html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Строго по рецепту: как зарабатывают кулинарные курсы?

Кулинария стала новым видом досуга, который совмещает в себе обучение, общение и вкусный ужин. «Бумага» поговорила с теми, кто учит готовить других, и выяснила, в чем разница между весёлым мастер-классом и серьезной кулинарной школой с точки зрения прибыли.



Фото: Александра Лахман / «Бумага»

Идею «готовим вместе» в Россию привёз знаменитый повар Джейми Оливер ещё в конце девяностых. Сейчас эта концепция активно развивается: готовить под руководством профессионалов вошло в моду. Кулинария перешла из разряда рутинных домашних обязанностей в вид досуга. Блюдо любого уровня можно приготовить в компании друзей под присмотром шеф-повара. Но кулинарные мастер-классы — это не только способ научиться готовить. Совместная работа сближает, располагает к общению. Этим объясняется популярность таких мастер-классов у больших компаний, которые используют их как вид корпоративного отдыха.

Основатели проекта «Кухня Project» Мария Лабер, Маша Завирюха и Вероника Лукашева от слова «мастер» открещиваются: ни у одной из них нет специального образования. Зато есть навык, любовь к готовке и смелость, с которой полгода назад они запустили свой проект. Каждой из них — чуть за двадцать, девушки учатся на далеких от кулинарии специальностях. То, что происходит каждый воскресный вечер в мастерской вкуса «Компот», девушки предпочитают называть кулинарными встречами, где можно хорошо провести время с друзьями и познакомиться с интересными людьми. Другие, по мнению Маши Завирюхи, на «Кухню» не приходят: озлобленные домохозяйки остаются дома.

В команде проекта — только три подруги. Непосредственные ведущие встреч — Маша и Вероника. Именно с них, а также с их общего стартового вложения в 60 000 рублей, скопленных когда-то на учёбу, всё и начиналось.

— После школы я приехала из Астрахани в Питер, познакомилась с девочками, — вспоминает Мария Лабер. — Первый курс, вокруг живёт куча молодёжи, и все хотят есть. К нам приходили друзья и готовили — все на всех. Оттуда, мне кажется, наша «Кухня».

Внешних денег девушки не привлекали, хотя зарабатывать начали только спустя два месяца после запуска. Основными статьями расходов были и остаются траты на технику, посуду и рекламные флаеры. За время своего существования «Кухня Project» уже успела сменить площадку. Сначала девочки обращались в рестораны, понимая, что кулинарные курсы удобнее проводить на базе кухни, готовой к работе. Но в итоге первой площадкой для них стал бар «Ателье». Позднее появилась необходимость в более свободном и технически оснащенном пространстве. Таким местом стала мастерская вкуса «Компот», где «Кухня» работает уже несколько месяцев. Письменного договора аренды у них нет: Маша, Мария и Вероника оплачивают почасовое пребывание в мастерской.

На каждый кулинарный вечер приглашается до 15 человек. Цена участия зависит от стоимости ингредиентов и варьируется от 400 до 1000 рублей. Девушки принципиально используют только те продукты, которые можно найти в ближайшем супермаркете. При этом, как объяснила Мария Лабер, сейчас развивается сеть контактов с поставщиками продуктов и услуг. Схема «реклама для брендов — продукты для „Кухни“» очень выгодна обеим сторонам, но сотрудничество пока ограничивается одним мероприятием. Несмотря на молодость проекта, девушки продолжают строить планы.

— Конечно, мы хотим сделать так, чтобы из одного дня это переросло в пять дней в неделю, — говорит Вероника. — Хотим сделать детский день, встречи на воздухе, ночную кухню. В мечтах — своё помещение в центре города. Желания есть, но до этого всего надо дорасти.

Девушки признают, что к открытию своего заведения они, может, и идут, но медленно. У ник пока нет ни бизнес-плана, ни регистрации своего предприятия, а цели скорее напоминают мечты. В отличие от романтичного и молодого проекта «Кухня Project» кулинарный клуб La Cream получил официальный статус предприятия сразу, со дня своего открытия в 2009 году.

В La Cream всем руководит Юлия Лашкова, ещё недавно — выпускница факультета коммерции и маркетинга ФИНЭКа. Она придумала и основала клуб, она же занимается рекламой, юридическими и бухгалтерскими вопросами. А началось всё, как вспоминает девушка, стихийно:

— На старших курсах я увлеклась кулинарией — притом, что лет до 18 я почти не готовила. Я начала печь по ночам. Получалось плохо, и я стала искать курсы. На тот момент был только один вариант — Кулинарная школа № 1. После пары занятий я сделала вывод, что это очень полезно, но неромантично. Ходишь как в школу, записываешь, а мне было двадцать и хотелось другого.

«Другое» Юлия нашла в ресторане, когда однажды шеф-повар вышел к гостям, чтобы продемонстрировать «чудо приготовления». После знакомства с поваром девушка разработала концепцию занятий, и уже через неделю они проводили их вместе. Постепенно к команде присоединялись новые повара-друзья. Запуск проекта растянулся на полгода, и поэтому сумма стартового капитала размыта: от 60 000 до 100 000 рублей. Первые вложенные в проект деньги ушли на сайт, зарплаты и форму.

— Я скажу точно, что я никогда не уходила в минус — разве что был «стоп» или минимальные доходы, — вспоминает Юлия. — Никаких страшных минусов даже на этапе вложений. Каждый раз, когда я вкладывала, в течение пары месяцев всё возвращалось.

Цена занятия складывается из стоимости продуктов, аренды и гонораров шеф-повару, фотографу и администратору. В среднем выходит от 1200 до 1500 рублей на человека.

Юлия Лашкова: «Повара — творческие натуры, им нужно признание, чтобы их вызывали и благодарили. У них бывают кризисы самовыражения. Тут приходится быть психологом».

Через год после открытия у La Cream появились заказы на корпоративные вечеринки, которые вскоре стали главным направлением работы. Сейчас среди клиентов кулинарного клуба есть большие компании, такие как «Сбербанк», «Балтика» и «Юнимилк». Они-то и приносят основный доход.

Постепенно La Cream обрёл свою публику и сейчас у него около 200 постоянных клиентов с именными картами и расширенными возможностями. Кулинарный клуб состоит в партнёрских отношениях с ресторанами города. Чаще всего они регулируются договором аренды. Команда клуба «путешествует» по заведениям и знакомит гостей с различной кухней. Именно поэтому La Cream когда-то отказался от создания собственной студии. Шеф-повара, бармены, фотографы работают на фрилансе. Как правило, повара проводят занятия по месту основной работы.

— Повара — они же творческие натуры, — объясняет Юля. — Им нужно признание, чтобы их вызывали и благодарили. У них, например, бывают кризисы самовыражения: «пропало вдохновение, всё, я ухожу в „О`кей“ резать колбасу». Тут приходится быть психологом.

Юрий Хритоненко, совладелец питерской Кулинарной школы № 1 (той самой, в которую обратилась Юлия Лашкова), ничего не говорит о психологии руководителя, зато о запуске своего дела отзывается довольно жёстко:

— Если кто-то хочет открывать свою школу — пусть испытает на себе, как это. Были попытки у тех поваров, которые проводили здесь занятия. Но сейчас вообще ничего невозможно открыть с нуля. Время такое: уже всё открыто.

Открытая в 2007 году Кулинарная школа № 1 всегда была одним из самых популярных мест, где можно овладеть кулинарным искусством. А монополист Хритоненко уверен, что это единственное место в городе, которое предоставляет возможность систематически обучаться кулинарии. Свою школу он сравнивает с курсами бухгалтеров или курсами вождения, куда люди приходят после работы и учатся по договору.

Теоретически ярлык «кулинарная школа» может повесить на себя любой ресторан. Но надо понимать основной вид деятельности: либо ты кормишь людей, либо учишь.

— Знаете, теоретически ярлык «кулинарная школа» может повесить на себя любой ресторан, — замечает Юрий. — Но надо понимать основной вид деятельности: либо ты кормишь людей, либо учишь. Это две разные вещи. Я не настроен агрессивно по отношению к конкурентам — у меня пока их просто нет.

Открытие Школы обошлось без привлечения инвесторов, совладельцы вложили собственные деньги. Помимо нескольких администраторов, в Кулинарной школе № 1 нет своего персонала. В отличие от девушек из «Кухни Project» и La Cream, Юрий смотрит на своё дело только с точки зрения бизнеса. Но, как показал его опыт, трудно строить рентабельный бизнес на одних кулинарных уроках. Поэтому Школа занимаются также кейтерингом, организацией праздников, предоставляют услугу «шеф-повар в аренду» и возможность занятий в форме тимбилдинга.

Клиенты Школы тоже не похожи на типичных клиентов кулинарных мастер-классов. По словам директора, к ним приходят в основном работающие женщины или девушки, которых присылают учиться мужья. Один кулинарный урок в группе из 5-7 человек стоит 1700 рублей, индивидуальное занятие с шеф-поваром — в два раза больше.

— Это инвестиции в себя, — объясняет Юрий суровую ценовую политику. — Индивидуальное занятие стоит 3 500 рублей. Научиться чувствовать себя на кухне комфортно, получать от процесса готовки удовольствие — это десять индивидуальных занятий. Теперь скажите: 35 000 рублей инвестиций в себя на всю оставшуюся жизнь — это много или мало?

Чтобы научиться готовить, можно обратиться к девочкам-студенткам или пойти в серьёзную школу и «инвестировать в себя» внушительную сумму. С точки зрения бизнеса, разброс тоже велик и рецепт успеха зависит от целей проекта. Но если к умению готовить приложить 60-100 тысяч рублей и приправить это деловой хваткой, то, как показывает практика, кулинар может стать предпринимателем.

Читайте другие тексты рубрики:

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции