html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Абрашка, Колька и другие

Абрашка, Колька и другие

Автор текста:

Александр Сидоров

Место издания:

М.: ПРОЗАиК

В книге «На Молдаванке музыка играет: Новые очерки о блатных и уличных песнях»  (М.: ПРОЗАиК, 2012) писателя и исследователя уголовной субкультуры и низового фольклора Александра Сидорова собраны очерки о блатных и уличных песнях — «Плыви ты, наша лодочка блатная», «Когда я был мальчишкой», «Митрофановское кладбище» и др. Автор пишет не только об истории создания «блатной классики», но и о связанной с ней историческим контекстом: строительстве Беломорканала, развитии судопроизводства на заре Советской  власти, взлете и падении партии эсеров. Среди сюжетов - основы рукопашного «хулиганского боя», классификация ножей и кинжалов и «кокаинизация» России в первые десятилетия прошлого века.

В память об Андрее Синявском (1925 – 1977) Morebo публикует главу, посвященную песне об Абраме Терце.


Баллада  о Кольке-Ширмаче  занимает особое место в уголовном  фольклоре. Хотя блатной она,  по сути, не является, поскольку  авторы  сочувствуют  «предателям воровского  мира», однако  на сегодняшний  день входит в «обязательную программу» классического «блата». Так в чём же особость песни? Прежде всего в том, что она отражает новый, важный этап развития Страны Советов, её уголовного  мира и особенно — лагерной системы сталинизма. Поэтому  баллада достойна того, чтобы комментировать её подробно, а то и построчно.

Первая  же строка  — «На Молдаванке музыка  играет» — отсылает  нас к песне 20-х годов «Абрашка Терц, карманщик из Одессы»:

 

Абрашка Терц собрал большие деньги,

Таких он денег сроду не видал,

На эти денежки он справил именинки

По тем годкам, которые он знал.

 

Купил он водки, водки и селедки,

Созвал гостей и сам напился  пьян,

И кто с гитарой, кто с пустой рукою,

А сам Абрашка взялся за баян.

 

На Молдаванке музыка играет,

А Сонька в доску пьяная  лежит.

Абрашка Терц ей водки наливает

И речь такую он ей говорит:

 

«Зануда  Сонька, что ты задаёшься?

Подлец я буду, я тебя узнал.

Я знаю всех, кому ты отдаёшься,

Косой мне всё по пьянке рассказал.

 

Теперь вся улица с меня смеётся,

Никто мене проходу не дает,

Никто мене теперь  не поддаётся,

И всё, гадючий род, через тебя».

 

Если принять на веру утверждение исследователей Майкла и Лидии Джекобсон («Песенный фольклор  ГУЛАГа  как исторический источник. 1940–1991»), «Абрашка» написан в 40-е годы прошлого века «на мотив песни профессиональных преступников 30-х годов “На Молдаванке музыка играет”», то есть как раз баллады о расправе над «отступником» Колькой-Ширмачом на Беломорканале. Увы, отдавая  должное Джекобсонам  как собирателям фольклора, приходится признать, что историографы и толкователи они зачастую очень  слабые. И в нашем случае их объяснение  не выдерживает серьёзной критики. Конечно, сходство четвертого куплета из песни про Абрашку Терца  с зачином  песни о Кольке-Ширмаче бросается в глаза. Оно становится  ещё более очевидным, если вспомнить другой куплет беломорканальской баллады:

 

На Молдаванке музыка  играет

И вновь веселье пьяное  шумит,

Маруся рюмку водки наливает,

Пахан такую речь ей говорит...

 

Но эта похожесть не даёт ответа на то, какая из песен появилась раньше. Ведь с таким же успехом безвестные авторы баллады о Кольке-Ширмаче  могли позаимствовать мотив  и куплет из более ранней уголовной песенки. На мой взгляд, так и произошло. И не только на мой. Например, в интервью на радио  «Свобода» в 2005 году Мария Розанова вспоминала о том, почему писатель Андрей Донатович Синявский в 50-е годы прошлого века  взял себе для публикации за рубежом литературную маску  Абрам Терц: «Терц  возник  из нашей любви к блатной песне. Из песни  “Абрашка Терц,  карманщик всем  известный”. Это песня 20-х годов, одесская». Ещё раньше, в репортаже о первом дне судилища над Синявским и Даниэлем  «Тут царит закон» («Известия», 11 февраля  1966 г.) журналист Юрий Феофанов писал: «Синявский скрывался под именем Абрама  Терца... Фамилия Абрам Терц... не лишена интереса. В двадцатых годах ходила  по Одессе  блатная песенка, в которой персонажем был “Абрашка Терц,  разбойник из Одессы”. Может быть, друзья-приятели не случайно подобрали себе псевдонимы, а может, это совпадение».

Впрочем, мнение — ещё  не  доказательство. Но  есть и другие аргументы. Прежде  всего, супруги  Джекобсон явно поторопились, когда объявили беломорскую балладу «На Молдаванке музыка играет» песней  профессиональных уголовников. Этого не может  быть, потому  что не может быть никогда. В песне хотя и несколько иронически, но с явным  сочувствием выписаны образы  Кольки-Ширмача и  Маруси, которые  разрывают  с блатным  миром, впечатлённые великой всесоюзной стройкой. Воры убивают отступников, но (в отличие, скажем, от «Мурки»)  симпатии авторов явно на стороне  погибших. Абсолютно невозможно, чтобы  подобного рода баллада исполнялась  в блатном кругу. Она же прославляет «порчей», «сук», «гадов»!

Песня, вполне возможно, и создана в уголовно-арестантской среде. Однако явно — не в среде арестантов, принадлежавших  к воровскому сословию. У воров, блатных она как раз вызывала негативные эмоции. И вряд ли они бы стали на её основе создавать песню чисто блатную.

Вообще-то переделок и народных, и популярных авторских песен в блатном фольклоре более чем достаточно. Но — песен нейтрального содержания (популярных советских, народных, фронтовых, городских  романсов), а уж никак  не прославляющих «сучье племя»  и развенчивающих преступную  жизнь. Не случайно  во многих вариантах в уста пахана  вкладывается строка: «У нас, ворья, суровые  законы». Вместо «ворьё» также  поют «жульё». То есть те, кто исполнял балладу, заменяя «воров»  на презрительное «ворьё», понимали, что песня — не блатная.

А вот обратный пример — совершенно естествен! То есть на основе уркаганской песенки создать шлягер, стилизованный под «блат», но направленный против блатной романтики, — это  очень удачный  метод контрпропаганды. Да и многочисленные переделки известных уголовных песен — явление чрезвычайно распространённое.

Правда, Джекобсоны ссылаются на то, что в конце 40-х и в 50-е годы пелся куплет, где прямо вводилась кличка Ширмача:

 

Кому ты, стерва, лярва, отдаёшься,

Я знаю, что Ширмач тебя ебал.

 

Но это неудивительно, учитывая указание на то, что та- кой  вариант был популярен среди  школьников  и студентов. Спустя десятилетия, да ещё вне  уголовной  среды  подобное смешение вполне  объяснимо, ведь обе песни исполнялись на один мотив и с упоминанием Молдаванки, где играет  музыка. Текст «Абрашки» вообще варьировался самым  причудливым образом. Мы встречаем здесь и отголосок  одесского  шлягера  «Сегодня  Сонечка  справляет аманины», и куплет  о том, что «на  Молдаванке играют  и поют», «прохожих  раздевают», который кочует  по многим образчикам одесского  песенного фольклора.

Кстати, имя  Абрашки Терца  — далеко  не единственное в вариантах песни, которая так пришлась по душе Синявскому. Вот другая версия:

 

На Молдаванке музыка  играет,

А Сонька-лярва пьяная лежит,

А Колька-Свист ей водку наливает

И по-блатному что-то говорит.

 

Колька-Свист — герой первого советского звукового художественного фильма  «Путёвка  в жизнь»  режиссёра Николая Экка. Премьера состоялась 1 июня 1931 года, картина пользовалась бешеной популярностью не только в Стране Советов, но и за рубежом. «Путёвка  в жизнь» получила  приз зрительских симпатий на Первом международном кинофестивале в Венеции в 1932 году, а Экк тогда же был признан лучшим режиссёром по опросу зрителей. После фестиваля картину закупили 26 стран, всего же она была показана в 107 странах.

Так вот, Колька-Свист, Мустафа и Жиган — три самых ярких и известных персонажа «Путёвки», быстро вошедших в фольклор. Сразу же после фильма народ сочинил знаменитый куплет,  пересказывающий драматические коллизии картины:

 

Мустафа дорогу строил,

Мустафа по ней ходил.

Мустафу Жиган зарезал,

Колька-Свист похоронил.

 

С огромной долей  вероятности можно  утверждать, что в повествование о Соньке-лярве, отдающейся  всем  подряд, Колька-Свист попал вскоре после выхода «Путёвки в жизнь»  на экраны страны. А имя Соньки могло появиться чуть позже, после 1936  года, когда  стал популярен и другой  фильм  о «перековке» уголовного мира — «Заключённые», где в центре внимания оказались такие персонажи, как уголовник Костя-Капитан и блатнячка Соня.

Вообще-то Сонька — не единственное имя героини. Известна версия той же песни, где действует Манька. Есть много различных вариантов, приведём текст из книги тех же Джекобсонов:

 

Зануда Манька, что ты задаёшься?

Подлец я буду, я тебя узнал.

Я знаю всё — кому ты отдаёшься,

Косой мне Петька правду рассказал.

 

Зачем  тебе я жёлтые ботинки,

Шелка и крепдешины покупал,

Менял фарты на ленты и резинки,

Во всём тебе, гадюка, угождал!

 

Любопытна явная  перекличка с «Муркой»:

 

Мурка, в чём же дело,

Что ты не имела?

Разве я тебя не одевал?

Кольца и браслеты,

Юбки и жакеты

Разве я тебе не добывал?

 

Возможно, Манька появилась раньше Соньки, в середине–конце 20-х годов. А уже в 30-е неизвестные авторы перелицевали песенку, включив в неё и Кольку-Свиста, и Соньку.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с morebo.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • alexey.mokrousov
          • домен morebo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции