html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Самые неоднозначные фильмы о Великой Отечественной


Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане».

В прокат вышел фильм Сергея Лозницы «В тумане» — рассказ про то, как партизаны пришли убивать человека, которого посчитали предателем только на том основании, что его не повесили фашисты. Сюжет неоднозначный. Не такой «прямолинейный», как, скажем, в таких прославленных картинах как «Отец солдата» и «Молодая гвардия», «Брестская крепость» и «А зори здесь тихие», где по одну стороны были «плохие», а по другую – «хорошие». Киноридус попытался вспомнить еще несколько примеров, когда война трактовалась кинематографистами не только как противостояние черного и белого.

Разумеется, всё гораздо сложнее – и список более чем условный, к тому же очевидным образом короткий. Пожалуй, в нем даже многовато фильмов последних лет – хотя это и не значит, что сегодняшние режиссеры смотрят на войну как-то принципиально иначе, нежели их отцы или деды. Но повторимся: мы выбирали не по принципу «самого лучшего», а исходя из неоднозначности подхода. 

«Проверка на дорогах», 1971, реж. Алексей Герман


Кадр из фильма «Проверка на дорогах».

Глава партизанского отряда поставлен перед тяжелым выбором: к ним в плен сдался свой вроде бы человек, но бывший у немцев полицаем. Можно ли поверить такому, поверить в то, что он осознал ошибки и готов искупить их своею кровью? Честные глаза – не тот признак, на который следует в подобной ситуации полагаться… В своем первом самостоятельном фильме Алексей Герман затронул сразу несколько «болевых точек», недопустимых в советскую эпоху. Помимо русского полицая, предателя, «назначенного» главным персонажем картины, здесь есть еще и «опасный» эпизод с военнопленными – жизнь которых оказывается дороже стратегически важного моста, который следовало бы уничтожить. Подобный «поклеп», непонятно как вообще допущенный к производству, привел к запрету фильма на долгие 15 лет – зато в перестройку его авторы были удостоены Государственной премии. Заслуженно.

«В бой идут одни «старики», 1973, реж. Леонид Быков


Кадр из фильма «В бой идут одни «старики».

О войне – да чтоб с песнями? Да невозможно! Не до музыки было солдатам во время коротких передышек между тяжелыми боями, не до баловства. И потому производственная судьба у ныне всеми любимого фильма Леонида Быкова была не из простых: «приземлять» героику не позволялось. Даже несмотря на реально существовавших прототипов. По счастью, о сценарии узнали сами фронтовики – и сказали свое веское слово: да, нам нужна о Великой Отечественной именно такая картина! Ибо там была не только смерть, но и жизнь. «Кто сказал, что не бывает песен на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Так получила свое второе рождение «Смуглянка», сегодня прочно ассоциирующаяся в первую очередь именно с этим фильмом и являющаяся — со своим-то задорным танцевальным мотивом! – одной из главных «военных» песен. А героям фильма установлены памятники.

«Летят журавли», 1957, реж. Михаил Калатозов


Кадр из фильма «Летят журавли».

Что ж это такое?!. Чтобы девушка не дождалась любимого, добровольно отправившегося на фронт?! Изменила, предала, опорочила и свое, и его имя!.. Никита Хрущев, глава советского государства, выразился на этот счет прямо и без затей: «Шлюха!» Только вот вместо многолетнего строжайшего запрета картину ждала совершенно иная судьба: отправка на Каннский кинофестиваль и последовавший там триумф, увенчавшийся единственной в нашей истории «Золотой пальмовой ветвью». Что только подтвердило: жизнь такова, что всякое бывает – и любовь, и измена, и неприятие, и мировой успех. Создатели фильма – драматург  Виктор Розов, режиссер Михаил Калатозов, оператор Сергей Урусевский, актеры Татьяна Самойлова и Алексей Баталов – предельно правдиво показали: война разрушала судьбы не только бомбежкой.

«Мы из будущего», 2008, реж. Андрей Малюков


Кадр из фильма «Мы из будущего».

Новое российское кино о теме Великой Отечественной тоже не забыло – и многие фильмы 21-го века не уступают классическому советскому наследию. Лента Андрея Малюкова – не самая выдающаяся, но выделяется на общем фоне по ряду причин. Первая из которых — сюжет, разумеется. Современные молодчики, позабывшие о «корнях», невероятным образом оказываются в гуще боев за свою Родину – вдруг понимая, что и они имеют к ней самое прямое отношение. Вопрос, как повела бы себя сегодняшняя молодежь, случись завтра война, задается многими – авторы картины предложили свой вариант и преуспели. Изначальная ориентация на относительно юного еще зрителя дала результат: фильм стал хитом и породил продолжение. Даже несмотря на почти единодушное мнение, что школьники нынче совсем ничего о войне не знают и знать не хотят.  

«Трясина», 1978, реж. Григорий Чухрай


Кадр из фильма «Трясина».

Все мы знаем «Балладу о солдате», фильм, обессмертивший имя Григория Чухрая и всех его создателей. А вот «Трясину» ожидала совсем другая судьба: картину не приняло высшее советское начальство и в штыки встретили военные руководители. А всё почему: фильм рассказывает не о героях, а о дезертире. О том, каково это – остаться живым благодаря предательству. Великая Нонна Мордюкова играет здесь женщину, спасающую сына, но не его душу, и вопрос, что дороже, остается, по сути, открытым. Первоначальное название фильма подчеркивало – это «Нетипичная история». Но время для подобного «клеветнического» рассказа было выбрано «неудачное» — и ленту выдающегося мастера постарались поскорее забыть. В отличие от «Проверки на дорогах», редко о ней вспоминают и сегодня – наверное, ее время так пока и не пришло.

«Франц + Полина», 2006, реж. Михаил Сегал


Кадр из фильма «Франц + Полина».

Многие авторитетные источники признают лучшим фильмом о войне (о войне вообще, не только о Великой Отечественной) «Иди и смотри». Режиссер Элем Климов с присущим ему максимализмом перенес на экран «Хатынскую повесть» Алеся Адамовича со всей присущей правде жестокостью. Поэтому когда спустя два десятилетия к уже другому произведению Адамовича обратился молодой Михаил Сегал, на дебютанта из клипмейкеров сразу посмотрели косо: было, с чем сравнивать. Хотя Сегал и не думал, конечно же, соревноваться – намеренно уйдя от климовского гиперреализма в сторону «красивой» картинки, а вступление и вовсе решив в клиповой манере. Оказалось, что и так можно снимать о войне – без ущерба для смысла. История о том, как наша девушка полюбила и спасла молоденького фашиста в пронзительности от этого не потеряла.

«Иваново детство», 1962, реж. Андрей Тарковский


Кадр из фильма «Иваново детство».

Тему «ребенок на войне» поднял еще Валентин Катаев в героической повести «Сын полка», экранизированной «по горячим следам» — в 1946-м. Рассказ Владимира Богомолова «Иван» не столь «приключенческий» — и уж совсем не похожа на привычный «военный фильм» лента, поставленная совсем молодым еще Андреем Тарковским. Будущий классик взглянул на предложенный ему сюжет сквозь призму мальчишечьих снов, показав в них, что именно украла война у Ивана. И благодаря этому снял не биографию отважного пионера-героя, а историю человека, слишком рано вынужденно ставшего взрослым. Итог — наш первый «Золотой лев» в Венеции и мировое признание, с тех пор уже не покидавшее режиссера. Но главное – «живой» фильм, не устаревший даже спустя полстолетия.

«Утомленные солнцем – 2: Цитадель», 2011, реж. Никита Михалков


Кадр из фильма «Утомленные солнцем – 2: Цитадель».

А вы что, думали, что это список только самых лучших картин? Хотелось бы, да нет – а под заявленную тему эпик Никиты Михалкова попадает как нельзя лучше. Это и впрямь далеко неоднозначное кино – во всех смыслах, как положительных, так и негативных. Задуманная как «великий фильм о великой войне», грандиозная дилогия обернулась сказочным лубком и не менее грандиозным провалом – не только коммерческим, но и творческим. Хотя вторая серия и восхитила смелым предположением: наш народ выиграл войну по многим причинам, но помощь паучка и мышки была в этом деле отнюдь не последней. Столь оригинально решенного боя – мужики с палками в руках побеждают всю фашистскую мощь без единого выстрела – ни наше, ни мировое кино, кажется, до этой поры не переживало.

«Белорусский вокзал»,  1971, реж. Андрей Смирнов


Кадр из фильма «Белорусский вокзал».

Непременный фильм в телевизионной программе 9-го мая напрямую не говорит о войне ничего – и вместе с тем говорит очень многое. Здесь нет взрывов и стрельбы – они остались далеко в прошлом. Это рассказ не о солдатах, а о ветеранах – выживших и живущих спустя четверть века после возвращения с фронта. Кто они, эти люди, принесшие нам Победу, какими стали – или какими остались? И каковы их сегодняшние бои, бои «местного значения» — с окружающим миром, который получился не совсем таким, каким они его видели когда-то?.. Андрей Смирнов, родившийся в 1941-м году за три месяца до начала фашистского вторжения, сумел найти верную интонацию, рассказывая об Отцах – тех, кто дал жизнь его поколению. И столь  неожиданный подход нашел отклик в сердцах не только фронтовиков, но и тех, кто появился на свет много, много позже.

«Восхождение», 1976, реж. Лариса Шепитько.


Кадр из фильма «Восхождение.»

Тема предательства – пожалуй, самая острая, самая больная тема в любых разговорах о войне. Что это такое вообще, есть ли этому понятию точное определение? Легко разделять всех на «своих» и «чужих» — а если попробовать вникнуть? Не случайно название фильма Дмитрия Месхиева, одного из лучших кинопроизведений о войне нового времени — «Свои». Кто они, эти «свои», где граница, отделяющая врага от друга?.. «Восхождение» Ларисы Шепитько в этом смысле одна из самых важных работ. Потому как не только ставит неудобные вопросы и наблюдает результат, но внимательно, шаг за шагом, прослеживает весь путь, приводящий к конечному Выбору: стать предателем и выжить – или умереть, но честным человеком. В основе этого фильма, победившего на Берлинском, кстати сказать, кинофестивале, — повесть Василя Быкова «Сотников». Другая повесть Быкова о предательстве, мнимом и настоящем, — «В тумане» — спустя три с половиной десятилетия легла в основу одноименной картины Сергея Лозницы. Герой новой ленты не предавал – но и не мог опровергнуть сложившегося о себе мнения. Без вины виноватый, загнанный в тупиковую ситуацию, он тоже оказывается перед дилеммой: как с этим жить, куда двигаться дальше. Обдумать его итоговый выбор смогут те, кто еще застанет фильм в российском прокате.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ridus.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Ridus
          • домен ridus.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции