html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Коллекционер старинных автомобилей

 
Дмитрий Ломаков

Дмитрий Ломаков с сыном

О себе

Я кто угодно: создатель музея, эксперт Министерства культуры — но только не «любитель автомобилей», никакого фанатизма в моем отношении к ним нет. Я вырос среди машин, для меня они — это и профессия, и образ жизни, как музыка для музыканта. Мне нравится на них ездить, а еще больше нравится ими владеть. У кого-то кони, соколы, аквариумные рыбки, а у меня вот такие игрушки. Мальчики до старости должны играть в машинки. Это норма, и стесняться этого нельзя.


О своих машинах

Автомобиль — это некий переход от неживого к живому. Если машина жила в семье, она пропитывается не только запахами владельцев, но и приобретает особую ауру. Большинство автомобилей в моей коллекции сменили по несколько хозяев, и, по-моему, они друг друга нейтрализуют.

Всего у меня около 200 наших и иностранных автомобилей и мотоциклов, в экспозиции — 50. Многие машины нам подарили. Приобретать новые довольно сложно не только из-за нехватки денег, но и потому, что их негде разместить — большинство машин и так стоят в гаражах по всей Москве и на площадке за музеем.

Самый старый экспонат — мотоцикл «пежо» 1914 года выпуска. Во время интервенции в 1918 году французский экспедиционный корпус потерял его в Архангельске. В коллекции есть «Мерседес-Бенц-540К» Йозефа Геббельса; «Хорьх-853», принадлежавший, по рассказам прежних хозяев-генералов, Герману Герингу; «Ситроен-7ЦВ», получивший Гран-при за ралли Париж — Москва 1935 года и подаренный советскому правительству; а также редчайшие модели БМВ 1930-х годов, «мерседесы» Штирлица и Бормана из знаменитого фильма. По распоряжению патриарха Алексия II в 1992 году музею передали уникальный ЗИС-110: в 1949 году Сталин подарил его патриарху Алексию I «в благодарность Русской православной церкви за помощь в Великой Отечественной войне». Это единственный в мире ЗИС-110, выпущенный в зеленом цвете и сохранивший родную краску. У меня есть сохранившийся в единственном экземпляре грузовик ЗИС-6, старые «харлей-дэвидсоны», «додж» 1943 года, джип на 14 человек и многие другие экспонаты. Чтобы выставить все очень плотно, сейчас нужно три ангара, а у нас пока только один. На улице стоит «студебекер», который мы реставрировали два года, и только потом до нас дошло, что машина длиной семь с половиной метров внутрь ангара просто не встанет.


О своем отце и «роллс-ройсе» Ленина

В 1959 году мой отец Александр Алексеевич Ломаков попал в бригаду реставраторов «роллс-ройса» Ленина Silver Ghost 1916 года выпуска. Отец реставрировал иконы, кресты и купола церквей, работал художником-оформителем, в свободное время строил катера и яхты. В общем, был этаким Леонардо да Винчи из Тверской области. Он стал одним из десяти реставраторов автомобиля вождя мирового пролетариата, который после смерти Ленина сменил множество хозяев и нашелся где-то в степи под Керчью. Вокруг машины в радиусе нескольких десятков метров перебрали весь песок, чтобы перед реставрацией проверить, не затерялись ли в нем родные болтики и гаечки. До Ленина этот автомобиль принадлежал великому князю Михаилу Александровичу Романову, брату Николая II, в пользу которого царь отрекся от престола. Об этом не говорили, но очевидно, что у Ленина в 1916-м просто не было денег, чтобы купить такую машину. Этот автомобиль, как и все «роллс-ройсы», тогда нужно было заказывать за год, то есть в 1915-м. Факт экспроприации налицо.

Когда расформировывали Музей Ленина, пошли слухи, что этот «царский» автомобиль хотят продать за рубеж; мои знакомые из Лондона звонили мне и называли фамилии высокопоставленных чиновников, которые предлагали сдать машину Ленина в аренду на тысячу лет. Узнав об этом, я напечатал письмо о том, что это национальное достояние, пришел с ним в Кремль ночью, постучался — вышла помощник главного хранителя кремлевских музеев. Наутро мне позвонили и сказали, что автомобиль переведен на баланс Исторического музея, и я выдохнул. Сейчас он стоит в Половецком дворике.

О «Хорьхе-853» и исполнении мечты

После реставрации ленинского «роллс-ройса» отец понял, что некоторые автомобили по своей культурной ценности сравнимы с экспонатами крупнейших музеев мира. Он бросился искать «Хорьх-853», который когда-то променял на удобный вездеход «Москвич-410». Отец нашел автомобиль в Псковской области, где местный крестьянин переделал его в грузовик для перевозки жидкого птичьего помета. От машины остался только капот и лобовое стекло. Отец плюнул и решил ждать. И не зря. В конце 1960-х он купил трофейный «Хорьх-853», получивший Гран-при на Парижском автосалоне 1935 года. По легенде, машину захватили в гараже Германа Геринга при взятии Берлина, потом ей владели маршал Рокоссовский и Герой СССР летчик Самохин. Отец вместе с моей мамой, Надеждой Федоровной, восстановили «хорьх», и он снялся более чем в 20 фильмах, среди которых «Здравствуйте, я ваша тетя», «Вариант «Омега», «Бархатный сезон», «Операция «Кооперация».

Страсть отца к коллекционированию началась именно с «Хорьха-853», и он начал скупать машину за машиной. Он старался привлечь меня и брата к реставрации, но работа была очень тяжелой, грязной. Нас, Ломаковых, называли дурачками, плюшкиными, которые тратят время на бесполезные железки. К культуре, по мнению окружающих, старинные автомобили не имели совершенно никакого отношения. К тому же на людей, у которых было 13 машин, пусть даже неисправных, в советские времена очень косо смотрели.

В брежневское время тотальной бесхозяйственности стройматериалы валялись повсюду, и построить гараж для хранения наших машин и запчастей было несложно. Трудней было все сохранить — ведь гаражи постоянно сносили. Вечером приходишь, а на двери гаража висит бумажка «Снести к утру». А внутри то, чего нет нигде в мире, ни в музее БМВ, ни «мерседес-бенц». Отец один вывозил все это национальное достояние под покровом ночи, чтобы никто не увидел. Иногда он просто физически не успевал все спасти. Тяжелейшая работа с металлом постоянно приводила к травмам, и к концу жизни у отца из десяти пальцев осталось пять.

В те непростые времена у нас была одна мечта — чтобы нас не трогали и не мешали заниматься сохранением коллекции. Вернувшись из армии в 1987 году, я много думал о жизни отца и решил, что единственный выход — создать музей, потому что все, что находится под такой вывеской, обретает в глазах людей ценность.


Нас, Ломаковых, называли дурачками, плюшкиными, которые тратят время на бесполезные железки

О хождениях по мукам и встрече со Смоктуновским

В начале 1990-х мысль о создании частного музея казалось безумной — в Москве люди в палисадниках у высоток сажали картошку. Отец считал, что в нашей стране это даже теоретически невозможно. Но меня это не остановило, и в итоге папа успел увидеть уже открывшийся Ломаковский автомотомузей. Так как коллекция уникальная, у меня были приглашения из Лиона и Лос-Анджелеса — предлагали вывезти коллекцию и работать за границей в предоставленных зданиях. Но я считал и считаю, что коллекция Ломаковых должна оставаться в России.

Здесь я в течение многих лет бился лбом о стену. Вся наша чиновная машина — это «История города Глупова» в чистом виде, где люди знают только слова «отказать» и «запретить к рассмотрению». Многие из них мешали мне создавать музей даже на собственные средства. Сначала я хотел получить под музей Интендантские склады на Зубовском бульваре (там сейчас располагается Музей истории Москвы). Но мне прислали письмо из Моссовета: «Если у вас проблемы с хранением старинных автомобилей, сдайте их в металлолом». Никто тогда не понимал, что история автомобилестроения — это часть культуры.

Как-то раз, когда бюрократы отправили меня за очередной (тысячной!) бумажкой, я шел по переулку в районе Тверской и встретил Смоктуновского. Он стоял, ждал кого-то у театра, я с ним заговорил. Сели на скамейку, он выслушал меня, полистал бумаги, фотографии машин, документы, бесконечные отписки, потом спросил, что я собираюсь делать. Тогда я был на грани того, чтобы уехать из страны или распродать машины. И Смоктуновский ответил: «Мы же не уехали, а нам сильно досталось. Если уехать, то кто же здесь останется? Ты это дело не бросай». После этого разговора у меня открылось второе дыхание, хотя на сбор «согласований» ушли еще годы.


Об открытии музея и деградации молодежи

Сегодня в музей приходит не много народу. Подрастающее поколение не интересует прошлое, а значит, оно обречено на повторение ошибок. В клубе при музее, где подростков учат реставрировать технику, осталось очень мало ребят. У отца было 120 учеников, у меня сейчас — единицы. Еще десять лет назад на заборе мальчишки висели: им дашь почистить старинную деталь, покажешь, как ее отреставрировать, — они и счастливы. А если еще на настоящей «победе» прокатить… Сейчас подростки другие: лишь бы ручки не запачкать.


Адрес: Ломаковский музей автомобилей и мотоциклов,
Краснодарская, влад. 58
lomakovka.ru

 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции