html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Трудности перевода американского бизнеса

Таисия Кудашкина, основатель сервиса Tulp.ru, привезла свою идею из Кремниевой долины. Вопреки ожиданиям, популярный в Америке сайт отзывов не вызвал у российских пользователей никакого интереса. «Бумага» узнала, как учиться на неудачах и что делать, чтобы западный сервис прижился в России.



Фото: Антон Андрианов

Заграничная идея

Бизнес на этапе стартапа — что-то вроде ребёнка. Дело не в том, что ты не спишь по ночам и все ресурсы и силы вкладываешь именно в него. Дело в том, что часто невозможно оценить своё детище адекватно. Для любой мамы её карапуз — самый умный, милый и розовощекий. Если продолжать параллель с материнством, так же каждый предприниматель уверен, что именно его идея гениальна и обязательно приведёт к успеху.

Таисия Кудашкина, создатель сервиса Tulp.ru, тоже в это верила. Оказавшись в США сразу после Омского государственного университета, она прошла стажировку в Cisco, сменила ещё несколько компаний и загорелась идеей открыть собственный бизнес.

— Жить в Кремниевой долине и не влюбиться в стартапы невозможно. Даже у людей, которые работают в больших корпоративных компаниях, есть один-два стартапа, и они всё время об этом говорят, — вспоминает Таисия.

Идею собственного бизнеса она нашла там же, в Америке. Девушка решила создать российский аналог популярнейшего сервиса отзывов Yelp.com. По исследованиям Гарвардского университета, одна звезда на этом сайте может прибавить от 7 до 13 % к прибыли бизнеса. Таисия объясняет, что американцы очень доверяют этому сервису и ориентируются на его рейтинги.

— Мне показалось странным, что у нас нет ничего подобного. У нас же «страна советов» — мы в принципе никуда не ходим без рекомендаций.

Менталитет россиян и американский бизнес

С самого начала Таисия планировала сделать copycat, то есть полностью скопировать функционал существующего сайта. Эта стратегия имела несколько преимуществ. Во-первых, каждый, кто клонирует уже существующий сервис, надеется на то, что компания-образец когда-нибудь купит этот бизнес или хотя бы войдёт в долю.

«В Америке формируется “проактивное общество”, которое выступает за то, чтобы самим менять мир вокруг. То есть такие люди верят, что, когда они пишут отзыв, он что-то изменит»

Во-вторых, разработчикам проще создавать новый продукт, имея наглядный пример. В-третьих, когда первоисточник известен и успешен, легче искать инвестора. И наконец, основное преимущество модели copycat заключается в том, что подобный путь уже прошла другая компания, и всё, что нужно, — это не повторить её ошибок:

— Это называется benchmarking. Берёшь их цифры в начале, через год, через два и сравниваешь. Получается, что, когда ты приходишь к инвестору, модель уже проверена и работает. Время на то, чтобы понять нужды своих пользователей, сокращается.

Однако у такого подхода были и минусы, к которым Таисия, как казалось два года назад, тоже была готова. По словам предпринимателя, одна из основных особенностей нашего локального рынка заключается в том, что у нас не любят copycat. Из-за этого сложно набрать мотивированную команду на начальном этапе. Кроме того, всегда существует риск, что на локальный рынок выйдет оригинальная компания. Но этот вопрос тоже был снят:

— Для американского бизнеса Россия очень непонятный рынок. Все знают нашу любовь к своим сервисам: «ВКонтакте» и «Яндекс» это доказывают.

Единственный риск, который Таисия не учла, лежал за пределами бизнес-планов и строгих расчётов. Идея может не выстрелить на местном рынке по миллиону причин. В случае с Tulp.ru вмешались ментальные различия пользователей:

— Америка — это страна левого полушария, того, что называется «doing». В них воспитывают инициативность и лидерство. Так формируется «проактивное общество», которое выступает за то, чтобы самим менять мир вокруг. То есть такие люди верят, что, когда они пишут отзыв, он что-то изменит. В России другой менталитет. Наше общество реактивно: мы не меняем условия — мы к ним идеально приспосабливаемся. Даже государство не гарантирует, что голос отдельного человека что-то значит. Это видно, например, на выборах. Люди не верят, что их отзыв что-то изменит.

«Мы скопировали функционал, упустив, что, во-первых, у нас другой менталитет, во-вторых, что мы находимся в другом времени»

На то, чтобы скопировать функционал сайта, ушло полтора года. Первую команду Таисия собрала в родном Омске. С деньгами на прототип помогли друзья и родственники — friends, family, fools, как объясняет девушка. Но команда сработала плохо, и собранные по знакомым 100 тысяч долларов вылетели в трубу.

Первые инвестиции в свой проект Таисия Кудашкина искала в Кремневой долине. Через полгода стало ясно, что американский бизнес неохотно инвестирует в российские проекты. Поэтому было решено искать деньги на родине. Вернувшись в Омск, собрав и разогнав первую команду, Таисия нашла инвестиции за два месяца. Три миллиона долларов в два транша вложил частный инвестор.

— Я настраивала команду, что, если мы сделаем так же, как у них, у нас все попрёт. Этого не случилось. Мы скопировали функционал, упустив, что, во-первых, у нас другой менталитет, во-вторых, что мы находимся в другом времени. Yelp запустили 7–8 лет назад, то есть они начинали в другой ситуации, когда особой социальности ещё не было. Сейчас люди больше общаются и к ним надо искать иные подходы.

Что делать, когда не нравится собственный продукт?

В апреле 2012 года произошли кардинальные изменения в работе команды Tulp.ru. Случилось то самое прозрение, когда Таисия посмотрела на своё детище другими глазами.

— Я собрала ребят и честно сказала, что мне не нравится то, что сделано на сайте. Да, мы скопировали Yelp. Но даже будь я обычным пользователем, не стала бы писать нам отзывы. Трагичный момент настал, когда мы поняли, что потратили полтора года и кучу денег, сделав то, чем мы сами не хотим пользоваться.

Таисия объясняет, что copycat — это тот же стартап и всегда есть вероятность, что он не сработает. Просто повторить чужую идею мало, должен быть цикл: сделал — оценил — переделал. Любое нововведение нужно тестировать, и, если оно не работает, сразу отказываться, не тратя на него дополнительных средств.

Осознав это, Таисия пошла на радикальные меры. Из 26 человек в команде осталось только девять, и было решено переехать из Омска в Петербург. Все сотрудники переезжали с семьями, компания помогала во всём, даже с поиском жилья.

— Надо понимать, что у нас под это не было бюджета, так что риски были огромными. Но это менее рискованно, чем, например, искать нового IT-директора здесь. Стартапу нужен костяк: если бы эти люди со мной не поехали, для меня бы это было равносильно краху.

Концепция fun&easy

Тогда же, весной 2012 года, Tulp.ru провели бенчмаркинг и сравнили показатели Yelp на этом же этапе. Оказалось, что российский стартап обходит американский сервис по количеству уникальных пользователей, но по количеству отзывов существенно проигрывает. Российский менталитет и реактивное общество сыграли роковую роль.

К тому же на сайте, сделанном по образцу сервиса восьмилетней давности, была очень громоздкая и неудобная форма для отзывов. По признанию Таисии, она совершенно не отвечала современному стилю пользовательского поведения в сети и психологии россиян. Так родилась новая концепция fun&easy.

«Надо ответить на стандартные вопросы: какую проблему решает мой сайт, кто мои пользователи, где эти пользователи ходят, как я буду монетизироваться? Мы этого не сделали, и это наша ошибка»

— В июле мы просто убрали всю эту муторную систему, хотя потратили кучу денег и усилий на то, чтобы её создать. На сайте было 17 категорий, для каждой мы продумали свои критерии. Пришлось всё это выкинуть и оставить две вещи — «рекомендую» и «не рекомендую». Сам отзыв мы сделали опциональным.

После реорганизации активность пользователей на сайте выросла в 2,5 раза всего за месяц. Сейчас посещаемость Tulp.ru достигает 970 000 уникальных пользователей за месяц по всей России. Для того чтобы упростить работу с сервисом ещё больше, разработчики ввели регистрацию через сеть «ВКонтакте». После этого пользователям стали доступны отзывы, которые оставили их друзья. Благодаря нововведению 70 % посетителей теперь возвращаются на сайт.

— Надо ответить на стандартные вопросы: какую проблему решает мой сайт, кто мои пользователи, где эти пользователи ходят, как я буду монетизироваться? Мы этого не сделали, и это наша ошибка. Раньше у нас нельзя было оставить отзыв меньше 500 символов. Сейчас мы, наоборот, думаем, а не сделать ли нам ограничение, как в «Твиттере» — не больше 140. Это как раз то, что в Америке называется pivot: видение осталось тем же — мы по-прежнему сайт отзывов. Но мы его трансформировали в нечто иное в совсем другой упаковке.

На то, чтобы критически оценить проделанную работу и собственный проект, у Таисии ушло два года. Цена ошибок сервиса Tulp.ru — потерянные 100 тысяч долларов на первый прототип, устаревшая мобильная версия и переживания команды. Но всё это можно заменить одним словом — опыт, который для бизнесмена иногда важнее быстрой и лёгкой прибыли.

Читайте другие тексты рубрики:

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции