html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Бессмертный приговор // Алексей Васильев об аниме с русскими корнями

Алексей Васильев об аниме с русскими корнями

В прокат выходит аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания», дебют 42-летней сценаристки Мари Окады, рассказывающий судьбу человека глазами бессмертной девушки-йольфа, с философскими отсылками к «Солярису» Тарковского и визуальными цитатами из советской анимации 50-х. В паре с недавним «Твоим именем» Макото Синкая «Прощальное утро» имеет все шансы победить в сознании российского зрителя миф об аниме как о субкультурном продукте

Часто ли вам доводится смотреть двухчасовой фильм почти всю дорогу мокрыми от слез глазами? Часто ли вам приходится в кино увидеть мир так, как, по словам Тарковского, видели его Бах и Леонардо, как видел его сам Тарковский, по крайней мере, в «Солярисе» — словно в первый раз и снаружи? И как часто, завершив просмотр фильма, отвечающего этим двум условиям, вы вспоминали слова Габена: «Для того чтобы картина удалась, нужны только три вещи: хорошая история, хорошая история и хорошая история»? Это тройное сальто — слезы и взгляд из вечности, обеспеченные исключительно силой хорошей истории,— выполнено в японском мультфильме «Укрась прощальное утро цветами обещания», что позволяет с чистым сердцем рекомендовать к просмотру режиссерский дебют 42-летней сценаристки, настолько преобразившей мир аниме, что шесть лет назад президент студии P.A. Works Кэндзи Хорикава сказал о ней: «Теперь больше всего на свете я мечтаю увидеть фильм 100-процентного авторства Мари Окады». И вот — всего спустя два месяца после японской премьеры — этот фильм перед вами.

Стабильность присутствия актуального аниме на афишах наших многозальников в этом сезоне обеспечил беспрецедентный и внезапный успех мультфильма «Твое имя» Макото Синкая, этого «бескомпромиссного романтика японской мультипликации», как его справедливо позиционировали сами прокатчики. Но Синкай, накручивающий по экрану вариации на тему «где-то есть твоя вторая половина» строками СМС, пульсом входящих писем и лентами полотна метрополитена,— гений. Как в свое время бума на одного Альмодовара не хватило, чтобы надолго пробудить стабильный интерес к испанскому кино в целом, так одного гения Синкая недостаточно, чтобы выудить аниме из рамок нишевого предложения для специально помешанных. Никто и не рассчитывал, что так скоро подоспеет тяжелая артиллерия в лице Мари Окады. Помимо того что, как и Синкай, она художник своей темы, в «Прощальном утре...» есть не то чтобы русский след, но некий общий шов, который позволяет российскому зрителю беспрепятственно встраиваться в образную систему ее картины.

Начнем с того, что следы не случайно упомянутого «Соляриса» Тарковского обнаруживают себя во всех ключевых работах Окады-сценариста. Как Хари навещала Криса на станции, навещает в «Невиданном цветке» (2011) затворника-старшеклассника его любимая девочка, которая погибла сразу после того, как он с ней плохо поговорил — и не успел взять свои слова обратно. И как общение с копией погибшей жены станет залогом возвращения очеловеченного Криса к людям, так настойчивые визиты потусторонней гостьи помогут вернуться в социум этому хикикомори, как называют в Японии новую большую группу людей, старшим из которых сейчас уже в районе сорока, социофобов, с подросткового возраста не покидающих своей квартиры. Кстати, сама Окада была хикикомори первого призыва, о чем она поведала в прошлогодней автобиографии с говорящим названием «Как я начала с того, что бросила ходить в школу, а пришла к написанию сценариев „Невиданного цветка" и „Сердце хочет кричать"».

В «Невиданном цветке» студийное руководство увидело настолько личный заряд, что, вопреки протестам Окады, снарядило художников в ее родной горный городок запечатлеть и его, и даже дом, откуда отказывалась выходить Окада-школьница, в качестве места действия для фильма — ведь аниме пребывает в поиске новых локаций точно так же, как игровое кино, и рисуют их с натуры. Ее совсем недавняя «Затерянная деревня» (2016) — это уже чистый высокогорный «Солярис»: там речь идет о блуждающей деревушке-призраке, в которой каждого настигают образы их самой жгучей и подавляемой душевной травмы. Способ одолеть призрака — принять свою боль и жить с ней дальше, не отталкивая. И это как раз магистральная личная тема Окады, сочиняет ли она готскую историю про викторианскую Англию «Темный дворецкий» (2008), в которой шерлокиана словно выворачивается наизнанку и в уголовных делах все дело оказывается не в кознях злоумышленников, а как раз в собаке-призраке, или душевнейшую бытовую комедию «Кошечка из „Сакурасо"» (2012) про студентов художественного училища, настолько асоциальных, что их выселяют из общежития в пансион для «особо двинутых» (хикикомори там тоже есть).

Боль, на принятие которой замахнулась Окада в своем режиссерском дебюте,— это ни много ни мало всеобщая и всегдашняя боль — та, что идет от осознания конечности бытия, нашего и наших близких. И здесь Окада придумала нехитрый ход: жизнь человека пробегает перед ней, увиденная глазами существа долговечного. Есть такая раса ткачей полотна времени, йольфов, которые живут многие сотни лет. К ним врываются люди, чтобы похитить их девушку и, скрестив с наследным принцем, вывести расу вечных людей. В ходе погрома 15-летняя героиня-йольф оказывается одна в мире людей и подбирает младенца, который плачет в мертвых объятиях убитой разбойниками матери. Она растит его как сына. Щекочет. Работает ради него до седьмого пота. Говорит, хоть бы ты навсегда остался маленьким и так же пах солнышком. Он в ответ кричит — нет, я обязательно вырасту, чтобы стать большим и защищать тебя! А потом вырастает. И вырываются обычные слова подростка: «Ты мне не мать! Ты мне никто!» Потом — возвращения домой пьяным. Потом — уход из дома. Война. И крик раненого: «Не уходи, прошу тебя! Мама!» Своя семья. Труд до седьмого пота. Смерть любимой. И так далее — пока на кровати не дожидается последнего вздоха старик, а держать его за руку приходит все та же молодая и прекрасная «мама». Или это последнее, что померещилось его глазам. Обычная история. Если не боль взаимного непонимания — то заботы о хлебе насущном. Если не заботы — то война: в ее бряцающих орудиями образах Окада передает тревоги нынешнего напряженного мира. Когда не война — снова труд, не позволяющий опомниться, чтобы любить друг друга и эту жизнь. Полюбить и принять ее можно только увидев взглядом йольфа. Этот взгляд Окада и предлагает. Предлагает посмотреть, как наскоро, за два часа, пробежит все то, что вы называли своей жизнью. В ненужных окриках, досадных оскорблениях, пьянстве, войне, охоте за пропитанием и невысказанной нежности.

Второй же шов, помимо Тарковского, скрепляющий «Прощальное утро» с российским глазом,— шов как раз визуальный. Фильм снят не в принятой сейчас технике аниме, он не такой угловатый и подвижный, более плавный и условный, в выборе цветов нынешним веселым брызгам голубого и салатового предпочитающий основательность орехового и табачного, и напоминает советскую мультипликацию 1950-х, всех этих «Снежных королев» и «Мертвых царевен». Впрочем, от них рукой подать до японских аниме 1970-х — тот же рисунок совершенно сознательно был использован в японском мультфильме 1980 года по сказке Маршака «Двенадцать месяцев» и более случайно в «Принцах-лебедях» (1977). А героиня-йольф — копия «Принцессы подводного царства» (1975) по «Русалочке» Андерсена, которая, в свою очередь, на вид была родной сестрой Герды из другой андерсеновской экранизации, уже советской, 1957 года. Это придает «Прощальному утру» родной и сильно устаревший, как бабушкины прибаутки, говорок, который очень к лицу истории о том, как скоро мы становимся тленом и прошлым. Когда же в финале именно это произойдет с его героем-человеком и вечно юная девушка-йольф отправится навстречу новым расставаниям, над фильмом напоследок ненадолго взметнутся в васильковое небо перистые облака — как невесомый образ непроходящей вечности, заглянувший сюда с беззаботных небес Миядзаки.

В прокате с 19 апреля

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции