html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

FAQ: Свобода передвижения

7 фактов о связи личной свободы человека и его ориентации в пространстве

Свободу передвижения, перемещения в пространстве, многие социологи, начиная с классиков, полагали первейшим и необходимым условием формирования общества как такового. Более того, общество, если его рассматривать не как статичную замкнутую уравновешенную систему, а как длящийся и изменчивый процесс , воспринимается тоже как движение — от одних форм организации совместной деятельности и совместной зависимости, совместной жизни, к другим, более дифференцированным, утончённым и организованным. Перемещение в пространстве, таким образом, — это самый первый вид активности и самое элементарное, базовое, социальное действие, а равно и взаимодействие, предполагающее взаимную ориентацию в пространстве относительно друг друга.

1

Один из классиков американской социологии– Роберт Парк (Robert Ezra Park, 1864 – 1944) рассматривал передвижение в пространстве как основу естественно-социального процесса, в котором физическое пространство (а не только его смысл, который ему придают люди) и социальные отношения взаимообусловлены. Соотнесение личной свободы человека со свободой передвижения как изначальной ее формой и условием следующих за ней других форм свободы – экономической, политической и духовной – было отчетливо сформулировано Парком и легло в основу его социальной экологии. «. Центральным понятием этой экологии выступает «свобода», которая наряду с «размерами», «сложностью», «скоростью и механизмом» представляется одной из характеристик современного общества. Как свободен современный «чужак»? Его «свобода имеет несколько измерений соответственно… различным уровням интеграции современного общества. Во-первых, наиболее фундаментальная свобода, необходимая для существования любой формы жизни, превосходящей растительную, – свобода передвижения», позволяющая «осваивать и видеть мир»; во-вторых, – «свобода конкуренции за место в общей экономике»; в-третьих, – свобода конкуренции «за место и статус в социальной иерархии» и, наконец, «свобода самовыражения», где основным ее ограничителем являются традиции и нормы морали. Отсюда видно, что в основе всего многообразия свободного проявления личности полагается ее освобождение от местных традиций. Освобождение от локалистских традиций знаменует наступление современного общества и самый для него характерный тип свободного человека – человек мобильный.

Парк первым предложил классификацию различных способов свободы, связанных, прежде всего, со свободой передвижения. Сам человеческий разум он определял среди прочего и как приспособление, определяющее направление движения человека в пространстве. То есть в своём воображении, в своей рефлексии человек способен определить то место, куда он движется, определять свое будущее положение. По его мнению, в этом и есть основное назначение рефлексии. Свободный человек – это, прежде всего, человек, способный перемещаться в пространстве как раз в те места, которые он сам себе полагает. Свобода перемещения образует экологический порядок, который формируется в результате конкуренции за пространство, здесь зарождается элементарное понятие человеческой свободы. Человек – это, прежде всего тело в пространстве и вынужден соотноситься с другими телами, взаимодействовать с ними. Это и есть естественная, досоциальная, предпосылка общества: пространство включено в социальные отношения еще до осмысления людьми этого факта, до всяких когнитивных представлений и метафор пространства в социальной жизни. Затем эта свобода подвергается всё большей и большей регламентации или организации.

G. Santayana. The Philosophy of Travel., 1923

2

На высших уровнях социальной организации – экономическом, политическом, культурном (моральном) – пространственная конкуренция не устраняется, но контролируется. Следующий уровень – это установление правил обмена между людьми. Когда они обнаруживают, что первичной свободой передвижений обладают не только они, но и большое множество других людей и эту свободу нужно как-то с ними совмещать и разделять. Вот правила, по которым моя свобода ограничена свободой другого и наоборот, дают следующий уровень цивилизованности свободы передвижений и взаимодействия.

На другом уровне, на уровне приспособлений к этим правилам, несмотря на свободу перемещения, мы находим такое социальное явление как аккомодация. Аккомодация – это установленный правилом, режимом, обмен свободами. Аккомодация отличается от другого, ещё более глубокого ограничения уровня свободы – ассимиляции тем, что здесь свободный в перемещениях человек не ассоциирует или не идентифицирует этот порядок, в который он включен, с самим собой. То есть он может сказать: «да, я вынужден подчиняться этим правилам игры, потому что я хочу добиваться успеха в этой среде, но это не значит, что эти правила игры я считаю единственно правильными, возможными и справедливыми». А вот если происходит такого рода признание, то здесь мы уже имеем дело с ассимиляцией и полной идентификацией с этими правилами игры и фактически выходим на уровень морального ограничения свободы. В том числе и свободы передвижения, взаимодействия и обмена. Иначе говоря, на уровне свободной пространственной конкуренции человек наиболее свободен. На уровне морали и на уровне социальном и культурном, где действуют нормы морали, он наименее свободен, хотя эти ограничения он воспринимает уже как естественные.

Bauman Z. Life in Fragments. Blackwell, 1995

3

Автономизация (внутренняя моральная регуляция) индивидуального действия означает и автономизацию такого действия как перемещение: оно индивидуализируется, усложняются его траектории, нарастает хаотичность передвижения с увеличением свободно (разно направленно) перемещающихся отдельных индивидов.

Парадокс свободы передвижения вступает в современную эпоху в некоторое противоречие с конвенциональным в социологии представлением о социальной упорядоченности социального действия и о том, что свобода человека социального всегда оказывается ограниченна определёнными рамками солидарности самого различного рода. Передвижения перестают быть делом коллектива. Оно перестаёт быть миграцией народов, племён. Оно демократизируется и индивидуализируется всё в большей и большей мере. Освобождается от общегрупповых императивов. Более того, индивидуализированное передвижение всё больше интенсифицируется и глобализируется. Это налагает целый ряд ограничений, новых ограничений на эту свободу мобильности. изменившийся (индивидуализировавшийся) характер миграции потребовал социальной регламентации и осмысления в виде понятия «свобода передвижения». Новая мобильность – это «демократичная мобильность». Когда все свободны перемещаться в любом направлении и, имеют возможность осуществлять эту свободу, все более непредсказуемыми становятся миграционные процессы, ситуации мобильности усложняются, движение захватывает самые разные области социального, превращая всех нас в невольников движения. Более того, скорость перемещений такова, что мигранты не успевают ассимилироваться.

Глобализация же не дает удалиться от собственных границ настолько, чтобы быть полностью оторванным от своего дома, от старого мира. Возникает своего рода глобалистский парадокс: невозможно окончательно пересечь ни одну границу и оказаться вдали от дома, освободиться окончательно от локалистских традиций; в тесно взаимосвязанном, взаимодействующем мире все границы близко. Асимметрия эмиграции и иммиграции исчезает не только в геополитическом смысле (когда все пространство поделено между политическими образованиями, невозможно эмигрировать из одного государства, одновременно не иммигрируя в другое), но и в культурном: невозможно окончательно и бесповоротно «уйти за горизонт» знакомого обжитого мира, в плотных слоях информации он всегда имеет шанс оказаться в поле зрения.

Ксенофонт. Анабасис. М.: Лит.памятники, 1951.

4

«Освобожденный» от дома мигрант в условиях нового социального порядка становится космополитом и смотрит на свой прежний (да и новый) мир, дистанцируясь от него, — как чужой. В этих характеристиках чужака улавливается и некая опасность, исходящая от вторжения «более цивилизованного и разумного», поскольку изначально, со времен миграций племен и целых народов, миграция – это вторжение, столкновение, нечто сродни войне. В современных обществах, где передвижение стало частным делом, ежедневно повторяющимся, рутинизированным и рациональным процессом смены локализации отдельных индивидов, это изначальное чувство опасности сохраняется и даже усиливается по мере увеличения количества мигрантов. Откуда возникает это чувство опасности и желание перед лицом еще не вполне четко определенной угрозы «закрыть границы», «ограничить, или более жестко регламентировать «свободу передвижения«? Возможно в силу того, что индивидуализированное перемещение вновь приобретает массовый характер, перемещаются уже целые «массы», иногда и организованные по тому или иному признаку (переселение народов на историческую родину, сезонные миграции рабочей силы, беженцы из «горячих точек» и т.п.). Из глубин «коллективного бессознательного» поднимается «племенное» (стадное) чувство, борьба за выживание как неизменный социальный инстинкт, укоренившийся со времен миграций целых народов и племен, завоеваний и переселений. Все более отчетливо проявляется то, что физическое «выживание» – это тоже социальный факт. «Племенные практики» отрабатываются как раз на мигрантах – тех «более свободных» и мобильных людях, которые, оказавшись внутри, вдруг, вопреки своим характеристикам, остановились в своем движении и выказывают намерение остаться, нарушая всю систему «онтологической безопасности» [Giddens 1991], покоящуюся на культурной и социальной рутине.

Park R..On Social Control and Collective Behaviour. Chicago: The U.of Chicago Press, 1967.

5

Абсолютная свобода перемещения предполагает, по социолога Э.Гидденса, экзистенциальную изоляцию. Это не значит, что люди изолированы друг от друга, но есть интенсификация их контактов с одной стороны, а с другой стороны предполагает освобождение от каких бы то ни было групповых императивов. Я становлюсь человеком, который все императивы воспринимает как относительные. Поскольку есть другие в другой культуре, другом обществе. То, что я считаю само собой разумеющимся, может быть воспринято как нечто дикое, неправильное и глубоко проблематичное. Поэтому я уже не могу быть стопроцентно уверенным в абсолютной моральной ценности тех норм и правил, которые сформированы в моей группе. У меня не остаётся ничего моего, всё моё приобретает некий текучий ситуативный характер. И фактически перемещающееся, передвигающееся, текучее общество становится нашей нынешней социальной реальностью.

Giddens A.. Modernity and Self-Identity. Cambridge:Polity, 1990.

6

Главная его характеристика — неопределенность, связанная с движением.
Свобода передвижения в пространстве означает освобождение от пространства: передвижение и есть освобождение от каждой данной точки в пространстве, от места, в каждый данный момент времени. Перемещающийся одновременно находится и не находится в данном месте в данный момент времени – иными словами, он находится в состоянии неопределенности, неопределенность же означает наличие выбора, ассоциирующегося, как правило, со свободой, но и риск. В этом смысле можно говорить о том, что свободе передвижения противостоит другая свобода – свобода от риска (и сознательного выбора); или еще более определенно – платой за свободу передвижения, за свободу от привязанности к месту, является свобода от риска и неопределенности, которую дает пребывание (постоянство) в привычном, знакомом, обжитом месте, организация которого понятна, нормы и правила не вызывают вопросов, не требует навигации – все само собой разумеется и не требует рефлексии выбора. В таком месте человек чувствует себя безопасно, уверенно – свободно. Отрываясь от этого знакомого места (от дома) с его привычными культурными нормами и образцами поведения, человек теряет «свободу непосредственности», приобретая иную «свободу от» с ее рисками, неопределенностью и необходимостью рефлексии; это свобода неизвестности и приключения.

В связи с этой темой наиболее популярным и понятным не только для профессионалов социологов, но и для широкой аудитории является все, что написано Зигмундом Бауманом (Zygmunt Bauman, 1925) об индивидуализированном обществе, о текучем обществе, о фрагментированном обществе, о нарастании амбивалентности, неопределённости в обществе и о том, как в этих условиях выстраиваются новые социальные практики; То, что пишет Энтони Гидденс (Anthony Giddens) или писал до недавнего времени о глобализированном обществе и . То, что пишет Ульрих Бек (Ulrich Beck, 1944) или Никлас Луман (Niklas Luhmann, 1927-1998) о том, как встраивается неопределённость в новую социальную реальность. Огромное множество, может быть, не столь ярких, второстепенных фигур, которые исследуют в том числе и мобильность как один из источников новой социальной неопределённости и текучести. Здесь и так называемая action network theory (акторно-сетевая теория), здесь и парадигма новых мобильностей Джона Урри (John Urry, 1946), здесь и этнометодологические исследования, которые, может быть, раньше других обратили внимание на этот текучий, процессуальный, порядок в социальной реальности, на его постоянно производящуюся и производимую последовательность.

7

Но свобода имеет своим источником как движение, так и пространство. Если речь идет о свободе передвижения в пространстве, то значение приобретает и характер самого пространства, не просто протяженность, дающая возможность перемещения, но поверхность перемещения (море, горы, лес, равнина). Само по себе обширное пространство может оказаться сдерживающей силой, западней, местом пленения и блуждания. Так, в знаменитом «Анабасисе» Ксенофонта самой эмоционально сильной можно считать сцену, когда заброшенные вглубь Малой Азии и проблуждавшие там более года греческие наемники взбираются на холм, видят, наконец, море и радостно кричат «Море! Море!», осознавая свое освобождение от этих бескрайних просторов и возможность вернуться в желанное место – домой. Эти крики освобождения вполне сродни тем («Земля! Земля!»), которые вырываются у мореходов, после длительного плавания увидевших кромку берега. Или более привычный для современного человека парадокс, когда наиболее мобильные и легкие на подъем имеют больше шансов (по сравнению с менее путешествующими) оказаться обездвиженными на долгое время и запертыми в помещении аэропорта или вокзала. В таких ситуациях более явственно проступает структура этой свободы передвижения – сам по себе путь, его протяженность и длительность, необходимость его преодоления не воплощают свободу; «свободным» более всего путешественник чувствует себя (и является) в моменты отрыва от привычного места, от точки отсчета пути, и в момент прибытия на место назначения; чередование этих моментов и задает ритм свободы.

Светлана Баньковская

кандидат философских наук, профессор кафедры анализа социальных институтов факультета социологии НИУ ВШЭ

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

8

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции