html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью с Уильямом Олсопом

Английский архитектор Уильям Олсоп похож на великого кинорежиссера Орсона Уэллса: человек-гора, с черными лохмами, тяжелым взглядом и выпяченными губами. В их творче­ских судьбах тоже есть нечто общее: Уэллса, несмотря на “Оскара” и прочие награды, преследовали отсутствие финансирования и обвинения в том, что его фильмы слишком радикальны. У Олсопа тоже на одной чаше весов профессиональные премии, на другой – долгострои, обвинения в фантазерстве и жесткая критика. Я шла на встречу с тяжелым чувством – думала, что Олсоп будет ругаться и изливать свою ненависть на успешных коллег.
Ничего подобного. Встречались мы в его студии в районе Баттерси, большом светлом лофте, на первом этаже – магазин всяких деликатесов и кафе, где Олсоп регулярно сиживает. В мастерской на белых стенах – абстрактная живопись: Олсоп не только архитектор, но и художник. Он, несмотря на грозный вид, приветлив и благодушен, как большой плюшевый мишка. Первым делом на столе перед ним возникли кофейник и пепельница. Затем Олсоп положил локти на стол и предупредил меня:

– Имейте в виду, все, что я вам сегодня наговорю, будут сегодняшние слова. Задайте мне те же вопросы завтра – ответы будут другие.

Держа это в уме, прошу его назвать самые удачные дома. Ответ следует пространный:

– Архитекторы любят говорить, что каждый проект – новые обстоятельства и новый способ решения задачи. Это вранье. Я уверен: все, что ты делаешь – будь то здание или картина, – это одно и то же произведение. Поняв это, перестаешь переживать из-за успехов и неудач – просто работаешь. Без неудач нельзя – и они чему-то учат. А что до вещей, которые меня научили чему-то хорошему... Я назову три. В Кардиффе реконструируется портовая зона, и я там построил информационный центр: чтобы проекты показывать жителям и сообщать, что в городе происходит. Рассчитали, что в него будут приходить в год двадцать пять тысяч человек и оно простоит пять лет. А оно привлекает четыреста тысяч посетителей в год, и жители Кардиффа так его полюбили, что попросили не сносить. Почему оно им так нравится, я не знаю. И это учит бессмысленности архитектурной теории – потому что дома, построенные по теориям, сносят сплошь и рядом.

Photo Screen shot 2012-12-10 at 12.51.33 PM.jpg

Информационный центр для посе­тителей реконструируемого порто­вого района в Кардиффе (1990).  Олсоп называет его своим самым удачным произведением: “Бог знает, почему оно так нравится людям. Домик-то простой, как правда, по форме похож на зажигалку”.


Второй объект – административное здание в Марселе: на нем я узнал, что строить можно быстро. И что, если на всех этапах работы у всех были нормальные человеческие отношения, дом получится хороший. И будет нравиться людям, которые им пользуются. Третий любимый проект – художественный центр в Бирмингеме. Он еще не построен, и работа тянется много лет – у заказчика денег не хватает. Но на этом объекте я понял, как важно слушать людей – местных жителей. Их участие обогащает проектирование.

Photo 03BR983C.jpg

Фасад дома под названием Colorium (“Цветной”), который Олсоп построил  в 2001 году в Дюссельдорфе. Фасад облицован семна­дцатью разновидностями цветной стеклянной плитки.

Photo 03B8B9FF.jpg

Центр дизайна в университете  Торонто Уильям Олсоп построил в 2004 году. Налицо любимые  приемы архитектора – шашечки и яркие цвета.

Интересно, особенно про бессмысленность теорий: известность Олсопу в 1970-х принесла теоретическая книга SuperCity о городе-гиганте, который должен расползтись по северу Англии. Хочется это как-то прояснить. Олсоп зажигает очередную сигарету и ухмыляется:

– Понимание того, как проста на самом деле жизнь, приходит с возрастом. Лет эдак до двадцати пяти я был великим интеллектуалом и теоретиком. А теперь я просто богема. Вот и все.

Очевидно, Олсоп любит парадоксы и смелые ходы. Воз­можно, именно поэтому в начале 1990-х он стал первым иностранцем, открывшим свое бюро в Москве. Он приехал на семинар Project Imagination, организованный в МАРХИ Джеймсом Макадамом и Татьяной Калининой.

– Москва 1992 года была великолепной и пугающей. Мне хотелось быть частью перемен, которые происходили у вас с невероятной быстротой. Я открыл офис, мы строили какие-то мелочи. Но ничего по-настоящему значительного так и не случилось, и в 2000-м я этот офис закрыл.

Тема закрывается, как московский офис, – Олсоп отказывается переживать по поводу потерянного времени и ут­раченных возможностей. Не собирается возвращаться. Он вообще ни о чем не переживает, и причина этого, по его словам, в британском национальном характере.

– Я английский архитектор. Не стилистически, стиль вообще абсурдная категория в современной архитектуре, где возможно абсолютно все. Психологически. Приведу пример: работают в моем гамбургском офисе люди профессиональные, аккуратные – истинные немцы. Но возникает трудность, и они начинают причитать: “У нас проблема!” Потом впадают в депрессию и идут домой рыдать. Я смотрю на них и думаю: “Вот так вы, ребята, войну и проиграли”. Англичанин на их месте будет не плакать, а искать выход из ситуации. Мы очень гибкие. И любим комфорт. И ради того, чтобы нам было уютно, готовы трудиться.

Олсоп знает, о чем говорит: его вклад в “предметный дизайн” – набор из держателя для книг, пепельницы и стакана для виски, который позволяет наслаждаться всем этим одновременно, не вставая с кресла. И живет он уютно – на два дома, между Лондоном и побережьем. Женат уже тридцать пять лет, вырастил троих детей. Только вот архитектура его уютной не выглядит. Все дома разные, и все вызывают зрительное беспокойство. Что-то похоже на сарай, что-то на мыльный пузырь, что-то на набор кубиков. Откуда же берутся образы его архитектуры, что и кто на него влияет?

Олсоп опять отвечает неожиданно:

– Мои друзья в основном художники, с ними общаться интереснее. Архитекторы только об архитектуре и говорят, а это ужасно скучно. Но кого-то я могу назвать, конечно. Питер Беренс – я в детстве жил в Нортгемптоне рядом с модернистским домом, который он построил. Моя мама считала, что дом ужасен, я так не думал – и сам хотел понять почему. Седрик Прайс – я у него работал после учебы в Архитектурной ассоциации. Он был странным архитектором и до сих пор не понят. Мне иногда кажется, что он заглядывает мне через плечо во время работы и интересуется: “Что за ерунду ты тут навалял?” Николя Леду – это был первый архитектор, который проектировал то, что в его время нельзя было построить чисто технически. Что им двигало, хотел бы я знать?

Говоря о влияниях, Олсоп упоминает не стили и фор­мальные приемы, а идеи – то, что будит мысль. Пока я ­отмечаю это про себя, Олсоп подливает себе кофе и рас­суждает дальше:

– Меня всегда увлекал полет человеческого воображения. Воображения, на мой взгляд, сейчас в мире очень не хва­тает. Люди работают как проклятые, приходят вечером домой усталые, и нет у них в жизни ничего волнующего, кроме футбола. Ну нельзя же так. Архитектура должна помочь расшевелить человечество. Не одна, конечно, – тут много всяких аспектов, от бизнеса до медиа. Но без нас не обойтись. Поэтому так важно, чтобы люди участвовали в работе архитектора, высказывали свое мнение. Тогда то, что я делаю, – это и их дело, мои идеи – это их идеи. Не я проектирую – мы делаем это вместе. Вместе выясняем, каким хочет быть наше здание. Так можно добиться свободы. И работать с удовольствием.

Вот почему сам он умиротворен – он чувствует себя свободным и при этом не одиноким. И вот почему архитекту­ра у него такая пестрая.

Photo 03AXH83E.jpg

Фасад районной библиотеки Peckham в Лондоне. Олсоп построил ее в 2000 году и именно за это здание получил премию Стирлинга, главную архитектурную награду Британии. На фото – задний фасад с характерными для Олсопа цветными стеклами. Передний фасад однотонный и имеет выступ в форме буквы Г.

Photo 01AGHTQ7.jpg

Жилой комплекс  Chips в Манчестере  Уильям Олсоп по­строил в 2009 году.  Название дома происходит от карто­фельных чипсов – тех  самых, которые едят с рыбой: оно составлено из похожих по форме длинных “брусочков”. Это доступное жилье для молодежи, само здание считается крупнейшей удачей Олсопа в последние годы.


Олсоп – художник со своим стилем, и именно поэтому ничего никому не навязывает. Он слушает собеседника, и здания у него разные, потому что их строят вместе с ним разные люди.

Орсону Уэллсу было сложно: он не мог снимать кино вместе со зрителями в зале. А Уильяму Олсопу повезло: архитектуру делать в соавторстве с публикой можно. И, похоже, нужно.

Беседовала Евгения Микулина

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с admagazine.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • admagazine
          • домен admagazine.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции