в течение времени», так что всё, что не вписывается в складывающуюся структуру, остаётся историей не востребовано, сохраняясь в некоем маргинальном околоисторическом пространстве-«чистилище», именуемом памятью. Здесь как тень отца Гамлета возникает призрак последней книги Марии Степановой «Памяти памяти», фаворита короткого списка премии Пятигорского, автор которой занят буквально обратным, приводя к единому масштабу память и историю и формируя тем самым индивидуальное, субъективное историческое пространство. Возможно, именно этот подход лучше любого другого решил бы проблему отсутствия общего будущего (если таковая требует решения), заменяя его равнозначным — частным, но добросовестно отрефлексированным в ракурсе большой истории, а потому имеющим все основания претендовать на универсальность. Думается, что такая модель творчески осмысленного будущего, пропущенного через «чистилище» памяти-совести, может притязать на объективность ничуть не хуже, чем выстроенная на фундаменте исторической статистики и систематизации.

Вместе с тем Ямпольский справедливо предостерегает от соблазнов «мифической памяти, противостоящей структурному знанию», указывая в качестве примера «обвиняющую память жертв» и приводя разные точки зрения на вопрос, бытующие в современной исторической и философской науке. Но самое важное наблюдение касается государства, играющего «принципиальную роль нормализации памяти в исторических нарративах, чаще всего обслуживающих его нужды». «Даже глубоко укоренившаяся в западном сознании память о Холокосте», — подчёркивает он, «имеет политическую функцию. Как заметил Энцо Траверсо, „Холокост обеспечивает сакрализацию основополагающих ценностей либеральных демократий — плюрализма, терпимости, прав человека. Чья защита принимает форму секулярной литургии памяти“». В то же самое время может происходить и параллельный злокачественный процесс — «непропорционального возрастания» роли памяти в момент, когда государство не может гарантировать внятного будущего. Именно это, по мнению автора, происходит в сегодняшней России.

История имеет ритмическую структуру, и время само по себе — вместилище ритма, который Хайдеггер считал «истоком бытия и времени, которое от него неотделимо». Утрата будущего — прямой результат изменения этого ритма. Сама собой прослеживается аналогия с современной поэзией, где метрическая инерция слабеет и отмирает, уступая место верлибру с его индивидуальным, однократным ритмом, никак не предсказуемым извне. Разочарование в утопиях, сколь угодно стройных, разрушает механизм построения будущего, тем самым страхуя от новых сверхценных идей. Возможно, полиритмия — это и есть способ самосохранения цивилизации на участке «между эпохами»: волей-неволей приходит на ум команда «не в ногу», отдаваемая на мосту строю солдат с целью избежать опасного для конструкции резонанса. С другой стороны, хаотичное наложение ритмов существенно усложняет процесс умопостижения реальности, лишая её рациональной упорядоченности. Хочется верить, однако, что речь не о хаосе, но о порядке следующего уровня. Полиритмия не создаёт единого вектора времени и не даёт простых ответов на сложные вопросы. Зато она констатирует неисчерпаемое настоящее — в котором, так или иначе, пора научиться жить.

 

Книга Михаила Ямпольского «Без будущего. Культура и время» доступна в магазине издательства «Порядок слов».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции