html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Изучая древнерусскую книгу

Обычно историческая публицистика обращается к современным проблемам с исторической точки зрения. В беседе с историком Владимиром Богдановым мы постарались раскрыть будни современного исследователя, показать практическую работу историка начала XXI века.

Фото: www.flickr.com/photos/johncoghill/

Владимир Богданов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник исторического факультета МГУ, руководитель Школы юного историка МГУ. В круге научных интересов — археография, быт и культура старообрядчества, история благотворительности в России. Автор более 60 научных работ.

— Что происходит сейчас в вашей научной специализации — в археографии?

— Археография — дисциплина, изначально связанная с выявлением, публикацией и изучением памятников письменности. Традиции ее были заложены еще в XIX веке П.М. Строевым. Второе рождение дисциплина приобрела во второй половине XX века, когда возник ряд крупных научных центров, связанных с поиском и изучением древних письменных и печатных памятников. Первенство здесь принадлежало ленинградским ученым — В.И. Малышеву и его коллегам, обследовавшим северные районы страны.

С самого начала археографические экспедиции проводились в местах компактного проживания старообрядцев, которые в силу традиционности этой конфессии сохранили наиболее древние пласты русского исторического наследия: книжность, религиозность, этику. С этой точки зрения в исследовании старообрядчества скрыт огромный потенциал изучения истории России в целом. Этой темой занимаются в «Пушкинском доме», в Екатеринбурге, в Новосибирске. Занимается этим и археографическая лаборатория МГУ.

С XX века историческая наука предпринимает систематические попытки заново открыть культурное пространство Древней Руси, сохранившееся в наследии старообрядчества. В частности, древнерусская книжность. Уже в XVIII веке признавалось, что в распоряжении старообрядцев находятся ценнейшие документы с личными подписями различных исторических деятелей допетровской России. Например, до Ивана Федорова, знаменитой книги «Апостол», вышедшей 1 марта 1564 года, было несколько изданий печатных книг анонимных типографий. Эти и другие уникальные книги найдены именно в старообрядческой среде. Они находятся теперь в книгохранилищах Исторического музея, Российской государственной библиотеки, Научной библиотеки МГУ и др. и введены в научный оборот.

— Но археография — это не только изучение книжной культуры?

— Мы изучаем систему социальных отношений в старообрядческой среде. Если изучение книжности за последние 30 лет совершило серьезный шаг вперед, то уклад жизни пока изучен не на таком уровне. Связано это во многом с региональным своеобразием различных групп староверов, даже принадлежащих к одному толку. Интерес представляет бытование традиции в современных условиях. Известно, что при всей своей закрытости, старообрядчество оказывалось наиболее передовой частью российского общества, куда первыми проникали и новые технологии, и современные методики. Достаточно назвать имена Морозовых и Рябушинских. Это ведь были не просто успешные предприниматели, но и весьма прогрессивные люди. Их успех — уже историческая хрестоматия, хотя еще совсем недавно это было не так.

Чем объяснить этот феномен? Ведь это не просто отдельные личности, это целая среда. Тип русского хозяина — успешного, с одной стороны, но заботливого и очень традиционного, пока не исследован в должной мере. То, что в советское время называлось «середняк». Как сочетаются традиционализм, личный успех и прогресс — все это нуждается в изучении. В прошлом году на разработку этой темы был получен грант Президента РФ «Традиционная культура в условиях модернизации в конце XIX–XXI веках (на примере крестьян-старообрядцев)».

— И все это до сих пор живо?

— Да, мы изучаем это, что называется, изнутри. Только в личной беседе можно открыть определенные черты, свойства, увидеть характеры носителей традиции. Вопрос только в том, насколько исследователь может быть допущен в достаточно близкий круг общения. Иногда нужны годы, чтобы в тебе увидели собеседника, а не агрессора. Исследователь должен доказать неслучайность своего интереса, проявить уважение и знание культуры, вызвать встречный интерес к самому себе.

— Что вы как историк почерпнули для себя в этих экспедициях?

— Я попал в экспедицию, когда мне было девятнадцать, т.е. в период «активного взросления и гражданского становления». Занимаюсь этими исследованиями более 10 лет. Поскольку экспедиции дают жизненный опыт, то отделить личную сторону от научной очень сложно.

С профессиональной точки зрения, археография дает незаменимый опыт работы с источниками, навык практической деятельности.

Камеральное исследование предполагает изучение конкретного памятника книжности (в архиве, библиотеке, музее). Ты находишься в читальном зале, перед тобой лежит рукопись или книга — памятник прошлого, заключающий в себе несколько пластов информации. Например, места, более потертые или запачканные, говорят о пристрастии читателей. Таким образом, начинаешь соприкасаться с психологией читателя прошлого. Некоторые книги содержат вкладные читательские записи… Если есть выходные данные, в какой типографии и когда книга была напечатана, то это уже научный факт. Если же нет таких сведений, то выяснить это — и есть одна из целей последующего изучения. Когда перед глазами проходят десятки и даже сотни книг и рукописей, перед тобой открывается целый мир.

Полевая же работа предполагает личное общение. Тут твой источник — не книга, а человек. Как ты его сможешь разговорить, как ты сможешь его убедить в важности своей работы, от этого и зависит успех твоего дела.

— Но современный старообрядец среднего и старшего поколений, в конце концов, прошел все те же обязательные институты советского человека, если речь, конечно, не идет о совсем замкнутых группах сродни Агафье Лыковой. Как удается сквозь это напластование открыть более старинную традицию?

— Не все так катастрофично. 70 лет для исторической перспективы — промежуток не такой уж и большой. Следует учесть, что знание передается в основном через поколение — от дедов к внукам. Традиции семьи именно так и сохраняются: как учили дедушка с бабушкой.

До сих пор быт старообрядцев — это во многом социальные практики (или воспоминание о них), которые реформы патриарха Никона и царя Петра попытались сломать. Этот слом был воспринят крайне негативно в значительной части русского общества. И из этого быта, основанного на глубокой религиозности, выросло сопротивление так называемого «раскола».

Конечно, в условиях глобализации эта среда (как и многое другое) исчезает. Буквально на наших глазах ушло поколение, воспитанное до революции. К сожалению, исследователи, работавшие в 1960–70-х годах, когда это поколение было, что называется, «в силе», из-за ряда обстоятельств (в первую очередь идеологических) многим вещам не уделяли должного внимания. Сейчас приходится довольствоваться рассказами их внуков, так как дети (люди, родившиеся в 1930–40-е годы) очень часто не могли воспринять традицию.

— Насколько отвечает общественное понимание истории достижениям исторической науки, если массовое сознание до сих пор не может выбрать между Александром Невским и Иосифом Сталиным?

— Есть определенный разрыв между данными, которыми располагает академическая наука, и тем, что происходит в общественной жизни. Можно еще сказать, что историки выполняют свою работу друг для друга и до общества ее результаты не доходят, а сама история востребована либо на уровне инструмента пропаганды, либо как занимательное чтение/зрелище. Голос историка в современном информационном обществе заглушается другими источниками. Известный цикл передач на канале «Россия» обнажил ряд проблем, связанных с исторической памятью, заново поставил вопрос о политической ангажированности истории как общественного явления.

— Какую роль в этом играют сами историки?

— Беда в том, что роль профессиональных историков в этом процессе ничтожно мала. На экраны выходит значительное число фильмов и передач на исторические темы, к созданию которых профессиональные историки даже не привлекаются. Отсюда и лубочность многих подобного рода шедевров. В советские годы была распространена практика исторического консультирования. Известно, что сценарий фильма «Александр Невский» Сергей Эйзенштейн переписывал несколько раз — пока консультанты (а это были доктора исторических наук М.Н. Тихомиров и А.В. Арциховский, ставшие затем членами Академии наук СССР) не приняли его как не противоречащий своей эпохе. За этот фильм, между прочим, великому режиссеру была присуждена степень доктора искусствоведения. В результате вышел фильм, к которому с точки зрения исторических фактов придраться, в общем-то, трудно. Из последних работ следует отметить фильм Павла Лунгина «Царь», а если обратиться к теме старообрядчества, то положительным примером является сериал «Раскол» Николая Досталя. Насколько известно, и Лунгин, и Досталь обращались за консультациями к историкам. Но это, к сожалению, лишь исключения.

— Владимир, расскажите о становлении Школы юного историка МГУ.

— Школа юного историка существует на факультете с 1977 года, когда организация школы и ее функционирование были поручены в то время аспиранту, а ныне профессору Игорю Святославовичу Филиппову. Он руководил школой до середины 90-х годов, передав впоследствии руководство Александру Аркадьевичу Немировскому, ныне крупному ученому-востоковеду. На рубеже веков Школа прерывала свою деятельность, решение о ее возобновлении последовало только в 2002 году, когда мне было предложено вновь организовать деятельность ШЮИ. Мне было это интересно: к тому времени я работал в школе, знал, что такое работа с детьми.

Мы начинали с 22 учащихся, теперь у нас 320. Меняются формы и виды занятий, расширяется и число юных историков. Одним из главных показателей популярности школы является количество учеников, перешедших на следующий год обучения. Если ранее таких ребят было порядка 20, то теперь около 50.

— Вы анализировали, как меняется детский интерес к истории по сравнению с теми же 90-ми годами?

— Круг интересов, наверное, остается прежним, а вот доступность информации принципиально изменилась. Если раньше самостоятельная работа ребенка была связана в первую очередь с библиотекой, то теперь множество материалов можно найти с помощью Интернета, что для поддержания такого полупрофессионального интереса к истории играет существенную роль. Но существует общая проблема, характерная для детей поколения 90-х годов: информация, казалось бы, доступна, а интерес к ее получению и освоению значительно ниже, чем у поколения 80-х годов, не говоря уже о более старших.

— Какова мотивация современного школьника, на ваш взгляд, при углубленных занятиях историей?

— Мотивация во многом связана с расширением эрудиции. При этом увлечение историей, вероятно, есть проявление глубинного интереса к своему прошлому. По словам Н.М. Карамзина, «история предков всегда интересна для того, кто достоин иметь Отечество». При этом интерес этот наименее зависим от влияния массовой культуры.

— С точки зрения знания истории поколения словно рассечены надвое. Старшие еще имеют какие-то общие точки зрения на те или иные события, а новые фактически ничего не знают, им не на что опереться.

— Система концентров, которая сейчас является основной методикой обучения детей истории, много раз уже подвергалась критике. Старшие же поколения, грубо говоря, мы с вами, учились по линейной системе, где шаг за шагом исторический процесс раскрывается в определенной последовательности. Сейчас же получается, что, недоучив в истории что-то одно, затем ребенок недоучивает и другое. В результате стройной картины истории в памяти не сохраняется. Путают декабристов и тех, кто брал Зимний дворец в октябре 1917-го. Исправить ситуацию могут разного рода варианты дополнительного образования. И Школа юного историка здесь занимает свою нишу.

Беседовал Алексей Устинов

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gefter.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ivarrr
          • домен gefter.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции