html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов

Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов — Город на The Village

Испанский архитектор Хосе Асебильо рассказал The Village, что должен делать большой город, чтобы не расти вширь, а развиваться целостно, и почему в Петербурге нельзя вносить мораторий на стройку.

 


Хосе Асебильо

 

 — один из крупнейших специалистов по градостроительству, именно он готовил Барселону к Олимпийским играм 1992 года, а в 1999-м занял пост главного архитектора города. Сейчас он главный архитектор студии «Офис архитектурных систем AS Office» (Швейцария), генеральный директор агентства по городскому развитию BcnRegional (Барселона). Асебильо выступал в качестве консультанта по вопросам развития Екатеринбурга, Краснодара и Казани.


Хосе Асебильо как один из крупнейших специалистов в мире по трансформации городских пространств и изменению функциональности территорий приезжал на Петербургский международный экономический форум в качестве эксперта по стратегии нового города. Он поделился своими идеями о будущем Петербурга, а также моделями развития мегаполисов на открытой лекции в центре «Про Арте» при поддержке Комитета по экономическому развитию, исследовательской компании «Город 22» и The Village. 

Важно отметить, что Хосе Асебильо делит архитектуру и инфраструктуру на software и hardware. В его трактовке software — нематериальная составляющая, информационные потоки, создающие условия для деятельности жителей и появления услуг. А hardware — большие пласты инфраструктуры, которые характеризуют промышленный город. Города и люди постоянно меняются, а будущее за urban software, считает архитектор. The Village поговорил с Асебильо о постиндустриальном устройстве, о том, почему после «Газпрома» теперь можно всё, и отчего нельзя вводить мораторий на новое строительство в центре. 

 

Город должен меняться постоянно


Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов. Изображение №1.Исторический город должен обслуживать людей, а не наоборот

 

Модель исторического города, где наложен мораторий на новое строительство, работает не всегда. Не подходит она, в частности, Петербургу. Как пример приведу Венецию, жители которой оставляют её потому, что вокруг нет условий для развития современного города. В Венеции всего 62 000 жителей, и 50 % населения работает в туристической сфере. Кроме того, большинство зданий в городе — отреставрированные постройки XVI–ХVIII веков, и сегодня они уже нефункциональны. Тут и возникает главная проблема. Исторический город должен обслуживать людей, а не наоборот. Если со зданиями есть какие-то проблемы, их нужно смело улучшать. Это движение эволюции. Таким же образом много столетий назад внутри большой романской базилики в Риме Микеланджело создал ренессансную гробницу Юлия II. 

Я не согласен с утверждением, что существуют универсальные города (Generic cities, термин Рэма Коолхаса. — Прим. ред.), к которым применимы универсальные решения. Город — это люди, как говорил Шекспир, а люди — разные. А значит, и города разные. У многих мегаполисов — Стамбула, Рима, Петербурга — схожие проблемы, но решения для них не могут быть идентичными. Масштаб города, его сложность, понимание проблем его жителями рождают конкретные решения. Если вы любите и знаете город, вы понимаете, какие здания вам нужны: образовательные, офисные или жилые.

 

Инноваторы vs консерваторы

Благодаря идее построить небоскрёб «Газпрома» в Петербурге, у других компаний тоже появилась возможность ввести архитектурные и дизайнерские инновации в центр города. И это не бедствие. Город должен развиваться, главное — действовать грамотно. Проектировать новую архитектуру необходимо современным языком и всегда с уважением к контексту. Когда у нас появляется возможность сделать что-то новое, мы должны действовать как Микеланджело или как Палладио, создавший Базилику в Виченце.

 

Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов. Изображение №2.Хосе Асебильо выступал в качестве консультанта по вопросам развития Екатеринбурга, Краснодара и Казани

Базилика в Виченце, архитектор Андреа Палладио. Изображение №3.
Базилика в Виченце, архитектор Андреа Палладио

В течение 85 лет шёл конкурс на реновацию Базилики в Виченце. Все понимали, что надо реконструировать старое готическое здание, но никто не понимал, как это сделать. Правительство города оказалось достаточно мудрым, чтобы не просто достроить его в том же устаревшем стиле, а выбрать идею молодого проектировщика, который впоследствии стал великим архитектором Палладио. Он решил задачу современным для той эпохи языком. Теперь, посещая Базилику, слева вы видите готическую архитектуру, справа — архитектуру Ренессанса, о которой до момента перестройки ещё никто толком не знал. Это и есть возможность обновления для исторических городов, в частности для центра Санкт-Петербурга. Ещё один пример того, что города постоянно меняются, — Париж, который тоже не всегда был таким, как мы его сегодня представляем. Знаменитые бульвары построены только в эпоху Наполеона III, и для их появления естественно трансформировали существовавший исторический центр.

Нам тоже необходимо трансформировать элементы устаревшей архитектуры. К примеру, создавать новые модели жилых зданий, потому что сейчас условия жизни совершенно изменились по сравнению с теми, которые были в начале-середине XX столетия. Новые поколения имеют необходимость в иной типологии квартиры, дающей возможность адаптироваться к новым типам экономики, которые позволяют совмещать жилое и рабочее пространство. Однако исторические здания не нужно разрушать, их нужно сохранять, поддерживать и переделывать, реконструировать, одновременно создавая доступное жильё, как это было сделано в районе Хафенсити в Гамбурге.

 

Элементы устаревшей архитектуры
нужно трансформировать.
В районах прекрасной архитектуры
угасает активность.

 

 

Постиндустриальные города

Сегодня многие города, в том числе в развитии которых я принимаю участие, находятся в очень сложной ситуации перехода от промышленного города к городу с экономикой в сфере услуг. Проблемы у всех похожие, но решения должны быть индивидуальными. Однако понятно, что мегаполис, развивавшийся только по принципу расширения территории, сегодня уже неустойчив. Эта ситуация типична для городов постсоветского периода — у них специфичная структура и недостаточная функциональная насыщенность, что ещё больше усложняет переход к новой системе и функционированию. Необходим новый градостроительный подход — трансформация. 

 

Толчок к трансформации
идёт от жителей, потому что люди —
это и есть города
.

 

Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов. Изображение №4.Индустриальные города очень чётко делились на зоны, в постиндустриальных функции смешаны

 

Индустриальные города очень чётко делились на зоны и транспортные системы, которые соединяли жилую часть города и промышленную. В постиндустриальных городах такая система работать не будет: условия и экономика существования изменились. Теперь мы не живём в одном месте и работаем в другом, а у зданий и районов сегодня намного больше пересекающихся функций, чем это было несколько десятилетий назад. Раньше было понятно: есть заводы, есть спальные районы — это две разные зоны, связанные транспортной линией. Но сейчас мы видим смешанность и гибридность функций не только в одном районе, но иногда и в одном здании. Город должен реагировать на новые условия. Например, если через пару лет машины будут электрические, соответственно должны будут появиться места, чтобы заправить их электричеством. И тут, для успешного результата, необходима положительная энергия жителей и грамотная градостроительная политика. Синергия и толчок к трансформации в итоге идёт от жителей, потому что люди — это и есть города.

 

 

Опустошение центров

Очень сложно строить в центре исторических городов. Многие сталкиваются с этой проблемой. В итоге инвесторы предпочитают уходить за пределы центра, что, в свою очередь, стимулирует жителей переезжать на периферию. Следствие этого процесса — парализованность и опустошение центра. Такая урбанистическая драма характерна не только для России. В районах прекрасной архитектуры угасает настоящая активность.

Необходимо вернуть активность в центр, трансформировать его и придать динамику этой части города. Центру необходимо больше силы: в нём должно находиться жильё как основная матрица любого города, а также развиваться культурная, деловая, научная и другие активности, характеризующие экономику, основанную на сфере услуг. Этот процесс идёт во всём мире. Авторы книги Edge Cities, вышедшей в США в 1990-х годах, показывали, как 20 лет тому назад создавалось больше рабочих мест вне исторической части городов — например, в торговых центрах на пересечении межгородских магистралей с очень хорошо развитыми транспортными узлами (оттуда и название «маргинальные города»). Фактически создавались поселения, где было больше рабочих мест, чем жителей. Это случаи городов без сильной идентичности. В крупных современных креативных городах, какими являются и Петербург и Москва, наоборот, должно идти возвращение к центру.

 

Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов. Изображение №5.Исторические центры больших городов часто парализованы

 

Вторая жизнь промкварталов

Кластеры имеют большое значение для развития городов. Они могут базироваться в районе одной улицы или на территории, подвергшейся реновации, и должны быть интенсивными. Например, 25 лет назад появилась идея создания нового центра Лондона — района Canary Wharf. Он родился на основе бывшего промышленного района. Ещё один пример — район Chelsea в Нью-Йорке. В обоих случаях в основе лежит новое использование уже cуществующих построек.

 

Расширение территории типично
для городов постсоветского периода —
у них специфичная структура
и недостаточная функциональная насыщенность.

 

Однако к трансформации, как и к любой другой градостроительной операции, существующих зданий нужно относиться очень осторожно: сначала необходимо определить будущее назначение зданий, а затем осуществить частичную реконструкцию, сохраняя их основные архитектурные особенности. Плюс такого подхода в том, что это провоцирует внедрение новых функций в существующую городскую ткань. Никаких полных реноваций. Такие кластеры соединяются коридорами и сообщаются с общественными зонами. Это инструмент для нового города: структура создаёт синергию развития между новым и существующим.

Millennium Park в Чикаго. Изображение №6.
Millennium Park в Чикаго

Креативность должна развиваться не только с помощью увеличения количества театров и музеев. Нужно поощрять новые условия создания креативности, усиливая разные элементы — терпимость, технологии, привлечение талантов. Это будет ключевым проектом для развития Петербурга в ближайшие годы. В XXI веке необходимо создавать новые общественные зоны с возможностью интерактивного взаимодействия, многофункционального использования пространства. Пример этого — Millennium Park в Чикаго, который создал Фрэнк Гэри. В нём могут проходить и занятия йогой, и конференции.

 

Будущее пустующей периферии

Как я уже говорил, существуют две модели урбанистического развития — это экстенсивная, когда город растёт вширь, и интенсивная, когда увеличивается эффективность использования пространства. Экстенсивная —характеризовавшая прошлый век, это развитие тяжёлых элементов инфраструктуры (hardware), интенсивная, соответствующая современным социо-технологическим условиям — развитие software, эффективности использования энергии, транспорта, пространства. В пользу последнего пути есть много аргументов, и один из них — демография. В ходе реновации Барселоны перед Олимпиадой на строительство архитектурных объектов было направлено лишь 10 % всех выделенных средств, а 90 % — на преобразование городской инфраструктуры, и это дало отличные результаты.

К 2035 году прирост населения в Европе составит 0 %, в России — менее 1 %. Нужны ли вам огромные территории на периферии, или вы будете использовать заново уже существующую инфраструктуру? Инфраструктура — это как социальный капитал, и города должны наращивать этот капитал. Развитие нематериальной soft-инфраструктуры — не очень дорогой процесс, ему сопутствует увеличение активности жителей на уже существующей городской структуре, благодаря её трансформации.

 

Городская география

Современная городская культура — это когда вы думаете о глобальной перспективе и действуете на локальном уровне. В случае Барселоны за 17–18 лет мы реализовали около 150 очень небольших проектов, которые произвели сильный эффект. Например, транспортные узлы, которые до этого не имели никакой функциональности, мы превратили в полезные зоны. Мы работаем над общественными пространствами, садами — это и есть самая важная трансформация, включающая и новую интерактивную составляющую. Необходимо работать с полицентричной моделью, или, как я её называю, моделью архипелага. В архипелаге расстояние между островами небольшое, вы видите один остров с другого и понимаете, как на него попасть. И Петербург — это и есть такой архипелаг, а острова — общественные зоны. Мы должны развивать архитектуру параллельно с такой географией центра.

 

Действуйте локально. В случае Барселоны за 17 лет мы реализовали 150 очень небольших проектов,которые произвели сильнейший эффект


Будущее Петербурга в развитии набережных. Во всём мире деятельность новых экономик сосредоточена вокруг водных пространств, а здесь — нет. Я был в «Ленэкспо»: из зданий, стоящих на берегу, даже невозможно увидеть воду! Вы должны подумать, как их использовать, у них должна быть функциональность.

В мегаполисах особенно важны крупные узлы — аэропорты, вокзалы, порты, связывающие город с другими географическими зонамиЭто не только точки коммуникации, но и инфраструктуры. В Барселоне 55 % дохода аэропортов и вокзалов приносят услуги и только 45 % — сами поездки. Ещё один экономический стимул для города — коридоры. Это очень сильные транспортные связи с крупными близлежащими городами. Например, коридоры Вашингтон — Нью-Йорк, Роттердам — Амстердам, Барселона — Валенсия. Возможно, для Петербурга коридор — это Хельсинки. И его надо развивать.

 

Neo-Tertiary City

Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов. Изображение №8.Новые урбанистические модели должны базироваться на нематериальном —сервисах, услугах, информации

 

В XX веке города изменились, превратившись в индустриальные. В XXI веке мы уже переходим к глобальному городу. Возникают новые условия развития городов, как и любой другой сферы деятельности. Теперь мы пытаемся воплотить новую неотретичную модель города, которая нацелена на услуги, на сервис и открыта к воплощению новых технологий. Город должен привыкнуть к новому, как мы уже привыкли к смартфонам и портативным компьютерам. Новые урбанистические модели должны базироваться на нематериальном элементе — software, а не как в прошлом — на тяжёлой урбанистической инфраструктуре, характеризовавшей промышленный период.

Даже транспорт должен уже принимать во внимание индивидуальные требования и решения, а не основываться только на коллективной системе. 30 % решений по передвижению в Барселоне люди принимают волюнтаристски, они никак не аргументируются и непредсказуемы. Идеальным транспортом в такой ситуации становится элемент наподобие такси. Необходимы новые матрицы транспортных потоков, которые принимают во внимание ограниченность предложений общественного транспорта, и новые системы измерения движения.

 

Городской метаболизм

Город — разный в зависимости от времени дня и времени года. Город — это система, в которой, с точки зрения динамики, одновременно проходят два противоположных процесса — это разрушение равновесия, диссипативные процессы, и возвращение к начальной точке своего развития, гомеостаз. Урбанистический метаболизм — то же самое, что метаболизм организма. Контролировать метаболизм можно на уроне трёх подсистем — это транспорт, деятельность людей и создание окружающей среды. В Архитектурной академии в Швейцарии мы составили список из 22 параметров, характеризующих уровень метаболизма, эффективность города. В Европе на первых местах по параметру эффективности — Копенгаген, Стокгольм, Осло, Вена, Амстердам. Не Лондон, не Париж. Вопрос в качестве модели и численности населения. Будущее за городами в 2–5 миллионов человек.

 

Организатор лекции — компания «Город 22» — осуществляет исследования по прогнозированию развития городской среды и разработку урбанистических программ на основе мультидисциплинарного подхода с привлечением независимых экспертов и консультантов. Программа «Развитие городов» с участием Хосе Асебильо имела целью рассказать о происходящей сейчас смене условий развития городов и сделать прогноз для создания качественной и комфортной городской среды Санкт-Петербурга.


Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с the-village.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • anton.borisov
          • домен the-village.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции