html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Учителя большого города. Константин Поливанов

 
Константин Михайлович Поливанов

Имя: Константин Михайлович Поливанов.

Работа: учитель русской литературы гуманитарного факультета лицея №1525 «Воробьевы горы».

Стаж: 19 лет.

Регалии и звания: учитель высшей категории, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ.


О том, как стал учителем
Когда я учился, то никогда не думал об учительской деятельности, более того, воспринимал школу крайне враждебно. Но обстоятельства сложились так, что сначала Лев Иосифович Соболев приглашал меня что-то рассказывать своим школьникам, а потом Евгения Семеновна Абелюк предложила попреподавать в старшем классе гуманитарного лицея. Я решил, что мне было бы интересно говорить со старшеклассниками о том, что, как мне казалось, я знаю довольно хорошо — о русской литературе ХХ века. Постепенно я понял, что, прежде чем объяснять что-то про ХХ век, неплохо бы рассказать о том, что было раньше. Сегодня я веду занятия с 9-го по 11-й класс — от первых шагов новой русской литературы XVIII века и вплоть до конца ХХ века.


О смысле предмета и задачах учителя

Это ежедневная работа — нужно добиваться, чтобы как можно больше учеников прочитали текст и им было бы интересно этот текст обсуждать. Вместе мы пытаемся понять, что в тексте написано, разобраться в его внутренней логике. А вовсе не усмотреть какие-нибудь мифологические архетипы, если их там нет, или «глубинный диалогизм». Мы обсуждаем только то, что в тексте есть и что важно для его понимания. Филология, как говорили Гаспаров и Аверинцев, — это все-таки наука понимания. И если человек научится понимать художественный текст, то в дальнейшем он будет легко читать тексты самые разные, даже инструкции. Человеческое общество во многом строится вокруг текстов, соответственно, умение тексты читать и порождать крайне важно. Разумеется, это умение формирует не только курс литературы. Чтобы понять алгебраическую задачу, нужно то же свойство, что и при прочтении художественного текста.

Мы много говорим о том, что мы в тексте не понимаем, как не современники автора. Многократное употребление слова «гражданин» в романе «Мастер и Маргарита» уже сегодня нуждается в пояснении. Не говоря уж о «двоюродном брате» Пушкина, который приходит на именины к Татьяне Лариной. Для читателя 1820-х годов было очевидно, что это персонаж поэмы Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед». Останавливаясь на таких деталях, можно постепенно понять, как вообще устроен роман «Евгений Онегин». Смысл каждого отдельного урока и уж тем более их серии на протяжении нескольких лет видится мне в выработке относительно общего языка школьников и учителя.


Смысл каждого отдельного урока и уж тем более их серии на протяжении нескольких лет видится мне в выработке относительно общего языка школьников и учителя

Мне кажется, что русская литература дает для такой выработки одну из лучших возможностей. Далеко не единственную, разумеется. Уроки математики — это тоже создание общего языка. Возможно, в этом смысле они даже важнее, потому что математика — самый объективно общий язык.


О свободе ученика и о том, что происходит в 11-м классе

В чем должна состоять свобода ученика — вопрос сложный. В идеале, наверное, в том, чтоб ученик сам решал, сколько ему ходить в школу и на какие уроки. Но кто же ему это позволит? Ему это не позволят ни учителя, ни родители. И все-таки, несмотря на все споры вокруг реформы образования, я думаю, что выбор учеником ограниченного числа предметов в старших классах — вещь необходимая. В 11-м классе это фактически происходит. А в тех школах, где жестко требуют посещать все уроки, дети уходят в экстернат. У меня есть ощущение, что с каждым годом в 11-м классе у школьников становится все меньше времени, а требования вступительных программ в вузы все выше. Я всегда либерально относился к тому, что не все одиннадцатиклассники регулярно ходят на мои занятия. Несмотря на то что изначально шел говорить с ними о литературе ХХ века, которая приходится как раз на 11-й класс. Но, во-первых, я научился ограничивать свои амбиции и не стараться рассказать школьникам про все, что я знаю. В конце концов, если им интересно, они могут спросить меня об этом вне урока. Во-вторых, после 19 лет преподавания устройство «Евгения Онегина», гоголевских текстов или «Войны и мира» для меня, может быть, интересней, чем литература ХХ века. Возможно, и потому, что Гоголя и «Онегина» удается обсуждать с гораздо большим количеством прочитавших тексты детей, чем произведения ХХ века.


О том читают или нет и о списанных работах

Есть ли такие, кто так и не прочитал «Войну и мир»? К сожалению, много. Что с этим делать? Стараться каким-то образом вынудить прочесть текст. Вообще, тут все время приходится балансировать между двумя вещами — с одной стороны, чтобы получился содержательный разговор, необходимо заставлять тексты прочитать, но если это делать слишком жестко, то неизбежно разрушатся эмоциональные связи между учеником и учителем. Может быть, такое принуждение, как выставление колонок двоек, и сработает, но крайне не хочется к этому прибегать.


Гоголя и «Онегина» удается обсуждать с гораздо большим количеством прочитавших тексты детей, чем произведения ХХ века

Я последовательно ставлю двойки только в одной ситуации — когда мне в качестве письменных работ приносят тексты из интернета. Я думаю, что здесь отчасти виновата та система обучения, к которой многие дети привыкли, учась в разных школах до лицея. К сожалению, в младших и средних классах часто не объясняют, что письменная работа или даже реферат по любой дисциплине должен содержать в себе личную работу. Компиляции текстов из интернета благополучно принимаются по самым разным предметам, в том числе литературе. Есть и еще одна причина списать — ученику не очень понятно, что писать на ту или иную тему, он заглядывает в интернет и видит, что там все так гладко, складно и внятно написано. Все его проблемы с тем, как подобрать слова, как ему кажется, решены. Как правило, в 9–10-м классах человек не умеет разглядеть, что эта гладкость обманчива, что за ней стоят или абсолютно произвольные характеристики, или отсутствие логики внутри системы рассуждения. Когда я читаю работу, то кроме того, что бросаются в глаза абсолютно не свойственные школьнику стиль и язык, очень часто видна именно эта немотивированность выводов или совершенно никак не вытекающие из текста определения, и сразу понятно, что это никаким образом не могло прийти школьнику в голову самостоятельно.


О знании текстов

Я всегда стараюсь обращать внимание учеников не только на разные подробности текста, но и на те его детали, в которых видна опора на предшествующую традицию. После многих лет работы я неизбежно помню наизусть не только стихи, но и многие фрагменты прозы. Но стараюсь не требовать такого знания от детей. Особенно в последние годы: мне кажется, что за эти 19 лет я многому научился. Я понимаю, что даже если ученик очень внимательно прочитал текст, он все равно помнит его хуже, чем я. К тому же я запоминаю те вещи, которые мне нужны для аргументации своего представления об этом тексте. А у моих учеников эта система взглядов на произведение может быть иной. Я и сам почти каждый раз, перечитывая текст, нахожу в нем что-то новое. И конечно, реакция на текст каждого класса в какой-то степени изменяет мое видение.

Константин Михайлович Поливанов

О литературном каноне

При сегодняшней организации проверки знаний литературный канон, то есть список обязательных текстов, вроде бы необходим. Но это иллюзия — были бы желание и воля, можно было бы так построить контрольно-измерительные материалы, чтобы не впихивать в образовательный стандарт строго одни и те же тексты. С другой стороны, мне знаком такой аргумент, и я не могу сказать, что он мне вполне чужд: а как же быть с тем, что кто-то не узнает, кто такая Наташа Ростова или Татьяна Ларина? Наверное, все-таки минимальный костяк должен быть, скажем: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Война и мир», «Отцы и дети» — этот роман обычно школьниками хорошо читается. Что касается Достоевского, то, по-моему, роман «Подросток» лучше бы подходил для 10-го класса, чем «Преступление и наказание», который в чем-то проще, но, мне кажется, некоторые внутренние решения, которые находит для себя герой «Подростка», было бы полезнее обдумать старшему школьнику, чем вопросы о старушке. Если говорить о ХХ веке, то я убежденный противник включения в стандарт «Тихого Дона». Не только потому, что мне самому этот роман не нравится. Это не так важно. А потому, что включение такого объемного текста в 11-м классе означает вытеснение едва ли не всего остального. Мне кажется, что детям, которые и так очень заняты, было бы полезней читать маленькие вещи — Зощенко например. Или роман Замятина «Мы», который, в отличие от «Тихого Дона», в стандарт не включен.


О Семинаре

Из 19 лет преподавания 18 я веду еженедельный Семинар — это название у нас само собой сложилось и потому не меняется. Вначале его главными участниками были выпускники, но постепенно стали ходить и школьники. Чаще всего Семинар проходит в формате медленного чтения одного стихотворения. Этот формат более удобен для стихотворений, в которых, на первый взгляд, ничего не понятно, и они требуют интерпретации. Мне было проще читать стихи Пастернака — и мы их читали больше всего. Еще мы читали Мандельштама, Хлебникова, Бродского, Цветаеву, Ахматову, принимались и за прозу. Семинар чрезвычайно много дает мне для моих собственных внешкольных разысканий. О некоторых текстах, которые мы обсуждали, я делал доклады, писал статьи. И не только я, но и другие участники Семинара.


Некоторые внутренние решения, которые находит для себя герой «Подростка», было бы полезнее обдумать старшему школьнику, чем вопросы о старушке

Об обращении на «вы» и коллегиальности

Обращение к ученикам на «вы» для меня не педагогический прием. Дело в моем внутреннем устройстве, которое предполагает дистанцию между мной и учеником: я боюсь вторгаться в его внутреннее пространство. При этом не вижу ничего страшного, когда мои коллеги обращаются к школьникам на «ты». Я понимаю, что обращение на «вы» и создает дистанцию, и одновременно ее снимает — мы как бы общаемся на равных. Вообще, на любом уроке для меня самое главное — стремление к нашему равноправию перед текстом. Отсюда обращение «коллеги» — уж кто-кто, а школьники мне точно коллеги, они делают со мной одно дело.

Конечно, отношения с учениками с течением времени меняются, но тут дело скорее во мне, а не в них. Когда я только начинал, я по отношению к ученикам находился в положении сильно старшего брата. На сегодняшний день я учу детей, которым я с некоторыми оговорками гожусь в очень молодого дедушку. Не бывает одинаковых отношений с сильно старшим братом и молодым дедушкой. Значит ли это, что мы не можем найти общий язык? Нет, я думаю, не значит. Но это язык разный.


О капустниках и курсовых

В любой хорошей школе есть свои традиции, которые определяют ее лицо. У нас, например, есть курсовые работы, которые пишут школьники 9-го и 10-го классов. Они сами выбирают направление и научного руководителя и в течение года пишут маленькое исследование, иногда не очень маленькое. В конце года проводится защита. Другая традиция — капустники, театрализованные представления, которые у нас бывают несколько раз в год. Чаще всего они сводятся к тому, что учителя и ученики в более или менее остроумной форме изображают друг друга или самих себя. Это дает необходимую долю иронического восприятия процесса обучения. Мне кажется, что ироничное отношение к самому себе, шутки на уроках для учителя крайне важны, но эти шутки непременно должны касаться самого себя: с учеником нужно быть предельно корректным, чтобы, не дай бог, ничем его не обидеть.

 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

10

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции