html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Бумажная история. История питерского медиастартапа «Бумага»

Бумажная история. История питерского медиастартапа «Бумага»
Кирилл Артеменко Автор статьи

Кирилл Артеменко

Об авторе:

Кирилл Артеменко - основатель интернет-газеты «Бумага».

Опуб.: 29 Ноября 2012

«Бумага» – петербургская локальная интернет-газета, которая пишет о различных городских сообществах: гражданских активистах, молодых предпринимателях, студентах, ученых, театралах, экологах и многих других, для которых и благодаря которым формируется ее ежедневная повестка и вырисовывается некая объемная картина городской жизни. Свой первый серьезный трафик издание получило за счет собственного эксклюзива о событиях «белой революции» образца декабря 2011 г. С тех пор создатель и главный редактор «Бумаги» Кирилл Артеменко не перестает размышлять о том, как правильно писать о местных комичных политических деятелях, городских новостях и явлениях — от протекших крыш до шавермы — так, чтобы это было интересно читателю и привлекало внимание рекламодателей и инвесторов. Впрочем, Кирилл сам лучше расскажет историю своего проекта.

Студенческое прошлое

Очень важная часть нашей истории – что мы делали до «Бумаги». Я закончил питерский журфак и начал плотно заниматься журналистикой в 18 лет. В свое время работал спецкорреспондентом питерских «Известий» и в ряде других изданий. Питер – очень региональная история. Питерская журналистика несколько провинциальна, или, точнее выразиться, локальна, однако с некоей претензией и без внутреннего ощущения провинциальности. Понятно, что большинство наших инфоповодов выглядит очень мелкими на фоне федеральной повестки, но петербуржцев городские новости, истории про местных героев зачастую интересуют больше, чем федеральные. Команда, которая сегодня участвует в создании «Бумаги», собралась в 2010 году, чтобы выпускать студенческую газету в интернете iUni.ru. Тогда, на 3-м курсе нас меньше всего беспокоили заработки, нам просто нравилось писать заметки о студенческой жизни, раскапывать эксклюзив, полемизировать с читателями. На 4-м курсе мы все повзрослели и стали думать, где брать деньги. На рекламе с посещаемостью, которая была у нас на тот момент – порядка 1000 человек в день – мы не были интересны бизнесу. В заморозке ежемесячная аудитория iUni составляла порядка 30 тыс. посетителей, для студенческого сайта это не так уж и плохо, но не для рекламодателя.

Мой главный культурологический вывод из опыта тех лет – в России студентом быть некруто. Для медиа вопрос, кто твой герой – принципиальный. Если твой герой с точки зрения общественного тренда крутой, то его и продать можно. Образ студента в России немного ущербный – с точки зрения рекламодателя, это такой полубедный и в то же время не очень культурный и не очень зрелый молодой человек, который сидит в идиотских пабликах «Вконтакте» и репостит похабненькие подписки, хотя это совсем не так. Одним словом, мы все больше понимали, что наш герой-студент не в тренде, но боялись в этом признаться самим себе. В то же время мы понимали, что наши читатели очень крутые, умные и активные и что хочется продолжать для них работать.

В декабре 2011 года мы довольно много писали про политику. Мы не пытались стать оппозиционным изданием, но и не писать о питерском студенческом политическом движении не могли. В Петербурге была особенная история, которую федеральные СМИ освещали очень мало. В Питере костяк протестной активности составляли в основном студенты, ребята 20-22 лет, причем 90% из них никогда не были политическими активистами. Это были во многом наши читатели. 7 декабря я написал репортажный текст о событиях тех дней, за сутки его прочло порядка 4 тысяч человек. В один из дней благодаря репортажу нашего автора из Москвы, проиндексированному «Яндексом», посещаемость сайта подскочила до 14 тысяч, тогда для нас это было запредельно. С этого дня изменилась наша повестка – до декабря 2011 года мы были обычной студенческой газетой, которая нормальным языком с комментариями экспертов писала на студенческие темы, с этого момента мы стали писать на общественно-политические темы. И мы сразу ощутили, как нам мешает старый шлейф студенческой газеты. В феврале 2012 года мы заморозили сайт iUni.ru, чтобы создать новое СМИ.

Поиск героя

За одну февральскую неделю мы сделали новый сайт и придумали «Бумагу». На какое-то время к Бумаге прилип дурацкий слоган «новое медиа, в котором жив дух старой школы», который затем отвалился. Почему «Бумага»? Нашей команде всегда был важен журналисткий контекст, история прессы, стандарты. В какой-то момент мы заметили, что нас лайкают в Facebook, причем далеко не студенты, а 30-летние молодые люди и девушки, и это дало нам некий импульс, чтобы по-другому относиться к новостям. Мы потеряли 2/3 трафика iUni и находились в поиске новой аудитории. До середины лета 2012 г. пытались сформулировать, кто мы, и для кого пишем.

«Коммерсант», «Афиша» и Lookatme вовремя выдумали своего героя, причем каждое издание своего. Они стали о нем писать, и такой герой появился. В свое время Владимир Яковлев придумал образ российского бизнеса в то время, когда его не существовало. «Афиша» выдумала культурную жизнь Москвы, которой тоже на тот момент не существовало. Более того, они использовали посыл «как скажем, так и будет», взяли на себя ответственность за определенного героя. Lookatme в 2006 году уловил витающий в воздухе тренд про модную молодежь, которая только начинала ощущать себя таковой. Василий Эсманов и Алексей Аметов сделали классный сайт с фотографиями и, будучи очень умными и талантливыми людьми, фактически сформировали тренд на хипстерство.

Мы тоже сформулировали 5 тезисов про нашего героя, для которого и про которого мы пишем. Самый главный, – который, как нам кажется, отражает сознание людей нашего возраста, – некая ориентация на образование, причем не на образование в институциональном смысле, а, скорее, на самообразование, на познание мира в самом широком понимании. Второй тезис связан с Петербургом. Речь идет о локальном патриотизме. Наш герой – это человек, который хочет в дальнейшем жить в Петербурге и именно здесь воплотить в жизнь лучшее, что он когда-либо видел. Он одновременно идеалистичен и прагматичен. С одной стороны, он правда хочет, чтобы все было устроено по-честному: чтобы «не так много воровали», «не так грубо хамили». С другой стороны, он прагматик, потому что понимает, что вряд ли что-то кардинально изменится в 3 месяца. Кроме того, наш герой соотносит себя с рядом городских сообществ: к примеру, он одновременно ездит на велосипеде, учится в магистратуре и болеет за «Зенит». Интересы всех этих трех сообществ – это его интересы, и он готов выступать их активным защитником, ну или, по крайней мере, потреблять новости об этом и интересоваться этим. Самый спорный тезис, с легким налетом петербургского снобизма, – некая эстетичность и избирательность нашего героя. Информационные потоки очень мощны, в них нужно как-то ориентироваться и отсекать лишнее. Человек выбирает те медиа, которые доставляют ему наиболее релевантную информацию. Очень важно как-то визуализировать героя, которого я описал: чтобы его образ прочитывался не только из контекста заметок и повестки, которую мы определяем. Над этим мы будем работать в ближайшее время.

В поисках интересного контента

Я понимаю, что у «Бумаги» техническая часть очень сильно отстает от медийной. Мы делаем хороший контент, но он себя до конца не вырабатывает. Сегодня наша посещаемость колеблется от 2,5 до 3,5 тысяч посетителей в день, при этом она постоянно растет (за три последних месяца мы вырастили аудиторию в 2 раза), но я понимаю, что тексты, которые мы выпускаем, могли бы собирать больше читателей, если бы сайт был немного иначе сделан. Мы не агрегаторы и стараемся искать свои новости, а не перерабатывать чужие. Сегодняшние реалии в медиа таковы, что делать тупой рерайт – это провальный путь. Посещаемость хорошо растет на интересном эксклюзиве. Мы рассказываем своим читателям локальные питерские истории. Такие тексты, которые вызывают желание прочесть, поставить лайк, перепостить к себе на страницу. В октябре был небольшой городской скандальчик, когда руферы – это очень важная питерская субкультура – забрались на главное здание ФСБ в Петербурге. Об этом написали все городские СМИ. У меня есть друзья-руферы, которые знали этих ребят, и те слили нам эксклюзивные снимки с крыши здания ФСБ. Или, к примеру, в Питере есть замечательный депутат Виталий Милонов, который воюет с геями. Он обнаружил видео школьного капустника, снятое год назад, где школьники поют песню группы Army of Lovers «Sexual revolution». Депутат обрушил на школу проверку на предмет поиска доказательств пропаганды гомосексуализма. Все СМИ об этом рассказали, взяли комментарии у депутата и учителей из этой школы. Мы же нашли двух девочек-участниц этого видео. Девочки оказались лесбиянками, и они дали нам довольно умное интервью, в котором объяснили, что никакой пропаганды не было, а они просто спели песню, в которой говорится о том, что все люди равны. Этот текст прочло довольно существенное для нас количество людей.

Поиск заработка

Трафик нам дают социальные сети, причем «Вконтакте» дает в 5-7 раз больше посетителей, чем Facebook. Довольно много трафика приводит Surfingbird. Понятно, что New York Times в ближайшие 30 лет может зарабатывать на баннерах. Однако при нынешней посещаемости нам на баннерах много не заработать. Вместо традиционной медийной рекламы мы сконцентрировались на специальных проектах. Например, сделали интерактивный проект — развлекательный тест на знание английского языка для местной языковой школы, который прошло 30 тысяч человек. Похожий спецпроект был сделан для бизнес-школы в индустрии гостеприимства – простая игра-конструктор своего ресторана. Сложность маленького медийного бизнеса в том, что нужно очень быстро переключать мозги с рекламы на журналистику и обратно. Другого пути нет – если не полюбить рекламу и не поверить в то, что это тоже может быть очень интересно, ничего не получится. Мне не близка убер-интеллигентская позиция, которую занимает часть гораздо более взрослых, умных и опытных специалистов, чем я. Некоторые из них считают, что они делают замечательные СМИ, и часто это правда, но за них якобы кто-то обязательно должен платить – инвесторы, меценаты, государство, благодарный читатель. У меня позиция более жесткая – в сегодняшних реалиях ты либо зарабатываешь на разных видах рекламы, при этом пытаясь не потерять доверие читателя, либо попросту не зарабатываешь. До недавнего времени мы иногда публиковали рекламные материалы, но сразу предупреждали читателя, подписывая эти статьи наверху «на правах рекламы». Читатель должен знать, на что он тратит свое время, чтобы он не чувствовал себя одураченным. А потом мы и вовсе отказались от написания рекламных статей.

В России в последние годы было несколько замечательных медиапроектов, которые экспериментировали с форматами и подходами к темам: «Соль» или w-o-s.ru, например. У таких проектов, как правило, есть инвестор, которые позволяет некоторое время не думать о том, как и где заработать денег, и это большое везение. Бизнес, который изначально зарабатывает сам, старается как-то оптимизировать расходы, реинвестировать средства и меньше заниматься успешными и неуспешными экспериментами. Денег, которые мы зарабатываем на рекламе и дополнительных услугах —копирайтинге, инфографике, SMM — хватает на небольшие зарплаты нашей команде, но я понимаю, что в перспективе бизнес должен быть масштабируемым. Пока мы приходим к питерским брендам и работаем с ними напрямую, но сейчас стали думать над платформой для создания локальных СМИ. Проекты вроде нашего появляются благодаря командам энтузиастов в разных городах России: в Воронеже (downtown.ru), во Владивостоке (vladivostok3000.ru), Самаре, Новосибирске (sib.fm), и можно было бы создать ряд инструментов, которые бы облегчили работу с журналистскими форматами в интернете. Но для этого нужны серьезные средства.

На мой взгляд, к инвестору «Бумаге» сейчас идти еще рано, но я точно знаю, что если и искать инвестиции, то для того, чтобы развивать технологическую историю. В бизнес-инкубаторе, который предоставляет нам офис, ребята делают сервисные сайты, но они в какой-то момент сталкиваются с серьезной проблемой: где брать клиентов и трафик. Как раз база читателей, которая есть у СМИ, дает простор, чтобы внедрять какие-то сервисы. Сайт «Афиши» имеет большую долю трафика за счет удобного расписания кино. Такие вещи можно тоже делать для Питера – интеграция с интернет-магазинами, сервисами. Главное, чтобы были читатели, которые будут их потреблять.

Будущее новых медиа

Я вижу три основных тренда, с которыми столкнутся в будущем новые медиа. Во-первых, все больше и больше будет возникать локальных СМИ, которые пишут про чуть ли не одну улицу: соберутся 5 энтузиастов и будут писать заметки про то, как они играют в футбол. Их будут читать 200 человек, но всем двумстам будет очень нравиться. Второй тренд – СМИ будут становиться все более и более технологичными – это уже не будут только тексты картинки и видео, это будет, скорее всего, очень много скрипта, подвижных элементов, интерактивности, геймификации – интерактивные тесты, викторины, квесты. Третье, в чем я уверен, –реклама будет становиться более изощренной, будут появляться новые digital-форматы. Ну и, как мне кажется, на этом рынке будет проще играть молодым ребятам, которые легче воспринимают новые штуки. Отсюда мой оптимизм относительно «Бумаги».

Посмотреть на «Бумагу» можно здесь http://paperpaper.ru/

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с firrma.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен firrma.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции