html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Сыграй ещё раз, Сэм: зачем российскому кино нужны ремейки и сиквелы

В прокат вышел полнометражный сиквел «Бригады» — культового сериала 2002 года о пацанах, идущих к успеху через смурные девяностые. Как любое произведение, назвавшееся сагой, «Бригада» не избегала и не избегает того, чтобы поговорить о духе времени — и новый фильм, рассказывающий о сыне Саши Белого, тоже пытается сопоставлять современность и недавнее прошлое.

Возвращение к старым героям в конце нулевых-начале десятых годов стало прочно утвердившимся трендом российского кино. С одной стороны, в этом нет ничего необычного. Кризис идей поразил не только отечественную индустрию, но и Голливуд, в котором почти перестали снимать по оригинальным сценариям. Разница, впрочем, есть: американские сценаристы маскируют собственное бессилие, бесконечно адаптируя бестселлеры и переделывая прокатные хиты Европы и Восточной Азии, а из каждой свежей находки выжимают несколько сиквелов. Тем не менее заново снять «Касабланку», «В джазе только девушки» или что-то ещё из праздничного телевизионного репертуара там в голову никому не приходит.

Другое дело — Россия. «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Джентльмены удачи», даже «Три мушкетёра» и «Гусарская баллада»: ремейки золотого фонда выходят ежегодно по несколько штук, и пока вы читаете этот текст, специально обученные рабы Тимура Бекмамбетова и Сарика Андреасяна пишут сценарии «Кавказской пленницы» и «Ивана Васильевича».

Переработки советских сюжетов — одно из ключевых звеньев грёбаной, как принято говорить, цепи, продюсерского проекта по конструированию альтернативной российской жизни. Причём, что особенно ужасно, не по государственному заказу, а по социальному.

Платоновская пещера, узники которой вместо подлинного мира видят тени на стенах и принимают их за реальность, всегда была главной метафорой кинематографа, но вышеупомянутые апологеты «доброго кино» Андреасян и Бекмамбетов вместе со своими приспешниками сознательно доводят идею до абсурда. Гламурные семейные блокбастеры с их сияющими интерьерами, резиновыми лицами артистов из «Камеди-клаба» и Дмитрием Медведевым в камео — это не иллюзия реальности, это иллюзия другой иллюзии, фальшивого мира счастливой нефтяной державы. Здесь нет радости узнавания, её и быть не может: усталому от повседневности зрителю показывают ухоженных людей в хороших машинах и богато отделанных многокомнатных квартирах, представляя это как идеальный мир развитого (с ударением, конечно же, на о) капитализма.

За триста рублей в кинотеатре предлагается посмотреть хотя бы на тень этого выдуманного идеального мира. Здесь работает ещё одна древнегреческая метафора: эскаписты из гомеровского эпоса поедали лотос, чтобы забыть прошлое и тем самым достичь счастья. В «добром кино» эта техника зачастую работает иначе — чтобы отвлечься от настоящего, предлагается вспомнить прошлое. Тут в дело и идут ремейки, где утраченное время сливается со временем обретённым.

В эпоху одного застоя логично вспомнить о предыдущем; и вот на экран, теснясь, стремятся герои и сюжеты семидесятых

Вселенная Тимура и его команды вполне собой довольна, развиваться ей незачем — так что возвращение к золотому фонду советской классики, сделанному в брежневские времена, выглядит вполне закономерно. В эпоху одного застоя логично вспомнить о предыдущем; и вот на экран, теснясь, стремятся герои и сюжеты семидесятых. Люди, ежегодно пересматривающие «Иронию судьбы», идут в кино на хорошо знакомое старое, только с президентом в телевизоре, Безруковым, Хабенским и другими декоративными элементами якобы новой жизни. Сыграй ещё раз, Сэм, сыграй «Пока уходит время» — и Сэм играет: вместо фортепьяно у него японский синтезатор, но мелодия остаётся прежней, и время уходит в двадцатый и сотый раз, но как-то всё никак не уйдёт, как пьяный герой Андрея Мягкова не может убраться из квартиры Барбары Брыльской.

С рязановским новогодним хитом Тимур Бекмамбетов сделал вообще страшную вещь: он отменил весь нехитрый смысл фильма, разлучив Брыльску с Мягковым и всё-таки выдав её замуж за хлыща Ипполита — чтобы дети постаревших героев смогли повторить алкогольно-романтическое приключение своих родителей. Драматургия Бекмамбетова не терпит развития, разве только условное, на правах сценарного приёма — три сюжетных поворота по голливудскому учебнику. Герой Мягкова отказался от своей авантюры и вернулся в прежнее состояние, выбрав московскую невесту — то есть, извините, проголосовал за стабильность. И через тридцать лет постаревший Хабенский тоже будет жить на Третьей улице Строителей, бекмамбетовский уроборос переварит сам себя и выплюнет обратно: новый фильм соберёт уже не полтора миллиарда рублей, а пять или десять, потому что если есть в мире поступательное движение, то это инфляция.

Вернувшись на родину, сын Саши Белого обнаруживает, что изменения, произошедшие со страной, оказались мнимыми, косметическими

Сиквел «Бригады» обращается к истории куда более недавней, но зато подчёркивает момент исторической рефлексии: новый герой из нового поколения покидает эмиграцию в пользу России, вроде бы изменившейся за десять лет. В центре сюжета сын Саши Белого — волосы собраны в хвост, в ухе серьга. Вернувшись на родину, он обнаруживает, что изменения, произошедшие со страной, оказались мнимыми, косметическими. За героем тут же начинают охотиться спецслужбы, которые в своё время доконали его отца; бандиты не стали менее жестокими, только легализовались (ну да: то же самое ожидало бы самих героев оригинальной «Бригады», если бы они не погибли и не уехали).

И вроде бы всё так — но новый герой, вступая в конфронтацию с врагами, не может предложить никаких новых методов, а создатели фильма окунаются в привычную бандитскую романтику. Кольцо в ухе оказывается таким же декором, как и гламурный лоск суверенной демократии: молодое поколение почему-то живёт в жанре, изжившем себя ещё после «Бумера» и окончательно закрытом «Жмурками» Балабанова. Да и серьга обозначает человека новой формации уже лет сто пятьдесят — со времён «Отцов и детей» Тургенева. Каждый из молодых актёров — чей-нибудь сын: главного героя играет отпрыск непрогибаемого конъюнктурщика Андрея Макаревича, который тоже так никуда и не уехал на своей «Машине времени». «Бригада-2», конечно, не заложит тренда и вряд ли соберёт в прокате миллионы, но если в контексте нынешнего времени даже идея перемен решается как вечное возвращение — то нафиг так жить, пацаны.

Читайте другие тексты рубрики:

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции