html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Пусть хотя бы не мешают

 Директор Центра современного искусства о государственно-частном партнёрстве  26.11.2012, 07:45
Пусть хотя бы не мешают
Фотографии Сергея Мордвинова

Сибирский центр современного искусства (СЦСИ) при Новосибирском государственном краеведческом музее — первый в стране, существующий в рамках государственно-частного партнёрства. Директор центра Анна Терешкова уверена, что на сегодняшний день это чуть ли не единственный путь дальнейшего развития искусства в России. Как пассионарии сотрудничают с властью и зачем Новосибирску памятник русскому конструктивизму, она рассказала корреспонденту Сиб.фм.

СЦСИ организовал и проводит международный конкурс «Миры Лисицкого». Что побудило вас начать этот проект?

Для меня лично этот проект — возможность изменить образ города, в котором мы живём. К сожалению, с нашим городом связано не так много имён мирового уровня в искусстве. Эль Лисицкий — может быть, самая крупная фигура. Соратник Малевича, он известен в мире не меньше, притом и как архитектор, и как дизайнер. Да, мы знаем, что он не жил в Новосибирске, но его вдова и сын были сюда сосланы в начале Отечественной войны и провели здесь долгие годы. И первая выставка Эль Лисицкого прошла именно у нас, в картинной галерее Дома учёных Академгородка. И, кстати, первая выставка Филонова тоже прошла там. И самая первая выставка Михаила Шемякина.

«Старый город» — первая в Новосибирске частная галерея. Открыта Анной Терешковой в 2001 году

Так что, я считаю, мы с полным правом связали имя Эль Лисицкого с Новосибирском, объявив с нашим партнёром — Центром поддержки современной архитектуры — международный конкурс на проект объекта, посвящённого Эль Лисицкому и русскому авангарду. Представляете, нигде в мире нет ни памятника, ни мемориала русскому авангарду — а у нас будет! Пришло почти 200 работ со всего мира, у конкурса очень серьёзное международное жюри, в феврале мы покажем лучшие работы первого этапа на фестивале «Золотая капитель», издадим каталог, а потом начнём работу над следующей стадией — выбором в городе места для объекта и конкурсом на его реализацию.

Вопрос, который остаётся непонятным большинству: на чьи деньги существует Центр современного искусства в Новосибирске?

Это уникальный в России проект — государственно-частное партнёрство, мы придумали его с правительством Новосибирской области три года назад. К тому моменту я десять лет вела выставочную деятельность в галерее «Старый город». И для меня стало очевидно, что если у нас нет Центра современного искусства, то статус Новосибирска как научно-культурной столицы Сибири становится сомнительным: любой столичный город должен такой центр иметь, это как библиотека или театр. Тогда я пришла в правительство и предложила в рамках «Интерры» проект «Смотри», совершенно сумасшедший. Не знаю, делал ли кто-то что-нибудь подобное в России: взять недостроенное помещение театра, вычистить его, провести электричество и сделать художественную выставку плюс большую театральную и мультимедийную программы. И всё это на три дня, пока проходит форум. И за эти три дня выставку посмотрели тысячи зрителей, люди шли потоком.

Этим проектом я показала, каким должен быть Центр современного искусства в Новосибирске, сделала, так сказать, прототип, где всё было бы под одной крышей — искусство, театр, музыка, кино. Проект понравился правительству области, директор Краеведческого музея Андрей Шаповалов предложил площадку, и мы подписали договор. Так сложилось партнёрство: мы заняли залы музея, а все проекты мы делаем на деньги частного Фонда поддержки современного искусства. За три года мы получили грант только один раз — на фестиваль «Синие носы приглашают».

А лично вам зачем это нужно?

Пассионарность — есть такое забытое и банальное слово. Когда ты занимаешься тем, что тебе интересно, в какой-то момент обязательно хочется поделиться. Помните, как мы первое время, возвращаясь из-за границы, собирали друзей и показывали им фотографии, видео. Очень хотелось рассказать и показать, как это здорово и классно.

Это нормальная потребность человека — делиться. Особенно когда появляется художественная насмотренность, опыт.

Три года назад в Москве уже активно работали выставочные центры «Гараж», «Винзавод», а в Новосибирске не было даже такого понятия, как современное искусство, с нашей администрацией пришлось проводить просветительскую работу и объяснять, что это такое и зачем это нужно. Вы зря смеётесь, я общаюсь с администрациями всех городов в регионе и могу смело сказать: чиновники не отличают современное искусство от классических образцов. 80% людей, работающих в культурной сфере за Уралом, не знают, что это такое.

На какую публику вы рассчитываете?

Мы рассчитываем на публику в первую очередь думающую, людей цепких умом, которые хотят всю жизнь учиться и узнавать новое. Пока наши выставки для публики сродни арт-хаусу — их надо смотреть подготовленными, с каким-то запасом знаний, уметь думать. Таких посетителей, конечно, пока немного, в основном к культуре относятся как к развлечению. Билеты на концерт Лары Фабиан стоят 20 тысяч рублей, и их не достать. Но это развлекаловка, пусть и очень высокого уровня, но развлекаловка. Люди готовы платить бешеные деньги, чтобы не думать. А на выставке современного искусства не услышишь «ой-как-миленько» — это вообще самое страшное, что можно сказать о выставке, значит, она провальная. Это искусство заставляет думать: почему, зачем, что там глубже? Конечно, это непросто.

5,5 тысяч рублей — минимальная цена билета на концерт Лары Фабиан в Новосибирске

Почему в Новосибирске такой публики мало?

У людей нет опыта, базы, школы. В 30-х годах прошлого века современное искусство в России закончилось: кто-то из художников русского авангарда уехал, кто-то умер, остальных запретили. С тех пор современного искусства наши люди не видели. Если книги ещё тайно распечатывали и переписывали, пластинки подпольно слушали и продавали, то выставку невозможно было привезти и показать тайком. Даже современное западное кино иногда показывали на закрытых просмотрах. А изобразительному искусству в этом смысле не повезло, поэтому у людей нет ментальной памяти. Если твоя мама, а то и бабушка не видела никогда этого самого современного искусства, то о какой преемственности можно говорить. В этом смысле мы находимся у самых истоков.

Эта ситуация может измениться?

Уверена, что когда-нибудь современное искусство перестанут воспринимать как нечто закрытое, и сходить на выставку для любого образованного человека станет так же привычно, как в театр. Новосибирск отстаёт от Москвы на несколько лет, а там современное искусство становится модным и популярным, на Московскую биеннале в 2011 году пришло 80 тысяч человек. В Москве проходят выставки Бойса и Куинна, в Эрмитаже — братьев Чепменов. Там закрываются дискотеки, а площадки для обсуждений и диспутов открываются, престижно рассказать, на какой лекции ты был, какую выставку смотрел. Модно быть интеллектуалом, недаром все стали носить эти очки в роговой оправе. Думаю, до нас эта мода тоже скоро дойдёт. Сначала начнут ходить, потому что модно, а потом втянутся.

Ваши ожидания за эти три года оправдываются?

Оправдываются в том, что сегодня я могу заявить точно: современное искусство в Новосибирске есть, и люди о нём знают. Мы создали фундамент, на нём можно строить настоящее здание. Мы анализируем ситуацию, корректируем нашу работу, экспериментируем. Мы понимаем, что люди действительно не готовы воспринимать новые вещи, в первую очередь нужна образовательная программа, и мы планируем её запустить.

Кого и как будете образовывать?

Сначала мы хотели заниматься с молодёжью, которой интересно современное искусство. Но поняли, что копать надо глубже и надо начинать работать с детьми. У наших коллег в Москве и Нижнем Новгороде есть подобные наработки, мы хотим воплотить их в СЦСИ. Это будут воскресные занятия с детьми: лёгкие лекции, а потом практические занятия с художниками, попытки поработать с необычными материалами, создать некий арт-объект самостоятельно. Такая образовательно-творческая мастерская. Программа будет бесплатная, открытая для всех.

Вы тогда много общались с представителями власти в Новосибирске, а совсем недавно выступали на Открытом правительстве в Москве. Как вам кажется, они вас и ваших коллег слышат?

На Открытом правительстве обсуждался проект закона о развитии культуры и туризма в России. Это вообще первый случай в нашей истории, когда в законе упоминается развитие современного искусства. Я считаю, что это огромный прогресс, что власти наконец признали, что это важно, что это требует внимания и поддержки. Значит, мы становимся немного цивилизованней.

Этой хороший сигнал, наверху стали понимать, что современное искусство не надо гнать в шею, что это не обязательно какой-то трэш и провокация, оно должно быть, и его важно поддерживать.

Директор «Гаража» Антон Белов сказал так: «Да пусть хотя бы не мешают!» Если нам не будут мешать, всё войдёт в нормальное русло. А если ещё и помогать будут, совсем хорошо.

Вы верите, что так действительно будет на деле, а не на словах?

В регионах, к сожалению, оглядываются на Москву. Сейчас Москва твёрдо настроена помогать. Там современное искусство пропагандируется, развивается, поддерживается бизнесом. На Открытом правительстве обсуждались преференции и льготы бизнесу, который поддерживает современное искусство, развивая тем самым государственно-частное партнёрство.

Музей Эрарта — самый крупный частный музей современного искусства в России. Сумма инвестиций составила порядка 35 млн долларов

В этой ситуации у региональных музеев есть шанс выжить?

Региональные музеи — это полностью государственные проекты. Не думаю, что вариант государственно-частного партнёрства им подходит. Как было у нас: мы создали свой проект, вели его и просто предложили городу делать его вместе. Я не представляю, как может в музей прийти частный капитал. Для этого надо делать какие-то суперльготы бизнесменам, чтобы они привозили сюда хорошие коллекции. Представьте, для того, чтобы привезти в какой-нибудь областной краеведческий музей достойную выставку из Москвы, нужно как минимум два-три миллиона рублей.

Откуда у регионального музея такие деньги? Без государственной поддержки или очень серьёзных льгот для бизнеса эти музеи, я боюсь, просто не выживут.

А столичные центры современного искусства про нас знают?

Теперь знают. А нам всего три года! Сибирский центр современного искусства — единственная подобная институция за Уралом. Про нас в Москве даже говорили: «Широко шагаете. Как бы штаны не порвать». Я стала единственным представителем из городов за Уралом в Общественном совете при Министерстве культуры, вхожу в Совет по современной культуре вместе с Ольгой Свибловой, Антоном Беловым, Александром Мамутом, Иосифом Бакштейном и другими профессионалами в нашей сфере. Мы общаемся, имеем возможность обмениваться опытом.

Совместные проекты с кем-то из них планируете?

Беда в том, что подходящего помещения у нас нет — с достаточной высотой потолков, трансформирующимися залами, нормальным температурным режимом. Мы не можем принимать большие выставки серьёзного уровня, хотя с удовольствием привозили бы их. Мы, конечно, будем работать и делать своё дело. Если станет понятно, что нашу работу город принимает, то будем говорить о каком-то участке в центре, где мы сможем сами построить здание нужных параметров и стандартов.

Вы готовы сделать это с помощью частных вложений?

В Москве сейчас в Парке имени Горького центр современной культуры «Гараж» строит павильоны, уже три огромных здания в самом центре. Они поставили великолепный павильон буквально за четыре месяца по очень простому и современному проекту японского архитектора. Не такой уж дорогостоящий проект, у нас это могут быть частные инвестиции.

Вы планируете зарабатывать на этом?

Если бы я не занималась этим уже лет десять, возможно, сейчас и строила бы иллюзии, что на искусстве можно зарабатывать.

Я живу в Новосибирске и хочу, чтобы мои дети здесь жили. Уверена, если каждый человек будет делать для нашего города что может, то и город будет процветать.

Я же не просто современное искусство продвигаю, я стараюсь расширять кругозор людей, их восприятие мира. Психологи утверждают, что в творческой атмосфере и люди работают эффективней. Я хочу в городе создать эту творческую среду.

Как планируете создавать её в ближайшее время?

Сейчас наши планы ограничены площадкой — большую выставку на ней не развернёшь. Но у нас несколько крупных проектов, которые мы уже запустили, и останавливаться не намерены. Кроме «Миров Лисицкого», это и Фестиваль сверхкороткого кино, и фестиваль «„Синие носы“ приглашают», мы готовим на лето второй ленд-арт фестиваль «Ёлки-палки», который хотим сделать по-настоящему большим событием российского масштаба. Кроме того, мы десять лет сотрудничаем с Фондом имени памяти Володи Женова, который помогает детям из детских домов. 20 ноября у нас открылась очередная выставка детских работ. Затем, 29 ноября, стартует масштабный, очень интересный немецкий проект, курируемый Гёте-институтом, посвящённый современным течениям в молодёжной культуре. Могу сказать точно: наша работа будет продолжаться.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с sib.fm

0

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • sib.fm
          • домен sib.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции