html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Новая зямля: Мой родны кут!..

22 ноября 2012

Мой родны кут, як ты мне мілы!.. Мой родны кут, як ты мне мілы!.. Мой родны кут, як ты мне мілы!.. Забыць цябе не маю сілы!
Якуб Колас "Новая зямля".

Мой родны кут, як ты мне мілы!..
Извините, но господа, вам еще не надоели голливудские боевики, любовные сериалы, псевдохудожественная литература, патологические спектакли и тому подобная мура? Если нет, тогда немедленно проваливайте отсюда! Театральный Лягушатник - это территория свободная от низменных человеческих чувств, секса, насилия и всякой другой безнравственности. Здесь, кроме заявленной театральной тематики и размышлений о самом прекрасном, приветствуется исследование процессов, которые происходят в глубинах народных масс.

НОВАЯ ЗЕМЛЯ


Сегодня расскажу о самом уникальном белорусском спектакле 2012 года – "Михалова земля" (режиссер Владимир Савицкий), по поэме Якуба Коласа "Новая земля" в белорусском республиканском театре юного зрителя (ТЮЗ).




10 января 2013 года в 19.00 премьера  спектакля "Михалова земля" на временной сцене ТЮЗа по адресу: ул. Фрунзе 5 (ст. метро пл. Победы). Истинные ценители драматического искусства - не пропустите!

Подобных спектаклей в Беларуси практически не осталось, хотя белорусский театр имеет славную традицию таких постановок. И прежде чем перейти к критике спектакля, расскажу одну историю.
Есть у меня солидный товарищ, с которым мы временами делимся разными мыслями по поводу и без, на философские, литературные, исторические и другие жизненные темы. Так вот, звонит он мне однажды и рассказывает какую-то псевдопритчу ("восточный" рассказ на западный менталитет) в стиле нью эйдж, которая ему ужасно понравилась. Честно, не запомнил автора и название. Я ему ответил, что подобной литературой не интересуюсь, и посоветовал прочитать на эту тему белорусского классика Якуба Коласа рассказ "Даль". Тут мой друг начал возражать, мол, это же не серьезно: школьная литература, для детей, обыденно, там глубоких вещей нет. А, дескать, вот у этого современного писателя отражены глубинные пласты душевных движений. По-моему же, и в этом трагедия сегодняшних читателей, все движения души у них сокращаются до разворачивания цветной обвертки и поднесения конфетки ко рту. И вопрос даже не стоит в том какая конфетка вкуснее, а чей фантик интереснее и ярче. Понятно, что отечественная культура всегда будет проигрывать западным фабрикам по производству говна, которые съели сто миллионов китайских собак на рекламе и сбыте этой продукции потребителям (каково звучит: потребители культуры!). И реально вопрос уже не стоит в сохранении нашего культурного наследия, или даже в конкуренции с этими фабриками унылого говна (УГ), а в переходе на франчайзинг по западному образцу, в нашем загнивающем социализме:
Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера - от размеров и цвета полок до униформы персонала).
Эта участь ожидает и белорусский театр - сомневаться не стоит. Я даже скажу более, такие явления уже были в истории театра. Далеко ходить не надо, возьмем МХАТ и систему Станиславского, когда опыт и метод этого театра повсеместно насаждался вначале добровольно в Российской империи, а потом принудительно в СССР. Но если тогда использовался "мягкий" франчайзинг, оставляющий некое место творческому поиску коллектива и самобытности театра, основанный на, несомненно, гениальной методике МХАТа. То сегодня театру будут выставляться жесткие требования по всем направлениям, дабы наш театр полностью соответствовал унылому говну по западным меркам. Тем более наше государство само не знает: зачем нужен театр и что с ним делать. "Однообразие" и цензура в составе тоталитарного СССР еще покажется настоящим творческим полетом против рынка потребителей и производителей.
Так вот, о чем это я? Спектакль "Михалова земля" в ТЮЗе некоммерческий продукт, т.е. не нацелен на успех у широкой публики. В нем нет намеков на "НЮ", разборок по понятиям, психов и разных больных на голову людей, и всего того чем кормят самую развращенную и необразованную публику, вкупе с самыми продвинутыми и двинутыми на чудесах информационного века. Но в нем еще нет претензий на некую новизну, новаторство, на какой-либо стиль и творческую особенность. Коротко, попросту говоря, там ничего нет - пустое пространство: два стула, пара штанкетов и портрет Якуба Коласа. А… еще два актера, которые не пляшут и не поют - о ужас! Все! Смотреть нечего. Конечно же, не этим уникален этот спектакль - я бы и не писал.

Литография "Якуб Колас. Новая зямля". Художник Семен Герус.

ПРАВДА ЖИЗНИ


Особенность спектакля, о котором я тут рассказываю, в том, что там есть правда жизни. Понимаете, о чем я говорю? Или уже вообще все вокруг в телевизионных животных и в компьютерных насекомых превратились? Правда жизни!!! Не какое-то правдоподобие, схожесть или актуальность, а простая правда жизни современого человека, который живет полноценной нормальной жизнью. Понятно, или в голове уже только одни мультики и реклама?
Вот тут шибко умные могут со мной поспорить, мол, так и в американских триллерах и в русских сериалах есть некая правда жизни. Отвечаю: там ее нет, абсолютно. Может она есть для американцев, для москвичей, для какого-то очень узкого круга, - так пускай они и смотрят своего Тарантино и Бандарчука младшего. Лично для меня в их творчестве нет ни капли из того, что есть в моей жизни, как и в жизни многих белорусских людей - я у них спрашивал. А вот у Якуба Коласа есть многое из того, что было и в моей жизни, и в вашей - это и сейчас есть. Думаю, именно поэтому, в центре Минска возле ЦУМа поставили ему памятник, чтобы его никто не замечал. И именно поэтому, посоветовал своему товарищу рассказ Коласа "Даль", что в детстве залазил наверх самой высокой груши в своем саду и смотрел как "зерне" в эту даль:
Бывала, ледзь толькі ўзыдзе сонца, ледзь рассцелюцца на версе лясоў і ўзгоркаў яго залатыя абрусы, як гэтае зерне ўжо не зводзіць вачэй з сіняй далі. Што было ў ёй такога, чым прывабіла яна, гэтая даль, маладое ліпавае дзіця?.. У той бок, адкуль найлепш выглядала гэтая даль, беглі разлогі шырокіх палёў, а на іх межах то там то сям параскідаліся, як маладзіцы ў жніво, дзікія грушы. Ціхія ўзгоркі, бы хвалі рачныя, таксама, відаць, цягнуліся да няяснай і прыгожай далі. А там, дзе поле ўпіралася ў цёмную сцяну баравога лесу, на самай граніцы, ззяла, як люстэрка, пакручастая стужка вады. Яшчэ далей, там, куды беглі срэбныя загібы бліскучай рэчкі і памыкаліся ўзгоркі, баравы лес і шырокае поле, ужо нельга было разглядзець нічога паасобку, - была проста даль, якая так моцна парывае да сябе душу, - даль, над якою драмалі ў залатых марах, здавалася, нерухомыя клубочкі кучаравых хмарак.
Но точное и художественное описание красот природы, как и вообще любое описание, к правде жизни в театре не относится. Область театра - это действительность (от слова действие) или драматургия (от слова драма, что в греческом языке значит опять же: действие). А что за действие в коласовской поэме "Новая Земля"? Белорус всеми правдами хотел стать Хозяином на своей земле. Но у него ничего не вышло. Это Действие можно встретить не только в этом произведении - это всебелорусская трагедия на всем протяжении 20-го века. Об этом много писали многие великие белорусские поэты. Вот какое "школьное" произведение не возьми - везде белорус борется за свое право быть хозяином своего края: "Люди на болоте" Мележа, "Расскиданное гнездо" Купалы и т.д. Везде поиск "Новой земли", и везде этого "хозяина" обманывают, обворовывают, грабят: коммунистическими лозунгами, банковскими процентами, или просто грубой военной силой истребляют.
Вот поэтому советую посмотреть вам, уважаемые театралы, этот спектакль, что в нем вы можете увидеть свою жизнь, если конечно у вас есть эта "своя" - жизнь - а не присвоенная из телевизора или газет, и не привнесенная из голливудской киностудии или с какой-то московской тусовки. Мне их проблем не нужно - мне бы свои решить!
Вот пятнадцать лет я езжу из Минска в Могилевскую обл. к родителям и обратно на оршанской электричке. Это часть моей жизни, моих размышлений и в этом я присутствую. За пятнадцать лет, как мне кажется, я выучил каждый дом, каждое деревце, каждую речку и все пейзажи из окна электропоезда. Я рассмотрел тысячи людей в вагоне, в мой голове пронеслось миллион мыслей, пока преодолевал этот путь. И что это обыденно, не глубоко и не интересно? Пусть так, но это мой мир, мой театр, твой, наш. Современное искусство все меньше и меньше соотносит себя со своим действительным миром - и вот поэтому это искусство разучилось потрясать и познавать.

Вайшлі ў вагон, і так прыятна ў вагоне дзядзьку паказалась!

АКТЕР НИЧТО - ПЬЕСА ВСЕ!


Якуб Колас - это Колосс, титан на которого можно взобраться и посмотреть в свою даль! Неужели это менее интересно, чем простыни и труселя эфемерных звезд? А к этим "звездам" сейчас, к сожалению, и направлен театр. Вот недавно очень хотел посмотреть спектакль «Раскиданае гняздо» Брестского театра драмы и музыки, который приезжал на 2-ю Национальную театральную премию РБ. Но неправильно посмотрел на график конкурсных спектаклей и ошибся в дне показа, а когда покупал билет, поленился переспросить какой вечером идет спектакль. В итоге, нежданно оказался на спектакле "Пане Коханку" по пьесе Курейчика. Достаточно я видел модных постановок в нашем театре, но такого УГ еще не приходилось - предчувствие не обмануло. Спектакль для молодых мам глубоко увлеченных историей Радзивиллов: как они одевались, что кушали, какие песни слушали - что еще в женских журналах обсуждают? В общем, отсидел только первый акт. А сколько было шуму по поводу этой постановки! Но Курейчика можно похвалить за необыкновенную иронию в устах персонажа пьесы, который там композитор (по памяти, не дословно): "Много я дерьма написал, но такого еще было!" Когда же театр поймет, что все решает хороший драматург? Когда же зрители осознают, что актер - ничто, пьеса - все! Это у нас есть еще один модный спектакль "Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл" в Купаловском театре, который обещает превзойти вообще все белорусские театральные достижения, и уйти далеко вперед в прошлое к самым первым пробам пера и топора человека разумного, облаченного в гламур и помазанного шоколадом. Но я это вряд ли увижу, т.к. теперь буду более внимательно покупать билеты. Вот вы думаете, что я испытываю лютую ненависть к Купаловскому театру под руководством Николая Николаевича Пинигина? Да, я ненавижу этот театр! Но от ненависти до любви, говорят, один шаг. В моем же случае получилось, наоборот, от любви к этому режиссеру до ненависти.
Минутка уважения к режиссеру Пинигину в Купаловском театре, без франчайзинга, в спектакле "Тутэйшыя":





А вы заметили, как играют актеры? Браво! Вот что значит: актер - ничто, пьеса - все! Без истинного мастерства актера - пьесу не увидишь.
И вот возвращаясь к "Михаловой земле" стоит сказать несколько слов про актеров: Николая Леончика в роли Михала и Ивана Шрубейко в роли Антося. Сейчас редко бывают спектакли, где звучит стих, а не проза. Действие словом - это настоящее искусство в театре, и оно гораздо труднее, когда актеру приходится попадать в какой-то размер. Задача ведь стоит не просто прочитать какие-то стихи со сцены. Необходимо действовать, жечь глаголами! Если это у актера получается, то поэтической речью можно вызвать такие художественные образы, которые ни компьютерной анимацией и монтажом, ни взрывами и фейерверками, ни чем-либо другим, сотворить невозможно. Здесь все зависит, как от мастерства актера, так и от самого зрителя, по схеме: передатчик (актер) - антенна (внимание) - преобразователь сигнала (воображение, логика, память) - проекция на экран (где-то под черепной коробкой). Если же мозгами особо не шевелить, к чему не привык современный зритель, на экране будет пусто. Поэзия в устах настоящего оратора - это сигнал самого высокого порядка и требует определенной техники (в принципе, доступной каждому!) для считывания этого сигнала. Например, если кому-то не понятно, вот смотрите вы сегодня свой телевизор и принимаете на антенну аналоговый сигнал, а вот завтра введут цифровое вещание и придется вам выбрасывать свой старый телевизор, или покупать приставку к нему, цена которой будет половина нового телевизора. А вот всякие "петарды и простынки" в театре им. Горького - это сигнал самого низшего порядка, алгоритм простой, почти ничего преобразовывать не нужно. Я считаю, что Николай Леончик и Иван Шрубейко со своей задачей справились. Но тут такие дела в белорусском театре творятся, что сравнить-то считай и не с чем…

Так вот, я еще раз приглашаю всех театралов 10 января 2013 года в ТЮЗ на спектакль "Михалова земля", по поэме Якуба Коласа "Новая земля". Следующий будет только в январе следующего года, а потом неизвестно.

БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ


Стоит сказать, если кто из читателей не знает, то я сейчас работаю в ТЮЗе помощником режиссера. Поэтому, вполне справедливо, можно усмотреть в моем рассказе некоторую степень пристрастия. Но все-таки, это мое мнение, основанное на личных убеждениях и понимании театра. В творческом процессе этого спектакля мое участие было самым минимальным, поэтому на результат я смотрю как обычный зритель, кроме своих непосредственных обязанностей, заключающихся в очень прозаических вещах. За время работы в театре, я с лихвой прочувствовал всю иронию поговорки: "На «Коммунарке» конфеты не едят". И все же пытаюсь сохранять в чистоте свое восприятие театра. По крайне мере, себе не изменяю, и вы всегда можете проследить логику и последовательность моих повествований с первых статей этого блога. Впрочем, в меньшей степени меня волнует: кто и что думает по поводу моих рассказов, т.к. не ставлю задачи кого-то в чем-то убедить. Из-за того, что я там работаю, я достаточно скромно похвалил эту постановку на фоне всего остального.

Міхал пачуў, што ён - пылінка, а век людскі - адна хвілінка.

И еще один момент. У этого спектакля будет не совсем премьера, т.к. театр юного зрителя неоднократно выезжал с ним по школам. Спектакль как вы поняли совсем не детский. НО только на таких спектаклях надо учить детей, хоть это и не благодарное дело. Вот тут на блоге ТЮЗа работники литературной части не сильно жалуют школьников - я с ними в корне не согласен. А ребенок очень правильно сказал:
Несомненно, попались и такие, что старались внимательно слушать и наблюдать за происходящим на сцене. Даю отзыв ученика 8-го класса: «Мне спектакль очень понравился. Этот спектакль похож на комедию. Артисты играют хорошо, эмоционально. Недостаток: в спектакле мало людей ».
То, что для учеников спектакль «Михалова земля» появился «комедией» - бесспорный факт. Искренний смех вызвали определенные действия актеров, - но они никак не предусматривают подобной реакции. Может быть,  Колас требует от учащихся более основательной подготовки - для адекватного восприятия и лучшего понимания?
Я думаю так: если ты не видишь в этом божественную комедию, то и нечего обвинять тех, кто не видит в этом человеческую трагедию! Этот спектакль для тех, кто может думать, а дети еще не умеют, нет жизненного опыта и знаний - у них другой мир. Я сам был таким в школе, и не такое вытворял. Это для взрослого думающего человека сплошные трагедии, а для детей в театре ничего нет и не должно быть в этом возрасте кроме комедий. Кому-то жизнь еще покажет и не такие трагедии - успеют этого насмотреться и без основательной подготовки.

Дзецям трэба даўно навука і вучэба, а то растуць, на лес вось глядзя.
До скорых встреч, уважаемые театралы!

В демотиваторах были использованы документальное фото (черно-белые) выдающегося белорусского фотографа Сергея Брушко и стихи Коласа.

Блог о театре Беларусь > Жизнь > Спектакли > ТЮЗ > Новая зямля: Мой родны кут!..

лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с lyagushatnik.blogspot.ru

0

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • koteatre
          • домен blogspot.ru
          • домен lyagushatnik.blogspot.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции