html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Психологи большого города. Татьяна Визель

 

Возраст: 74 года.

Образование: окончила дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина.

Работа: консультант Центра патологии речи и нейрореабилитации по проблемам нейропсихологической диагностики, коррекции и восстановительного обучения детей и взрослых с нарушением высших психических функций.

Регалии и звания: доктор психологических наук, профессор, действительный член Медико-технической академии РФ, ведущий научный сотрудник Московского НИИ психиатрии РФ, автор учебников и пособий.

О специалистах

В России у 70–80% детей наблюдается задержка психоречевого развития. Многие дети также, например, страдают агнозией — ребенок видит предметы, осязает их, слышит звуки, но не может понять, что они означают.

У нас немало учреждений, оказывающих помощь детям с нарушениями высших психических функций (ВПФ: восприятие, память, мышление, речь. — БГ). Беда в том, что специалисты, работающие в этих учреждениях, часто не имеют достаточной квалификации — им не хватает знаний о том, почему развивается та или иная патология. Соответственно, очень трудно правильно подобрать методы борьбы с ней. Причинами нарушений ВПФ занимается нейропсихология. Эта дисциплина относительно новая, и, к сожалению, она с большим скрипом вводится в вузах. Специалистов-нейропсихологов готовит только факультет клинической психологии МГУ, но 30–40 выпускников в год — это очень мало. Нейропсихологию необходимо преподавать не только в медицинских, но и в педагогических институтах. 


Ни в коем случае нельзя превращать детские сады в мини-школы. Это сокращает время для подвижных игр и снижает мотивацию к обучению в школе: пропадает момент новизны

Откуда берутся лентяи

Ребенок в школе может получить ярлык «хулиган» или «лентяй». Но на самом деле ленивых детей очень мало. Лень — это инертность, ребенку лениться — это все равно что лениться жить. И дети, которых называют хулиганами и лентяями, чаще всего нездоровы: у них либо повышено, либо понижено внутричерепное давление. Это приводит к гипердинамии (ребенок слишком подвижен) или к гиподинамии (ребенок малоактивен). И детей таких нужно не наказывать, а лечить, проводить с ними психокоррекционные занятия. По моему опыту, когда учителя, которым сообщают эти сведения, прислушиваются и меняют тактику взаимоотношений с ребенком, потом удивляются — мол, почему нам этого не сказали раньше.

О детских садах и школах

Во многих детских садах занятия по подготовке к школе поставлены во главу угла. Но ни в коем случае нельзя превращать детские сады в мини-школы. Это сокращает время для подвижных игр и снижает мотивацию к обучению в школе: пропадает момент новизны. Ребенку торжественно заявляют: «Ты теперь школьник, взрослый человек, у тебя все будет по-другому». Он приходит в школу, а там все то же самое. Разочарование. Некоторые дети и вовсе не хотят на следующий день идти в школу, заявляя, как это сделал один мальчик: «Я уже там был».

Как обучать левшей

В школе и левшей, и правшей учат одинаково — буквы соединять в слоги, слоги соединять в слова. Такой метод называется аналитико-синтетическим. Для левшей он не годится. Они запоминают слово как иероглиф, целиком, и уже потом из него выделяют отдельные буквы. Если же таких детей заставляют использовать аналитико-синтетический метод, они потом не любят читать. Им трудно, неприятно, некомфортно читать. Вот если на начальном этапе разделить детей, одних учить от букве к слову, а других — от слова к букве, то дело пойдет гораздо лучше. И тогда не будет претензий к детям, что они невнимательны, не слушают и т.п. В школах чтение по догадке расценивается как преступление, а левша ведь иначе и не овладеет им, чтение по догадке — это нормально, постепенно это проходит, и левша начинает прекрасно читать так же, как и другие дети. 


Я знаю детей, которые обходят массу учреждений с диагнозом «аутизм» или «умственная отсталость», а на самом деле у них алалия

О левшах, правшах и японцах

Большая часть людей — правши, у них активнее левое полушарие мозга, оно считается речевым. Правшам лучше даются предметы, требующие логического мышления. У левшей более активно правое полушарие — они способнее в искусствах. Есть еще амбидекстры — люди, у которых оба полушария примерно одинаково функционально активны. К ним относятся японцы, поэтому в Японии и науки, и искусства развиты в равной степени.

Существует много рекомендаций: «развивайте правую руку, и левое полушарие будет сильнее» — это работает не совсем так. Любого ребенка можно научить действовать обеими руками, но от этого он не станет способным и к наукам, и к творчеству. В то же время определенными стимулами можно усилить активность одного полушария и несколько погасить активность другого. Допустим, у ребенка есть способности к музыке, а его заставляют углубленно изучать, скажем, математику — таким образом можно снизить способности музыкальные. Здесь вопрос, как следовать за природной одаренностью. Есть в нейропсихологии раздел — диагностика одаренных детей, они не больные, но одаренность — это всегда крен в какую-либо сторону, его надо выявить и, не тормозя развитие других структур мозга, умело стимулировать то, что природа выдала в качестве врожденной способности.

О неправильных диагнозах

Много лет назад ко мне попал мальчик, родителям которого врачи сказали, что ребенок никогда не будет говорить и останется умственно отсталым. Во время приема я попросила его нарисовать вазу, он изобразил ее с соблюдением всех пропорций и светотеней. И вот если неговорящий или плохоговорящий ребенок может так нарисовать, если образ создается в мозге, значит, нейроны работают, и это не умственная отсталость. У ребенка была задержка развития, а задержка может обернуться очень хорошим восстановлением. Через рисунки, лепку мы начали работать с ним. Мальчик вышел на хороший уровень, получил высшее образование, он сейчас член Союза художников.

Я знаю детей, которые обходят массу учреждений с диагнозом «аутизм» или «умственная отсталость», а на самом деле у них алалия (безречие в результате органического поражения мозга). И наоборот — я знаю детей с диагнозом «алалия», а они умственно отсталые, то есть в разных учреждениях ставятся разные диагнозы. А правильный иногда так никто и не узнает.

Есть подростки, которые в школе не удерживаются. Это в основном дети одаренные, которым ставят неправильные диагнозы психически больных или умственно отсталых. В моей практике был мальчик, который очень плохо вел себя в школе: грубил учительнице, мог встать посреди урока и уйти из класса. Мама привела его ко мне, я спрашиваю: «Скажи, что тебе мешает все-таки нормально вести себя?» Я вижу, он не умственно отсталый, у него ясное состояние сознания. Думал, думал, говорит: «Я не могу выносить столько придурков сразу». Ему не интересно то, что дают в этой школе, он решает задачи каким-то ему одному известным способом, который не понимает даже учитель, но решает правильно. Его даже исключали из школы. В итоге его определили в школу для одаренных детей при МГУ, и проблемы кончились.

В последнее время образование как-то немножко сдвигается с мертвой точки, и в своей практике я реже, чем раньше, встречаюсь с неправильными диагнозами.


По тому, как ребенок сосет материнскую грудь, можно судить о развитости мышц артикуляционного аппарата

О речи и ее задержке

Ребенок в возрасте четырех-пяти-шести лет может оставаться интеллектуально нормальным и не иметь речи. Но если она не разовьется в семь-восемь-девять лет, то ребенку грозит умственная отсталость — без речи дальше мышление не развивается.

Отклонения реально обнаружить уже в месячном-полуторамесячном возрасте. По тому, как ребенок сосет материнскую грудь, можно судить о развитости мышц артикуляционного аппарата. В нормальной ситуации младенец это делает очень активно, у него даже капельки пота выступают на лбу. Если же он не может применить достаточно усилий, значит, мышцы слабые. В этом случае речь или задерживается в развитии, или же вообще может не появиться, или появится в искаженном виде.

От координации движений ребенка во многом зависит такая важная функция, как внимание. Если приглядеться, можно заметить, что у расхлябанных детей (плохая походка, плохое чувство ритма) со вниманием хуже. Если ребенок не координирован двигательно, он вполне может и позже заговорить.

Есть нормативы, когда ребенок должен начать ходить, говорить и так далее. Мама за этим обязана следить. Если ребенок не укладывается в сроки, надо идти к специалистам, а специалисты скажут, отчего не укладывается: оттого что движения плохие, оттого что ритмы не улавливает, оттого что у него очень выраженное левшество или оттого что у него между речевыми зонами нет нужных связей. Ребенок может сам заговорить позже, потому что у него созревание мозговых структур такое. Но случаев, когда все само проходит, немного. Ждать нельзя. Даже если это природный темп развития, а специалист ошибется и станет стимулировать ребенка, плохого ничего не будет.

Об осознании неполноценности

К счастью, маленькие дети с нарушениями очень редко ощущают себя неполноценными. Они могут испытывать дискомфорт и отстраняться, но так называемой невротической переработки дефекта у них, как правило, нет. А вот дети постарше уже личностно себя оценивают, и им дефекты очень мешают. Если есть невротическая переработка, последствия могут быть гораздо более серьезными, чем сам дефект: деформируется характер, человек становится замкнутым, агрессивным. Все это очень замедляет процесс налаживания функций. И в таком случае нужно не просто исправлять дефект, а вести психотерапевтическую работу. То же заикание у взрослых людей — как правило, его и нет, этого заикания, а есть память о нем. И взрослые заикаются потому, что они знают, что они заикаются, они помнят свою речь именно такой. А если бы вспомнили свою речь другой — говорили бы нормально.


Спрашиваю у больного, как зовут его жену. Он мне отвечает: «Жену — пожалуйста». И называет имя сына. Даже врач может принять спутанную речь за спутанное мышление

Об инсультах

Я занимаюсь последствиями инсультов очень давно. Пациенты, которые перенесли инсульт, — основной контингент Центра патологии речи и нейрореабилитации, в котором я работаю уже около полувека. Инсульт — это мозговой удар, острое нарушение кровообращения, кровоизлияние. В мире ежегодно его переносят 6 миллионов человек. В России зафиксировано приблизительно 450 тысяч инсультов в год. В Москве за тот же период в больницы поступают 2 000 больных. И эта цифра имеет тенденцию к росту. В странах с более высоким уровнем развития инсультов меньше: хорошие условия жизни обеспечивают с детства крепкое здоровье.

Инсульт не обязательно должен вызывать нарушение движений — бывает просто стало человеку плохо, закружилась голова, он обмяк, потом пришел в себя, никто и не подумал, что это инсульт. И вдруг у человека пропала речь — так может быть, если очаг оказался исключительно в речевой зоне и не задел другие.

О спутанной речи

Среди факторов получения инвалидности после инсульта большую роль играет потеря речи. Больные очень тяжело переживают ее отсутствие, оно выбивает человека из седла. Речь может пропасть, а может быть грубо нарушена. Некоторые больные страдают так называемой сенсорной афазией: человек плохо понимает речь или путает слова. Хочет сказать одно, а произносит другое. Спрашиваю у больного, как зовут его жену. Он мне отвечает: «Жену — пожалуйста». И называет имя сына. Или спрашиваешь его: «Как это называется?» — показываешь на чемодан, а он говорит: «Колодец». Людей, страдающих этим недугом, иногда путают с психически больными, и они попадают не в те учреждения. Даже врач может принять спутанную речь за спутанное мышление. Но у человека с афазией мышление не спутанно: он хочет правильно сказать, просто не то слово произносит. 


Если правильно действовать, то, скорее всего, надо начать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов

О восстановлении речи и неправильных методах

Родственники вполне могут помогать больному восстанавливаться после инсульта. Но если это происходит не под руководством специалиста, то часто методы неправильны. Люди думают: по логике, если речь пропала, надо начинать учить человека говорить отдельные звуки. Вот и показывают ему, как произносится та или другая буква. В большинстве случаев этот метод может затормозить, «заткнуть» речь вовсе. Если правильно действовать, то, скорее всего, надо начать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов — это и порядковый счет, и знакомые с детства стихи, пение со словами. И моделирование ситуаций, «выталкивающих» эти слова.

О реабилитации

Иногда речь восстанавливается спонтанно, но это случается нечасто. Как правило, нужна специальная помощь. Если ее вовремя не оказывают, мозговые процессы становятся инертными, и потом необходимые связи между разными зонами мозга уже очень трудно восстановить. Еще один важный фактор — человек без речи деградирует, у него падает жизненный тонус, пропадает надежда на улучшение состояния. Дезорганизуется жизнь всей его семьи.

С чем у нас плохо в стране, так это с созданием специальных пансионатов для таких людей. Пансионаты, где больные могли бы находиться в течение длительного времени под присмотром дефектологов, психологов; где был бы организован досуг, где больные могли бы общаться друг с другом. Они же психически полноценны, им нужны нормальные формы существования и деятельности. Если правильно все организовать, то можно облегчить жизнь и больным, и их семьям.

 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

21
    +3 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции