html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Новосибирский пендель Френсису Пауэрсу

 Кто на самом деле сбил американский самолёт-шпион  14.12.2012, 15:00
Новосибирский пендель Френсису Пауэрсу
Фотографии из архива краеведческого музея Новосибирска

В еженедельной рубрике «Читальный зал» Сиб.фм продолжает публикацию книги Алексея Кретинина «Новониколаевск — Новосибирск: одна судьба на двоих».

Казалось бы, историю со сбитым советскими ракетчиками над Свердловском 1 мая 1960 года американским самолётом-шпионом «U-2», пилотировавшимся Френсисом Пауэрсом, знают все. Однако сегодня историки «воздушных боёв «холодной войны» всё чаще склоняются к другой версии.


По легенде, надпись СССР нанесли на шлем Гагарина за 20 минут до полёта, чтобы космонавта при посадке не приняли за шпиона

Похоже, что первый «пинок» самолёт-шпион получил в тот день всё-таки от сверхсекретного высотного перехватчика «Т-3», который всего за несколько дней до событий покинул стены «альма матер» — Новосибирского авиазавода им. Чкалова.

К 1960 году полёты «U-2» достали Никиту Хрущёва «до печёнок».

С 1956 года высотный разведчик летал над СССР, пересекая буквально всю страну на высоте 20 тысяч метров, и сбить его было невозможно.

Он летал над Москвой, над Ленинградом, над сверхсекретными объектами страны — в том числе и над Байконуром, и над Семипалатинским ядерным полигоном, и над секретными полигонами в Сары-Шагане.

Самолёт «U-2» имел предельно облегченный планер с большим размахом крыла, снабжённый специальным высотным турбореактивным двигателем.

Хрущёв гордился космосом — первым спутником, полётами собачек. Всё это обеспечивали ракеты, которыми, как ему казалось, он «утирал нос» США в большой ракетно-космической гонке. Никита Сергеевич буквально «бредил» ракетами, поминая их при всех международных встречах и при каждом случае.

А тут вдруг выяснилось, что собственно над страной регулярно летает «нечто», спокойно фотографируя все секретные объекты, в том числе и ракетные, а сбивать его — нечем.

«U-2» летал и летал — по некоторым данным, только Френсис Пауэрс к маю 1960 года совершил 27 полётов над СССР, налетав, в общей сложности, более 500 часов. Он, кстати, в специальном авиаотряде ЦРУ «10-10» был не первым и далеко не единственным пилотом.

В СССР были разработаны и запущены в производство зенитно-ракетные комплексы. Они должны были как «зонтиком» прикрыть основные сверхсекретные объекты страны от любопытных глаз. Однако ракеты имели свои минусы — цель должна была практически «наткнуться» на ракету (радиус подрыва боевого заряда у них был в 25–30 метрах от цели).

А в Новосибирске, на заводе им. Чкалова, с 1957 года началось изготовление сверхзвуковых высотных самолётов-перехватчиков «Т-3», разработанных ОКБ Сухого (чуть позднее этот самолёт получит название «Су-9»). Эта машина вполне «дотягивалась» до высоты полёта в 20 км и была способна четырьмя ракетами «воздух—воздух» поразить высотного «супостата».

«Т-3» был действительно «штучным товаром». В структуре войск ПВО страны была создана специальная группа лётчиков, в задачу которых входило принимать новые боевые машины на заводе, перегонять в полки и обучать пилотов работе с новой техникой — Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации ПВО, что находился под Муромом, в Саваслейке.

В числе пилотов-инструкторов был и капитан Игорь Ментюков. Позднее он вспоминал: «В конце апреля 60-го мне новая задача — лететь в Новосибирск, взять там „Су-9“ с большой заправкой, перегнать в Барановичи (это в Белоруссии) и заступить на боевое дежурство. Там стоял истребительный полк, на его вооружении находились и „Су-9“. Они брали на борт 3250 килограммов топлива. К маю 60-го в Новосибирске уже создавались самолёты, которые могли брать на борт уже 3720 килограммов горючего.

А лишние полтонны горючего — это значительно большая дальность полёта, больший рубеж перехвата. Задачу нам поставили жёстко — 1 мая обязательно быть в Барановичах. 27 апреля с напарником, капитаном Анатолием Саковичем, прилетели в Новосибирск, взяли пару „Су-9“ на заводе и назад, на Запад, поджимало время. 30 апреля мы уже в Свердловске, на аэродроме Кольцово, но там подзастряли из-за погоды». Вот так новосибирский «Т-3» (он же «Су-9») попал на Первомай 1960-го в Свердловск. И оказался в нужном месте и в нужное время.

Утром 1 мая 1960 года Игоря Ментюкова подняли по «готовности № 1» — к Свердловску подходил «U-2» Пауэрса, но летел он по самому «краю» досягаемости ракетных комплексов С-75.

А стоявшие на вооружении «Миг-19» до него просто «не доставали» по высоте. «Т-3» Ментюкова был безоружен — пушечного вооружения на машине не предполагалось, а ракеты, естественно, он должен был получить только в части, после перегона.

Однако уже в воздухе пилот получил неожиданный приказ: «Со мной на связь вышел не КП аэродрома, а командующий авиацией армии ПВО генерал-майор авиации Юрий Вовк. „Я — „Сокол“, 732-й, как меня слышите? Слушайте меня внимательно. Цель — реальная, высотная. Таранить. Приказ Москвы. Передал „Дракон““. „Дракон“ — был известный всем в войсках ПВО позывной главкома авиации войск, аса времён Великой Отечественной генерала Евгения Савицкого».


В медальоне, который выдавался каждому пилоту U-2, на случай захвата в плен была спрятана игла с ядом кураре

Напомним — самолёт находился на пути в часть, только там он должен был получить вооружение и полную доводку оборудования. У пилота не было ни гермошлема, ни высотно-компенсирующего костюма. Без них на высоте 20 км его, в случае разгерметизации кабины (а при таране она неизбежна) просто, как говорил годы спустя Ментюков, «разорвало бы, как воздушный шарик».

На КП переговоры транслировались по «громкой связи», и приказ этот («Умереть, но сбить!»), и короткую паузу после него запомнили все.

Пилот ответил: «Понял вас. Выполняю. Позаботьтесь о матери и жене». Его долго наводили с земли на цель (Пауэрс включил радиопомехи, и прицел «забило»). В конце концов, каким-то «шестым чувством» выйдя на нарушителя, Ментюков просто «проскочил» над ним. «Т-3» шёл на скорости 2,5 тысячи км/ч, «U-2» — 750.

На второй заход горючего уже не было, и по команде с земли пилот пошёл на посадку. Тем более что в воздухе начинался полный бардак — локаторщики выдавали сразу несколько целей, в воздух подняли пару «Миг-19» (заведомо понимая бессмысленность этого) Бориса Айвазяна и Сергея Сафронова.

И одновременно два ракетных дивизиона начали палить по всему, что над ними в воздухе, выпустив 14 ракет.

Они сбили «Миг» Сафронова (пилот погиб) и «дострелили» то, что, медленно планируя, падало с огромной высоты. Это были обломки уже уничтоженного «U-2».

Так кто же его сбил? Во время суда, на коротком разрешённом свидании с отцом Пауэрс успел шепнуть: «Не верь, что меня сбила ракета. Сбил самолёт — я его видел». На суде сбитый пилот рассказывал более лаконично: «Я услышал взрыв, увидел перед собой вспышку оранжевого пламени, и самолёт начал падать».

Зенитчики стреляли вслед, а то, что увидел Пауэрс перед собой как «оранжевое пламя» — был выхлоп турбины уходящего новосибирского «Т-3». Он, даже безоружный, свою работу сделал.

Годы спустя Ментюков рассказывал: «Самолёт Пауэрса попал в спутную струю моего „Су-9“, а в ней потоки воздуха стегают со скоростью до 180 метров в секунду! Плюс крутящий момент. Вот его и стало крутить. Крылья обломались...»

Неожиданное подтверждение тому, что могла натворить даже безоружная «труба» (как называли «Т-3» в войсках), содержится в жалобе, направленной 11 февраля 1957 года начальником Инского отделения Томской железной дороги в Новосибирский обком КПСС.

Только-только начинались полёты первых новосибирских «Т-3». «За последние два-три месяца над территорией станции Инская участились случаи сильных взрывов при полётах реактивных самолётов.

Так, 22 сентября, в полдень, при полёте реактивного самолёта было разбито 24 шибки стекла в окнах бани № 1. 14 сентября от воздушной волны обрушилось перекрытие жилого дома, и семья с четырьмя маленькими детьми оказалась на улице.

Руководство Инского отделения дороги просит принять меры по немедленному прекращению взрывов над территорией Первомайского района и выделить оконного стекла 1570 кв. м для ликвидации последствий». Трассу полётов скорректировали, стекло выделили. «Взрывы», которые слышали в новосибирской Первомайке, и «взрыв», который потом услышал Пауэрс, — это включение форсажа, переход самолёта на сверхзвуковую скорость. Просто оцените эффект от пролёта новосибирской «трубы» даже над землёй. Куда там уцелеть какому-то «U-2» в воздухе.

Ментюкову, на которого в мае 1960 года орали многозвёздные начальники, что он «не выполнил приказ», позвонил «Дракон» — генерал Савицкий. Выслушав доклад, подвёл итог: «Молодец. Без тебя он бы ушёл». Но...

Как вспоминал бывший руководитель КГБ Владимир Семичастный: «Хрущёв приказал, что сбить должны ракеты». Погибшего Сафронова и чудом приземлившегося на остатках топлива Ментюкова аккуратно «забыли».

Никита Хрущёв пугал весь мир ракетами — стратегическими и зенитными. «U-2» должны были сбить и сбили именно ракетчики, причём первой же ракетой.

Подвиг и гибель пилотов самолётов-истребителей в эту логику абсолютно не вписывались. Поэтому, собственно, их и «не существовало» почти полвека.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с sib.fm

6

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • sib.fm
          • домен sib.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции