html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью с Моше Сафди

В мире архитектуры не много людей, которых мож­но назвать живой легендой. Пожилой господин с улыбчивыми черными глазами и усами щеточкой, который встречает меня в фойе Radisson SAS на Киевской, – легенда уровня Оскара Нимейе­ра. Приехал в Россию запросто, потихоньку – к клиенту-девелоперу. Он вернулся с экскурсии по Москве, где уже был в 1970-х, и нашел, что с тех пор город похорошел.
 

Photo 1.jpg

Моше Сафди прославился в 1967-м, когда первые посе­тители, начавшие прибывать на выставку Expo в Монреале, увидели построенный им специально по этому случаю жилой комплекс Habitat

Photo 03B85XD9.jpg

Жилой комплекс Habitat Моше Сафди построил в Монреале в 1967 году. Проект, предлагавший новые схемы организации пространства в городском доме, сразу принес ему всемирную славу.


“Хабитат” значит “жилище”, и именно но­вую типологию городской жизни Сафди и разработал. Его дом собирался, как конструктор, из панельных бетонных ячеек. Модульного размера ячейка надстраивалась, позво­ляя множить варианты планировки квартир, с разных сторон “раскрывалась” окнами и балконами и ловко монтирова­лась с соседними ячейками, образуя единую конструкцию вроде трехмерного тетриса. Ячеистый Хабитат был не про­сто большим домом в 22 000 м2: пронизанный вертикальными и горизонтальными коммуникациями, заросший садами и полный счастливых жильцов, он стал элементом ландшаф­та. И показал, что и у панельного домостроения может быть архитектурное лицо.

Молодые архитекторы всего мира восприняли Хабитат как манифест нового стиля. В СССР он был очень популярен: учебники МАрхИ до сих пор полны хабитатообразных па­нельных домов. Всюду возникали клоны монреальского комплекса. Некоторые из них повторяли конструктивную схему и идеологию. Но и внешнего сходства в 1960-е было достаточно, чтобы критикам понравилось.

Человеку, который в 1967-м оказался во главе архитектурной моды, было двадцать девять лет. Когда он начинал заниматься проектом – и того меньше, двадцать пять. Устроившись на унылом диване в холле отеля, спрашиваю, как Сафди справился с эдакой архитектурной Годзиллой?

– Мне просто повезло – как в сказке, – отвечает Сафди не без кокетства. – Проект был сложный, опыта у меня не было, но канадские власти, мои заказчики, оказались добрыми и доверчивыми. Хабитат построен благодаря моей наивности. Сейчас я бы на такое не решился: слишком велик риск. Все-таки открытый бетон в канадском климате – не очевидный выбор. Но все получилось – люди, которые там живут, довольны.

Сафди скромничает, говоря о наивности. Хабитат – реа­лизация идей его диссертации, и строить комплекс его позвал бывший научный руководитель. Сафди в это время работал у, ни много ни мало, Луиса Кана.

О Кане – одном из величайших архитекторов ХХ века – Сафди говорит без пафоса:

– Я увидел работы Кана еще студентом, во время экскурсии по Америке, и они меня поразили. У Кана здание – не про­сто каркас и оболочка, а организм, в котором все конструк­ции – части единой выразительной системы. Я закончил учиться, сел в машину и поехал из Монреаля в Филадельфию. Кан встретился со мной лично (тогда со звездами можно было говорить запросто), посмотрел эскизы и спросил, когда я могу выйти на работу. Я пробыл в его мастерской полтора года, вел значительные объекты. Работая у Кана, я понял, что все стадии работы, от эскиза до авторского надзора, одинаково важны. Я до сих пор все свои проекты веду лично и не беру новых, если у меня нет на них времени. И по организации моя мастерская похожа на ту, что была у Кана – очень компактная. У меня работает всего человек шестьдесят. Теперь из-за сингапурского проекта наберу до сотни. Но с Фостером, у которого шестьсот сотрудников, не сравнить.

Photo 03_View from water.jpg

Курортный комплекс The Marina Bay Sands в Сингапуре включает три 50-этажные башни-отеля с садом Sky Park на крыше, торговые центры и казино. Сафди проектировал его в тот момент, когда давал интервью AD. Официально комплекс открылся в феврале 2011 года.


Проект в Сингапуре, о котором идет речь, – гигантский курортный комплекс с отелями-башнями и виртуально-компьютерными наворотами. Не сразу верится, что его автор – демократичный модернист, набиравший Хабитат из бетонных панелей. А ведь между ними был еще пост­модернистский период, когда Сафди создавал забавные композиции из конусов, пирамид и кубов. Откуда такая изменчивость? Что это – эволюция персонального стиля или потакание заказчику? Сафди смеется:

– Лет пятнадцать назад мы обедали с Рикардо Бофиллом – вы, конечно, знаете его постмодернистские проекты. И он мне сказал: “Моше, хватит изобретать! Пора развивать то, что ты уже придумал”. Многие так поступают: вырабатывают персональный стиль и давай его эксплуатировать. А на меня заказчики жалуются: “Если мы закажем музей Гери или Мейеру, мы точно знаем, чего ждать. А работа с вами – всегда риск!” Риск, не спорю. Но я не могу повторяться. Не только потому, что все участки и клиенты разные. Просто я люблю учиться. Мое хобби – чтение научных книг и журналов. Все новое, что я узнаю, влияет на архитектуру.

Если уж речь зашла о клиентах, я не могу не спросить об одном из самых странных проектов Сафди – доме док­тора Каллахана в Алабаме.

Photo 03_KCPA_View from north.jpg

Невероятный дом, весь кривой и изогнутый, как головоломка-змейка, которые были попу­лярны в 1980-х. Сафди отзывается с энтузиазмом:

– О, это дивная история. Каллахану было за семьдесят, и участком, где хотел строиться, он владел много лет. Он пришел ко мне и сказал: “Мне уже много планов нарисова­ли, но ни один не подходит”. Увидев чертежи, я ахнул: там были Фрэнк Ллойд Райт, Пол Рудольф, Эро Сааринен... Я подумал: “Этому типу дом точно не нужен – он просто планы кол­лекционирует”. Но я неожиданно смог ему угодить: он хотел дом, похожий на диспетчерскую вышку аэропорта в Вашингтоне. Забавный был человек – знаменитый хирург. Он говорил: “Знаю, что я уже старый, но хочу прожить в этом доме еще несколько счастливых лет”. Он там еще двадцать лет прожил.

Сафди так радостно говорит об этом проекте, что естест­венно возникает вопрос – почему он не строил больше частных домов?

– Самому обидно, у меня их всего штук пять, причем два мои собственные, в Иерусалиме и Бостоне. Но мне как-то частных домов не предлагали. Обычно архитекторы с них начинают – это такая профессиональная школа. А я начал с Хабитата, и клиенты думали, что жилыми домами мне заниматься неинтересно. Но, во-первых, всегда интригует диалог с заказчиком. Во-вторых, это вызов: хороший дом требует куда больше архитектурных усилий “на квадратный метр”, чем, скажем, музей.

И на что эти усилия направлены, чего он добивается от жилых пространств? Его собственные дома, например, какие?

– Очень простые. Я фанатик света, восходы, закаты, сумерки, постоянные изменения освещения – для меня это главное. Еще вид на город, как, например, в Иерусалиме – я там живу в реконструированной руине оттоманских времен. Минимум искусства, только ковры на каменном по­лу. Мой дом в Мексике больше забит вещами, там мы с семьей – у меня четверо детей – отдыхаем, встречаемся с друзьями. Шумный обед с кучей гостей или долгое пу­тешествие, во время которого мне не нужно работать, – вот идеальная жизнь.

У Сафди удивительно позитивный взгляд на вещи, размеренная речь, и любой ответ он сопровождает спокой­ной усмешкой. И это при том, что в его профессиональной жизни бывали свои сложности. После Хабитата ему не только жилых домов не заказывали, на фоне всеобщего восхищения у Сафди много лет не было в Канаде проектов – видимо, сработала реакция на мгновенную славу, которую сочли политически ангажированной. Он коротал время преподаванием в Гарварде, а потом совсем перебрался в Америку. В этот момент канадское правительство о нем вспомнило, и он застроил весь центр Оттавы.

Сафди всегда смотрит на вещи в широком контексте. Его интерес к науке показателен: он не зациклен на архитектуре и своей роли в ней и этим симпатичен. Спрашиваю, почему он стал архитектором. Сафди жмет плечами:

– Честно говоря, не знаю. Когда мы еще жили в Израиле, я должен был стать фермером. Потом мы переехали в Ка­наду. Отец хотел, чтобы я занялся торговлей. А я вдруг вы­брал архитектуру. Почему – понятия не имею. Я даже не был ни с одним архитектором знаком.

Я задаю последний вопрос – что значит для Сафди его еврейство? Вопрос не праздный: когда-то в интервью AD Даниэль Либескинд говорил, что ощущает себя пред­ста­вителем богоизбранного народа и архитектуру делает с учетом этой перспективы. Мне интересно, что думает об этом Сафди: он много строил в Израиле, а самая масштаб­ная и, как он говорит, самая насыщенная в эмоциональном и символическом плане его работа – мемориал жертв холокоста Яд ва-Шем.

Photo 03ARR0WE.jpg

Мемориальный комплекс жертв  холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме – проект, которым Сафди занимался много лет, начиная с со­здания Детского мемориала (1987). Официальное открытие комплекса площадью 17 700 м2 и стоимостью в девяносто миллионов долларов состоялось в 2005 году.


Философское спокойствие Сафди непоколебимо – вы­слушав меня, он иронически приподнимает бровь:

– Меня как-то спросили, что означало для Луиса Кана его еврейство. Я ответил: “Кан был европейцем, выходцем из Эстонии. Да, он был евреем. Но для него духовность бы­ла важнее конфессий, ему было все равно, что проекти­­ро­вать – синагогу или собор”. Что значит “выразить в архитектуре еврейские ценности”? Евреи никогда не интересовались материальным миром – мы люди литературные. Чтобы построить храм, Соломон пригласил финикий­цев, а Ирод – римлян. Либескинд польский еврей, а я сирийский, и это разные вещи. Мои языки – испанский и арабский, и музыка тоже, хотя я лич­но люблю Баха. С точки зрения культуры я израильтянин, а не еврей, и это тоже большая разница. Но я не могу сказать: “Я израильский архитектор”. Потому что я еще и канадский, и американский архитектор. Да, я построил Яд ва-Шем. Но сейчас я строю музей сикхов, и архитектура моя должна выражать культурные ценности сикхов. Если я откажусь от мысли, что архитектура уни­версальна, я просто не смогу нормально работать.

Photo 01_Gallery buildings and reflecting ponds.jpg

Мемориальный комплекс Наследия Хальсы в священном городе Анандпур-Сахибе неподалеку от Чандигарха в Индии. Это, по сути, музей сикхской культуры, посвященный 500-летию существования этого религиозного движения вообще и 300-летию их священного текста (Хальсы) одновременно. Сафди завершил строительство комплекса в 2011 году.



Беседовала Евгения Микулина
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с admagazine.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • admagazine
          • домен admagazine.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции