html текст
All interests
  • All interests
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Пять случаев в Исландии: рассказывают волонтеры экопрограммы

Графические дизайнеры Ольга и Митя провели в Исландии полмесяца, работая над волонтерским проектом, связанным с переработкой мыла и изготовлением биотоплива. За это время они увидели настоящее северное сияние, попробовали путешествовать автостопом, пообедали на обрыве скалы и искупались в бассейне под открытым небом почти при нулевой температуре.

«Да, в Исландии есть викинги. Они в два градуса тепла и в сумасшедший ветер ходят по улицам в майках и исландских свитерах лопапейса»

Волонтерская программа «Biofuel and soap»

Мы поехали в Исландию на 17 дней в сентябре как участники экологического волонтерского проекта «Биотопливо и мыло». Программу мы выбрали быстро, так как она предполагала путешествие по всей Исландии. Мы ездили по ближайшим отелям и ресторанам и собирали использованное лишь несколько раз мыло и масло из-под фритюра, которое просто выбрасывается и загрязняет окружающую среду. Профильтрованное масло и служит биотопливом.

Мы фильтровали его и изучали, как работает биотопливо. В Рейкьявике лидер группы Бамби показал нам машину с сооруженным им двигателем, который может работать на биотопливе. Вещь полезная, но вот только в теплых странах, поскольку двигатель работает только при температуре +15, и в Исландии его можно использовать менее двух месяцев в году.

Всю поездку мы ощущали себя в самом центре фритюра, ароматы кружили голову. Программа делилась на две части: первая неделя — основная работа, вторая путешествие вокруг Исландии.

Бассейны под открытым небом в Рейкьявике

Непосредственно к самой работе мы приступили спустя три дня после прибытия в Рейкьявик — маленький городок с цветными домиками, вид на которые открывается с церкви Hallgrímskirkja, построенной в прошлом веке.

Жили мы в центре города на Hverfisgata, там же находился и офис нашей волонтерской организации. Здесь нам выдали небольшие квиточки, по которым мы могли бесплатно посещать все бассейны Рейкьявика. В Исландии очень мало крытых бассейнов, почти все располагаются под открытым небом. Мы смутно себе представляли, как можно плавать в открытом бассейне в два градуса тепла. Но наличие больших ванн с горячей водой температурой от 37 до 44 градусов постепенно ослабили наше недоверие к этому исландскому развлечению, которое мы потом встречали почти в каждом городе. Принимая контрастные процедуры, мы не заметили, как прошел час. Распаренные и отогретые мы вышли на улицу и побрели домой.

Да, в Исландии есть викинги. Они в два градуса тепла и в сумасшедший ветер ходят по улицам в майках и исландских свитерах лопапейса. Наивно подумав, что в этом их секрет, мы купили лопапейса на следующий день. Это была жестокая ошибка. От холода он не спас, но, по правде сказать, ничего теплее, чем этот свитер, у меня в жизни не было!

Северное сияние в маленьком городке Лаугарас

На третью ночь мы отправились в небольшую фермерскую деревушку (по меркам Исландии — город) Лаугарас, в 70 км от Рейкьявика. Здесь мы и провели первую неделю, выполняя свои волонтерские обязанности. Работали мы по 2–3 часа в день и все оставшееся время посвящали играм, прогулкам и исследованиям исландской природы. Как выяснилось, в Лаугарас основная часть работы была выполнена до нас волонтерами, участвовавшими в той же программе. Поэтому несколько дней мы провели в заброшенном на зиму отеле, расчищая огромный гараж от хлама и освобождая место для цистерн с маслом. Мы смогли оборудовать отдельную комнату, где и фильтровали это масло.

Лаугарас оказался небольшим фермерским хозяйством с численностью населения 50 человек. Поэтому большую часть времени мы были наедине с природой, не увидели практически ни одного человека и ни одной машины. Это было огромным плюсом, так как темными холодными исландскими вечерами мы выходили на улицу, ложились на мост через реку, наблюдая за падением звезд и сказочным северным сиянием.

Впервые северное сияние мы увидели по дороге в Лаугарас. Мы ехали ночью, когда ничего не было видно. На улице жуткий ветер, темно так, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно — только звезды и на горизонте что-то еле-еле мерцает бледным светом. Так мы впервые увидели северное сияние, и даже немного расстроились. Несколько дней в Лаугарас мы выходили по вечерам на улицу в надежде увидеть что-то невероятное, но ничего не происходило. И только спустя три дня оно пришло. Это что-то невероятное, как будто небо покрыто вуалью — оно всё переливается, колышется, мерцает.

Фото: Nikos Kasapakis

Находясь в этом маленьком городке почти неделю, мы заскучали, и когда наш исландский друг Бамби предложил поехать дальше по Исландии, мы обрадовались и собрали рюкзаки за полчаса.

Путешествие по Исландии и пикники на обочинах

Начали мы наше путешествие с южного побережья, то есть двинулись по Исландии против часовой стрелки. На дворе был конец сентября, и погода могла поставить наше путешествие под угрозу: на севере в это время уже валил снег.

Юг хранит в себе почти все достопримечательности, представленные в большинстве гидах об Исландии. Восток — это витиеватая дорога и пляжи из вулканического песка. Север — пещеры с горячими источниками и марсианские рельефы.
Запад — Вестфьёрдс и, конечно же, Рейкьявик. От обилия водопадов рябило в глазах — все мы почти не отрывались от окон, Бамби же не взглянул в окно ни разу — его бы больше удивили деревья, которых в Исландии можно лишь по пальцам пересчитать.

При всей нашей завороженности не стоило забывать про слова Бамби о том, что нельзя доверять опасной исландской природе. Когда мы стояли на берегу океана в достаточном удалении воды, нас вдруг окатило волной и начало затягивать в океан. Мы вовремя выбрались. Через некоторое время, высушив ноги, мы сидим за столиком в месте для кемпинга у отвесной скалы, а впереди — океан. Он бьется о скалы и бушует. А на берегу умиротворение — овцы пасутся и где-то вдали показывается радуга, у которой есть начало и конец. Это и есть Исландия — маленький остров с большими контрастами.

Особенно запомнились наши остановки на ланч в самых живописных местах. Вот один из пейзажей: посреди красно-бурого пустыря, с одной стороны огороженного дорогой, с другой — невысокими холмами с островками снега, стоит голубой унитаз, рядом душ, из которого беспрерывно льется горячая вода, и оборудованные скамеечки для пикника. Здесь мы сделали нашего друга Себастьяна, крошечного снеговика, которого подарили Шону, волонтеру из Тайваня, который никогда раньше не видел снега.

Транспорт и автостоп

После недели путешествий мы вернулись вновь в Рейкьявик. Общественного транспорта в Исландии практически нет. На городской набережной, недалеко от блошиного рынка, есть единственная железная дорога в Исландии длиной пять метров, она же памятник паровозу. По городу можно передвигаться и на автобусе, но необходимо знать, что если покупаете билет у водителя, он не даст вам сдачи. У нас на руках была крупная купюра, которую мы опустили в коробку и стали ждать сдачи. А водитель просто передал билетик, и, соответственно, проезд обошелся «в копеечку». Так что лучше разменять деньги до поездки на автобусе.

Изучив ситуацию с транспортом в Исландии, мы решили устроить путешествие автостопом. Вернувшись в Рейкьявик после волонтерской программы, мы отправились в деревню викингов. Путь туда был простым — нас подбросила коллега-волонтер на арендованной машине. А вот обратно предстояло опробовать автостоп. Вышли на трассу, вытянули руку, пропустили пять машин (что заняло около полутора минут), и нам улыбнулась удача. Остановилась женщина, спросила, куда держим путь. Разговорившись в машине, мы узнали, что она немного знает русский. Она объяснила, что люди останавливаются и довозят, так как понимают, если не они, то ты останешься ночевать in the middle of nowhere. Так что опыт путешествия автостопом (хоть и не дальнего — мы отъехали всего на 10 километров от Рейкьявика) был удачным.

Кстати, деревня викингов, так разрекламированная по всему городу, оказалась просто гостиницей с рестораном и сувенирной лавкой из нескольких домиков, построенных в стиле жилища викингов.