html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Английская бабушка русского конструктивизма

 Памятник Эль Лисицкому привел в Новосибирск английскую художницу  5.12.2012, 08:30

Лида Ратникова
творческая единица
&

Сергей Самойленко
искусствовед, культуртрегер
были упомянуты
подходящие темы
Английская бабушка русского конструктивизма
Фотографии Сергея Мордвинова

В трубке раздался взволнованный голос: «Бабушка нашлась!» Я с облегчением вздохнул. Слава богу, международный инцидент отменяется. В памяти мелькнула дурацкая фраза из какого-то советского шпионского романа — «Бабушка приехала!» Там это означало, что вражеских диверсантов взяли с поличным. В нашем случае — только то, что приехавшая в Новосибирск и пропавшая с радаров английская художница Джиллиан Уайс объявилась в тот самый момент, когда мы уже собирались обращаться в полицию.

Теперь по порядку. В начале осени Сибирский центр современного искусства и Сибирский центр содействия архитектуре (почти тёзки) объявили международный конкурс «Миры Эль Лисицкого» на создание проекта памятного объекта в Новосибирске, посвящённого русскому авангарду. Счёт зарегистрировавшихся для участия художников и архитекторов шёл на десятки, потом на сотни, а число стран, откуда приходили заявки, быстро достигло 50.

В один из дней Александра Архипова, координирующая процесс, сообщила, что одна из поданных заявок — от английской художницы Джиллиан Уайс, которая занимается конструктивизмом с 1960-х годов и вообще собаку съела на русском авангарде. Википедия пояснила, что художнице 76 лет, творческую карьеру она начинала в группе английских конструктивистов, исповедует этот метод до сих пор, живёт по большей части во Франции, а работы её находятся в самых разных коллекциях, начиная с галереи Тэйт. Тэйт — это круто, с уважением подумали мы все.

Лондонская галерея Тейт — одно из наиболее интересных мировых собраний живописи и графики

Не прошло и двух недель, как выяснилось, что наша англо-французская бабушка через несколько дней прилетает в Новосибирск. Типа чтобы почувствовать ауру города и на месте решить, куда ставить создаваемый ею объект. После небольшого переполоха (куда селить, где переводчик, чем развлекать) составили культурную программу с экскурсиями в Оперный и Технопарк, с показом конструктивистской архитектуры. Всё, однако, пошло не по плану. Сначала перепутали дату прилёта бабушки и поехали в Толмачёво днём позже.

Не встретив госпожу Уайс, естественно, бросились выяснять, где она. А когда узнали у авиакомпании, что «клиент услугой воспользовался» и уже сутки находится на гостеприимной новосибирской земле, оказалось, что бабушка не отвечает ни на телефонные звонки, ни на панические смски с просьбой отозваться. В гостинице, где был забронирован номер, Джиллиан Уайс не появилась. Началась лёгкая паника. Успокаивало то, что миссис Уайтс, как стало понятно из переписки, неплохо владеет великим и могучим и находится в здравой памяти и твёрдом рассудке. Но тревожно всё равно было.

В воздухе пахло международным скандалом.

Я уже представлял заголовки: «Знаменитая английская художница бесследно исчезла в Новосибирске!» Конкурс «Миры Лисицкого» повис на нитке.

Корпуса новосибирского Технопарка отдалённо напоминают проекты знаменитых «горизонтальных небоскрёбов» Эль Лисицкого

Бабушка нашлась дней через пять в Технопарке, куда она явилась и требовала показать ей что-нибудь, связанное с Эль Лисицким — чего, естественно, там в заводе не было. Когда Саше Архиповой и Тане Иваненко удалось её настичь, оказалось, что все пять дней англичанка просидела в академовской «Золотой долине», не слишком-то порываясь посмотреть на город Новосибирск во всей его архитектурной красе и конструктивистском великолепии. Может, и правильно сделала, подумал я, но ни с кем мыслью делиться не стал.

Через несколько дней Саша и Таня уговорили Джиллиан дать интервью для Сиб.фм. Не то чтобы бабушка не хотела, просто дата всё откладывалась — буквально до дня отъезда. Беседовать с Джиллиан вызвалась Лида Ратникова, мы согласовали место и время, нашли переводчика, и я заблаговременно отправился за бабушкой.

Она уже успела съехать из Академгородка и поселиться в гостинице «Набережная». Вот вы знаете, где в Новосибирске такая гостиница? И я тоже не знал, спасибо 2ГИСу за наводку. Есть, оказывается, такой, громко сказать, отель в пяти метрах от опоры ЛЭП и трёх сотнях от автовокзала и «Мегаса» — но эти 300 метров пролегают через частный сектор, скрещённый с промзоной — через ухабы и лужи бензина и солярки.

Джиллиан выглядела как настоящая английская старушка: красный берет напоминал не то Красную Шапочку, не то берет, в котором себя рисовал Казимир Малевич.

Когда я стал усаживать её на заднее сиденье такси, она положила под себя какую-то подушечку и объяснила: «Это защита от электромагнитных волн, я очень электрочувствительный человек!»

Я сделал вид, что не удивился. Шофёру вообще было по барабану — он врубил на полную шансон и удивился только, когда я попросил его убрать звук. Дорога до площади Ленина заняла полчаса из-за сплошных пробок, и всё это время Джиллиан без всякого любопытства разглядывала окрестности. Что она думала о нашей архитектуре, можно было только предполагать. Может быть, ничего.

В ресторане, где нас уже заждалась вся честная компания, включая фотографа и переводчика, Джиллиан повторила манипуляции со своей волшебной подушечкой и заказала бокал красного вина.

Лида Ратникова поинтересовалась для начала, зачем Джиллиан, при всех своих регалиях и наградах, ввязалась в наш конкурс. Лида спрашивала по-английски, а Джиллиан, несмотря на присутствие переводчика, всё время норовила перейти на русский. Мы всё время напоминали ей, что надо включить английскую «раскладку» — а иначе зачем переводчика приглашали?

Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-комунны

Джиллиан, не дослушав вопрос, тут же опровергла предположение о своих бесчисленных наградах — их не так много. И объяснила, что приехала сюда из-за конструктивизма, которым увлеклась с младых ногтей — сразу после Уимблдонской художественной школы (в том самом, кстати, Уимблдоне, который знаменит теннисным турниром). Школу, впрочем, Джиллиан, по её признанию, не закончила — на последних курсах она увлеклась абстракцией, а школа давала классическое художественное образование. Пришлось уйти. Тут, наверное, впервые проявился строптивый художественный норов Джиллиан. Вскоре после этого она познакомилась с группой английских художников, исповедовавших конструктивизм, и заболела им на всю жизнь. От них она впервые услышала имя Эль Лисицкого, а когда через несколько лет у неё была выставка в одной из нью-йоркских галерей, хозяйка заведения пригласила её к себе в кабинет, показала неподписанную работу и спросила — кто, по мнению Джиллиан, автор? Джиллиан говорит: «Мы к тому моменту выпили уже по несколько бокалов вина, и я практически не думая выпалила: Эль Лисицкий!» Хозяйка безумно обрадовалась — Джиллиан подтвердила её догадки.

— А это не подделка была? Русский авангард ведь много подделывают? — осторожно спросили мы с Лидой.
— Оригинал! — уверенно сказала бабушка. — У меня интуиция на подделки, я никогда не ошибаюсь. Конечно, в мире половина русского авангарда — это подделки.

И вообще, в музеях много фальшивок — я даже в Лувре встречала подделки! Но там был оригинал.

Вернувшись к своей художественной биографии, Джиллиан оседлала любимого, как стало вскоре понятно, конька — левое искусство. Она начала яростно клеймить всех, не имеющих отношения к конструктивизму.

— Я не попадаю в мейнстрим! Я левая художница, поэтому меня не очень охотно выставляют и не хотят печатать мои статьи. В 70-е годы, конечно, мои работы купила галерея Тэйт, и моя книга нравилась директору, но когда он захотел продавать эту книгу в магазине при галерее, то директор магазина стал отговаривать, потому что в ней, как он считал, не было коммерческого потенциала. Ну и ладно, я никогда не была коммерческим художником, — заявила Джиллиан.

Термином commercial artist («коммерческий художник») — в английском обычно обозначают тех, кто занимается рекламой

— Вообще, — завелась Джиллиан, — все беды идут от капитализма. Миром правит Уолл-стрит, всё, что мы имеем — это результат заговора банков! Все говорят — Китай, Китай на подъёме! А вы знаете, что и Китаем управляют с Уолл-стрит?

Тут нам стало ясно, что она действительно левая, и, будь помоложе, точно участвовала бы в движении «Оккупай Уолл-стрит».

— А как же рынок искусства? — заикнулись мы с Лидой. — Художнику ведь надо продавать свои работы? А некоторые художники сегодня стоят баснословно дорого. Вот, например, Хёрст.

Лучше бы мы не произносили этого имени... Джиллиан разразилась длиннющей тирадой, из которой наш переводчик смог донести малую часть — про то, что Хёрст не художник, а бизнесмен, что его (как и всех молодых британских художников) раскрутил Чарльз Саатчи, который вообще в искусстве ничего не понимал, держал с братом рекламное агентство и прославился тем, что занимался выборной кампанией Маргарет Тэтчер, и только потом взялся за искусство, используя такие же методы рекламной раскрутки.

— Это не художники! — раздражённо фыркала помолодевшая лет на 30 бабушка.

— Хорошо, а как, например, американские абстрактные экспрессионисты? Вы ведь в молодости тоже увлекались абстракцией? Они-то вам близки? — недоумевали мы с Лидой.

— О, — закатила глаза Джиллиан. — Это очень плохие художники! Я ходила на первую выставку Джексона Поллока в Англии — так это просто слабая живопись! В ней не чувствуется сила!

— А Ротко? — заикнулись мы.

— Ротко... — взвилась Джиллиан. — Он продал маленькую работу за 70 миллионов, но он ноль как художник! Абсолютный ноль!

40 млн долларов было заплачено за картину Поллока в ноябре 2012 года

Да уж, подумали мы, лучше спросить про что-нибудь менее опасное. Например, про Россию. Про её учёбу в Ленинграде в конце 60-х и начале 70-х годов, за время которой Джиллиан так хорошо выучила русский.

— Конструктивизм, — оживилась Джиллиан. — Я поехала в СССР изучать конструктивизм. И с удивлением обнаружила, что всем молодым советским художникам русский авангард не интересен. Все занимались чем-то другим. Ни Шемякин, ни Кабаков совершенно не понимали значения русского конструктивизма! А когда они уехали на Запад, то вообще стали заниматься коммерческим искусством.

Тут мы с Лидой поняли, что русские художники — тема тоже опасная. И перешли на литераторов.

— Правда ли, что Иосиф Бродский, эмигрировав и оказавшись в Англии, какое-то время жил у вас дома?

— О да, — подтвердила Джиллиан. — Правда, меня тогда не было в Англии. Но я Бродского и Вознесенского знала ещё по Советскому Союзу. Я привозила им их книги, выходившие на Западе. Кажется, они немного боялись меня — вдруг я какой-нибудь агент КГБ? И старались со мной не общаться. Поэтому общалась я больше с художниками.

Свою авантюрную поездку в Новосибирск Джиллиан объяснила так:

— Когда мне мой лондонский друг-архитектор сказал о вашем конкурсе, я ни секунды не сомневалась, участвовать ли в нём, хотя у меня не очень много свободного времени. Я считаю, что это восхитительная возможность — и участвовать в конкурсе, и приехать в Новосибирск. Я быстро принимаю решения, и когда решила поехать сюда, на следующий день пошла в туристическую фирму и купила билет. И — бац! — прилетела.

Важно то, что Новосибирск находится на стыке Европы и Азии, в нём смешаны европейская и азиатская культуры! Это некий синтез.

— Ну так вы же почти всё время просидели в гостинице? — с недоумением спросили мы с Лидой. — Разве не интересно было посмотреть своими глазами на этот синтез?

— Зачем? — удивилась Джиллиан. — Мне достаточно посмотреть полчаса телевизор в номере отеля, чтобы всё понять о вашем городе — так когда-то говорил знаменитый джазмен Хенри Хэнкок.

— Ну разве что Хэнкок... — протянули хором мы с Лидой, а Саша предложила подарить Джиллиан альбом фотографий Славы Gelio с видами Новосибирска сверху, чтобы та рассматривала его долгими парижскими вечерами у себя на Монмартре.

Louis Vuitton — бренд, который подделывают чаще всего в мире

— Да, — сказала Джиллиан. — Пока ещё на Монмартре. Пока меня не выселили оттуда. — И стала рассказывать про то, что её сын женат на французской аристократке из рода Хлодвигов, по одной линии родственницы семейства, выпускающего знаменитое шампанское «Моэт и Шардон», по другой — семейства Виттонов (которые Louis Vuitton — сумки и прочие аксессуары). У снохи со свекровью, как водится, отношения не заладились, и новая родственница в какой-то момент даже захотела выселить Джиллиан из купленной для неё квартиры. Но оказалось, что 76-летнюю художницу по каким-то французским законам в силу почтенного возраста просто так на улицу выселить нельзя. Только через какое-то время, за которое Джиллиан может эту квартиру выкупить в свою собственность.

Выкупить можно, но для этого нужны деньги. А поскольку Джиллиан — художник некоммерческий, нужной суммы у неё нет.

Хотя, рассказывает она, узнав о её трудностях, к ней обратились сразу несколько галеристов с предложением продать и все работы, и архив.

— О, — говорит Джиллиан, — это настоящие спекулянты! Они мне предложили 50 тысяч! Я сказала — 100. Они отказались. Через полгода сказали, что готовы купить за 100. Нет уж, ответила я, теперь это стоит 200!

Да уж, подумали мы с Лидой, для некоммерческого художника Джиллиан очень расчётлива — всё-таки жизнь в капиталистических джунглях даром не проходит. Короче, цена выросла уже до 500 тысяч, но Джиллиан не продаёт и ждёт, когда ей предложат настоящую цену — и тогда она точно выкупит свою квартиру.

— Конструктивизм... — в последний раз робко заикнулись мы с Лидой снова. — Почему именно конструктивизм?

— Потому что это искусство заставляет думать, — мгновенно сформулировала Джиллиан. — В нём есть эстетическая чистота. Чистота цвета и геометрической формы. Это очень аналитическое искусство, это наука, изучающая воздействие на человека цвета и формы. Поэтому оно никогда не перестанет быть интересным.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с sib.fm

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • sib.fm
          • домен sib.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции