html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Знаковые пейзажи в мировом кино

Голливудский режиссер Питер Богданович вспоминает свои и чужие киноленты, в которых полноправным действующим лицом является пейзаж.

«Дерево – оно и в Африке дерево, а камни – везде камни. Снимай в Гриффит-парке», – сказал босс режиссера Кинга Видора в ответ на его предложение организовать съемки подальше от Лос-Анджелеса. За 116 лет истории кино многие художники, опровергнув эту продюсерскую сентенцию, создали удивительные картины, запечатлевшие, помимо всего прочего, необычайную красоту нашей планеты.

Джон Форд. За 50 лет кинокарьеры голливудский мастер помимо лиц Джона Уэйна, Кларка Гейбла, Авы Гарднер и Грейс Келли запечатлел на пленке ландшафты Америки, Ирландии и Африки
Джон Форд. За 50 лет кинокарьеры голливудский мастер помимо лиц Джона Уэйна, Кларка Гейбла, Авы Гарднер и Грейс Келли запечатлел на пленке ландшафты Америки, Ирландии и Африки
«Святой Джек», Сингапур, 1979. Улицы, по которым в конце 70-х ходил Бен Газзара, сейчас не узнать
«Святой Джек», Сингапур, 1979. Улицы, по которым в конце 70-х ходил Бен Газзара, сейчас не узнать
«Тихий человек», Ирландия, 1952. Ни в одном другом фильме пейзажи этой страны не показаны с такой любовью и юмором
«Тихий человек», Ирландия, 1952. Ни в одном другом фильме пейзажи этой страны не показаны с такой любовью и юмором
«Поймать вора », Франция, 1955. Грейс Келли именно во время съемок на Ривьере познакомилась с князем Монако Ренье III
«Поймать вора », Франция, 1955. Грейс Келли именно во время съемок на Ривьере познакомилась с князем Монако Ренье III
«Риф Донована», Гавайские острова, 1963. Все натурные съемки этого легкого «отпускного» фильма Джон Форд провел на острове Кауаи
«Риф Донована», Гавайские острова, 1963. Все натурные съемки этого легкого «отпускного» фильма Джон Форд провел на острове Кауаи
«Дейзи Миллер», Швейцария, Италия, 1974. Сибилл Шеперд снимали в тех самых местах, что описаны в повести Генри Джеймса
«Дейзи Миллер», Швейцария, Италия, 1974. Сибилл Шеперд снимали в тех самых местах, что описаны в повести Генри Джеймса
«Поезд на Дард Жилинг», Индия, 2007. Путь к себе трое братьев (Шварцман, Броди и Уилсон) проделали по дорогам Раджастана
«Поезд на Дард Жилинг», Индия, 2007. Путь к себе трое братьев (Шварцман, Броди и Уилсон) проделали по дорогам Раджастана
Величественная панорама Долины монументов в вестерне Джона Форда «Дилижанс» врезалась в память зрителей даже крепче, чем игра актеров
Величественная панорама Долины монументов в вестерне Джона Форда «Дилижанс» врезалась в память зрителей даже крепче, чем игра актеров
«Река», Индия, 1951. Жан Ренуар пригласил на съемки множество местных жителей
«Река», Индия, 1951. Жан Ренуар пригласил на съемки множество местных жителей
«Хатари!», Танзания, 1962. Джон Уэйн работал без каскадеров даже в сценах отлова диких животных
«Хатари!», Танзания, 1962. Джон Уэйн работал без каскадеров даже в сценах отлова диких животных
«Могамбо», восточная Африка, 1953. На площадке ремейка фильма 30-х годов царили поистине африканские страсти
«Могамбо», восточная Африка, 1953. На площадке ремейка фильма 30-х годов царили поистине африканские страсти
Жан Ренуар, француз, долго работавший в США, стал одним из первых режиссеров, открывших западному зрителю красоты Индии
Жан Ренуар, француз, долго работавший в США, стал одним из первых режиссеров, открывших западному зрителю красоты Индии
Говард Хоукс. Через девять лет после фильма о приключениях Мэрилин Монро во Франции автор ленты «Джентльмены предпочитают блондинок» поехал снимать диких животных на просторах Танзании
Говард Хоукс. Через девять лет после фильма о приключениях Мэрилин Монро во Франции автор ленты «Джентльмены предпочитают блондинок» поехал снимать диких животных на просторах Танзании



«Поймать вора », Франция, 1955. Грейс Келли именно во время съемок на Ривьере познакомилась с князем Монако Ренье III
«Поймать вора », Франция, 1955. Грейс Келли именно во время съемок на Ривьере познакомилась с князем Монако Ренье III

Место, где разворачиваются события, нередко становится в один ряд с главными героями фильма. Величайшим мастером натурных съемок я считаю Джона Форда. Он открыл для кино Долину монументов на границе штатов Юта и Аризона, которая по красоте превосходит даже Великий каньон. Впервые Форд снял ее скальные башни для своего первого звукового вестерна «Дилижанс» (Stagecoach, 1939, в советском прокате «Путешествие будет опасным». – Прим. ред.). Этот фильм сделал звездой Джона Уэйна и навсегда изменил не только пейзаж, привычный для этого жанра, но и сам жанр, получив звание первого «взрослого» вестерна. Долина монументов стала съемочной площадкой еще для восьми вестернов Форда – другие режиссеры не отваживались использовать ту же натуру, боясь обвинений в плагиате. Для фильма «Моя дорогая Клементина» (My Darling Clementine, 1946) он поставил в Долине монументов надгробную плиту, и воссозданный им приграничный городок по убедительности так и остался непревзойденным. Созданные матерью-природой гигантские столпы и скалы, будто высеченные рукой искусного скульптора, придавали эпический размах сюжетам и одновременно подчеркивали контраст между ничтожными усилиями человека и непобедимой силой природы и времени. Именно этот эффект имел в виду Орсон Уэллс, говоря, что Форд знает, «как Земля устроена».

Гений места вмешивается в ход событий и в романтической комедии «Тихий человек» (The Quiet Man, 1952) – пожалуй, самом личностном фильме Форда о возвращении эмигранта на родину, в Ирландию. Эта картина принесла ему четвертого «Оскара» за лучшую режиссуру. Шон Торнтон (Джон Уэйн) родился в Иннисфри и ребенком был вывезен родителями в Америку, где со временем сколотил состояние, став боксером. Случайно убив на ринге соперника, он решает вернуться на родину, купить дом, в котором родился, и вести тихую, размеренную жизнь. В душе он идеализирует Ирландию – и она его не разочаровывает. Ни в одном другом фильме пейзажи этой страны (их снимали в основном в графствах Мейо и Голуэй) не показаны с такой любовью и юмором.


Должно быть, в прошлой жизни я и сам был ирландцем, потому что на каждом просмотре «Тихого человека» при первых же звуках народной песни Galway Bay у меня на глаза наворачивались слезы. И всякий раз находился какой-нибудь урод, говоривший мне: «Знаешь, на самом деле ирландцы вовсе не такие». Несколько лет назад я наконец на недельку выбрался в Ирландию и понял, что ирландцы именно такие! Это чрезвычайно умный, добрый и располагающий к себе народ, а природа, как и в «Тихом человеке», просто поразительной красоты! Проезжая по знаменитому Кольцу Керри, на одном из поворотов я увидел, как на горных склонах в окружении нескольких дивных крошечных озер мирно паслись овечки, и вновь не смог сдержать слез умиления и радости. Казалось, я стал свидетелем первого дня сотворения мира.

Хотя за свою карьеру (она длилась 50 лет, с 1916-го по 1966-й) Джон Форд создал около 140 фильмов, среди них есть еще лишь одна история любви, снятая сразу вслед за «Тихим человеком». Это «Могамбо» (Mogambo, 1953) с «плохим парнем» Кларком Гейблом, Авой Гарднер, номинированной на «Оскара» за лучшую женскую роль, и Грейс Келли, тоже получившей номинацию за лучшую роль второго плана.

Съемки в основном проходили в Африке (Танзании, Уганде, Заире, Кении), и место действия снова стало важнейшим персонажем. С самых первых кадров, когда река, утопающая в зелени, плавно исчезает за поворотом, фильм поражает необыкновенным ощущением реальности. Дикие пейзажи Африки помогли и актерам – я и сам давно заметил, что съемки на природе делают их игру еще убедительнее. Форд в полной мере использовал первозданную раскаленную атмосферу Африки, чтобы подчеркнуть накаляющиеся страсти в любовном треугольнике, и попросил звукорежиссера записать мелодии и ритмы африканских племен, которые потом использовались в качестве саундтрека, – еще один блестящий ход, чтобы усилить влияние места действия на само действие, общее настроение и сюжет.

«Могамбо» повлиял и на личную жизнь актеров. Говорят, что у Грейс Келли и Кларка Гейбла случился бурный роман. А к Аве на съемки приехал ее тогдашний муж Фрэнк Синатра, переживавший в то время не самый приятный момент в карьере. По словам дочери Форда Барбары, отец мог обратиться к певцу со словами: «Фрэнк, приготовь-ка нам спагетти» – и Синатра безропотно повиновался. Оттуда, из Африки, Форд и Гарднер названивали президенту «Коламбии Пикчерз», убеждая его занять Фрэнка в картине «Отныне и во веки веков» (From Here to Eternity, 1953), за которой последовало легендарное возвращение Синатры в кинематограф. После его отъезда в Голливуд Ава обнаружила, что беременна, но решила сделать аборт – она была в ярости от бесконечных любовных похождений мужа. Все это вскорости привело к разводу, о чем оба жалели всю оставшуюся жизнь. Кстати, интересно заметить, что по ходу фильма чувствовалось, как известный своей неуступчивостью Форд, будучи без ума от Гарднер, переделывал сценарий под нее.

Другой выдающийся американский режиссер, Говард Хоукс, выбрал Африку для одного из своих самых ярких приключенческих фильмов: он почти целиком снял «Хатари!» (Hatari!, 1962) в Танзании (в Аруше, Серенгети и национальном парке Танганьики). Отлавливать диких зверей для зоопарков Джону Уэйну помогал сильный международный состав: немец Харди Крюгер, француз Жерар Блен, итальянка Эльза Мартинелли, американец Ред Баттонс. В этом фильме дикая природа сама диктовала сценарий: как потом объяснял мне Хоукс, «невозможно, сидя в кабинете, даже предположить, что будет делать носорог!». Кстати, на съемках действительно удалось поймать носорога, который, правда, вскорости сбежал, успев нагнать страху на Уэйна и других актеров.


Наблюдая, как каскадеры преследуют животных, Уэйн заявил Хоуксу, что он и его коллеги вполне способны справиться и сами, без дублеров. Так они и поступили – в результате в «Хатари!» (что на суахили означает «опасность») появился ряд потрясающих эпизодов, когда Уэйн со товарищи ловят жирафов, зебр и носорогов на африканских просторах. Личные истории героев, которыми иногда прерываются эти погони, показаны довольно легковесно, как будто подлинная сущность Африки с ее первозданной красотой слишком хороша сама по себе, чтобы тратить время на сюжетные выверты; как будто надо просто плыть по течению фильма под мелодии Генри Манчини.

Не желая отставать от коллеги, Джон Форд через год снял Уэйна в романтической комедии «Риф Донована» (Donovan's Reef, 1963) на Кауаи, самом красивом из Гавайских островов. В кадр вошла любимая яхта режиссера Araner, специально по этому случаю отреставрированная.

Но самый блестящий видовой фильм под названием «Поймать вора» (To Catch a Thief) снял в 1955 году Альфред Хичкок. Звездами картины стали Кэрри Грант, Грейс Келли и... Французская Ривьера. Грант играет завязавшего вора, подозреваемого в серии дерзких ювелирных ограблений на Лазурном Берегу. Грейс – богатая наследница, которой очень хочется, чтобы грабителем был именно он – как сказал мне сам Хич, «такой мужчина соответствует ее представлениям о прекрасном». А Ривьера излучает настолько обольстительное очарование, что сразу после фильма возникает желание немедленно бежать за билетом на самолет. Побывав в Провансе и на Ривьере несколько раз, могу смело сказать, что Хичкок нисколько не преувеличил волшебной красоты этих мест. Ну а красота Кэрри и Грейс только добавила шарма!

Карьера Гранта шла на спад, и он подумывал покинуть кинематограф, когда Хичкок предложил ему эту роль и убедил, что именно таким его хочет видеть широкая публика. Режиссер оказался прав. Картина имела оглушительный успех, за которым последовал бурный всплеск в карьере Гранта. А для Грейс Келли «Поймать вора» (ее третий и последний фильм с Хичкоком) оказался судьбоносным: на съемках она встретила князя Монако, Ренье III, вышла за него замуж и оставила кинематограф. По трагической иронии судьбы в 1982 году она погибла в автокатастрофе на той самой дороге, по которой мчалась в фильме с Кэри Грантом.

Снятая в Западной Бенгалии, картина «Река» (The River), появившаяся на свет в 1951 году благодаря величайшему режиссеру Жану Ренуару, стала настоящей одой Индии. Этот фильм был цветным и по силе воздействия нисколько не уступал полотнам импрессионистов, к которым принадлежал отец режиссера, Пьер-Огюст Ренуар. Фильм по мотивам романа Румер Годден рассказывает о судьбе английской семьи, живущей в колониальной Индии. Три молодые женщины влюблены, каждая по-своему, в ветерана войны, потерявшего на фронте ногу. Фильм о детской простодушности, о теплоте семейных отношений, о трагедии смерти, о силе духа – словом, о череде приливов и отливов в реке жизни. Многие сцены: панорама людей, населяющих берега Ганга, ритуальное ночное затопление иконы богини Кали, вдохновенный танец юной индианки – необыкновенно красивы в своей простоте. В этой легкости и есть гениальность Ренуара: он не прибегает к спецэффектам, не пытается что-либо доказать. И весь фильм присутствие Индии очевидно не только в кадре, но и во вдохновении, которое художник явно получил от страны и ее жителей.

Достижения Жана Ренуара во многом подвигли Уэса Андерсона на съемки фильма «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» (The Darjeeling Limited, 2007) в Джодхпуре и по всему Раджастану.

Во время написания сценария Андерсон довольно долго путешествовал по Индии вместе с Джейсоном Шварцманом и Романом Копполой. И так же, как Ренуар, привлек к съемкам местных жителей. Его «индийское» кино тоже о семье: три брата-американца (Оуэн Уилсон, Джейсон Шварцман, Эдриан Броуди) приезжают в эту экзотическую страну, чтобы восстановить связь друг с другом и с матерью, поселившейся тут в поисках гармонии. Влияние страны ощущается в каждом кадре, не только визуально, но и в манере поведения действующих лиц. Можно сказать, что все ленты Андерсона в той или иной мере посвящены семье, а в «Поезде» он показывает, как меняет характеры новый мир. Все съемки проходили на натуре, и актеры по-настоящему вжились в роли.


Уэс – мой друг, и он говорил мне, что еще одним повлиявшим на него фильмом стал мой «Святой Джек» (Saint Jack, 1979), снятый в Сингапуре, на который меня, в свою очередь, вдохновила «Река». Прежде чем приступить к съемкам, я обратился к Жану Ренуару за советом. Мне предстояло экранизировать роман Пола Теру, а это драма о войне во Вьетнаме, и я подумывал сделать фильм черно-белым. Навестив Жана в его уютном особняке в Беверли-Хиллз, я спросил, что он думает по этому поводу. «Я думаю, что, если зрители будут знать, что ты снимал в Сингапуре, они наверняка захотят увидеть его в цвете», – ответил он. И мы сделали фильм цветным.

Оказалось, что в Сингапуре тогда фильмов не снимали и профессиональных кинематографистов, которых можно было бы привлечь к съемкам, там попросту не было. Мы пригласили Бена Газзару, Денхолма Эллиотта и еще пять-шесть британских и американских актеров, а в остальных ролях были задействованы люди, не имевшие ни малейшего представления об актерской профессии. За исключением десятка специалистов, в группу в основном входили местные жители, которые тоже никогда до этого не сталкивались со съемочным процессом. И это был, пожалуй, самый восхитительный опыт за всю мою карьеру.

Итак, начало 1978 года. Мы собираемся снимать фильм, действие которого разворачивается в 1973-м, и обнаруживаем, что город-государство с такой невероятной скоростью перестраивается, избавляясь от всего отжившего, что перед нами стоит почти непосильная задача – найти места, существовавшие пять лет назад, и проследить, чтобы в кадр не попали более современные постройки. Но мы справились. Парадоксально, но практически ни одного места, вошедшего в картину, сегодня не существует. Наш фильм стал историческим документом, увековечившим Сингапур конца 70-х, который исчез безвозвратно.

В романе говорилось, что во время войны во Вьетнаме американские солдаты ездили в Сингапур развлекаться, что само собой предусматривало оплачиваемое женское общество, поэтому книга в стране была фактически запрещена – афишировать этот исторический факт никто не хотел. Мы даже хотели снимать в какой-нибудь другой стране, назвав ее Сингапуром: побывали в Маниле, Гонконге, Токио, но ни один город не подошел. У нас не было выбора: мы решили, что будем снимать в Сингапуре и делать вид, что снимаем совсем другую историю. Я придумал фальшивый сюжет, и мы приступили к делу. Это сработало, правда, после нашего отъезда обман открылся и мы стали персонами нон грата. Картина была запрещена, и, несмотря на хорошие отзывы и приз Венецианского кинофестиваля 1979 года, в Сингапуре до недавнего времени ее не показывали. Лишь пару лет назад Национальный музей устроил спецпросмотр.

А вот с фильмом по повести Генри Джеймса «Дейзи Миллер» (Daisy Miller, 1973) никаких особых проблем не было: к нашему полнейшему восторгу – и здесь надо отдать должное старушке Европе – практически все места, описанные Джеймсом в 1878 году, по-прежнему существуют. Лишь иногда приходилось стараться, чтобы в кадр не попали современные излишества. Самым простым оказалось сделать сцену в отеле, с описания которого начинается повествование: «В швейцарском городке Веве есть необыкновенно комфортабельная гостиница». Джеймс часто признавался, что имеет в виду Hotel des Trois Couronnes, из которого «открывается необыкновенный вид на освещенную солнцем вершину Dents du Midi и живописные башенки Шильонского замка». Наш фильм тоже начался с трех корон, выложенных на мозаичном полу отеля. Так что актеров (в том числе Сибилл Шеперд и Клорис Личмен) мы легко поместили в обстановку столетней давности.


Питер Богданович, 1977

То же самое нам удалось сделать и в Риме, где мы снимали вторую часть фильма. В Вечном городе невозможно и пару кварталов пройти, не погрузившись в историю, и с выбором натуры сложностей не было. Знаменитый парк Пинчо выглядел так же, как в конце XIX века, даже вид на город не изменился за последние сто лет. С некоторыми трудностями мы столкнулись лишь при постановке кульминационной сцены. Снимали мы ночью и не только в Колизее, на что у нас было специальное разрешение, но и непосредственно за его пределами. Во времена Дейзи Миллер это было болото, окруженное глухими зарослями. Люди избегали этих мест из боязни подцепить римскую лихорадку, которую впоследствии стали называть малярией. Дейзи сознательно игнорирует предупреждения, идет туда и заболевает смертельной болезнью. Сегодня прямо за Колизеем находится очень оживленный перекресток, по которому день и ночь снуют сотни машин. Из-за шума нам пришлось делать переозвучку диалогов, а кадры, показывающие зону за Колизеем, снимать за городом, на Старой Аппиевой дороге.

В 1895 году публика впервые увидела на большом экране фильмы братьев Люмьер, все как один снятые на натуре. Самой первой была 50-секундная короткометражка, показывающая выход рабочих с фабрики Люмьер в Лионе. Несколько лет подряд братья рассылали операторов по всему миру за сотнями подобных роликов о жизни конца XIX – начала XX столетия. Таким образом было сделано около полутора тысяч фильмов, предоставляющих нам возможность заглянуть в прошлое. Каждый из них позволяет погрузиться в то время, прочувствовать его пульс, увидеть то, что безвозвратно ушло, оставив после себя лишь эти драгоценные моменты. В этом, на мой взгляд, и заключается главная сила кинематографа. Именно поэтому меня не слишком интересуют научно-фантастические изыски и надуманные спецэффекты. Земная реальность действует на мое воображение куда мощнее.

Фото: Everett Collection/East news; Lilly Library

Читайте также:





Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с cntraveller.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • cntraveller
          • кабинет
          • успех
          • любовь
          • ирландия
          • оскар
          • самолет
          • болезнь
          • ветераны
          • дом
          • река
          • сингапур
          • детская
          • женщины
          • пейзаж
          • память
          • лето
          • друзья
          • семья
          • глаза
          • остров
          • ограбление
          • выборы
          • яхта
          • мужчины
          • швейцария
          • режиссеры
          • отель
          • италия
          • зоопарк
          • душ
          • музей
          • озеро
          • форд
          • африка
          • жираф
          • солнце
          • парк
          • ямайка
          • мэрилин монро
          • картины
          • башня
          • франция
          • гонконг
          • деревья
          • болото
          • голливуд
          • носорог
          • фрэнк синатра
          • художники
          • вьетнам
          • карьера
          • кения
          • блондинка
          • европа
          • токио
          • дороги
          • кинофестиваль
          • ландшафт
          • звезда
          • ребёнок
          • ноги
          • руки
          • война
          • альфред хичкок
          • америка
          • зебры
          • кольцо
          • танец
          • монако
          • индия
          • билет
          • поезд
          • певцы
          • комедии
          • домен cntraveller.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции