html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Белорусская эротика не увидела варшавского зрителя

Isk_dih

Ольга Мжельская

На днях корреспондент КУ побывал в Варшаве на открытии второй части проекта «ZABOR», где натурально лоб в лоб столкнулся с цензурной сечей современного белорусского искусства.

Вряд ли есть минчане, выходящие хоть иногда из замкнутого кольца повседневности «дом-работа-дом», не знающие или не видевшие «ZABOR» у входа в парк Челюскинцев. Такой подход к просветительской деятельности жителей города стоит не просто внимания, но и поощрения. Ведь если среднестатистический белорус не хочет сам идти в музей за «поглощением» искусства, то теперь само искусство идет к нему. Кого-то оно застигло по пути на работу, кого-то — при воскресном выгуливании маленьких спиногрызов, а кого-то — у выхода из метро при нервном ожидании своей ненаглядной половинки.

О минском «ZABORе» в свое время хорошо рассказал наш блогер Артем Онащенко, поэтому здесь речь пойдет о тяготах варшавского «ZABORa» и разнице в отношении горожан к такого рода проектам в Минске и Варшаве.

Выезжая в Варшаву, мы были уверены, что статья об открытии выставки будет из разряда хвалебных од с «мимишным» флером. Но польская столица встретила нас перчинкой. Парадоксальная вещь: нашему искусству удается обрасти цензурой даже в зоне Евросоюза. Десять полотен было снято по инициативе белорусского посольства в Польше. Аргументы весьма пространны: семь работ имели ярко выраженный сексуальный подтекст, и такая католическая страна, как Польша, может это не оценить, а полотна с советскими вождями потенциально оскорбили бы здание Совета министров, которое стоит напротив Ботанического сада.

Мы решили раскрыть тайну, рискнуть и выложить работы, не попавшие на варшавский «ZABOR»:

Страшно представить, какой калейдоскоп сексуальных картин мог самоорганизоваться в головах работников посольства, если они так забеспокоились за хрупкую духовность жителей Варшавы. Интригующе звучит и тот факт, что те самые работы с ярко выраженным сексом, не выйдя навстречу варшавскому зрителю, остались в стенах посольства.

Антонина Серякова, бренд-менеджер «Зубр Капитал»:

«В любом случае очень жаль, что жители Варшавы не увидят проект в полном его объеме. Концепция проекта считывается и в таком варианте, но все равно самые забористые и интересные картины были сняты. Изначально, когда планировалась выставка в Варшаве, мы отбирали работы исходя из предположения, что как раз варшавский зритель, в отличие от минского, готов воспринимать и понимать более острые проявления современного искусства. Мне жаль, что экспозиция вышла неполной. С другой стороны, все, что скрыто, всегда привлекает больше внимания. К тому же на сайте варшавского «ZABORa» выложен проект целиком, так что пытливые варшавяне смогут увидеть запретный плод в интернете».

Руслан Вашкевич, художник и участник проекта «ZABOR»:

«Это большой минус проекту. Высказывание художника, особенно «заборное», не надо останавливать на полуслове. Тем более без ведома автора, иначе это не высказывание, а какой-то пук. Внятного художественного жеста не получилось, некоторые авторы выглядят совсем нелепо, потому что от их серий осталась половина работ, а то и меньше. Такое своеволие могут себе позволить случайные, необразованные в культурном плане «специалисты», а если они такие осторожные и пугливые, то не стоило начинать этот проект вовсе. Тем более что со стороны минского устроителя акции — «Зубр Капитал» — все было сделано грамотно и предусмотрительно. Я имею в виду согласование их действий, макета и эскизов всех представленных работ для Варшавы с Министерством культуры РБ. Короче, хочется сказать: «Не надо баловаться!»

В итоге на самом открытии выставки в Варшаве в голове вертелось словосочетание «выставка-миниатюра». Возможно, если бы мы не видели минский размах этого проекта, то слово «миниатюра» и не появилось бы, но в Варшаве все действительно было в уменьшенном виде: количество работ, количество зрителей… Сама аллея, прилегающая к забору Ботанического сада Варшавского университета, и та была по-осеннему тихой, спокойной и особенно камерной. В таких условиях начинаешь реально оценивать ситуацию в Беларуси. Для такого города, как Варшава, выставки под открытым небом  скорее норма.  В это время проходило как минимум два-три похожих проекта. Для Беларуси — невиданный размах. Наверняка в ближайшее время выставок, вышедших из музеев и галерей навстречу зрителю, будет больше. Это абсолютно беспроигрышный вариант — заборные проекты еще на протяжении не менее лет пяти будут пользоваться интересом со стороны массового зрителя, пока не станут для нас обыденной частью городского пространства. С другой стороны, это хороший способ помалу приобщать белорусского зрителя к современному искусству. Понятно, что большая часть населения страны к искусству по-прежнему относится лишь с традиционным подходом, давая оценку в формате «красиво-некрасиво». Концептуальное искусство для белорусов, не входящих в определенный круг культурного меньшинства, пока что-то «странное», «некрасивое», «непонятное», «неправильное» искусство. Именно поэтому ясно, что повесить на забор парка Челюскинцев «Искусственное дыхание» Вашкевича на данный момент в принципе невозможно. Но верится с трудом, что варшавский зритель не понял или отрицательно воспринял бы такую детскую шалость автора. 

«При всех своих недостатках, как я теперь понимаю, минская акция удалась. Для Минска это было впервые: удачно выбранное место, масштабная реклама, архитектурная ситуация, количество зрителей, сам факт интервенции городского пространства искусством — это все плюсы минского «забора». Для Варшавы данная форма презентации не является удивительной: многочисленные заборы и ограждения в городе креативно и давно используют все кому не лень. Количество культурных событий на квадратный метр там и здесь тоже не сравнить. Без серьезной рекламной кампании шансов нет никаких. Плюс все вышеперечисленные минусы — и на выходе получаем соответственный результат. Незачет», — именно так Руслан Вашкевич оценивает сложившуюся ситуацию.

И пусть организаторы утверждают: «ZABOR» — это срез белорусского современного искусства, — с ними можно очень жарко поспорить, учитывая, что представлено всего четыре художника, да и те одной «весовой категории». Когда детсадовцы белорусской живописи могли грезить только о манке без комочков, этот квартет смело покорял пожарные лестницы женских общежитий в поисках прекрасных вдохновений.

Как минимум по причине возрастного различия проект неосознанно хочется расширить другими авторами, при всем уважении к Вашкевичу, Стальмахову, Ковалю и Альшевскому. Но «Зубр Капитал» смотрит на это с несколько другого ракурса:

«Мы хотим развить и сделать этот проект более комплексным. Скоро он поедет в Витебск. И мы не просто будем выставлять минский «ZABOR», но и дополним его работами одного из витебских художников. В связи с чем организовали конкурс, где любой художник Витебска может подать заявку со своими работами. Но мы решили, что все-таки связующим звеном долгоиграющего проекта «ZABOR» будут именно  художники и  именно эта четверка». 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kyky.org

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kyky.org
          • домен kyky.org

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции