html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Стиль «макабрический»? Минобр

Стиль «макабрический»? Минобр
© comedy_nose

— Гасан Чингизович, я прослушала вашу едкую радиоколонку на RFI, а потом перечитала ее на сайте: вы, оказывается, не захотели присоединиться к протесту вузовской общественности по поводу «неэффективности» вузов. В чем-то существенном вы солидарны с протестующими, а в чем-то — и притом в чем-то более серьезном — нет. В чем дело?

— Постараюсь ответить на эти вопросы как можно короче. Мне кажется, что длинные объяснения здесь только мешают существу дела.

— Ну хорошо, согласны ли вы с общим суждением министерства образования?

— Давайте я вам сначала задам несколько вопросов — за 20 лет в России произошло массовое переименование и переодевание сотен учебных заведений. Бывшие профтехучилища и техникумы стали институтами, бывшие институты — университетами и академиями. Было такое?

— Было!

— Наблюдали ли вы массовые протесты преподавателей лучших вузов против этой инфляции?

— Нет, не наблюдали.

— Так. А кто-нибудь из более-менее авторитетных фигур российской науки и высшего образования выступил против открытия, например, в МГУ факультетов по несуществующим в природе наукам вроде «глобальных процессов»?

— Нет, не выступили.

— А как вы думаете, почему не выступили?

— Ну, это был бы донос какой-то, все-таки живи и давай жить другим.

— Совершенно верно. Об этом можно сказать и резче: не будем трогать это, потому что потом хлопот не оберешься. Конечно, многие ворчали, на некоторых факультетах даже студенты и молодые сотрудники пытались бастовать. Ни черта не получилось. Дальше — больше. Общая картина высшего и среднего образования в стране в целом, действительно, ужасающая. В хорошем состоянии она только там, где, в силу исторической случайности, оказалась критическая масса выдающихся и неподкупных ученых, которые построили свои школы, как в РГГУ, например.

— Но ведь именно этот университет признали «неэффективным»! И именно его вы поддержали в роли иностранного агента — как колумнист французской радиокомпании!

— Да, вы тут касаетесь двух аспектов проблемы. Во-первых, абсолютно недопустимого тона, в котором выступил министр образования. Тут совпало чиновное хамство с явной несправедливостью к очень многопрофильному вузу, в котором преподают выдающиеся ученые, откуда выходят прекрасные выпускники, где свои научные школы за исторически кратчайший срок создали Сергей Юрьевич Неклюдов, Николай Витальевич Шабуров, я лучше не буду даже перечислять дальше. Но с РГГУ что получилось? Насколько я знаю, университету потихоньку перекрывали кислород все эти годы, сокращали зарплату, урезали набор. Потому что университет вроде бы государственный и, вместе с тем, как бы оппозиционный, привыкший к высокому качеству — академическому, человеческому — контактов хороших преподавателей и хороших студентов. Для лучших университетов мира это — норма, в европейском контексте только это и нормально, но в нашей стране международные нормы как раз обычно презирают. После нескольких лет целенаправленного сокращения финансирования и принуждения строить какие-то филиалы в регионах, чтобы таким образом зарабатывать на жизнь, самим же обвинять вуз в «неэффективности» — это значит просто над ним глумиться.

— Но это же повсеместное явление.

— Вот именно. За двадцать лет, при прямом и непосредственном участии министерства, закреплялась система массового снижения качества образования.

— И что теперь?

— И теперь друг другу в глаза смотрят чиновники с рыльцем в пушку и преподаватели, которые знают, что за двадцать лет они не сформировали сообщества, способного на критическую самооценку. Такое сообщество только-только начинает складываться. Традиция, будь она неладна, не лезть в чужие дела, не вмешиваться в безобразия, которые происходят рядом, иногда на твоем же факультете, на твоей же кафедре, и привела за двадцать лет к неспособности университетов к самоочищению. Университетская профессура, какая бы замечательная она в том или ином случае ни была, перестала быть безусловным источником авторитетности даже для студентов.

— Что уж говорить о чиновниках Минобра…

— Именно!

— Но что же делать?

— Развести полномочия. С одной стороны — государство, со своими интересами. С ним сейчас много проблем. Оно сейчас спелось с церковью, местами пытается поселить попов с иконами там, где двадцать лет назад обитал научный коммунизм с программой КПСС. Понятное дело, в специальных религиозных вузах, в университетах, финансируемых, скажем, на паях церковью и государством, это абсолютно законно. Но в ответ на клерикализацию обычного светского образования ничего, кроме нескольких в меру остроумных анекдотов, не последовало. Идеологическая чертовщина сочетается с провинциальщиной, со всякими доморощенными «новыми хронологиями» и «синергетическими методологиями». Если бы это все было в частных вузах, никакой беды бы не было. Но этому мракобесию и провинциализму удалось пробить дырку как раз в государственные университеты, а это беда.

— Да, конца света вон некоторые ждут. Но что же делать, как реагировать на заявление Минобра?

— Диф-фе-рен-ци-ро-ван-но. На хамство — встречными исками, в том числе и моральным давлением. Но не защищать вместе со своей специальностью, своей кафедрой — оптом! — десятки и сотни липовых вузов! Да, я знаю, что иногда умнейшие и хорошие люди подписывают письма протеста. И я бы подписал с ними такое письмо, если бы оно было написано в момент, когда все это позорище начиналось, когда вводили ЕГЭ в его нынешней форме, когда техникумы объявляли университетами.

— А как же наши действительно знаменитые на весь мир вузы?

— Слушайте, ну это же мифология. Кого вы сейчас уговариваете? России сегодня просто нечем гордиться в плане современных методов преподавания. Наши студенты как социальная группа — инертны, не мобильны, не готовы к проявлениям ни содержательной, ни формальной солидарности. Самое печальное — они не выдвигают содержательных требований преподавателям. Покалеченными выходят из школы и нуждаются, по крайней мере, в первом семестре, в пропедевтике, в переобучении вузовским методам образования. Атомизация студенческой среды еще выше, чем в остальном обществе. Отношения студент — преподаватель далеки от сотворчества.

— А что у нас сейчас — лучшее?

— Лучшее, что сегодня у нас есть, это новые возможности ездить за границу, смотреть мир, учиться в других университетах. Надо честно и откровенно сказать: сегодня Россия в области образования — догоняющая страна. И точка. Не врать, а, стиснув зубы, догонять более передовые страны. Нам очень не повезло, что министр выступил так, мягко говоря, необдуманно, нахамив всем без изъятия. Ну, авось обтешется. Заместители у него, насколько я их знаю, очень серьезные и дьявольски толковые люди.

— А политический подтекст заявления министра?

— Не знаю, почему я так чертыхаюсь все время, сорри…

— Мои вопросы действуют, наверное, как вопросы экзорциста.

— Ну, может быть. Тут вот какое дело. Представителям государства надо вежливо, но твердо сказать, что они в лавке не хозяева. Они должны выделять средства на всеобщее среднее и очень хорошее, но далеко не всеобщее высшее образование. Сказать, что мы тут сейчас готовим людей, которые и благодаря которым нас с вами будут или не будут кормить следующие поколения. Сейчас ведь вузы фактически не отчисляют студентов за академическую неуспеваемость! Я пять лет наблюдал это на филфаке МГУ. После первого курса всем всегда было ясно, кто может учиться дальше, а кто — нет. Но вот те, кто не может, как правило, все равно остаются, их дотягивают, натягивая оценки, до самого конца. Самое комичное, что среди кандидатов на отчисление много так называемых платников. И они сами, и некоторые администраторы думают, что они заплатили не за право учиться, а за отметки и дипломы. Это и действует разлагающе на нормальных студентов, у которых никто как-то и не спрашивает, нравится ли им учиться рядом с людьми, которым просто не место в университете, которые отнимают кислород у сильных студентов.

Но нормальные люди не хотят связываться — слишком многое зависит от администрации. А должно зависеть только от оценок, т.е. от преподавателей.

— А идею сокращения административного персонала, которого требуют многие, вы поддерживаете?

— Нет, это мне кажется ошибкой. Наоборот, в университетах обязательно должен быть квалифицированный персонал — на службе у студентов и преподавателей, квалифицированно обслуживающий учебный процесс.

— А какие-то конкретные экстренные меры вы себе представляете? В духе «если бы директором был я»?

— Они одинаковы во всем мире. Должны быть авторитетные группы, с участием представителей министерства, обязательных иностранных партнеров, профессуры самих вузов, — группы, которые должны — за деньги! — вынести свой вердикт, в какой мере та или иная кафедра, тот или иной вуз вообще могут так называться. Это болезненная процедура, но без нее не обойтись. Одному только министерству никакого доверия быть не может, и самому проверяемому вузу полного доверия быть не может. Вот иностранные наблюдатели и помогут объективности.

— А вот письмо ученого совета филологического факультета МГУ вы читали? Вы же там до недавнего времени сами работали.

— Именно по этой причине воздержусь от комментариев. Свои авгиевы конюшни, увы, есть везде. И закрывать на это глаза, делать вид, что за поведением властей стоит только криминальный интерес — оттяпать здания и т.п ., — по меньшей мере простодушно. Зайдите в новый так называемый Интеллектуальный центр МГУ, выстроенный между метро «Университет» и философским факультетом. В этом зиккурате потрясающие просторные помещения, дружелюбные и квалифицированные сотрудники — библиографы, библиотекари, научные сотрудники, электронные каталоги. Но там вахтеров и гардеробщиц больше, чем студентов. Потемкинская деревня из мрамора, бетона, бронзы и алюминия. По части площадной «эффективности» все в порядке. Вот только обучаемого поколения нет.

Беседовала Ирина Чечель

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gefter.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ivarrr
          • домен gefter.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции