html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Новые реформы


Ассоциация председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов Пермского края обсудила варианты преобразования муниципального управления и административно-территориального устройства



На прошлой неделе в посёлке Полазна Добрянского района прошло расширенное заседание Ассоциации председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов Пермского края. Заявленная тема - «О преобразовании и организации административно-территориального устройства муниципальных образований» - оказалась настолько актуальной, что привлекла внимание не только спикеров с мест, но и представителей правительства, глав городов и районов, депутатов разного уровня. И это объяснимо, ведь многие муниципалитеты Пермского края считают двухуровневую систему местного самоуправления, введённую десять лет назад посредством муниципальной реформы, несовершенной. Поэтому планируют каким-то образом её преобразовать, изучая опыт тех передовых территорий, которые уже прошли этот путь.





И на прошедшем заседании участникам было продемонстрировано множество вариантов новых реформ. Ведь в Пермском крае уже наработан опыт по преобразованию муниципальных районов в городские округа, о чём рассказали руководители Лысьвы и Губахи. Но знакомством с прикамским опытом участники не ограничились. Ведь на заседание были приглашены представители Нижегородской, Свердловской и Ленинградской областей, каждая из которых имеет свои примеры реформирования системы местного самоуправления. Поэтому в процессе работы участники заседания пытались выяснить, есть ли идеальная модель органа местного самоуправления? По какому пути идти тем, кто принял решение о преобразовании района в городской округ? И какие политические и экономические риски ждут новые объединённые муниципалитеты?



РАЗЪЕДИНИТЬСЯ, ЧТОБЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ

Председатель думы Лысьвенского городского округа Виктор Комаренко, который стоял у истоков преобразования муниципального района в городской округ, начал своё выступление весьма неожиданно. Он заявил, что 131-й Федеральный закон, который положил начало двухуровневой системе органов местного самоуправления, был в целом полезен. И даже привёл красноречивые примеры, связанные с депрессивными населёнными пунктами в территории. Ведь раньше, ещё в дореформенные времена, руководители Лысьвы неоднократно приезжали в посёлки, где когда-то были крупные леспромхозы. И предлагали поселковым руководителям различные варианты развития. На что местные активисты лишь махали руками, считая приезжих городскими фантазёрами.

Но, как подчеркнул Виктор Алексеевич, после реформирования органов местного само-управления, ситуация заметно поменялась. На месте посёлков организовались поселения. И когда районные власти приезжали к ним на рабочие совещания, то никаких упрёков в том, что кто-то приехал их учить жизни, уже не звучало. Ведь с приходом самостоятельности, собственных бюджетов и полномочий появилась и ответственность. Поселенческие власти поняли, что никто за них работать не будет. У них появились собственные планы развития, свои приоритеты. И хотя в этих планах не было ничего нового, в том или ином варианте они им предлагались и ранее, но зато было изжито самое главное - иждивенчество.

Завершая небольшой исторический экскурс, Виктор Комаренко отметил, что в сельских поселениях эйфории от собственных возможностей так и не случилось. Ведь к тому времени производств на территориях небольших поселений уже не было. Доля собственных доходов в поселенческих бюджетах не превышала 5-7 процентов, существовала кадровая проблема. И именно нехватка финансовых и организационных ресурсов привела к тому, что поселения в большинстве своём не могли участвовать в проектах регионального и районного уровней. Так появлялись предпосылки к объединению поселений в единый муниципалитет, который бы сконцентрировал все финансовые и организационные ресурсы в одном месте и впоследствии обеспечивал устойчивое развитие всех населённых пунктов по разработанным ими планам.

Путь преобразования Лысьвенского района в городской округ был долог и тернист. Ведь этим вопросом местные власти начали заниматься ещё в 2005 году. Была изначально предложена схема, при которой все поселения объединятся в одно в существующих границах района. Проводились публичные слушания, было собрано более 20 тысяч подписей в поддержку объединения. Однако в силу юридических нюансов объединительный референдум провести не удалось. И больше года районные власти вели консультации с представителями прокуратуры и краевого избиркома, чтобы подготовить процесс объединения с соблюдением всех правовых формальностей. В итоге объединение состоялось через решение представительных органов всех поселений и принятие соответствующего закона краевым Законодательным собранием. А выборы в органы власти нового городского округа там состоялись в мае текущего года, переходный период идёт до сих пор и завершится только к новому году.

- Что получила Лысьва от объединения? - подытожил Виктор Комаренко. - Во-первых, создана единая программа капремонта объектов инфраструктуры, согласно которой уже в этом году на ремонте сельских водопроводных сетей освоено более 10 миллионов рублей. Во-вторых, бюджетная обеспеченность сельских жителей увеличилась с 4 тысяч 700 рублей на человека в год до 6 тысяч. В-третьих, управленческая структура сократилась на 48 человек. В-четвёртых, заработная плата в сельских администрациях выровнялась с городскими, при этом численность сельских администраций сократилась с 10 - 12 до 5 - 7 человек. В-пятых, поселенческие органы власти не были ликвидированы, став территориальными управлениями администрации Лысьвенского городского округа…

Заметим, что докладчик не призывал всех участников последовать примеру Лысьвы. Напротив, он предлагал хорошо подумать, прежде чем принимать решение по реформированию сложившейся системы органов местного само-управления. При этом соблюдать ряд обязательных принципов. Так, муниципальное образование можно создавать только там, где возможно исполнение всех полномочий. Должна быть исключена возможность передачи полномочий с поселенческого уровня в район. А повышения эффективности исполнения полномочий можно добиваться не только объединением поселений, но и посредством различных механизмов межмуниципального сотрудничества.

ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ РЕФЕРЕНДУМ

У Губахи - своя объединительная история, которая ещё не завершилась. Как рассказал глава Губахинского района Александр Борисов, до недавнего времени в составе района находилось три поселения: два городских - Северо-Углеуральское и Губахинское, и одно сельское - Широковское. К плюсам двухуровневой системы органов местного самоуправления Александр Валерьевич отнёс детализацию полномочий, близость населения к властным институтам, доступность участия населения в организации местного самоуправления через выборы, референдумы и сходы, а также выгодные условия финансирования и «размытость ответственности».

- Мы сознательно не переходили на практику делегирования полномочий из поселений в район, - конкретизировал выступающий. - Раз уж назвался груздем, так полезай в корзину. Раз поселения были созданы, значит они должны работать по исполнению своих полномочий. Хотя «размытость ответственности» всё же присутствовала. Я с этим сталкивался постоянно. Поселения перекладывали ответственность на район из-за отсутствия денег, а район не мог решить вопрос из-за отсутствия полномочий. И людей с их проблемами футболили из муниципалитета второго уровня в первый и из первого во второй…

Минусов у двухуровневой системы Александр Борисов насчитал тоже немало. Это и сложность межуровневых отношений, когда каждый из муниципалитетов тянет одеяло на себя. Это и дисбаланс финансовой обеспеченности, когда на ремонт дорог дают денег на порядок меньше, чем на ремонт детских садов. Это и нестабильность местной власти, вследствие чего каждый вновь избранный глава поселения придумывает новые приоритеты, чем создаёт экономические и инфраструктурные проблемы. Это и более высокие затраты на содержание управленческих аппаратов. Однако основной предпосылкой для объединения района в единый округ стали не только минусы двухуровневой системы, но и то, что вся территория района компактная и объединена общей инфраструктурой. То есть полноценная двухуровневая система в Губахинском районе так и не состоялась.

Готовясь к объединению, власти Губахинского района пошли, пожалуй, самым сложным путём - через процедуру референдума. Сначала на территории района была проведена большая разъяснительная работа. Потом, в декабре прошлого года, там прошёл референдум о преобразовании Губахинского городского поселения в городской округ и его выходе из состава района. Затем представительные органы двух других поселений приняли решение о присоединении к Губахинскому городскому округу. Своё решение о присоединении двух поселений приняли и власти округа. Таким образом у губахинцев всё получилось. Новый городской округ юридически уже сформирован. И сегодня там идёт кампания по выборам новых органов власти, которая завершится 9 декабря избранием думы Губахинского городского округа. Впоследствии депутаты выберут из своего состава главу нового муниципалитета.

Однако Александр Борисов признал, что не всё получилось так гладко, как бы хотелось. Уже сегодня прогнозируется, что возникнут проблемы с исполнением полномочий по военно-учётному столу, по ЗАГСу и некоторым другим. Кроме того, в результате преобразования в городской округ бюджет территории теряет порядка 6 миллионов рублей.

- Мы за счёт оптимизации управленческих расходов эту разницу, конечно, погасим, - резюмировал глава. - Но с объединением мы хотели бы получить больше, нежели получили. И совсем не рассчитывали на выпадающие доходы. Поэтому считаем, что для городских округов, имеющих в своём составе сельские населённые пункты, должны быть приняты особые решения. Думаю, Пермский край на это со временем пойдёт…

Заметим, что это высказывание Александра Борисова было воспринято присутствующими неоднозначно. Ведь когда принимается решение о реформировании структуры местного самоуправления, то должны просчитываться все последствия. В том числе и связанные с возможным выпадением доходов казны. И если всё же такое решение принято, то должно быть чёткое понимание, сколько денег сэкономлено и сколько доходов выпало. Однако про финансовую экономию реформированные территории почему-то говорить не спешат, предпочитая сетовать на выпавшие доходы и просить для себя «особых условий» в части налогообложения и финансирования полномочий.

ДРУГОЙ ОПЫТ

Если опыт Лысьвы и Губахи для многих участников заседания казался не нов, поскольку о нём все хоть немного, но слышали, то о выступлениях гостей такого точно не скажешь. Ведь опыт других субъектов Федерации заставляет по-новому взглянуть на старые проблемы и, может быть, даже пожалеть о некоторых нереализованных возможностях. О них напомнила Галина Артемьева, зампред комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления Законодательного собрания Свердловской области.

Галина Николаевна рассказала, что когда в стране началась реализация 131-го Федерального закона, то Свердловская область пошла по самому нестандартному пути. Воспользовавшись имеющейся возможностью, там создали 68 городских округов и только 5 муниципальных районов (в которые входят 21 городское и сельское поселения). Создание такого количества городских округов объяснялось тем, что большинство крупных населённых пунктов сформировано на базе заводов с их крепкой экономической базой. Поэтому по большому счёту административно-территориальное устройство Свердловской области никакой реформы даже не почувствовало. Ибо поселенческих органов власти в подавляющем большинстве из них создано не было, а городские администрации и думы стали администрациями и думами городских округов.

- Безусловно, у городских округов есть свои проблемы, - делилась Галина Артемьева. - Ведь федеральное законодательство пошло по пути, при котором вся законодательная база ориентирована на двухуровневую систему местного самоуправления. Возьмём больную для нас проблему - пожарную безопасность. Технические регламенты гласят, что время прибытия пожарных бригад от звонка до подачи первого ствола должно составлять не более десяти минут. А для городских округов этот норматив - 20 минут! Но у нас большие городские округа! До населённых пунктов далеко! Но федеральным службам, которые распределяют подразделения пожарной охраны по территориям строго по нормативам, этого не докажешь. И мы были очень рады, когда был принят закон о добровольной пожарной охране…

У Нижегородской области опыт оказался другим. Там, по словам Владимира Преснякова, начальника организационного управления аппарата областного Законодательного собрания, муниципальная реформа прошла в полном объёме. Было сформировано 4 городских округа и 48 муниципальных районов (они включали 78 городских поселений и 532 сельских). Однако со временем обозначилась несостоятельность множества сельских поселений, которые стали массово передавать свои полномочия на районный уровень. И региональные власти, проанализировав ситуацию, предложили муниципалитетам пойти по пути укрупнения.

- Это процесс был начат в 2009 году, - пояснял Владимир Витальевич. - Не везде предложения по укрупнению поселений были поддержаны. Однако в большинстве случаев они состоялись. Количество сельских поселений было уменьшено почти вдвое - до 298. А количество городских округов возросло с четырёх до девяти. Реформирование системы продолжается у нас и сегодня. Главное, на мой взгляд, что все меры социальной поддержки для жителей сельских населённых пунктов, которые стали частью городских округов, сохранены…

Пожалуй, самым спорным стал опыт Ленинградской области, где пошли по пути создания объединённой администрации района и города. Как рассказал Иван Макаров, начальник профильного департамента из администрации Ленинградской области, эта схема реализуется в одиннадцати районах из шестнадцати. Она хороша тем, что ликвидирует двоевластие, поскольку на территории есть только один глава-хозяйственник с одной администрацией. Она понятна для населения. И она позволяет экономить средства на управленческих расходах, потому что одна администрация в любом случае стоит дешевле, чем две.

Безусловно, плюсов у этой схемы множество. И сокращение управленческих расходов на 18 процентов - один из них. Но есть и существенный минус: реформировать систему можно только в том случае, когда главы района и городского поселения являются руководителями представительных органов, а объединённой администрацией руководит наёмный сити-менеджер. Но для Пермского края это не самая подходящая модель, поскольку схема с наёмными хозяйственниками в нашем регионе уже считается анахронизмом. То бишь в идеале глава должен избираться на всенародных выборах, быть хозяйственником и нести полноту ответственности за весь муниципалитет.

В ЗАЩИТУ МУНИЦИПАЛОВ

Обсуждение услышанного оказалось достаточно бурным. Особенно запоминающимся стало выступление главы Пермского района Александра Кузнецова, который заявил, что двухуровневая модель местного самоуправления - это плохо и неправильно. Ведь муниципалитеты первого уровня имеют всего одно собственное полномочие - хранение твёрдых бытовых отходов. Все остальные исполняемые ими полномочия - это государственные полномочия, которые им делегированы «сверху». То есть районные власти превратились в структурные подразделения краевого правительства, исполняющие 34 полномочия регионального уровня.

Однако к ликвидации муниципалитетов первого уровня Александр Павлович призывать не стал. Напротив, предложил включить в проект резолюции несколько своих предложений: инициирование вопросов по изменению налогового законодательства (дополнительные ресурсы для исполнения полномочий муниципалитетами), по запрету передачи полномочий районам и поселениям без соответствующих ресурсов (деньги на исполнение и на администрирование), по добровольности объединительных процессов. Все они попали в решение Ассоциации, где главным пунктом стала рекомендация муниципалитетам изучить объединительный опыт и проанализировать целесо-образность проведениях тех или иных реформ в территориях.

Игорь МАЛЫХ, председатель Земского собрания Краснокамского района

— Мы задумывались о преобразовании в городской округ еще на старте реформы, когда делили Краснокамское муниципальное образование на четыре поселения. Эти мысли никуда не ушли. И сейчас вернуться к этой модели лучше было бы по лысьвенскому варианту, о котором сегодня довольно подробно рассказывалось. Чтобы решение об объединении приняли четыре представительных органа. Ведь проведение всенародного референдума сопряжено с массой юридических проблем и требует дополнительного финансирования. Но поддержка населения, безусловно, нужна. И она должна быть не менее серьёзная, чем на референдуме. Необходимо провести масштабные публичные слушания. И не только в городе, но и в каждом посёлке, в каждом селе, а ещё правильнее — в каждом населённом пункте Краснокамского района.

Валерий СУХИХ, председатель Законодательного собрания Пермского края

— Вопросы поиска оптимальных моделей муниципального управления и административно-территориального устройства относятся к категории первостепенной значимости. Проблема обсуждается на всех уровнях власти, так как от успешности её решения напрямую зависит развитие территории и благосостояние ее жителей. Поэтому считаю, что сегодняшняя встреча оказалась полезной для всех участников. Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо понимать, что принимаемые в этом направлении решения должны быть максимально взвешенными и проработанными. Должны учитывать местные особенности и ментальность населения. И, что принципиально важно, должны быть поддержаны жителями. Только в этом случае можно вести речь о принятии эффективных управленческих решений.

Александр ШИЦЫН, глава Александровского муниципального района

— Предпосылки для объединительных процессов в нашем районе давно созрели. В очередной раз в этом убедился, послушав сегодня коллег из других территорий. У нас в районе есть Скопкортненское сельское поселение, обеспеченность которого собственными доходами — в пределах 10 процентов. Поскольку там серьёзная проблема с кадрами, то руководство поселения было вынуждено передать большинство своих полномочий на уровень района. И я понимаю, что самостоятельно оно развиваться не сможет. Его надо присоединять к более сильному — Яйвинскому. Не менее сложная ситуация и во Всеволодо-Вильвенском поселении, где уже который год существуют проблемы с теплоснабжением. Поскольку оно находится в непосредственной близости к райцентру, то нашими районными депутатами неоднократно высказывалась мысль об объединении двух поселений — Александровского и Всеволодо-Вильвенского. Эти вопросы требуют глубокого анализа. Ведь цель объединительных процессов — это не ликвидация «нерентабельных» поселений, а обеспечение равномерного развития территорий района и предоставление качественной муниципальной услуги всем без исключения жителям.




газета Звезда
Евгений ПЛОТНИКОВ





Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Подписывайтесь на нашу страничку

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gazeta.zwezda
          • домен gazetazwezda.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции