html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Идите вы в… гроб!


Такое «напутствие» читается на открывшейся в Пермской художественной галерее выставке «Философия общего дела»



Мы никак не можем уйти от черно-белого телевидения, хотя считаем себя современниками компьютера и разных нано. Особенно это касается истории, когда прошлое видится нам в одном цвете: или мрачно-черным, или сияюще-белым. Вдвойне грустно, если речь идет об искусстве, многоцветном по самой своей сути.



Этими мыслями «заряжает» выставка «Философия общего дела», открывшаяся в Пермской художественной галерее. Выставка, представившая XX век (точнее, его временные рамки — с 1914-го по 80-е годы) через призму философского труда с одноименным названием ученого-утописта Николая Федорова, который оказал влияние на ряд мыслителей и художников советской эпохи своей «мечтой о физическом возрождении умерших и возвращении к естественному состоянию человеческой души». Отметим, что выставка приурочена и посвящена 90-летнему юбилею Пермской галереи. Произведения взяты из ее запасников.

Идите вы в… гроб!

Признаться, трудно понять, почему именно он, Федоров, стал «путеводной звездой» этой выставки. Может, у московского арт-критика Валентина Дьяконова, выступившего ее куратором, возникли некие ассоциации с особо не афишируемыми, но все более деятельными потугами столичных олигархов обеспечить себе физическое бессмертие (ну не всё же вкладывать деньги в яхты и спортклубы — пора задуматься и о прекрасном будущем)? Возможно, родились какие-то параллели с судьбой опекаемой им галереи? Короче, предполагать можно много и разное. Но что несомненно — экспозиция построена на контрастах. Контрасты рисуют картину века. Однозначно — не в его пользу.

Это читается уже с начальных шагов. Вот прямо в первом же зале по центру — огромная картина известного художника Ю. Пименова «Делегатка» 1937 года исполнения. Фильм «Член правительства» с Марецкой в главной роли, только запечатленный на полотне. Светлые радостные лица и цвета. Выше героини на трибуне — только бюст Ленина. «Абсолютный пик сталинской эпохи», — свидетельствует сопроводительная подпись.

Но здесь же, напротив, — сколоченный из грубых деревянных брусков мавзолей: то ли клетка, то ли тоже трибуна. Мавзолей повторится еще раз — на картине С. Чуйкова. А на первом, деревянном, будет сидеть усталая — да что там, зачуханная — «Работница» Л. Чугаевой из гипса. Все смешается в зале: соцреализм и авангард, строгость классических поз и футуристический вихрь красок.

Кстати, отсюда начнется и балетная линия («… в области балета мы впереди планеты всей», — не без иронии прокомментирует куратор), которая напомнит о себе и в других залах. А тут, вначале, организаторы определят и сегодняшнее к ней свое отношение: «Классический балет советских времен — искусство тоталитарное… Практически — строевая служба, только в пачках и на пуантах». В лучшем случае — неожиданно.



В скульптуре Ю. Чернова «Труженики Севера» сеть, в толковании куратора выставки, — сворачиваемое знамя, а вся работа — «реквием коммунистической мечте»

Пожалуй, больше балерин (даже если отнести к ним всех людей искусства) на выставке окажется только военных. Это и известная юоновская картина, как народные массы штурмуют Кремль. Это и «Культпоход красноармейцев в деревню» Н. Терпсихорова. И «Подготовка рабочих к обороне» В. Ливановой. И «Красноармейская казарма — школа культурного быта» Ф. Аминова. Можно перечислять и перечислять вплоть до огромного полотна известного С. Герасимова с тремя жизнерадостными летчицами Героями Советского Союза Осипенко, Расковой и Гризодубовой. А апофеозом военной темы воспринимается картина А. Гаврилова с безликими, но устремленно движущимися вперед красноармейцами в противогазах.

Чем дальше, тем крупнее полотна. И — все более агрессивные, смурные лица. Извините — дебильные. Что у военных, что у гражданских. «Рабочие должны были быть красивыми, подтянутыми и улыбчивыми», — это уже из сегодняшней подписи к одной из работ 30-х годов. Тоже, видимо, для контраста.

Бросаются в глаза рамы. Вместо авторских — одинаково темные, грубые, тяжелые. Они нивелируют, обезличивают работы. Не вовлекают в себя зрителя, а — отталкивают. Надо видеть деревянное сооружение, похожее на мавзолей (снова и снова повторяемый, кстати, образ), в которое заключена «Аллегорическая серия воюющих держав» А. Денисова-Уральского, да еще поданная на фоне ярких рисунков в жанре лубка. Отличные статуэтки начала века просто теряются, попробуй различи их. Впрочем, подобная участь постигла и некоторые картины, размещенные в темных зонах, скажем, тонкий пейзаж Н. Крымова «Вечер».

Судя по всему, точку в этой однозначности кураторского взгляда на искусство XX века ставит… «стена плача», что протянулась на три зала. На черном, подсвеченном изнутри огромном пространстве — годы: 1912, 1916, 1917… 1924, 1927… 1937, 1941, 1953, 1962… 1978, 1983. Отрывки из воспоминаний и дневников свидетелей века: Р. Якобсона, С. Прокофьева, Г. Улановой, Г. Данелии, А. Твардовского… В разбивку — три живописные работы: И. Грабаря, А. Софроновой, Т. Мавриной. Яркие и тонко выписанные в оригинале, тут они, освещенные мертвенным светом, словно уходят от зрителя, выглядят плоскими и невыразительными.

Это чувство: не сопереживания, а отстраненного наблюдения, не осмысления, а сурового судейства — возникает на выставке не раз. Многие из представленных здесь произведений сами по себе хороши (а сколько еще не менее достойных, уверена, осталось в запасниках галереи!), но собранные и размещенные под заданную идею, они вдруг становятся однополярными, тенденциозными. В «Философии общего дела» Николая Федорова автору видится мир, в котором буйство красок, в котором есть место всем живущим и жившим. Думается, с одноименной выставкой в Пермской художественной галерее этого не случилось, а краска оказалась чуть ли не единственной — черная.

Вот и заключительным аккордом здесь стали… гробы. Правда, белые, и под лампами с зелеными абажурами, и с хорошими книжками на этажерках рядом. Можно догадаться, что эта инсталляция, специально созданная для выставки московскими художниками Игорем Макаревичем и Еленой Елагиной, призвана проиллюстрировать федоровскую мысль о воскрешении умерших, а также о продолжении их жизни в следующих поколениях через книги. Но, честно говоря, читать в такой обстановке не хочется. И верить высвеченным тут на стене словам философа: «Будущее станет возвращением прошедшего к жизни», — тоже.

Потому что в результате всего, как приговор, получилась выставка-реквием. По XX веку? По его искусству? По Пермской галерее?


газета Звезда
Людмила КАРГОПОЛЬЦЕВА. Фото Владимира БИКМАЕВА





Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Подписывайтесь на нашу страничку

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gazeta.zwezda
          • домен gazetazwezda.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции