html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Чтение и аффект: к постановке проблемы

Пророк Иона и кит (Meteora, Greece)

Автор текста:

Елена Петровская

 

Очень часто приходится сталкиваться с метафорическим употреблением понятия чтения. Чем это может объясняться, а главное – что за ним скрывается? По-видимому, при экстраполяции чтения на предметные области за пределами самой литературы под таковым все же понимается усилие по дешифровке неких значений (изначально они располагаются в пространстве литературного произведения). Чтобы продлить эту линию, логично допустить, что «чтение» так или иначе отсылает к теориям коммуникации, которые, как известно, воспринимают аффект – предмет моего дальнейшего рассмотрения – всего лишь как помеху (шум, сбой при передаче сообщения и т.п.). Однако если взглянуть на чтение как на элемент современной теории литературы, то, возможно, его роль предстанет иной, что повлечет за собой и иной способ применения этого понятия.

Если набрасывать контуры подобной теории, то в ней чтение окажется сродни инновационному – точнее предельному – опыту самой литературы. Вспомним определение литературы, предложенное Жилем Делёзом. В его толковании она создает иностранный язык внутри родного языка, порождает новый синтаксис, подаваемый под именем писательского стиля, и одновременно выводит язык к его пределу, или внешнему. Для Делёза это те Видéния и Звуковые образования (Auditions), которые вообще не принадлежат языку. Он называет их также Идеями. Все вместе это означает, что литература находится на стороне становления, что ее отличительная особенность – это незавершенность и незавершаемость, – то, что позволяет говорить о ней в терминах жизни. Я привожу эти размышления потому, что в них с наибольшей четкостью отразилось общее для ХХ века понимание изменившейся роли самой литературы. Можно было бы назвать и другие имена.

В статье «Литература и жизнь» Делёз не употребляет слово «аффект». Однако что означают эти необычные на первый взгляд отсылки к становлению-женщиной, животным и даже молекулой, как не аффективное измерение самого письма-чтения? Мне хотелось бы подчеркнуть, что такой предельный образ литературы как улавливателя внешнего – в первую очередь по отношению к самой литературе – не может не сказаться на нашем понимании чтения. Это значит, что из мажоритарной культурной практики чтение превращается в предприятие опасное, рискованное, словом – по-настоящему миноритарное. Чтение уже не гарантируется литературой как социальным институтом или теми установлениями классической литературы, из которых оно выводилось как вспомогательный в своей основе процесс. Отдавая отчет в изменениях, произошедших с самой литературой, мы должны понимать, какие ставки кроются сегодня в «чтении».

С другой стороны, уже в постструктуралистских (а точнее семиологических) исследованиях «чтение» употребляется в аффективном смысле, и мы видим это на примере анализа восприятия изображений. Хрестоматийный пример – это бартовский punctum, определяемый им как один из режимов чтения фотографий. (Другой режим – конвенциональный или, иначе, классический – отражен в понятии studium’а.) Если развернуть эту двуединую структуру – по Барту, структурную закономерность, – то аффективное восприятие фотографий будет точно так же подводить нас к границе – только в данном случае видимого. В самом деле, укол, наносимый фотографией, этот опыт «пунктирного» восприятия, заставляет зрителя отвлекаться от увиденного, переживая заново любовь или боль. Или вместе и то и другое. Ситуация осложняется, пожалуй, тем, что разрыв присутствует в самой интенциональной структуре образа. Со своей стороны это показывает Жак Деррида, не только вспоминая знаменитый комментарий Барта к фотографии, но и разрабатывая свою теорию призрака. Призрак – это тот другой или то другое, которое дестабилизирует, в частности, изображение, отнимает наличное (налично данное) у него же самого. Можно сказать и так: внешнее, открываемое литературой, равно как и изображением, есть область аффекта, неподвластного субъекту в его классическом обличье.

Опознать аффект можно по утрате центрированной позиции наблюдения, будь то контроль за развертыванием действия в повествовании или взгляд на изображение в качестве упорядоченного и законченного целого. В том и другом случае речь идет о сохранении дистанции. Однако чтение, понимаемое как аффект, не исчерпывается ни нашим Я в качестве контролирующей инстанции, ни серией проекций такового. Делёз пишет об изобретении малого народа, которого – пока – недостает («un peuple qui manque»). К нему относится как герой произведения литературы, так и собственно читатель. Фактически можно утверждать, что опыт чтения и создает ту новую внелитературную (внеизобразительную) реальность, которая и помечается этим словосочетанием.

Чтение, понимаемое таким образом, всегда обращено к сингулярному – к тем событиям, о которых мы не имеем ни малейшего представления заранее. Это чтение становится проводником самого внешнего, логики новых сочетаний и неизвестных ранее возможностей. Приравниваемое к жизни – или миру, – такое чтение с необходимостью множественно и, конечно, материально. Оно преобразует нас самих.

Не секрет, что видео- и Интернет-среда очень часто моделируется по старой схеме чтения. На мой взгляд, проблема состоит не в том, чтобы искать адекватные способы для ее освоения. Имеет смысл задаться вопросом более радикальным: есть ли что-то в опыте нашего вхождения в эту среду настолько необычное и даже, может быть, невыразимое, что оно требует для себя новых языков описания? Или мы по-прежнему воспроизводим ту модель чтения – а значит восприятия, – которая не позволяет нам мыслить себя как общность в становлении, то есть читателей необходимо деиндивидуализированных, потерявших право распоряжаться как языком, так и изображением? Нельзя не признать, что коммуникация, осуществляемая через Интернет, стала областью больших эмоциональных инвестиций: в этом можно видеть проекцию подсознательных или полуосознаваемых желаний, связанных с преодолением все новых и более пугающих форм отчуждения.

Ведь даже анонимность, даруемая пользователям мировых сетей, есть род преодоления новейшей социальной разобщенности. Впрочем, часто выходит так, что игра ведется по устаревшим правилам: анонимность превращается в инструмент контроля, а желание – то, что можно было бы назвать аффектом чистого общения, – канализуется в систему иерархически построенных сообществ. Интернет в этом случае оказывается вместилищем традиционных отношений, поменявших один лишь «интерфейс». Мне представляется, однако, что если видеть в нем продолжение возможностей малой литературы, о которой говорилось выше, то это и будет местом испытания самих социальных связей, местом зарождения доселе небывалого сообщества. И нам, исследователям, придется изменить саму оптику нашего взгляда. В самых общих словах, Интернет утратит свойства семиотизируемого объекта. Иначе говоря, вместо системы знаков, подлежащей расшифровке, мы столкнемся со своего рода матричной структурой, отпечатком которой и будет наша субъективность (если по-прежнему применимо это слово). Исследователь окажется составной частью изучаемого им объекта. А это имеет отношение к изменившейся организации гуманитарного знания в целом. Стало быть, чтение, моделируемое через аффект, заставляет пересмотреть сами инструменты анализа: мы читаем по-новому, по-новому читают и нас.

 

См. также: Рубрика «писать:читать»

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с morebo.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • id88605311
          • домен morebo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции