html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Ближе к асфальту!: «Карманный» мотоцикл

Маленькие мотоциклы, двухтактные моторы, словно бы снятые с бензопилы… может быть, соревнования мини-байков — только для детей? Но почему же их любят серьезные мотогонщики? Наверное, по тем же причинам, по которым пилоты Формулы-1 с удовольствием садятся на карты. Рядом с асфальтом острее чувствуется скорость!

Редакции «Популярной Механики» хорошо знакомы большие мотоциклы (в седле Suzuki GSXR фоторедактор Алексей Чикурников). Теперь очередь за мини-байками: главный редактор «Популярной Механики» Александр Грек лично осваивает новое транспортное средство
Итальянский GRC RR — один из самых быстрых мини-байков. 15-сильный двигатель объемом 50 куб см способен разогнать его до 120 км/ч
Владимир Иванов, двукратный чемпион России по шоссейно-кольцевым гонкам (ШКГ) в классе SuperSport 600. Победитель Кубка России в ШКГ в классе мини-мотоциклов

Увидеть мотоциклетные гонки можно только по телевизору. Приходить на соревнования имеет смысл разве что для того, чтобы ощутить их атмосферу. Гоночная трасса, растянувшаяся на несколько километров, и высокая скорость мотоциклов не дают зрителю вполне насладиться борьбой пилотов. Чаще всего любители мотогонок собираются вдоль стартовой прямой или у какого-нибудь поворота и круг за кругом терпеливо ждут появления лидера, который за секунды проносится мимо.

Но если вы все же захотите увидеть мотогонки от начала до конца, сходите на соревнования по мини-мото или Pocket Bike (Pocket Bike в переводе с английского означает «карманный» мотоцикл). Гонки на мини-мотоциклах — это маленький гоночный мотоцикл и замкнутая асфальтированная трасса, расположенная на площадке размером с поле стадиона, изобилующая множеством крутых поворотов. Все происходящее на трассе видно как на ладони. Там вы сможете увидеть не только все нюансы борьбы от старта до финиша, но и стиль езды и темперамент каждого спортсмена.

А скорости? Скорости здесь меньше, и не потому, что мини-мотоциклы тихоходны. Отношение мощности двигателя к весу мотоцикла, определяющее его скоростные качества, такое же, как у лучших гоночных мотоциклов. Но в конструкции мини нет пружин и амортизаторов. На больших скоростях неподрессоренные легкие байки при малейших неровностях дорожного покрытия или неточности в управлении могут потерять контакт с дорогой, а значит, выйти из-под контроля гонщика. Поэтому трассы, где проводятся соревнования, в целях ограничения скоростей не имеют слишком длинных прямых участков. Но и на таких трассах мини-мото развивают скорость до 120 км/ч! На мотоциклах со столь низкой посадкой мотоциклиста эта скорость воспринимается очень остро, а множество крутых поворотов, которые нужно проходить на предельно возможной скорости, требуют от пилотов не меньше мастерства, чем от гонщиков, выступающих в «больших» гоночных сериях.

Сейчас точно уже никто не помнит, когда и каким образом родился первый мини-байк. Желание человека уменьшить мотоцикл совпало с ростом популярности картинга. Энтузиасты мастерили маленькие мотоциклы и снабжали их движками от стиральных машин и различной силовой техники. В 60-х годах некоторые производители картов наладили мелкосерийный выпуск мини-мотоциклов для проката, и уже в 1965 году стали проводиться первые любительские гонки. Но такой популярности, как гонки на картах, они не завоевали. Скорее всего, это было связано с отсутствием на тот момент специальных трасс с асфальтовым покрытием (ведь вначале карты ездили по грунту) и полной неразберихой в правилах.

Настоящая история мини-мото началась только через 10 лет. Японцы, известные своими мотоциклетными традициями, поняли необходимость миниатюрных мотоциклов, и в апреле 1975-го Fuki Planning, занимающаяся производством мопедов, наладила серийный выпуск мини-мото Bullet. Уже через год в окрестностях Токио стартовал первый мини-мотоциклетный чемпионат. Вслед за Bullet стали появляться другие японские марки — Jaxson, Dandy, Shinwa. Вскоре мини-мания докатилась до Европы, а именно — до Италии. Страна, где мотоспорт является культовым, не могла остаться без своего чемпионата по мини-мото. И с середины 80-х Мотоциклетная федерация Италии учредила кубок Италии по шоссейно-кольцевым гонкам на японских (!) мини-мотоциклах. Вскоре братья Полини (известные производители деталей для тюнинга мотороллеров), посчитав мощность японских мотоциклов недостаточной, начинают выпуск целой гаммы миников Dream Bike. В отличие от японцев, которые по сей день используют двигатели от газонокосилок, итальянцы разработали двигатель, специально предназначенный для мини-байков. Именно тогда была заложена концепция Pocket Bike, которая сегодня используется всеми европейскими производителями. Сейчас фирм, производящих Pocket Bikes, десятки. Большинство располагаются в Европе: Polini, D.M., GRC, Pasini, Stamas, ZPF, Vittorazi, ATM, I-Esse, SG — все Италия; Blata — Чехия, Bianchi — Франция, GEM — Великобритания. Продукцию этих фирм отличает не только название, различия могут быть такие же, как у больших мотоциклов разных марок. Это и двигатель, и концепция рамы, и дизайн.

Из-за экономических соображений на миниках используется двухтактный двигатель, внешне напоминающий силовую установку бензопилы. Он прост «как дважды два». Это картер с коленчатым валом и шатуном, цилиндр с поршнем, карбюратор, простейшее зажигание и центробежное сцепление (как у мотороллеров). Только у мотоциклов с водяным охлаждением добавляется помпа, радиатор и расширительный бачок. Да и заводится он, как бензопила — шнуром. Его рабочий объем от 30 до 50 см³. В Европе двигатели для мини производят Polini, BiZeta-Motor, Pasini, ZPF и Blata, в Японии — Komatsu Zenoch. Мощность варьируется от 1,5 до 16 л.с. В самой мощной комплектации при собственном весе «карманника» в 22 кг энерговооруженность получается 0,76 л.с./кг. Для сравнения: у знаменитой Ямахи R-6 — 0,72 л.с./кг!

Жесткая рама — залог управляемости мотоцикла, поэтому на «карманниках» она выполнена как у «взрослых» спортбайков: диагональная из алюминиевых сплавов или пространственная из хром-молибденовых труб.

Эффективное торможение осуществляется за счет дисковых тормозов. В тормозной системе необычными выглядят только суппорты. Они приводятся в действие не гидравликой, а тросом, как у велосипеда. Это сделано для максимального удешевления и облегчения всей тормозной системы. Из-за таких же соображений на мини-байках нет подвески. Переднее колесо жестко закреплено в вилке, как и заднее — намертво зафиксировано по отношению к раме. Завершают конструкцию миников колёса различных размеров (от 4″ до 6,5″) и покрышки разного состава.

К покрышкам, так необходимым на соревнованиях, производители относятся с большим вниманием. Выпускают их для разных покрытий и условий. Это и обычная резина, и слики с разным составом, и специальная дождевая резина. Самый большой ассортимент покрышек предлагает фирма PMT, известная своей продукцией для автомоделей.

Вернемся к соревнованиям. Гонки на мини-байках дали много новых имен признанных мастеров-спортсменов. Многие из них добились затем успехов и в других видах мотоциклетного спорта. А Валентино Росси, Шиньи Накано, Марко Меландри и многие другие гонщики прошли через мини-мото и до сих пор остаются его поклонниками.

Участвовать в официальных соревнованиях могут почти все желающие, классов много. Детям разрешается выступать с 9 лет, а взрослым предназначен курс «Для тех, кому за 30». И если у участников старше 15 лет нет ограничений по мощности омолгированных двигателей, то у детей двигатели должны быть не мощнее 4 л.с. Ведь ребенок весит в 3−4 раза легче взрослого, и, следовательно, энерговооруженность его мотоцикла выше. Поэтому же в классах есть разделение по весу тела, чтобы более легкий пилот не имел большого преимущества. Для самых рослых участников используются мотоциклы, которые называются миди. Они на 10% больше, чем мини.

Приятно, что Россия тоже причастна к мини-мотогонкам. С 2002 года проводится Кубок России, и пусть классов и участников у нас немного, зато перспектив достаточно. Актуальность соревнований по мини-мотоциклам в России продиктована не только давними традициями мотоциклетных гонок. Низкая стоимость, небольшие эксплуатационные расходы делают гонки на мини-мото самыми привлекательными из технических видов спорта. Ведь трассу для езды на мини-мотоцикле можно расположить на любой ровной заасфальтированной площадке. А бюджет участия в соревнованиях меньше, чем у картинга, в четыре раза. Участие молодых людей в подобных соревнованиях, быть может, воспитает в нашей стране гонщиков, способных выступать на международном уровне. К примеру, двукратный чемпион России по шоссейно-кольцевым мотогонкам Владимир Иванов начинал свою карьеру на минике и до сих пор использует мини-мото в тренировках. Не стоит забывать и про климатические особенности наших регионов. Полноценный сезон — это всего 6−7 месяцев. Желающим кататься в зимнее время подойдет крытый картодром или замерзшее озеро (мини можно зашиповать). Все это дает возможность обучаться спортивному вождению мотоцикла и проводить мотоциклетные соревнования в любом городе в любое время года.

Ограничений в возрасте для желающих прокатиться на мини-мото, к счастью, нет. А удовольствие, получаемое от такого катания, не описать словами.

Приносим благодарность minimoto.ru и vector-racing.ru за помощь в подготовке материала

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2004).
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • popmech.ru
          • успех
          • чемпионат
          • лето
          • тюнинг
          • италия
          • озеро
          • тренировки
          • россия
          • великобритания
          • япония
          • франция
          • велосипеды
          • карьера
          • чехия
          • европа
          • федерация
          • токио
          • ребёнок
          • стадион
          • счастье
          • отношения
          • машина
          • тендер
          • гонки
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции