html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Знакомые все лица...

Заг

Её Королевское Величество не раз была замечена с фотокамерой. Причём её предпочтения не ограничиваются только Лейкой. В руках у Елизаветы II бывали и другие аппараты. Как-то давно я уже писал об этом, в статье «Королевская забава», где речь шла о линейке миниатюрных камер Rollei 35. 

Имидж той или иной фотокамеры в мире маркетинга, да и в среде обывателей, бесспорно, определяет мощность направленного на неё рекламного шквала. Однако в кругу людей близких к фотографии, в гораздо большей степени имидж бренда лепится и совершенствуется мастерами, которые с его помощью умеют творить шедевры. К ним прислушиваются. Для профи это куда более убедительно.


Анри Картье-Брессон

Здесь я умышленно употребил термин «мастера». Слово «фотограф» сегодня обесценено и практически потеряло всякую связь со словом художник. Хотя о терминах можно спорить бесконечно. Да, фотограф не всегда должен быть мастером, нужны и подмастерья-подёньщики, хотя бы для работы в паспортном столе.
Зачем, скажем, фотографу «бомбящему» детсады, школы или приморские набережные, мастерство? Достаточно отточенной раз и навсегда техники.
Анри Картье-Брессон. Автопортрет из книги «Tete-a-tete». Portraits by Henri Cartier-Bresson

Для меня толпа, увешанная дорогой фотоаппаратурой, отирающая стены думских коридоров и придворных апартаментов тоже фотографы-подмастерья. Или студийно-фотошопные «гении», творящие из женской плоти под идеально выверенным светом пошлую бездарщину или отвратный вымученный «сюр» под Дали? Разве они мастера?
Да, не надо нам клонов Сальвадора Дали, мы его уже проходили, прекрасно знаем все его шизощедевры и очень здоровые и точные высказывания: «Если живопись (читай фотография) не полюбит тебя, вся твоя любовь к ней будет безрезультатна». И ещё: «Сначала научись писать (снимать) как старые мастера. Потом ты сможешь писать (снимать) как захочешь. Только так ты добьешься признания».
Книги «Tete-a-tete». Portraits by Henri Cartier-Bresson и  «The Decisive Moment»

К разряду подмастерий отношу и творцов гламурных «глянцев», несмотря на безупречную профессиональную отточенность их работ. Технически совершенная фотография, облачённая безвкусицей её создателя - наискучнейшее зрелище.
Ничуть не сомневаюсь, что в сонме фототусовки есть великолепные мастера. Иногда, очень редко, их можно вычислить в бесконечном потоке выставочных экспозиций. Но когда мастера работают под заказ, на скорость, за хорошие «бабки», как правило - они безликие фотографы-подмастерья.
Небезызвестная американка Susan Sontag очень точно заметила: «В последнее время фотография почти уже стала таким же популярным развлечением, как танцы и секс. А это значит, что она, как и любая форма массового искусства, уже не воспринимается большинством людей как искусство. Она превратилась в социальный ритуал, в способ избавления от тревог, в инструмент власти».
Из книги «Tete-a-tete». Portraits by Henri Cartier-Bresson



Владение кадром - художественный дар, дар Божий. С ним родиться надо. В фотографии, как в живописи и скульптуре, вы можете передать хорошо только то, что вы хорошо понимаете. Искусство не зависит исключительно от технического мастерства.

Ни будь Анри Картье-Брессон великолепным рисовальщиком (рис. 1 и 2), мы никогда бы не услышали о нём, как о великом Мастере. О себе, как о мастере он, правда, никогда не говорил. Вот одно из его высказываний из книги «The Decisive Moment» («Решающий момент» Анри Картье-Брессон, Париж, 1952г) (рис. 3): «В 1947 году, с пятью другими независимыми фотографами мы основали объединение – фотоагентство «Магнум», которое занимается распространением наших фоторепортажей для французских и иностранных изданий. Но, несмотря на это, я продолжаю себя считать фотолюбителем, дилетантом»
Трудно себе представить, что преуспевающие объединение фотографов-документалистов, каковым является сегодня «Магнум», в конце 1940-х годов едва сводило концы с концами. Чего только не делали его основатели, чтобы помочь своему детищу. Для добычи денег на зарплату секретаршам, первый директор «Магнума» Роберт Капа даже играл на скачках. Но благодаря реальной помощи, которую агентство оказывало своим сотрудникам, а также громким именам и таланту основателей, «Магнум» развивался необычайно быстро и эффективно и вскоре достиг финансовой независимости.

«The Decisive Moment» (рис. 3) - первая книга Картье-Брессона. Она включает 126 фотографий отобранных мастером. В качестве эпиграфа к ней Картье-Брессон взял высказывание кардинала Ретца жившего в XVII веке: «В прошлом, настоящем и будущем ничего не было и не будет без своего решающего момента». Эта мысль стала ключевой в его теории фотографии, практически синонимом его имени. «Фотографирование, - писал он, - это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении».

Ещё пара слов о даре владения кадром и о настроении.

«Фотография - это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды». (Анри Картье-Брессон).
А ещё нужен кураж. Порой, уныло гуляя среди острейших сюжетов, их не видишь, не можешь на них сосредоточиться. Вспоминаешь о них и сокрушаешься лишь потом, когда к тебе вернулся соответствующий настрой. «Что толку в глубине резкости, если не испытываешь глубоких чувств?» (Уильям Юджин Смит).

Теперь немного о съёмочной технике.
С высказыванием великого мастера, которое постоянно муссируется разными авторами: «снимать можно и консервной банкой» трудно согласиться (первоисточник афоризма мне не известен). Если это действительно слова Картье-Брессона, то он явно слукавил. Как-то слабо верится, что с помощью, пусть даже золотой жестянки, можно делать мастерские портреты (рис. 4).
Зато я знаю другие слова Картье-Брессона: «…имеется некоторый фетишизм, который развился по отношению к фотографической технике. На самом деле техника, владение ею, важны ровно настолько, насколько позволяют передать то, что фотограф увидел, добиться конкретного результата, чтобы потом не описывать словами упущенные фотографии, которые не существуют нигде, кроме как в голове у фотографа. Аппарат для нас инструмент, а не красивая механическая игрушка. Фотоаппарат должен соответствовать тому, что мы хотим сделать, должен позволять чувствовать себя в своей тарелке. Управление камерой – выдержка, диафрагма и т.д. должны быть рефлекторными, как переключение скоростей в автомобиле, и не иметь задержек даже при самых сложных операциях (из книги «The Decisive Moment»).
рис.5 Анри Картье-Брессон


Помимо «консервной банки» Анри Картье-Брессон практически всегда работал Лейкой со штатным полтинником (Тессар 3,5/50). Его карманы были набиты кассетами с ч/б плёнкой, которые он быстро расходовал. К «цвету» Мастер относился прохладно. Лаборанты «Магнума» со всех кадров делали превьюшки 9x12см, а маэстро подолгу перебирал их, находя 5 – 6 достойных. Отобранные кадры вновь печатались в большом формате. После этого была окончательная оценка.
рис. 6. Leica IIIf, принадлежащая  Картье-Брессону, а так же три его книги с автографами: 1. Les Européens Photographis (1955, in French),  2. Exposures à la Sauvette (1952) 3. Menschen in Moskau (German, 1955) на одном из аукционов.

Анри Картье-Брессон и фотокамера Leica, воспринимаются нами сегодня как единый образ (рис. 5). Во времена великого мастера Leica была рядовым инструментом фотожурналиста. Это сегодня она считается некой дорогой культовой «штучкой». Рабочие атрибуты (или, часто, их подделки), принадлежащие мастеру до сих пор кочуют по разного рода аукционам и торгам (рис. 6).

рис. 7. Алан Бин шагает с Хасселем по луне


Несколько слов о Луне, о Хасселе и об Алане Бине
(Alan Bean LaVern - астронавт NASA).

Безусловно, в космической тематике Гагарин – это «наше всё».
А кто из сотни опрошенных россиян скажет хоть что-нибудь о людях, ступавших на другие небесные тела? Сколько их, когда, кто?
Возможно, кто-то слышал о Ниле Армстроге*. Ну, о нём просто нельзя было не услышать. В июле 1969 года Армстронг возглавил экипаж космического корабля Apollo 11, задачей которого была посадка на Луну. 20 июля 1969 года Армстронг стал первым человеком в истории, ступившим на поверхность Луны. Вместе с напарником Эдвином "Баззом" Олдрином он провел на естественном спутнике Земли около двух с половиной часов.
*Из недавней прессы: «В США 25 августа 2012г в возрасте 82 лет скончался первый человек, побывавший на Луне, - астронавт Нил Армстронг. Президент США Барак Обама заявил, что умер «великий герой Америки», который доказал дух нации, способный на покорение Луны».
рис. 8. Алан Бин

Вы думаете, сообщение о высадке человека (не американца, просто человека) на Луну было набрано крупным шрифтом на первой полосе «Правды»? Ничуть. Да, между прочим, что-то было напечатано, так, вскользь. Основную же информацию мы жадно черпали из журналов «Америка», «Англия» и из хрипящего от глушилок «Голоса Америки». А журналы эти ещё и раздобыть надо было, потому, как свободно они продавались лишь во внутренних киосках казематов Старой площади.
Зато советские спецмастера из СМИ сразу же и очень квалифицированно стали разжигать широкомасштабную истерию относительно фальсификации всех американских лунных полётов. Эти спецмастера, вернее уже их дети, не унялись и до сей поры.

Не буду говорить о причинах нашего космического фиаско, не моя это компетенция.
Лучше я скажу пару слов об одном космическом фотографе, запросто гулявшем с Хассельбладом по Луне (рис. 7 и 8). Это астронавт NASA Alan Bean LaVern (р. 15 марта, 1932г). Он стал четвёртым человеком ступившим на луну. Алан Бин совершил свой первый полет в космос в возрасте тридцати семи лет на борту Apollo 12. Это был второй пилотируемый корабль, отправившийся на Луну в ноябре 1969 года. Алан Бин был пилотом лунного модуля на Apollo 12.
Вместе с командиром Apollo 12 Charles «Pete» Conrad (Конрад, Чарльз Пит) Бин посадил модуль на поверхность Луны 19 ноября. Они провели там 31 час 31 минуту и дважды выходили из лунного модуля, чтобы собрать образцы грунта, установить научную аппаратуру и сделать снимки. Для съёмок Бин использовал Hasselblad HEDC с объективом Biogon 5,6/60 (рис. 7), специально разработанный для этой миссии.
Они демонтировали некоторые фрагменты стоявшего недалеко от места посадки беспилотного аппарата «Surveyor 3» прилунившегося тремя годами ранее, и доставили их на Землю для изучения свойств материалов после длительного пребывания на Луне. На деталях были обнаружены живые земные микроорганизмы, но скептики возражали, что они были занесены после возвращения, и вопрос остался открытым. За этот полёт Бин был награждён медалью NASA «За выдающиеся заслуги» в 1970 году.




Теперь немного об очень знакомых лицах с фотоаппаратами.
рис. 9. Бриджит Бардо уединилась с Asahi Pentax(ом)

рис. 10. Великолепная Бриджит с  прекрасной Exakt(ой) Varex

рис. 11. Элвис Пресли

рис. 12. Элизабет Тейлор изучает Rolleiflex

Бесспорно, фотокамера в руках известного человека в подавляющем большинстве случаев – рекламный ход или атрибут фотосессии (рис. 9, 10 и 11). Реже знаменитость удаётся застать с фотоаппаратом врасплох (рис. 12).

Музыканты - фотографы
Поскольку среди знаменитостей мне более интересны хорошие музыканты, начну с них.
По итогам множества самых разных авторитетных и не очень рейтингов, Эрик Клэптон в сотне лучших гитаристов мира занимает третье место, после Джимми Хендрикса и Би Би Кинга. На мой взгляд, это утверждение было справедливо лишь при жизни Хендрикса (рис. 13). Что касается Би Би, Эрик всегда сам позиционирует себя вторым номером после него.
Сегодня Эрик Клэптон (рис. 14) несомненно, один из лучших blues и ritm & blues – гитаристов. Он же великолепный виртуоз акустической гитары, а это самая важная характеристика мастерства музыканта-гитариста.
рис. 13. Джимми Хендрикс с неопознанной фото и кино техникой

рис. 14. Эрик, а крышку с объектива снять?

Когда однажды великолепного леворукого ирландского музыканта Гэри Мура, безукоризненно освоившего технику игры на обычной праворукой электрогитаре спросили, почему он практически никогда не играет на акустике, тот ответил, что ему не хотелось бы разочаровывать своих поклонников. Очень немногие электогитаристы решаются солировать на классической акустике. На ней слабую технику игры никаким фазбаксом** не прикроешь.
**Fuzzbox - устройство для введения намеренного искажения звука.

15

«Роллинги» с фотоаппаратами
В нынешнем году «Rolling Stones» отмечают 50-летие со дня своего дебюта. По этому случаю запланированы несколько концертов сначала в Париже, потом в Лондоне и Ньюарке (США). В Париже выступления Роллингов прошли с помпой. На предстоящие лондонские и американские концерты все билеты уже раскуплены и в настоящее время перепродаются билетными «жуками» по баснословным ценам, доходящим, по слухам, до 25 тыс. долларов (рис. 15).
рис. 16. Роллинги - фотографы
рис. 17. Ронни Вуд


рис. 18. Мик Джэггер



20



21

На всём протяжении своей творческой жизни музыканты группы, то там, то здесь мелькали с фотоаппаратами. Иногда «тяга к фотографии» становилась для них общей (рис. 16). Реже с аппаратом музыканты появлялись в одиночку (рис. 17). Но особым пристрастием к фотографии на всех этапах творчества отличался Мик Джаггер (мне больше импонирует анг. Джэггер) (рис. 18, 19, 20).

«Символ перестройки мира» с камерой
Эрнесто Че Гевара ушёл в мир иной более 45 лет назад (9 октября 1967). Его великие современники Шарль де Голль, Мао, Кеннеди, Никита Хрущев заняли почетные места в учебниках всемирной истории. Их знают и помнят. Правда, вспоминают по-разному, кто с почтением, другие с неприязнью. А Команданте*** Че, по-прежнему, как и при жизни, остаётся легендой, кумиром. О нём до сих пор выходят новые кассовые игровые и документальные фильмы. Издаются и сразу же становятся бестселлерами его биографии. Легендарному революционеру-авантюристу посвящены десятки интернетовских сайтов. Сегодняшний прагматичный и рассудочный мир истосковался по романтике. На дворе - время Че.
*** Команда́нте (исп. comandante) — воинское звание в испано-язычных странах.
рис. 22. Эрнесто Че Гевара

23

24

Говорить об Эрнесто Че Гевара в двух-трёх строчках бессмысленно. Достаточно набрать в любом поисковике буквосочетание «че», чтобы утонуть в лавине информации.
Бывший аргентинский доктор Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна (так на самом деле звучит его имя) был разносторонне образованным, увлекающимся человеком. В перерывах революционной активности Че находил время для своего увлечения фотографией, о котором известно гораздо меньше, чем, скажем, о его занятиях стихосложением и спортивных успехах (рис. 22, 23, 24).

Знаменитостей, увлечённых фотографией на свете немало. Тем, кому эта тема показалась интересной, и тем, кто, возможно, захочет её развить и продолжить, рекомендую покопаться в фотоархивах, ну, скажем, New York Times , BBS, World Press Photo, или в фотоархиве ИТАР ТАСС.





Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • int
          • домен r-s-u.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции