html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Левиафаны, пьющие нефть: Супертанкеры

14 мая 1988 года, на излете ирано-иракской войны, боевые самолеты Саддама Хусейна атаковали в Ормузском проливе иранскую нефтяную платформу. Досталось и танкерам, груженным принадлежащей врагу нефтью. Пораженный ракетой Exocet, самый большой искусственный самодвижущийся объект в истории человечества, король гигантов среди кораблей, окутался клубами черного как смоль дыма и лег на дно, став лишь грудой ржавого искореженного железа

Тогда погибший корабль звался Seawise Giant. Это невероятных размеров судно никак не смогло бы втиснуться в шлюзы Панамского канала и обязательно село бы на мель в Суэцком. Даже Ла-Манш был для него мелковат — осадка при полной загрузке почти 25 м! Супертанкер, построенный в 1979 году по заказу греческого магната на верфи японской корпорации Sumitomo, был и изначально могуч, но по прихоти второго хозяина — гонконгского судовладельца- его вернули на верфь, чтобы подвергнуть процедуре «джамбоизации». Иначе говоря, танкер разрезали и вварили в него дополнительную секцию. Так он стал самым большим кораблем в истории, опередив французские супертанкеры серии Batillus.

Специальные наливные суда появились сравнительно недавно — около полутора веков назад. До этого все жидкости перевозились в старых добрых бочках. С разрастанием рынков и крупнооптовой торговли стало выгодным изымать текучие грузы из розничной тары и заполнять ими трюмы кораблей, которые к тому времени уже начали обзаводиться надежными металлическими корпусами. Одними из пионеров танкерного флотостроения считаются бакинские нефтепромышленники братья Людвиг и Роберт Нобели (гораздо больше известен еще один их брат — Альфред, тот самый, что изобрел динамит и премию имени себя).

До нефти — океаны!

Ну а рождению супертанкеров мы обязаны некоторым реалиям экономической географии, которые сложились уже после Второй мировой войны. Бурно развивающиеся экономики Западной Европы, Японии и США требовали все больше топлива, однако основной его источник находился за тысячи морских миль от жаждущих нефти потребителей — в районе Персидского залива. Если в предыдущие эпохи нефть перерабатывалась в бензин, мазут и керосин, как правило, на месте добычи, то к 1950-м стало ясно, что гораздо выгоднее везти с месторождений сырую нефть, а нефтепродукты из нее готовить там, где они востребованы. Поскольку ни трубопроводный, ни железнодорожный транспорт конкуренции морскому составить не мог, последовали бурный рост трансокеанских перевозок сырой нефти и развитие соответствующей отрасли судостроения. Путь с нефтеносного арабского Востока в Европу или США заметно укорачивается, если везти сырье через Суэцкий канал, но в середине 1950-х канал стал зоной политической нестабильности и в 1957 году впервые был ненадолго закрыт. Эти события навели нефтепромышленников и судостроителей на мысль о том, что коль скоро канал стал маршрутом ненадежным и небезопасным, так и не стоит на него полагаться. Пусть большие суда с нефтью идут на запад вокруг мыса Доброй Надежды, зато их можно проектировать без учета ограничений по габаритам и осадке, связанных с прохождением Суэцкого водного пути. И нефтеналивные суда стали быстро расти в размерах.

Небоскреб на боку

Если в предыдущие десятилетия строительством супертанкеров занимались в основном европейские (например, французская верфь Chantiers d’Atlantique) и японские производители (Hitachi, Sumitomo), то сейчас на рынке доминируют производители из Южной Кореи под брендами (Daewoo, Samsung), которые мы обычно привыкли видеть на автомобилях и бытовой электронике. Строительство супертанкера гораздо больше напоминает возведение здания, нежели сборку машины. Первым делом на верфи обрабатывают стальные листы, из которых будет состоять корабль. Самое страшное для танкера — коррозия, поэтому от качественной обработки металла зависит безопасность и долговечность судна. Сталь отмывают от грязи и ржавчины, чистят абразивным порошком и наносят цинково-силикатный грунт. Затем из листов вырезают детали, а из деталей методом сварки собирают отдельные блоки конструкции. Финальная сборка корпуса судна происходит в сухом доке. Сюда сверхмощные краны грузоподъемностью несколько тысяч тонн доставляют огромные детали будущего судна, которые могут иметь габариты до 55 м. С миллиметровой точностью эти детали ставят в нужном месте собираемого корпуса и приваривают. Для подобных ювелирных операций с макрообъектами требуются высокие технологии. В частности, на верфи Daewoo для каждого такого мегаблока перед монтажом с помощью лазерной измерительной техники создается точная компьютерная 3D-модель. Далее происходит виртуальное моделирование монтажной операции с целью выяснения, насколько произведенный блок подходит по размерам. Если на компьютере все сходится, значит, можно начинать монтаж и сварку — последняя осуществляется с помощью автономного робота с элементами искусственного интеллекта, позволяющего машине самостоятельно диагностировать возникающие проблемы. В собранном корпусе монтируется силовая установка циклопических размеров, несколько десятков километров труб и все прочее необходимое оборудование. Будущий супертанкер тщательно красят, затем, когда краска высохнет, сухой док наполняется водой и буксир выводит новорожденного левиафана в море.

Огромные, но уязвимые

Супертанкеры — весьма специфичные суда, и их эксплуатации сопутствует множество ограничений. Уже говорилось о недоступности для них межокеанских каналов и даже некоторых морских проливов. Например, танкеры класса Т1 из-за огромной осадки (24 м) при полной загрузке вынуждены идти из Персидского залива в Мексиканский вокруг Африки, и лишь на обратном пути осадка позволяет судну «срезать путь» через Суэцкий канал. В мире очень мало портов, где супертанкер мог бы встать к причалу (при помощи буксиров, разумеется), поэтому разгрузка осуществляется на рейде либо с помощью танкеров меньшего размера, либо посредством вынесенного в открытое море терминала, соединенного с сушей нефтепроводом. При этом нельзя не сказать об особой уязвимости супертанкеров и особой уязвимости природы перед лицом аварии крупных нефтеналивных судов. Истории с разливами нефти из-за крушения супертанкеров у всех на слуху. Но только в страшном сне может привидеться столкновение супертанкера, например, с атомной подводной лодкой. А ведь такой случай был со-всем недавно. 8 января 2008 года субмарина ВМС США USS Newport News класса Los Angeles, находясь в подводном положении, налетела на японский танкер Mogawigawa. К счастью, серьезных последствий в виде разлива нефти или утечки радиации не произошло. Супертанкер способен быть угрозой и самому себе — после откачки нефти из резервуаров там скапливаются пары с высоким содержанием углеводородов. При смешивании с кислородом воздуха они могут быть взрывоопасны, поэтому в современных супертанкерах существует система вытеснения паров и воздуха инертными газами, например азотом. Другая угроза — пираты Аравийского моря, для которых супертанкеры стали лакомой добычей. В связи с пиратской угрозой ассоциация независимых владельцев танкеров выпустила свод рекомендаций, среди которых движение на максимальной скорости в пиратоопасных районах и даже установка на палубе манекенов, которые должны внушить разбойникам ложные представления о численности экипажа (на современных автоматизированных супертанкерах экипаж обычно составляет около 40 человек).

Тише едешь — богаче будешь

Экономически супертанкер выгоден потому, что может перевозить сразу очень большое количество сырья, что по идее должно удешевлять цену доставки одного барреля по сравнению с судами меньших размеров. Однако этот плавающий «небоскреб» весьма дорог и сложен в эксплуатации, поэтому коммерческая эффективность применения нефтеналивных судов мегаразмеров сильно зависит от конъюнктуры топливного рынка. Легендарный Seawise Giant еще до того, как его поразила иракская ракета, часто использовался всего лишь как FSO (плавучая установка для хранения и отгрузки топлива) — судно стояло на якоре рядом с буровой платформой и принимало в себя добытую нефть в ожидании перегрузки сырья на менее габаритные танкеры. В 1980—1990-х суда класса ULCC (Ultra Large Crude Carrier, дедвейт более 320 000т) не производились. Лишь в первой половине 2000-х, принесших рост цен на нефть, корейская верфь Daewoo выпустила серию из четырех гигантов класса T1, имеющих, согласно современным требованиям, двойной корпус. Сегодня это крупнейшие в мире действующие танкеры, соперничающие по размером лишь с датскими контейнеровозами класса E.

Но даже во времена, когда цена на нефть держится на сравнительно высоком уровне, судовладельцы постоянно размышляют о том, как сэкономить на эксплуатации судов, расcчитанных на миллионы баррелей сырья. Одна из задумок — снизить скорость движения. Стандартная скорость движения супертанкера — около 14 узлов. Подсчитано, что при такой скорости танкер, идущий порожняком после разгрузки, сжигает в среднем 90 т флотского мазута в день. Если же двигаться не быстрее 10 узлов, масса сжигаемого топлива составит всего 25 т, что позволит сэкономить десятки тысяч долларов в день. Понятно, что при уменьшении скорости упадет производительность танкерного флота. Однако некоторые судовладельцы склонны рассматривать такой вариант как благо, ибо в этом случае окажутся востребованы услуги ныне простаивающих супертанкеров, а их немало. Возможно, в экономии недешевого топлива танкеровладельцам поможет химическая промышленность: не так давно голландская компания Akzo Nobel выпустила на рынок краску для покрытия корпусов судов. По утверждению производителя, она способна снизить расход топлива на 10%.

Судьба короля супертанкеров

История Seawise Giant (с которого мы начали статью) драматична и в каком-то смысле показательна для судьбы всего супертанкерного проекта: он был и востребован, и забыт, да и конец его «карьеры» достаточно типичен. Сгоревший и затонувший танкер был поначалу признан потерянным, но по окончании ирано-иракской войны его подняли, вернули плавучесть и отбуксировали в Бруней. В 1990-м останки великого корабля приобрела компания Norman International и отправила их на верфь в Сингапуре для восстановления. Отремонтированный супертанкер стал теперь называться Happy Giant («Счастливый гигант»). Потом кораблем владели норвежские компании (судну давали имена Jahre Viking и Knock Nevis), и с 2004 года он превратился в плавучее нефтехранилище в Персидском заливе: отправлять супертанкер в океанские плавания хозяева сочли нерентабельным. Последний вояж состоялся в январе прошлого года, когда под флагом Сьерра-Леоне и под последним именем Mont корабль проследовал к берегам Индостана и там был вытащен на берег. Индия, Бангладеш, Пакистан в наши дни специализируются на разборе крупных судов на металлолом, так что именно там с большой долей вероятности однажды прервется жизненный путь всех нынешних супертанкеров.

Супертанкеры

Самый большой супертанкер в истории: Seawise Giant

Другие названия: Happy Giant, Jahre Viking, Knock Nevis, Mont

Количество в классе: 1

Год постройки: 1979

Верфь: Sumitomo Heavy Industries Ltd.

Длина: 458 м

Ширина: 68,8 м

Высота: 29,8 м

Осадка: 24, 6 м

Дедвейт (грузоподъемность) 565000 т

Силовая установка: паровая турбина

Скорость движения: 16 узлов (30 км/ч)

Самые большие из супертанкеров, находящихся в эксплуатации: Танкеры класса T1

Количество в классе: 4

Год постройки: 2002−2003

Верфь: Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering

Длина: 379 м

Ширина: 68 м

Высота: 34 м

Осадка: 24,5 м

Дедвейт: 442000 т

Силовая установка: дизельный двигатель

Скорость движения: 16,5 узла (31 км/ч)

«Супертанкер» - полуофициальное название. Более строгая классификация делит нефтеналивные суда на классы типа Panamax (возможен проход через шлюзы Панамского канала), Suezmax (проход через Суэцкий канал), Aframaх (внутренние моря). Различия в классах определяются габаритами и грузоподъемностью (дедвейтом). К супертанкерам обычно относят суда класса VLCC (Very Large Crude Carrier) и ULCC (Ultra Large Crude Carrier) с дедвейтом от 200000 до 550000 т.

Драма на аляске

Экономическая эффективность супертанкеров заключается в их способности перевозить объемы топлива порядка ежедневной потребности страны среднего размера. Но здесь же кроется их главный недостаток: в случае аварии последствия вытекания нефти могут быть катастрофическими. До взрыва платформы Deep-water Horizon самым серьезным инцидентом с разливом нефти в океане считалась авария супертанкера Exxon Waldez. 23 марта 1989 года танкер налетел на риф у берегов Аляски и пролил в воду 40 млн литров сырой нефти. Ущерб живой природе оказался колоссальным, и именно авария Exxon Waldez стала главной причиной, по которой в мире начался постепенный переход к двухкорпусным супертанкерам.

Кто длиннее?

Какой корабль самый большой? Ответить на этот вопрос не так-то просто, особенно если сравнивать друг с другом корабли разных типов. Первые три места и по длине, и по дедвейту занимают Seawise Giant, а также супертанкеры классов Batillus и Esso Atlantic. Но… с одной оговоркой. Все эти легендарные богатыри выведены из строя, и, похоже, супертанкеров таких размеров больше не будет.

Сейчас рекорд длины удерживают контейнеровозы, зато они значительно уступают по дедвейту супертанкерам класса T1, обладающим чуть более коротким корпусом.

Первый круизный лайнер (точнее, два систершипа класса Oasis) попадает лишь в середину третьего десятка (если ранжировать суда исключительно по длине).

Американский авианосец Enterprise с внушительной длиной 341 м находится в шестом десятке.

Обогнать танкеры

С середины 2000-х годов в спор гигантов за рекордную длину активно включились океанские контейнеровозы. В 2006 году в свое первое плавание отправилось судно Emma Maersk, построенное на датской верфи Odense Steel. Именно этому контейнеровозу, а также семи его систершипам принадлежит сегодня звание самых длинных океанских кораблей — длина корпуса 397 м. Суда этого класса (E-class) берут на борт минимум 11000 двадцатифутовых контейнеров, что также является рекордом. Уже в этом году компания Maersk разместила на верфях южнокорейской компании Daewoo заказ на десять контейнеровозов нового класса Triple-E. Длина этих судов вырастет до 400 м, а грузоподъемность — до 18000 контейнеров.

Мини-супертанкер

Занятия в Уорсашской Морской Академии в Саутгэмптоне (Великобритания) можно принять за развлечения в парке водных аттракционов. Двое мужчин садятся друг за другом в суденышко размером с большую моторную лодку и отправляются в плавание по пруду. Особенно забавным зрелище делает тот факт, что суденышко внешним видом напоминает супертанкер, однако стоимость такой «игрушки» совсем не детская — £150000. Фактически это контролируемый электроникой учебный симулятор, который при скромных размерах весьма реалистично передает всю сложность управления гигантским кораблем. Штурвал находится в руках курсанта, который однажды встанет на мостик настоящего супертанкера. Сидящий сзади инструктор терпеливо объясняет ученику, как управляться сноровистой машиной. Экземпляры 2.02 и 2.03 (задел) были уничтожены.

Класс BATILLUS

Сегодня в производстве супертанкеров лидируют корейские верфи, но в 1970-х- в эпоху расцвета гигантов — свое веское слово сказала Европа. Танкеры класса Batillus (всего их было произведено четыре) построила судостроительная компания Chantiers d’Atlantique во французском городе-порте Сен-Назер, расположенном в устье Луары.

Супертанкеры класса Batillus строились не в специально созданном для них сухом доке, а на дне шлюза Сен-Жубер, возведенного еще в 1934 году для пропуска океанских кораблей из порта Сен-Назер в Луару.

По ряду параметров, таких как осадка при полной загрузке или валовая вместимость, некоторые танкеры этого класса превосходили рекордсмена — Seawise Giant, уступая ему, правда, по длине и водоизмещению при полной загрузке.

В качестве силовой установки использовались четыре паровые турбины. На каждом судне имелось по два винта и по два руля, что довольно нетипично для супертанкеров, но создавало возможность резервирования на случай поломки.

Лишь супертанкер Prairial (1979) дожил до 2003 года. Остальные три прослужили менее десятка лет и были утилизованы еще в середине 1980-х.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • popmech.ru
          • корея
          • взрыв
          • топливо
          • пираты
          • самолет
          • сыр
          • король
          • oasis
          • нефть
          • доллар
          • сингапур
          • детская
          • модель
          • лето
          • друзья
          • мужчины
          • море
          • игрушки
          • аляска
          • газ
          • корабль
          • флот
          • безопасность
          • океан
          • бангладеш
          • бензин
          • африка
          • небоскреб
          • парк
          • кран
          • великобритания
          • япония
          • пакистан
          • карьера
          • daewoo
          • европа
          • fso
          • флаг
          • строительство
          • плавание
          • промышленность
          • железо
          • экономия
          • сон
          • аттракцион
          • руки
          • подводная лодка
          • рекорд
          • авианосец
          • рынок
          • война
          • америка
          • бренд
          • суд
          • индия
          • ракета
          • искусственный интеллект
          • роботы
          • вода
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции