html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Lo' 'Ehsar - Христос в Православной церкви

Очередной выпуск альманаха "Кафедра" будет посвящен одному из ключевых догматов Реформации, который может быть сформулирован в одной короткой фразе -- "только Христос". Выпуск альманаха планируется следующей весной, но мне не терпится поделиться с вами отрывочками из одной статьи (на что я уже получил разрешение у автора). Мне кажется, моим православным друзьям будет очень любопытно прочитать, как выглядит православное учение и практика в глазах протестанта. Причем не какого-нибудь воинствующего невежи, который только и знает, что повторять перлы из книжки Рогозина, а образованного протестанта, который вникает в суть обсуждаемых вопросов. Итак...

Solus Christus и Православная церковь
Павел Тогобицкий

Протестанта, исповедующего принцип Solus Christus («только Христос»), приводит в недоумение (а иногда и возмущение) сложная религиозная жизнь Православной церкви с огромной ролью, приписываемой святым, с множеством почитаемых священных объектов, с первостепенной значимостью церковных священнодействий, с тесной связью с национализмом и т.п. При протестантском акценте на личных взаимоотношениях со Христом все это предстает как отступление от Христа, как пренебрежение Христом ради чего-то по сути человеческого. Более того, протестант находит в православии много общего с той практикой Католической церкви, в борьбе против которой и родился полемический лозунг Solus Christus. Однако разумная полемика не может сводиться просто к выражению возмущения. Если мы стремимся к осмыслению собственных отличий, а также желаем говорить о своей вере так, чтобы мы могли быть, по крайней мере, услышаны людьми, относящими себя к православию, то прежде всего перед нами встает проблема понимания: почему те, кто тоже называют себя христианами, с нашей точки зрения, пренебрегают Христом?
<...>

Сосредоточенность на Христе и Его энергиях

Ситуация с отношением ко Христу до некоторой степени парадоксальна. При надлежащем внимании к православному богословию можно проследить теоретическую связь различных элементов православной жизни со Христом. Центр всего – Евхаристия, вкушение подлинного тела и крови Христа, что придаёт особую значимость всей литургической жизни Церкви. Затем святые, иконы, священники как разного рода образы Христа и способы быть причастным Христу. Затем некое «воцерковление» культуры и т.п. То есть, в православии именно само стремление видеть Христа почти во всем и приводит к построению смущающей протестантов дополнительной системы связей и образов. Примечательно, что как раз протестантов православные и упрекают за пренебрежение Христом на основании простоты нашей религиозной жизни. В частности, известный православный полемист Андрей Кураев пишет:
    Христос всего себя дает нам. <…> В Предании Христос Свое воскресшее и обоженное человеческое естество распространяет в мире. <…> Наш главный спор [с протестантами] – о материи и энергии. Может ли мир плоти, мир материи принимать в себя энергии духовного мира? Может ли плоть быть пронизана нетварным светом? Может ли Бог просвечивать Собою и пропитывать Собою земные реалии? Общее убеждение всего религиозного человечества, всей религиозной истории: да, может. Духовные энергии могут пронизывать и преображать материальные предметы. Именно потому, что это общечеловеческое убеждение, оно присуще не только православным и католикам; оно присуще и язычникам. Заметив это, протестанты впали в досадную, но, увы, очень часто встречающуюся ошибку: раз нечто есть у моего врага – это дурно само по себе и потому не должно быть допускаемо у меня. <…> «Слово стало плотью…» Неужели же плоть при этом не о-словесилась, неужели в плоти от этого не прибавилось ни Жизни, ни Истины, ни благодати? <…> По православному восприятию, суть Евангелия в том, что Бог вошел внутрь тварного бытия ради того, чтобы мир сделать неотторжимым от Себя, чтобы плоть стала не чуждой Слову. <…> Вот именно для тела, для плоти, для космоса, для мира ничего нет в протестантизме.


Сосредоточенность на священных объектах

С другой стороны, на практике часто происходит некоторый отрыв системы священных объектов от Христа, так что они обретают самостоятельную значимость в глазах церковных (или околоцерковных) людей . Протестант Дональд Ферберн указывает три сферы (иконы, святые, церковь), где подобное искажение наиболее очевидно:
    В популярном православии идея благодати как Божьих энергий часто превращается просто в идею, касающуюся духовной силы. Вместо того чтобы использовать иконы и мощи как средство приобщения к божественной жизни, иметь общение с Богом и с другими верующими (святыми), простые православные христиане чаще всего склонны к тому, чтобы рассматривать физические объекты как магическое средство обретения силы, необходимой им для христианской жизни. И что еще хуже, такая идея часто превращается в убеждение, что иконы и мощи таят силу сами в себе и, таким образом, могут помочь человеку приобрести то, в чем он нуждается или чего желает в этом мире. <…> Многие миряне (включая и некоторых священников) имеют склонность расценивать святых как более доступных, чем Бог… Как и в случае с иконами, когда почитаемый образ постепенно становится объектом, обладающим в самом себе чудесной силой, так и в случае, когда святые постепенно воспринимаются как посредники или даже как божества. <…> Популярное богословие… склонно рассматривать Церковь в отрыве от Христа, в результате чего Церковь занимает место Христа, а участие в таинствах и обрядах заменяет личное посвящение Христу и стремление к божественной жизни.
В результате одно и то же явление может оказаться и вполне соответствующим приоритету Христа (по крайней мере, в рамках православной системы взглядов), и глубоко языческим. Все дело в сосредоточении внимания, духовных усилий и надежды. Язычество как раз и заключается в манипуляции объектами земного мира с целью повлиять на недоступный духовный мир, расположить или даже подкупить высшие силы. Как таковое оно всегда будет значимым искушением для человека, остро переживающего свою беззащитность. Православный мир, наполненный множеством священных объектов и связанных с этими объектами историй о сверхъестественных явлениях, становится благодатным местом для того, кто ищет некие действенные «святыни».

Одной из ярких иллюстраций особенностей православной жизни в нашей стране стал недавний ажиотаж, связанный с поклонением фрагменту Пояса Богородицы, доставленному из Ватопедского монастыря с Афона. Этот ажиотаж, в частности, примечателен в связи с тем, что в информационных сообщениях как важное свойство пояса неизменно подчеркивалось избавление от бесплодия. Очереди в десятки тысяч человек, в которых нужно было стоять сутками, скандалы со спецпропусками, миллионы «поклонившихся», все это указывает на особую сакральность пояса в глазах российских православных. Весь этот ажиотаж преподносится священноначалием как доказательство глубокой православности народа. Тем не менее, остается вопрос: в какой мере пояс воспринимался людьми как связанный со Христом? Конечно, возможна мысленная цепочка: пояс – Богородица – Христос, но сколь часто внимание действительно обращалось ко Христу, а не оставалось на уровне просто «святыни» и средства от недугов? Примечательно также, что фрагменты того же пояса хранятся в храме Илии Пророка Обыденного в Москве и в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, не вызывая особого интереса, так что дело даже не в Поясе Богородицы как таковом, а в данном фрагменте. Похоже, многим конкретная «святыня» интересна сама по себе, а не в своей связи со Христом.

Религиозная жизнь значительной части людей, сознательно относящих себя к Православной церкви, столь плотно наполнена чудотворными иконами, паломничествами по святым местам, крещенской водой, елеем с Афона и т.п., и при этом столь мало отнесена собственно ко Христу и Евангелию, что с протестантской точки зрения кажется весьма далекой от поклонения Богу «в духе и истине» (Иоан. 4:24). Суеверие и обрядоверие, к сожалению, является повседневной реальностью религиозной жизни в России.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vlisovec
          • домен alex-pro-1.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции