html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

10 нацистов в мировом кино

Эволюция нетерпимости от белого джентльмена до негра-расиста

5 июля в российский прокат вышло финское «Железное небо» — трэш-фантастика о немецких нацистах, вторгшихся на современную Землю с секретных военных баз на Луне. По этому фильму видно, как за последние 60 лет образ нациста в кино из реального, хотя и не лишенного гротескных черт человека превратился в натурального инопланетянина. Представления о том, что такое национализм и нацизм, менялись не только в кино, но и в обществе; мы решили проследить за этой эволюцией на материале самых характерных фильмов о нацистах.

1 Белый джентльмен

Фильм «Рождение нации».

Режиссер Дэвид Уорк Гриффит.

Год 1915.

Страна США.

Кто Бен Кэмерон, родился в 1830-х, бывший полковник армии конфедератов, живет в Южной Каролине, вероятно, землевладелец.

Национальность Экзотическая. Кэмерон — потомок переселенцев-кальвинистов из Ольстера, прибывших в Америку в первой половине XVIII века. В Ирландию те попали в начале XVII века из самых разных мест — из Шотландии, из Франции, из Эльзаса.

Кого считает врагом Негров, а также «белую шваль с Севера».

Цели и убеждения Консерватор-реваншист. Мечтает восстановить достоинство белой расы, попранное после поражения южан и последовавшей за этим отмены рабства. Действие «Рождения нации» происходит сразу после Гражданской войны: получившие свободу ­негры бесчинствуют на улицах, давятся в очередях за бесплатным супом и пляшут свои танцы. Чернокожие депутаты на заседаниях парламента пьют ром, грызут куриные ноги и ставят обувь на стол.

Первым принятым законом они даруют ­себе избирательное право, вторым — разрешают смешанные браки. И Кэмерон берется за оружие, чтобы защитить свою семью от ­негритянского произвола. Он собирает партизанский отряд, придумывает униформу (белые балахоны с крестами) и начинает борьбу с «плохими неграми» («хорошие» при этом помогают его семье по хозяйству) и наводнившими штат «мешочниками». Вскоре к борьбе присоединяются и бывшие враги ­Кэмерона — ветераны армии США, которые уже и сами не рады отмене рабства.

Цитата Фильм Гриффита немой, и его герои немногословны. В минуты особого душевного подъема полковник Кэмерон просто выразительно показывает рукой на сук. Политическая программа его клана изложена в титрах: «угнетаемое белое меньшинство», «восстановить право арийского первородства».

«Рождение нации» (реж. Дэвид Уорк Гриффит, 1915)

В реальности Вплоть до введения иммиграционных квот в 1921 году на Америку обрушивались волны европейских беженцев: ­ирландцы, поволжские немцы, русские ­религиозные сектанты (молокане, духо­боры, штундисты), евреи. Почти все они оседали в промышленных городах Севера. Индустриализация и урбанизация сопро­вождались классовыми конфликтами и ­общим ощущением «падения нравов». Разношерстные многоязыкие орды, не ­желавшие расставаться со своей религией и обычаями, казались угрозой американской цивилизации, которая только начала задумываться о самоидентификации. Миф о великом плавильном котле, способном принять и переварить что угодно, ­сменился идеологией американизации, то есть ­насильственной ­ассимиляции вновь прибывших по модели «коренных» англо­саксов-протестантов, потомков первых эмигрантов-квакеров, которые и считались основой молодой американской нации. В 1915-м движение за американизацию ­было зарегистрировано официально.

Реакция зрителей «Рождение нации» стало одним из самых прибыльных фильмов своего десятилетия (10 млн долларов в первый год) и, наверное, самым обсуждаемым. Президент Вильсон, например, заявил, что «это история страны, написанная светом, и я сожалею только об одном — что правда, рассказанная тут, настолько ужасна».

Воодушевленные фильмом белые устроили погромы в Бостоне и Филадельфии. Начался приток новых членов в реформированный ку-клукс-клан, который теперь боролся не только с неграми, но и с иммигрантами новой волны (католиками, евреями, восточноевропейцами).

Реакция чернокожего населения была ­противоположной. Национальная ассоциация развития цветных народов устраивала пикеты на премьерах фильма в крупных ­городах. Власти Чикаго, Денвера, Канзас-Сити, Питсбурга и Сент-Луиса запретили ­показ картины. Сам Гриффит был так шокирован скандалом, что на следующий год снял «Нетерпимость», осуждающую все ­виды ­ксенофобии.

2 Подросток-ксенофоб

«Юный гитлеровец Квекс» (реж. Ханс Штайнхофф, 1933)

Фильм «Юный гитлеровец Квекс».

Режиссер Ханс Штайнхофф.

Год 1933.

Страна Германия.

Кто Хейни Волькер по кличке Квекс («живчик») родился в 1917 году. Живет в Берлине, в районе Моабит. Пролетарий, работает
в типографии.

Национальность Немец.

Кого считает врагом Отца-пьяницу. Также не любит беспорядок и раздолбайство. Хотя слово «евреи» в фильме не произносится, зрители прекрасно понимали, кто конкретно сеет хаос в Германии: слова «иудео-больше­вист­с­кая тяга к саморазрушению» звучали в то время в каждой речи Гитлера.

Цели и убеждения Сын безработного пролетария-коммуниста, Хейни озабочен обычной подростковой проблемой самоидентификации. Он просто хочет найти хорошую компанию, но в ситуации холодной гражданской войны, когда все взрослые вокруг состоят в какой-нибудь партии, выбор друзей становится политическим. При этом радикальных рабочих партий в стране две: национал-социалистическая и коммунистическая. Отец отправляет Хейни в загородную поездку со своими товарищами по компартии, но нравы пионеров шокируют Квекса: алкоголь, никотин, половая распущенность. То ли дело гитлерюгенд с их новенькой униформой, строевой подготовкой и аккуратными стрижками!

Цитата «Нам флаг показывает путь в прекрасное новое будущее. Верные Гитлеру, под знаменем юности мы идем маршем за хлебом и за свободой» (гимн, который напевает Квекс).

В реальности В ночь с 23 на 24 января 1932 года в рабочем квартале Бойсселькитц во время столкновений между коммунистами и штурмовиками был убит член гитлерюгенда Герберт Норкус. Буквально на следующий день Геббельс начал масштабную медиакампанию по превращению Норкуса в национального ­героя. Похороны подростка вылились в демонстрацию. Осенью партийная газета «Фолькише беобахтер» начала публиковать главы ­романа «Юный гитлеровец Квекс», а после прихода нацистов к власти эта история стала сюжетом для пьес, поэм и гимнов.

Подобная схема производства народных ­героев будет опробована еще не раз. В СССР так попытаются канонизировать Павлика Морозова, а в 60-е немецкие крайние левые сделают своей иконой студента-пацифиста Бенно Онезорга, застреленного в затылок во время антишахской демонстрации в Западном Берлине. Жестоко избитый тремя белыми ­полицейскими негр Родни Кинг станет оправданием для шестидневных уличных ­боев в Лос-Анджелесе в 1992-м, а Егор Свиридов, жертва группы дагестанцев, — поводом для демонстрации русской силы на Манежной площади в Москве в 2010-м.

Реакция зрителей «Квекс» был популярным фильмом: за год его посмотрели около миллиона немцев. Прототип Квекса Герберт Норкус официально стал мучеником за рейх, а его могила — местом паломничества.

3 Необразованный бюргер

«Юный Фриц» (реж. Леонид Трауберг, Григорий Козинцев, 1943)

Фильм «Юный Фриц».

Режиссер Леонид Трауберг, Григорий Козинцев.

Страна СССР.

Год 1943.

Кто Просто Фриц, белокурый выходец из ­старинного рода, все его предки были аген­тами контрразведки. Сначала Фриц служит в «детс­ком отделении гестапо», потом мерзнет на русском фронте в полку СС, а после, взятый в плен, работает в московском зоопарке «зверем немецким».

Национальность Немец.

Кого считает врагом Евреев, особенно Гейне и Эйнштейна.

Цели и убеждения Придуманный Самуилом Маршаком и дуэтом самых эксцентричных ­советских режиссеров юный Фриц был гротескной маской — этакий плохиш с внешностью штурмовика, в образе которого сливалась ­национальная и партийная принадлежность. Кроватка Фрица украшена тевтонтскими крестами, в изголовье прибит лозунг «Кровь и ­почва»; папа выглядит как злая карикатура на баварца, мама поет колыбельную с припевом «баю-баюшки-баю, крест получишь ты в бою».

Фрицу отказано в любых человеческих чертах, кроме любви к рислингу. Он изображен то бездушным марширующим автоматом, то беспринципным мерзавцем, строчащим донос «на отца, на мать, на деда, на соседку и соседа», то пьяным варваром, приставляющим автомат к виску Венеры Милосской.

Эта карикатура отлично встраивается в соцреалистический образ врага как пережитка старого мира, где Николай I прививал русскому человеку прусскую шагистику, а полицейские агенты строчили доносы на большевистских агитаторов. В результате нацистские черты складывались в знакомый русскому зрителю образ лавочника-жлоба, опоры «православия, самодержавия, народности». Народность тут прусская, вместо государя императора — фюрер, вместо православия — арийская расовая теория. А в остальном Фриц ­вылитый черносотенец.

Цитата «Для чего фашисту руки? Чтоб держать топор и меч, чтобы красть, рубить и сечь!»

В реальности В 1943 году Красная армия переходит в наступление: освобождает Сталинград, прорывает блокаду Ленинграда, атакует отступающих с Кавказа немцев, форсирует Днепр. Цена продвижения на Запад — максимальные потери за все время войны. Поддерживать боевой дух в войсках помогают «Боевые киносборники» — агитационные короткометражки, которые снимаются в Алма-Ате, на Объединенной киностудии художественных фильмов. Именно тут Трауберг и Козинцев ставят скетч по стихотворению Маршака «Юный Фриц» (впервые оно было опубликовано в «Комсомольской правде» от 2 сентября 1941 года).

Реакция зрителей Фильм так и не был показан на фронте: «Юный Фриц» явно выделялся
среди общего потока «Боевых киносборников». При этом кукольный спектакль, поставленный по тому же стихотворению Евгением Деммени, благополучно проскочил мимо цензоров: Деммени больше 600 раз отыграл его на передовой к восторгу солдат. А образ ­фашиста в зоопарке материализовался в 1945-м: поэт Эзра Паунд, арестованный ­американцами за измену (он эмигрировал в Италию в 1924-м, поддержал режимы Муссолини и Гитлера, был ведущим пропагандистской радиопередачи, вещавшей на США), был ­показательно посажен в железную клетку в ­лагере для военнопленных в Пизе, где провел 25 дней под ­открытым небом.

4 Извращенец

«Ночной портье» (реж. Лилиана Кавани, 1974)

Фильм «Ночной портье».

Режиссер Лилиана Кавани.

Страна Италия.

Год 1974.

Кто Максимиллиан Тео Альдорфер, родился около 1917 года. Аристократ из мелкого обедневшего рода. Во время войны сначала служил в штабе под началом Кальтенбруннера, потом перевелся в войска СС при концлагере. Сейчас, 13 лет спустя, работает ночным портье в венской гостинице.

Национальность Немец.

Кого считает врагом Во время войны у Макса нет врагов — только сексуальные объекты в полосатых арестантских пижамах. А после войны врагами становятся его бывшие соратники: они хотят отнять у Макса его «маленькую девочку» — садомазохистку Люсию, бывшую заключенную концлагеря и возможную свидетельницу обвинения.

Цели и убеждения Макс пошел служить в СС ради власти и возможности безнаказанно ­делать то, за что, будь он гражданским, ему самому пришлось бы отправиться в лагерь. Как и Амон Гет из «Списка Шиндлера», он стреляет по евреям просто потому, что это позволено. Максимилиан снимает полупорнографические фильмы о заключенных-жен­щи­нах. Его не покидает чувство вины, но именно оно и придает остроту его влечению.

Цитата «Я хочу жить тихо, как церковная мышь. Знаете, почему я работаю ночным портье? На свету мне становится стыдно».

В реальности 70-е — смутное время для Европы. В Германии ведет борьбу «Фракция Красной ­армии» — левацкая террористическая организация, постоянно указывающая на ­нацистское прошлое новой немецкой элиты. В Италии крайне левые «Красные бригады» и крайне правые «гладиаторы» воюют с правительством и друг с другом, на улицах взрывы и выстрелы.

Параллельно полным ходом идет сексуальная революция. Последние табу — гомосексуализм и садомазохизм, и пафосная нацистская бутафория становится популярной в театрализованной практике садо-мазо. В секс-шопах продают кожаные плащи, фуражки с высокой тульей и стеки, посетители подвальных гей-глубов выглядят как эсэсовцы, по тревоге выскочившие из бани. Даже в атрибутике панка есть и кожаная сбруя садомазохиста, и нацистские символы. Происходит одновременно маргинализация и гламуризация нацизма: он приравнивается к сексуальному извращению, но в этом качестве становится крайне привлекательным.

Реакция зрителей «Ночной портье» — первая картина Кавани, которая имела коммерческий успех и до сих пор остается самым известным ее фильмом. Вскоре после премьеры американская феминистка-культуролог Сьюзан Зонтаг опубликовала в журнале The New York Review of Books программное эссе «Очаровательный фашизм», где в качестве одного из примеров гламуризации фашизма упомянут «Ночной портье».

5 Подпольный нацист старой закалки

Фильм  «Марафонец».

Режиссер Джон Шлезингер.

Страна США.

Год 1976.

Кто Кристиан Зелль по прозвищу Белый ­Ангел, родился около 1906–1910 года, рантье. Самый богатый и самый разыскиваемый из оставшихся в живых нацистов. Был дантистом в Освенциме, сколотил состояние на ­золотых коронках и конфискованных бриллиантах, прячется ото всех в Уругвае.

Национальность Немец.

Кого считает врагом Никого. Зелль — прагматик: трезвый расчет и выгода для него важнее любой идеологии. Он и в концлагерь-то устроился для того, чтобы ставить интересные опыты на людях и иметь доступ к золотым коронкам заключенных.

Цели и убеждения В идее Великой Германии Зелль разуверился еще в 1943-м, после чего начал  кампанию по экспроприации золота и бриллиантов у заключенных (брал драгоценности в обмен на освобождение, но посылал клиентов в печь). Принципов и предрассудков не имеет, как не имели их и другие нацистские бонзы: Геринг, например, хранил в своей коллекции кучу «дегенеративного искусства» вроде картин Матисса.

Еще до капитуляции Зелль переправил бриллианты в США, потом бежал в Латинскую Америку, где был завербован американцами. В обмен на иммунитет сдает ­разведке адреса других военных преступников. Сторонник идеи социального дарвинизма, он успешно интегрируется в свободный ­рынок.

Цитата «Ты же интересуешься историей? Так вот, я часть твоей истории».

В реальности Прототипом Зелля был Йозеф Менгеле, «ангел смерти», — врач цыганского отделения Освенцима, один из последних не пойманных нацистских преступников. Истории о неуловимых стариках-разбойниках из Третьего рейха были распространенными городскими легендами 1970-х, а секретные эксперименты беглых нацистских ученых становились сюжетной основой для кино и ­литературы, причем не только в США, но и в СССР. Вторая мировая война стала историей, а нацисты из конкретных людей с той стороны колючей проволоки превратились в персонажей, отделенных от зрителя художественной условностью. Начинается романтизация образа нациста старой закалки, который скрывается в подполье и предстает этаким партизаном и авантюристом с мрачной историей.

Реакция зрителей Восторженная. Американская публика воспринимала Зелля как исключительно кинематографическое чудовище. В итоге он попал в список «100 кинозлодеев века», составленный Американским киноинститутом, а игравший его Лоуренс Оливье получил «Золотой глобус» и был номини­рован на «Оскара». Публика была очарована созданным им образом старого, но по-преж­нему опасного волка, джентльмена удачи в сшитом на заказ костюме и с выкидухой в рукаве.

6 Еврей-антисемит

«Луна-парк» (реж. Павел Лунгин, 1992)

Фильм  «Луна-парк».

Режиссер Павел Лунгин.

Год 1992.

Страна Россия — Франция.

Кто Андрей, 1972 года рождения. Работает ­налетчиком при маме-бандерше, а в середине фильма переживает кризис самоидентификации, узнав о существовании отца-еврея.

Национальность По маме — русский, по папе — Хейфиц.

Кого считает врагом Евреев, кооператоров, гомосексуалистов, кока-колу, европейцев.

Цели и убеждения Сперва хочет спасти Россию от евреев и велосипедистов: фильм Лунгина начинается с масштабной батальной сцены на фоне сталинской высотки, где полуголые патриоты бьются с байкерами, на которых почему-то надеты нацистские каски. Также хочет отомстить «жидам» за маму, которую не взяли в Гнесинку. Во всем, что касается идеологии, Андрей полностью полагается на мать, а она крепко обижена на мир, где в приемных комиссиях сплошь «жиды с татарами» и русский человек в России — «клоун».

Потом, по мере знакомства с отцом-пенси­онером, который меньше всего похож на хозяина жизни, нравственные ориентиры Андрея меняются. Его персональная идеология — смесь славянофилии, соборности и юдофобии — разрушается при столкновении с реальностью, которая подвергает сомнению все: и «расовую чистоту» русских, и всесилие «инородцев», и идейную высоту антисемитизма.

Цитата «Русский человек не может в собственной стране напиться? Что, заграница запрещает? Плевать я хотел на вашу заграницу! Изучать меня приехали? Нате, изучайте, вот он я, смотрите — рашен, сам себе страшен!»

В реальности В начале 90-х единый советский антисемитизм сменяется националистической «феодальной раздробленностью»: на постсоветском пространстве идут любые погромы, кроме собственно еврейских. Начинаются войны в Таджикистане, Абхазии и Приднестровье, на Кавказе происходят первые столкновения между ингушами и осетинами, Дудаев вводит чрезвычайное положение в Чечне, в Севастополе моряки Черноморского флота отказываются присягать Украине. К концу десятилетия станет очевидно, что за всеми этими конфликтами, начавшимися в том числе и как национальные, стоит политика.

Реакция зрителей «Луна-парк» потерпел ­сокрушительное фиаско — и в Каннах, и в России: тема государственного антисе­митизма в 1992-м всем кажется надуманной и чисто коммерческой, экспортной. Московская пресса злорадствует и вспоминает слово «прохвост», брошенное в адрес Лунгина Жан-Люком Годаром. Темы и мотивы «Луна-парка» становятся неожиданно злободневными через десять лет, с появлением провластных молодежных патриотических движений вроде «Идущих вместе» и «Наших».

7 Русский боец

«Брат» (реж. Алексей Балабанов, 1997)

Фильм  «Брат», «Брат-2».

Режиссер Алексей Балабанов.

Год 1997, 2000.

Кто Данила Сергеевич Багров, 1975 года рождения, дембель без определенных занятий. Служил, как сам утверждает, «писарем в штабе», где научился целиться, стрелять, а также делать глушители из подручных материалов. Любит родину, «Наутилус» и «ДДТ». Отец — рецидивист, убитый на зоне, мать — неимущая русская женщина.

Национальность Русский.

Кого считает врагом Евреев, «пидоров», режиссеров, американскую музыку, фашистов и «гнид черножопых» (то есть приезжих с Кавказа).

Цитата «Я евреев как-то не очень».

Цели и убеждения Данила хочет немногого, всего лишь помочь брату. Его убеждения просты: Америка — говно, вокруг идет война, а русские своих на войне не бросают. Эта фронтовая философия — не только усвоенная ветераном чеченской войны житейская мудрость, но и выражение общего идеологического кризиса в российском обществе конца 90-х. Как человек, родившийся на стыке двух эпох, Данила еще верит в великую миссию России, которая для него явно преемник СССР в мировом противостоянии добра и зла. Но он уже не верит в имперский интернационализм, да и в русских по большому-то счету тоже. На самом деле линия фронта для него проходит прямо за порогом его дома в провинциальном ­захолустье: петербуржцы для него такие же враги, как и чеченцы, и даже родной брат Витя при первом удобном случае сдает его бандитам.

В реальности Первая чеченская кампания ­заканчивается в 1996-м, но война на улицах продолжается. Все воюют против всех: чеченские бригады с русскими, русские — между собой. В ноябре 1996-го в Москве происходит теракт на Котляковском кладбище, и чеченцы тут ни при чем: многолетнее соперничество между группировками ветеранов-афган­цев достигает апогея. В дальнейшем, по мере стабилизации экономики (до дефолта еще два года) предприниматели начинают переходить из-под бандитской «крыши» под милицейскую, и в «Брате-2» Витя «Татарин» Багров переквалифицируется в милиционеры.

Реакция зрителей Балабанов становится народным режиссером, а Данила Багров — почти фольклорным героем, моделью настоящего русского человека. В его лице зрители получают наглядный пример того, как можно быть «четким пацаном» и одновременно любить родину, которую «Горбачев сдал американцам», которая «людьми своими, нефтью и оружием торгует, русских людей в Прибалтике сдала, сербов на Балканах сдала». Через несколько лет нехитрая идеология Данилы становится доминирующей в российском ­обществе: «Брат-2» становится хитом кинопроката (на видеорынке у него второе место по продажам среди отечественных картин).

8 Землянин-военный

«Звездный десант» (реж.  Пол Верховен, 1997)

Фильм  «Звездный десант».

Режиссер Пол Верховен.

Год 1997.

Кто Джонни Рико, 18 лет, боец космической пехоты, сын богатых интеллектуалов-пацифистов.

Национальность Землянин.

Кого считает врагом Жуков с планеты Клендату.

Цели и убеждения После того как Буэнос-Айрес, родной город Джонни, полностью уничтожает посланный жуками метеорит, он становится идейным жуконенавистником. Он хочет «сделать своим личным делом безопасность человеческой расы», добиться того, чтобы «человеческая, а не насекомая цивилизация доминировала в Галактике сейчас и во веки веков». Некоторые земляне, впрочем, считают, что люди сами спровоцировали жуков атаками на Клендату. Но это, разумеется, просто пацифистская болтовня.

Цитата «Насилие ничего не решает? Спросите об этом у жителей Хиросимы!»

В реальности Фантастический роман Роберта Хайнлайна «Звездный десант» был написан вскоре после Корейской войны — непобедимые орды жуков были явно списаны с китайских и северокорейских коммунистов. Снятый в годы временного затишья между иракскими войнами фильм «Звездный десант» ­отражал, скорее, сторонний взгляд на Америку: голландец Верховен был зачарован странным балансом протофашистских и демократических сил в американском государстве, строившем свободную страну для белых силами черных рабов на костях истребляемых ­индейцев.

Перед съемками Верховен и сценарист Эд Ньюмейер пересмотрели кучу старых, довольно расистских вестернов, а слоган «Хороший жук — мертвый жук» перекочевал в «Десант» прямиком из американской истории: это парафраз знаменитой реплики генерала Шеридана «Хороший индеец — мертвый индеец». Так в веселой форме на материале, близком каждому американцу (защита родины, борьба с «империей зла», ответственность за страну), «Звездный десант» инсценировал и высмеял многие приемы нацистской пропаганды — культ самопожертвования, миф о боевом братстве, скрытый гомоэротизм.

Реакция зрителей В интеллектуальных кругах — восторженная. Но массовая аудитория не оценила карикатуру на американское
общество: в прокате фильм провалился. Зато через четыре года эта карикатура стала реальностью: смертники-исламисты обрушили
самолеты на Нью-Йорк и Пентагон, в ответ США ввязались в афганскую кампанию, безнадежную, как вторжение землян на Клендату. Официальная риторика американских властей становится удивительно похожей
на агитролики из «Звездного десанта», в частности, США позиционируют себя как официального представителя и защитника всего человечества, как бы подразумевая тем самым нечеловеческую природу своего призрачного противника.

9 Русский скинхед

«Россия 88»  (реж. Павел Бардин, 2009)

Фильм «Россия 88».

Режиссер Павел Бардин.

Год 2009.

Страна Россия.

Кто Саша по кличке Штык, родился около 1984–1988 года, безработный, живет на окраине Москвы, болеет за «Динамо».

Национальность Русский.

Кого считает врагом «Косых и черных», то есть азиатов и приезжих из южных ­республик.

Цитата «Все хотят к нам приехать. Хотят в мой дом — чтобы в нем жить. Хотят мою ­сестру — чтобы получить прописку. Хотят мою еду. ­Хотят мою работу. Хотят мои деньги».

Цели и убеждения Россия для русских, развитие национальной кухни (а то в Москве щей поесть негде). Штык хочет помешать роману своей сестры с лицом собирательно-кавказ­с­кой национальности по имени Роберт. При этом цели найти наконец работу перед ним не стоит, он слишком занят национальной борьбой.

Штык — настоящий сознательный нацио­нал-со­циалист. Его личная политическая программа основана на экономических требованиях: гарантия занятости гражданам России, жесткая иммиграционная политика, внимание к национальной культуре. Вопрос о полноценности или неполноценности «инородцев» вторичен: в его банде даже есть один тощий еврейский подросток.

В реальности Бардин снимает «Россию 88» на пике первой волны движения наци в России: к примеру, осенью 2009-го на Болотной площади с благословения властей проходит концерт наци-группы «Коловрат». Прототип главного героя — Максим «Тесак» Марцинкевич, лидер группировки «Формат 18» (арестован в июле 2007-го и осужден по 282-й статье УК, вышел на свободу в декабре 2010-го). В фильме есть и очень условные намеки на Владислава Суркова (персонаж Андрея Мерзликина, вербующий неонацистов на службу государству).

Ультранационалисты еще по привычке охотятся на негров и азиатов, но уже сменили форму одежды с вызывающего милитари на неброский спортивный стиль. Среди них нет разнорабочих, зато много «офисного планктона», для которого участие в движении что-то вроде бойцовского клуба. Вообще, русский национализм в это время стремительно раздваивается. С одной стороны, он выходит в массы и превращается в уличную моду: майки с надписью «Я русский» начинают носить все. С другой — радикализуется и уходит в подполье, в автономные ячейки, неподконтрольные силовым структурам. ­Через несколько лет они начнут атаковать уже сам режим — судей, опорные пункты милиции и учреждения федеральной власти.

Реакция зрителей Премьера «России 88» на Берлинском фестивале прошла тихо, зато в России фильм вызвал скандал. Сперва ему присудили Гран-при фестиваля в Ханты-Ман­сийске, потом, якобы после звонка со Старой площади, главный приз заменили на специальный. Госкино упорно не хочет давать картине прокатное удостоверение; когда же через год после берлинской премьеры «Россия 88» выходит в ограниченный прокат, смотреть ее в кинотеатрах уже некому: миллионы зрителей уже скачали фильм с торрентов. Вскоре прокуратура Самарской области подает иск об изъятии «России 88» из гражданского оборота как экстремистского фильма.

10 Негр-расист

«Добро пожаловать в Лейквью»  (реж. Нейл Ла Бьют, 2008)

Фильм  «Добро пожаловать в Лейквью».

Режиссер Нейл Ла Бьют.

Год 2008.

Страна США.

Кто Абель Тернер, родился в конце 50-х — начале 60-х, чернокожий офицер полиции Лос-Анджелеса. Вдовец, воспитывает двух детей. Живет в афроамериканском районе Лейквью.

Кого считает врагом Белых рэперов, смешанные пары, космополитов, ну и белых вообще. В частности — соседа, белого менеджера Криса, въехавшего в «черный» дом вместе со своей афроамериканской женой.

Цитата «Мы с вами — две параллельные ветви эволюции».

Цели и убеждения Абель — афроамериканский патриот, выступающий за чистоту черной крови и культуры. Вполне дружелюбен с белыми, пока они живут в своем районе и не пытаются вести себя как черные. Но не симпатизирует им, особенно мужчинам — за то, что они «получают все, что захотят», в первую очередь черных женщин.

В реальности Начало официальной истории черного расизма — июль 1930-го: именно в это время Фард Мухаммад (настоящее имя Уоллес Додд Фард, в полицейских документах указан как белый) проводит в Детройте первое собрание движения «Нация ислама». Основанная на идеях черного превосходства доктрина «Нации ислама» утверждает, что Адам был негром, а белые — недочеловеки, которым еще предстоит эволюционировать до образа и подобия божьего. Последнее заметное мероприятие, проведенное при участии «Нации ислама», датируется 1995-м, когда миллион черных мужчин собрались на мирную демонстрацию в Вашингтоне.

Действие фильма не случайно происходит в Лос-Анджелесе, знаменитом своими этническими группировками и расовой напряженностью. Район Лейквью тоже с историей: именно тут в 1991-м белые полицейские избили негра Родни Кинга.

Реакция зрителей Сдержанная. Никаких протестов со стороны леваков или афроамериканских организаций не последовало. А ведь еще в 1971 году Клинта Иствуда обвиняли в расизме, потому что в «Грязном Гарри» он назначил на роли грабителей негритянских актеров! Но сейчас, в год избрания Барака Обамы, вся эта расовая проблематика ­кажется устаревшей.

Впрочем, некоторые критики используют «Лейквью» для иллюстрации того, что только господствующее социальное большинство может быть свободным от национальной или расовой самоидентификации. ­Действительно, при всем своем внешнем космополитизме, любви к рэпу и черным женщинам сосед Крис и есть тот самый ­белый хозяин жизни, выпускник Стэнфорда. Он может позволить себе что угодно: ­хороший университет, дорогую машину, дом с отличным видом и даже такую роскошь, как отсутствие предрассудков. Только человек, которого ни разу в жизни не ущемляли за цвет кожи, может свысока смотреть на «эту расовую фигню».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rusrep.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Ufalleech
          • домен rusrep.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции