html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Олег Ермаков: «Чтение похоже на медитацию. Человек читающий приходит в себя»

Олег Ермаков: «Чтение похоже на медитацию. Человек читающий приходит в себя»

Книга рассказов  Олега Ермакова «Арифметика войны» должна выйти этим летом. Но интервью – не только о ней.

С писателем беседует Лиза Новикова.

 

- Что за рассказы вошли в новый сборник? Это новые тексты? Что вообще для вас эта книга? С какой периодичностью вы готовите новые книги?

- В сборнике девять рассказов и одна повесть, все написано в последнее время и печаталось в «толстых» журналах. Для меня эта книга имеет такое же значение, что и остальные, «афганские» и «мирные», с их помощью мне удается что-то понять. Сочинительство всегда похоже на путешествие в местность, которая лишь казалась хорошо знакомой. Любое путешествие дарит неожиданные встречи, открытия. Никакой периодичности тут быть не может. Состояние странничества непреходяще. Просто дорожные записки начинают занимать много «места», и лучший способ от них избавиться – выпустить книгу.

 

- Афганская война была вашей темой и в 1980-е и в 2000-е, - что изменилось за это время? Или это только внешние изменения?

- За это время я больше узнал о Востоке, благодаря интернету в том числе. Сейчас доступнее многие материалы по истории, культуре, религии Востока. Сделал запрос в поисковике – и получи послания «Чистых братьев», мудрецов из Басры 10 века или притчи Санайи из Газни, старинные карты, персидские миниатюры и так далее. Повесть «Шер-Дарваз, дом часовщика» вряд ли могла появиться раньше. В ней дана история кабульского студента, решившего начать свой джихад меча, а не сердца. Без чтений Корана и других источников эту вещь я не смог бы написать.

Появились и многие новые свидетельства с нашей и с той стороны. И все, происходившее в Афганистане в эти годы тоже наложило отпечаток на восприятие нашей войны. Резче обозначились тени.

 

- Когда герой повести «Возвращение в Кандагар» отправляется в Афганистан, он уже мечтает о писательстве. С вами тоже так было?

- Да. Сначала я оказался на Байкале, в Баргузинском заповеднике, отправился туда за рассказами, подражая Джеку Лондону, нашедшему на севере свое «золото». Работал там лесником и писал первую повесть. Она попала в руки к одному смоленскому литератору, и он позавидовал автору, живущему в чистой тайге, и посоветовал там и оставаться и не лезть в писательство. Но все же отрывки из моих байкальских записок были опубликованы в заводской многотиражке, это сумела сделать моя учительница географии Елена Даниловна Погуляева. Так что «крещение» состоялось там, на Байкале.

 

- Ваш герой в конце концов закапывает азиатские дневники. Это автобиографический эпизод?

- На аэродроме в Газни, когда нас, дембелей, наши вещи проверяли, офицер особого отдела заинтересовался моими тетрадями, ему не понравились какие-то записи, и он сказал, что, пожалуй, вернет меня в полк для внимательного ознакомления с дневниками. Прозвучало довольно грозно. Наша партия и так задержалась. Перспектива возвращения в пыльный палаточный лагерь посреди выжженной земли у горы Пачангар не радовала. Особист, впрочем, настаивать на немедленном возвращении не стал, но предупредил, что в Кабуле будет хуже. И я предпочел зарыть тетради в песок.

 

- Сегодняшняя военная проза, так называемая «афганская проза» - это все же отдельная субкультура, во многих случаях выполняющая исповедально-терапевтическую функцию? Как вообще обычному читателю разобраться во всем массиве военной прозы? Читать ли ее держа в памяти: «А сейчас доблестные защитники нашей родины поведают о своих победах»? или оценивать эту прозу как любую другую?

- Нет, конечно, военная проза полноценная участница «процесса». По крайней мере, должна быть таковой. Возьмите рассказы Александра Карасева, «Чеченские рассказы», это интересный пример минималистской психологической прозы. Там показан мятущийся человек, «одиночка в городе» - как именовали таких средневековые интеллектуалы из Басры, ну, почти таких, то есть тех, кто не находит себе места в современном городе, кто взыскует большего и носит смутный образ истинного града и истинной жизни в душе. Никаких доблестных побед и трескотни. Живая проза. Война у него не фетиш. А именно фетишизация войны и свойственна рассказам и повестям многих ее участников, что придает этой прозе черты субкультуры: за горами оружия и грохотом не видно и не слышно чего-то главного. Среди пишущих хорошую «афганскую» прозу, я назвал бы Игоря Фролова и Игоря Афанасьева.

 

- Ваша «суровая» бабушка из рассказа «Блокнот в черной обложке» не только умеет игнорировать общественное мнение и владеет искусством правильного вопроса («Она могла поинтересоваться у ошарашенного милиционера, что он думает о гуманности этой эпохи»), но считает наш народ «спящим», и, по мере сил, пробует его будить, хотя бы с помощью своего экстравагантного наряда. Как вам кажется, народ у нас и вправду «спящий»? Может литература его растолкает?

- Скорее народ столкнет окончательно литературу с парохода, по крайней мере, современную. По данным различных опросов, у нас, да и во всем мире читают все меньше. Свидетельствует ли это о «сне»? Не знаю. Возможно, ответы сейчас ищут где-то еще. Например, в церкви. Свои ответы дают кино, театр, живопись. Кроме того, и просто живущие люди, такие вот суровые бабушки.

Хотя, конечно, ничто не заменит книгу, ее сосредоточенную тишину. Чтение похоже на медитацию. Человек читающий приходит в себя.

 

- В рассказе «Афганская флейта» именно музыка превозносится как «чудодейственное средство для проникновения в священное», или, говоря другими словами, способ для достижения гармонии. Где для вас та граница, когда разговор о войне больше не может продолжаться, и вы переходите к разговору о восточной философии и о музыке?

- Музыка – наименее «материальное» из искусств. Как сновидения дают нам возможность буквально узреть свой внутренний мир, так и музыка позволяет вообразить идеальное, приблизиться к его пониманию. Музыка выстраивает города, которых нигде нет. Классическая музыка – это и есть Идеальный Град, о котором рассуждали упоминавшиеся восточные мудрецы. Вот он – войди туда.

У меня была мысль написать о музыканте, потерявшем слух на войне. И никаких границ я не ощутил, это можно сделать. Правда, сейчас меня вообще-то не устраивает вымысел. Мне надоела беллетристика. Я слышал, это рано или поздно случается. Но как-то не верил. И вот сам оказался у этой стены.

 

- Что для вас интересно в современной музыке? Вы писали о Софье Губайдуллиной, будете ли продолжать эту тему?

- Как раз в повести о музыканте я и хотел говорить обо всем этом. Но теперь сомневаюсь. Мои предпочтения традиционны, люблю Малера, вечного Баха, Брукнера, Шнитке, Дебюсси. На экспериментаторах вроде Штокхаузена слух ломается. Впрочем, когда-то и Дебюсси воспринимался возмутителем, и Ортега-и-Гассет писал о нем, как о герое, совершившем подвиг изгнания из музыки личных переживаний. Буквально он говорил, что Дебюсси дегуманизировал музыку и начал новую эру. Литературе нужен Хлебников, музыке – Кейдж и Мессиан.

 

- Вы живете в Смоленске, фактически не участвуете в столичной суете, не хочется ли вам все же вписаться в московскую литературную жизнь?

- Достаточно и того стресса, который получает пишущий человек, приходя в библиотеку. Ну, к домашней библиотеке как-то привык…

Одним словом, таков мой характер.

 

- Можно ли сейчас оставаться в стороне от коммерческих «вопросов литературы», удержаться от торжества потребительского отношения к жизни? Как вам это удается?

- От «торжества» - да, и это необходимо делать для самозащиты. Но оставаться в стороне – нет. Меня, разумеется, волнует вопрос о хлебе насущном. Жизнь в провинции дешевле. Здесь вполне можно существовать на скромный доход, даже на мизерные гонорары издательств. Но даже этот скромный доход надо получать. Да вот не все готовые книги я могу издать. Приходится заниматься журналистикой. Сейчас с этой целью начал осваивать фото.

 

- Ваша дочь все же живет в Москве, чем она занимается, читает ли ваши книги?

- Дочь в Москве, она работает в одном издательстве, выпускающем деловую литературу, редактором. Мои книги читает и вообще много читает, только не бумажные, а электронные книжки, мы по этому поводу иногда спорим, ей электронные больше нравятся.

 

- Вы упоминаете разрозненное сообщество «4 тысяч мудрецов, вечных странников, искателей истины», благодаря которым «транслируется учение». А в реальной жизни кто ваши единомышленники? Кто сейчас в России транслирует мудрость?

- Я точно знаю троих. Один из них бывший геолог, электрик в Баргузинском заповеднике, а потом судья Валера Меньшиков. В заповеднике от него исходил сильный свет. Я писал об этом человеке в «Свирели вселенной», пишу и в новом романе, который готовится к выходу в том же издательстве. Меньшиков был созерцателем и нестяжателем и считал, что на этих принципах надо строить заповедник нового типа. Именно от него я впервые услышал о Лао Цзы и Чжуан Цзы и многие другие вещи. Еще один – отец Григорий из сельского смоленского храма. Его трансляция – внесловесна, и выразить это трудно словами. И третий – бывший разведчик Тудвасев, о нем я пишу в «Арифметике». Он знает тяжесть войны и не пытается от этого спрятаться, его размышления проникнуты совестливостью, и вопросы, которые он старается разрешить, исторические по существу. Декабристы были его героями с юности. Мне повезло встретить этих необычных людей. Думаю, и каждый может кого-то назвать из «4 тысяч», повстречавшегося на его пути. И это свидетельствует об одном: «почва» жива.

Полная версия интервью, опубликованного газетой «Известия» в феврале 2012 года. 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с morebo.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • morebo
          • домен morebo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции