html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью с Алваро Сизой

Когда я впервые увидела Алва­ро Сизу, лицо у него было озадачен­ное. Дело было в 2001 го­­ду, в холле гостиницы “Марко По­ло Пресня” на Спиридоновке. Я пришла брать у него интервью, и со мной притащились еще (в надежде состричь экс­клюзива) девушка-фотограф и юноша-журналист из дру­гого архитектурного издания. Сиза спустился в холл, увидел эту небольшую толпу, снял очки, протер их, задумчиво почесал бороду, сел в большое кожаное кресло, закурил и приготовился отвечать. Он приехал в Россию впервые, читать лекцию в Союзе архитекторов – и столкнулся с ажиота­жем вокруг своей персоны. На лекцию набилось немыслимое количество народу. На пресс-конференции его затоптало стадо критиков. Потом пошла череда отдельных интервью – одно из них со мной. Сиза грустно посмотрел на меня сквозь толстые стекла:

– Не стоит спрашивать у меня, как мне понравилась Москва. Я практически ничего не видел – без конца с журналистами встречаюсь. Честно говоря, для меня это неожиданно и не совсем понятно.

Photo EN_00949318_0570.jpeg

Алваро Сиза Виейра


Думаю, Сиза лукавил. Конечно, москвичи принимали его бурно – он был одной из первый западных звезд, которые до нас доехали. Но сам по себе интерес прессы был ему не впервой – португальский архитектор вызывает подобную реакцию даже в набитых звездами павильонах Венецианской биеннале. Когда в 1992 году Сиза получал Притцкера, его приятель, Витторио Греготти, недоуменно произнес: “Очевидно, Сиза признан одним из величайших архитекторов в мире”. Во фразе этой читался вопрос: мол, в чем дело? Это очень характерно. Сиза – знаковый, универсально уважаемый архитектор. Будь он склонен философствовать, его бы называли гуру. Но вот что такого особенного в его архитектуре – так прямо и не скажешь.

Сиза плодовит – за пятьдесят лет карьеры построил 250 объектов.

Photo 03BGRM2E.jpg

Квартал социального жилья Bouca в Порту – проект, которым Сиза занимался с 1973 по 1977 год. Планировалось построить 126 домов, но возвели всего лишь треть. Много лет квартал стоял недостроенным, но в 2001-м, с ростом международной славы Сизы, власти решили исправить ситуацию. В 2006 году Bouca был достроен по первона­чальному проекту.

Photo 03BGRPRW.jpg

Двор комплекса зданий музея современного искусства Serralves, который Алваро Сиза построил в 1999 году. Архитектура типична для этого архитектора – чистые светлые стены, самая простая геометрия и идеально высчитанные пропорции сочетания всех поверхностей.

Photo 03BGRRBW.jpg

Открывшийся в 2008 году музей Iberê Camargo – первое здание, которое Алваро Сиза построил в Бразилии. Сравнительно небольшой (8326 м2) музей стоит на узком участке с крутым рельефом и по этой причине имеет вертикальную композицию: все здание пронизывает “спираль” пологого пандуса.



Но архитектура эта далеко не так эффектна, как работы, скажем, Гери или Колхаса. Первые двадцать лет (он начал работать в 1954-м, еще будучи студентом) Сиза строил почти исключительно в частном секторе – “небольшие, недорогие семейные домики с маленькими садиками для среднего класса”. Проектировал он их вместе с мебелью, которую теперь выпускают промышленно и о которой он говорит с иронией:

– В молодости я по неопытности проектировал мебель, которая неразрывно связана с интерьером. Сегодня я стремлюсь к тому, чтобы ее можно было поставить где угодно. Слияние мебели и архитектуры, как у Райта и Макинтоша, теперь не имеет смысла. Архитектор создает пространство, а человек заполняет его теми вещами, которые ему нужны.  
Саму архитектуру он, похоже, тоже относит к разряду “нужных вещей”. Самый заметный проект его молодости – “социалка”: одна беспорядочно застроенная рыбацкая де­ревня попросила его разработать новую планировку и новый тип дома. Чтобы все стало наконец гармонично и облик деревни не позорил живописного пейзажа. Сиза выполнил заказ, и те, кто теперь эту деревню видит, не верят, что тут работал архитектор. Ведь так все естественно выглядит – будто само выросло. Вот небо, ветер, вот океан, песочного цвета скалы, а вот стена построенного Сизой дома. И ясно, что только так и может быть и что дом этот прост, как правда, и прекрасен, как сладкая ложь.

Когда пришли первые заграничные заказы, массовое жилье в Голландии и Германии, оказалось, что эта необъяснимая уместность его домов не зависит от теплого португальского климата. Он умеет добиваться ее при любой погоде. Сиза, однако, может ее объяснить:

– Ничего удивительного, в Европе единство стиля возникает само собой – у нас общее прошлое. Строя в Лиссабоне, Вене или Праге, все время натыкаешься на римские фундаменты и руины арабских построек.

В 1980-х Сиза, как и положено успешному архитек­тору, стал строить церкви, университеты и музеи. И у него снова получилось: эти постройки стоят посреди выцветшей средиземноморской зелени с тихим достоинством, дыша гармонией и внушая покой. На самом деле они похожи на самого Сизу – благородного, мудрого, немного пе­чального старика.

Феномен Сизы познается в сравнении его с другим знаковым архитектором – Гери. У одного моего друга, известного московского архитектора, есть про это теория. Однажды он поехал в Испанию, как все, восхищаться музеем в Бильбао. Не понравилось: много истерики и архитектурных трюков, вымученное, противоречащее природе материала использование стекла и металла. Проехав дальше, он увидел постройки Сизы. Простые, логичные, прямолинейные даже: вот задача – вот ответ. Бесспорные. Материалы очевид­ные – бетон, местный камень. Разницу “двух архитектур” мой друг выразил, сравнив фокусы – и чудо. Гери – это ошеломляюще сложные фокусы. Сиза – это чудо, ошеломляющее в своей простоте. Потому что его волшебным эффектам есть элементарное профессиональное объяснение: в сущности, он работает только с пропорциями – самым старым и совершенным, но и самым сложным инструментом архитектора.

Метод Сизы – метод мастеров Ренессанса, только он еще лучше, потому что избегает “лишнего”, на современный вкус, декора. Не удивительно, что к нему тянутся люди. Он модернист – но при этом самый настоящий классик!

Говорю ему об этом.

Он улыбается:

– Критики, конечно, называют меня модернистом. Но все эти ярлыки очень условны. Архитектура для меня – способ зарабатывать деньги. Всем приходится это делать, а мне повезло – я занимаюсь тем, что мне нравится. Знаете, почему я стал архитектором? Чтобы отца не расстраивать. Я хотел быть скульптором, а он считал это баловством и хотел для меня “нормальной жизни”. Я поступил на архитектурный, думая через год втихаря перевестись на скульптуру. Но потом увлекся и решил архитектуру не бросать. А скульптурой я и сейчас занимаюсь – для себя, чтобы снять стресс.

Беседовала Евгения Микулина

Евгения Микулина, главный редактор
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с admagazine.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • admagazine
          • домен admagazine.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции