html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью с Рафаэлем Виньоли

Кто такой был Рафаэль, все знают: великий жи­во­писец и архитектор Ренессанса. Фамилия Виньоли, вернее, Виньола, тоже любому искусствоведу знакома: прославленный архитектор XVI века, со­здатель собственного варианта античных орде­ров.

Уругвайскому юноше по имени Рафаэль Виньоли на роду написано было стать архитектором. Что он и сделал. Прав­да, по его словам, случайно – пришел в колледж и ошибся дверью. Шутка, конечно, на самом деле архитектурой зани­малась его мама, он выбрал профессию под ее влиянием.

Photo 1.jpg

 

Рафаэль Виньоли – своеобразный архитектор. Сорок лет карьеры, множество крупных построек, известное имя, великолепная репутация в профессиональном сообществе.

Photo 01AFZCA9.jpg

Одна из самых заметных построек Виньоли в последние годы – театр Curve (“Кривая”) в английском городе Лестере. В театре два зала, на 750 и 350 мест.

Photo 03C8J282.jpg

Вид на театр Curve с улицы Ратланд, на которой он расположен. Металлические конструкции внешнего ограждения рассчитаны так, чтобы их можно было раздвигать, открывая сцену взорам прохожих.


При этом единственная по-настоящему громкая история в его жизни – участие в конкурсе на восстановление WTC. Международная команда Think! (в нее входили Виньоли, Сигеру Бан, Фредерик Шварц и Кен Смит) конкурс вроде как выиграла, но потом оказалась на втором месте, и за­каз достался Либескинду. Начинать беседу с вопросов о скандале как-то неловко. Потому к нью-йоркскому офису Виньоли – низкому, с арочными окнами бывшему складу в районе Сохо, который он сам же несколько лет назад перестроил, – я подходила в некоторой растерянности.

Рафаэль – в офисе его называют только по имени – на встречу опоздал и прибежал запыхавшись. Маленький, смешной человечек в колючем свитере и потертых джинсах, с растрепанной седой шевелюрой и четырьмя очками: одни на носу, двое на шее и еще одни подняты на лоб. Изобилие оптики – фирменный знак Виньоли, он всегда так ходит. Раньше очков было трое. Он улыбчив, мил и в сущности очень обаятелен – похож на какого-то по­ложительного мультяшного паучка. На вопросы отвечает обстоятельно, со смешным испанским акцентом и массой слов-паразитов.

Самый безопасный вопрос для начала – из серии “Все мы знаем ваши достижения, но чем вы сами больше всего гордитесь?” Ход правильный – Виньоли откидывается на стуле с очень довольным выражением лица, как человек, которому принесли в ресторане хорошую закуску:

– Самый первый дом, который я построил, – столярная мастерская в университете, где я учился. Ее давно уже снесли, но проект был важный: в восемнадцать лет я раз и навсегда понял разницу между рисунком и его объемным воплощением. Потом – центр цветного телевидения в Аргентине в 1978-м. Международный форум в Токио. Один из последних проектов – генетическая лаборатория в Принстоне. И еще маленький дом “Пианино”, я построил его для себя.

Photo 03C7N870.jpg

Одна из последних работ Виньоли – Центр визуальных искусств в Колчестере (Англия). Центр открылся в 2011 году и наделал много шума в прессе: эффектная конструкция, завернутая в золотистый металл, строилась долго и с большим превышением бюджета.


Четко, внятно, просто, системно: Виньоли назвал свои пер­вый, последний, большой, маленький и самый сложный объекты. Рациональность – вообще главная его черта. Хо­роший пример – вопрос о профессиональной неуда­че: девять из десяти архитекторов скажут о несостоявшемся про­екте или проигранном конкурсе. Виньоли называет конк­ретный объект – дом в Пенсильвании. Не сработался с клиентом. И это человек, которому сам бог велел жаловаться на проигранный конкурс!

Спрашиваю его об этом. Виньоли заметно напрягается – улыбка становится натянутой:

– Ну мы, вообще-то, конкурс этот выиграли. Поймите меня правильно, я не из-за проигрыша расстраиваюсь.

Важный проект теперь на грани провала. А я мог бы его осу­ществить.

– Либескинд сделал плохой проект?

– Он не градостроитель. У него была красивая идея, но от нее ничего не осталось. Потому что организация не продумана. Глупо рассчитывать, что такая масштабная стройка может финансироваться из частных источников, как обычная коммерческая недвижимость. В нашем проекте Всемирного культурного центра с самого начала было сказано, что дело это общественное. Он, между прочим, и дешевле был, и восстанавливал панораму Манхэттена. То, что там происходит, – доказательство неспособности города собраться, вернуть себе лицо. Профессиональный архитектор мог решить эту задачу.

Я знаю, что он имеет в виду: накануне интервью я хо­дила на “нулевую площадку” посмотреть, как идет либес­киндовская стройка. На площадке, освещенной для мемо­риальности прожекторами, не происходит ровным счетом ничего. Нулевая активность. Мне кажется, что история с WTC – пример того, как поэзия сталкивается с реально­стью, конец мифа об архитекторе-творце, который может перекроить мир под себя. Спрашиваю Виньоли, много ли в его профессии творческой свободы.

– Архитектура не должна брать на себя решение глобаль­ных проблем, но и в сферу услуг превращаться ей то­же нельзя. Как-то принято проводить грань – либо ты творец, либо технарь. Но я ни то, ни другое – я архитектор. Работая, я думаю о конструкциях, об экономике, о культуре, о личности заказчика. Нельзя трактовать архитектуру как “большую скульптуру, в которую можно войти”. Мы живем в интересное время. Люди готовы что угодно “проглотить”, так как их убедили, что художник должен быть свободным. Можно успешную карьеру построить, диктуя людям свою эстетику. Но на архитекторе лежит большая ответственность: его работа способна сильно испортить окружающий мир.

Photo 03BGW9RN.jpg

Художественный музей Fortabat  в Буэнос-Айресе Виньоли построил в 2008 году. На площади в 6000 м2  разместилась коллекция аргентинской и европейской живописи, собранная Марией Амалией Лакросе де Фортабат. У здания крыша-трансформер,  которая частично открывается  и закрывается в зависимости  от солнечного освещения.

Photo 01AA07K2.jpg

Интерьер многофункционального общественного комплекса International Forum в Токио (1996). Использование массы изогнутых стальных форм для придания архитектуре эффектности для Виньоли очень характерно.

Собственная карьера Виньоли состоит из двух частей. Первая – работа в Латинской Америке: с середины 1960‑х до конца 1970-х он построил в разных странах континента несколько десятков зданий. В США начал все с чистого листа. Говорит, что причины эмиграции были сугубо политические: “В тех условиях, что сложились в Уругвае, ни я, ни моя семья нормально жить не могли”. Невольно возникает вопрос: может быть, разговоры об ответственности архитектора – печальные выводы человека, который отказался от творче­ской свободы, потому что работает на чужой земле? Спра­шиваю – сильно ли он изменился за эти годы?

– Надеюсь, что да. Архитектор не должен быть рабом “фирменного стиля”. Публика ждет от тебя мятых титановых листов – и ты их строишь, что в Африке, что в Швеции. Если к нашей профессии подходить грамотно, думать о каждом проекте, то повториться просто невозможно.

Виньоли трактует отсутствие яркого стиля как признак профессиональной гибкости. Здоровый цинизм – “профи справится со всем” – удобная позиция в ситуации, когда приходится брать любой заказ.

– Разница между частным домом и общественным заказом – вопрос работы с разными масштабами. Как в музыке – Бах писал и сонаты, и мессы. Малеру удавались лишь симфонии. А вот мебельным дизайном архитекторам заниматься не стоит: это разные профессии.

В речи Виньоли много музыкальных метафор. В молодости, до того как ошибиться дверью и поступить на архитектуру, он собирался стать пианистом. У него в офисе и теперь стоят два рояля Steinway & Sons, на крышке лежат раскрытые ноты моцартовской сонаты. Забавно – его “враг” Ли­бескинд тоже пианист. Говорю об этом. Виньоли смеется:

– Нет, он не пианист. То есть он умеет, конечно, играть на рояле, но учился он аккордеону. Это совсем другое дело.

Вопиющая несправедливость и неправда. Я вступаюсь за Либескинда:

– А он говорит, что на рояле...

– Он вообще много всяких слов говорит. Этого недо­статочно.

– Вы не верите в слова?

– Слова должны выражать идеи. Сила конструктивизма – в стоящей за ним идеологии. Идеология движет архитекту­рой, как мотор.

Неожиданное марксистское заявление. Какой идеологии следует он?

– Мы живем в мире, где люди не могут реализовать себя. Мы должны с этим бороться. Я верю в социальную справедливость.

– Вы общаетесь с архитекторами в Латинской Америке?

– О да. Там масса отличных людей, о которых мир ничего не знает.

– Вы им помогаете, поддерживаете как-то?

Виньоли искренне удивляется:

– С какой стати мне помогать людям, которые ничем не хуже меня?

Наконец-то я понимаю его. Профессионализм, ответ­ст­венность, разумный подход к проекту... Все это маски. Его настоящая позиция – каждый сам за себя, все средства хо­роши, нет скучных заказов. А коллеги пусть тоже по­кажут, на что способны, на то и здоровая конкуренция. Правильная установка для человека, который решил заво­евать Аме­рику и, в общем, добился своего. И правда на его стороне. По­тому что, пока его соперники возводят музеи современного искусства и получают громкую прессу, Виньоли тихонько строит колледжи и лаборатории – места, где создается бу­дущее. В нем, вполне возможно, будут царить равные воз­можности. Что полностью отвечает заявленной идеологии.

Беседовала Евгения Микулина

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с admagazine.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • admagazine
          • домен admagazine.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции