html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Татьяна Толстая: «Художественное вранье - это не ложь, это цветение фантазии»

Татьяна Толстая. Фото Наталии Времячкиной

Встреча с Татьяной Толстой прошла, состоявшаяся 2 сентября на «Бульваре читателей» - книжной ярмарке, организованной книжным магазином «Фаланстер» в День города. Встречу вел Дмитрий Ольшанский.

 

- Я часто встречаю в разных интервью, что люди не читают современные русские тексты, читают только нон-фикшн или только Льва Толстого и Марселя Пруста. Поэтому мой первый вопрос: интересно ли вам читать тексты неизвестных авторов, если да, то кого, и вообще, что для вас сейчас представляет собой этот процесс чтения?

- С одной стороны я готова подписаться под таким отношением к делу, которое вы сейчас описали - читать только Льва Толстого и не читать современную литературу. Но сказав это, я тут же перейду ко всяким оговоркам. Тут есть две вещи. Во-первых, чукча находится в совершенно ином режиме, нежели обычный читатель, - он пишет. Для писателя чтение чужих текстов - это каждый раз довольно болезненная операция, потому что писатель чем-то кормится. Писательский червь, который сидит внутри, - это ненормальность, которая заставляет нас неизвестно почему работать со словами каким-то странным образом, ну у всех есть свои отклонения, у нас - такие. Нам нужна какая-то пища, такой пищей являются природа, погода, музыка, на кого что действует, но также и чужие слова. И эти слова, сложенные в определенный рисунок, нами поглощаются не так, как обычным читателем, который просто пришел поесть. Мы как повара, которые пришли в другой ресторан, мы совершенно иное извлекаем из текстов. Либо эти тексты нас отторгают и мы их отторгаем по каким-то причинам - например, слишком близко по манере думать и выражаться, значит ты боишься уже контаминации, ты боишься подхватить что-то и потерять с таким трудом находимый собственный голос. Во-вторых, боишься просто потраченного времени, потому что может это и интересно, но так мало выделено времени чтобы ты сам успел что-то сделать, а тут зачем-то ты читаешь чужое, которое тебя не кормит и не радует, так, пустая игра бликов на воде. Классики - с ними спокойнее, потому что они отделены от нас непроницаемой стеной. Стена сложилась из времени, которое меж нами пролегает, из того, что все безвозвратно прошло и уже не вернется - те люди ушли, те отношения ушли, классики жили до катастроф ХХ века, поэтому как бы они ни были умны, проницательны и все прочее, но этих катастроф не видали. Они там, за стеной, в прекрасном каком-то пространстве находятся, поэтому они относительно безопасны. Они потому и классики, что они одновременно глубоки и просты, и из современников подобное мало кто может, потому что прошли времена глубины и простоты. Но если случайным глазом по тексту мазанешь, все-таки интересно, что там у людей в словах делается, и находишь кого-то, кто тебя не раздражает, не напрягает, не отторгает, то смотришь туда, и иногда попадается очень-очень близкий сердцу, приятный, не мешающий тебе жить человек - в данном случае писатель. Мало для меня таких, но все же на мой век хватает, я даже уговорила издательство “Эксмо” сделать небольшую (потому что большую они не станут) серию писателей, которые так бы им были не нужны совсем, потому что как я вижу, они не заточены, как сейчас выражаются, на то, чтобы печатать хорошие тексты. Им очень жалко напечатать три тысячи экземпляров - деньги потрачены, а никто ведь это не съест, и как же так, ой-ой-ой. Мне кажется, что они совершенно неправы, потому что они могут вообще лишиться читателей, только тупых жвачных животных разведут вокруг, которые читают плохие детективы и плохие дамские романы, которые написаны не теми, кто обозначен на обложке как авторы, и в конце концов они рухнут как издатели. Куда они тогда пойдут? Они больше ничего не умеют делать по-моему. Так что писателей хороших надо находить, бережно оборачивать в розовую бумажку и печатать. Двоих мы напечатали сейчас, теперь очередь третьего. Надеюсь, что в сентябре выйдет книга замечательного писателя Дениса Осокина, она ни на что не похожа. Он эротический писатель, настоящий эротический писатель, второго такого мне не назовете, я сама такого не знаю. Это не порнография и не romance, настоящая эротическая проза, такой редкий жанр...

 

- Жанр “Темных аллей”?

- Да, жанр “Темных аллей”, но совсем-совсем не похоже, ничего подобного. Иван Алексеевич писал и другие вещи, условно говоря социальные, а Денис Осокин пишет только про эротику. Он очень органически и естественным образом эротический писатель. А первые два - Михаил Гаёхо, такой питерский писатель, роман “Мост через канал Грибоедова”, и Лора Белоиван, владивостокская писательница. Они совершенно случайно у меня в голове сложились-сошлись, они абсолютно не похожи друг на друга, очень советую.

 

- Есть такая знаменитая фраза: “Иван Петрович умер”. Имеется в виду, что существует герой традиционной литературы, которого как-то зовут, который что-то делает (“Иван Петрович подошел к окну” и т.п.). Речь о том, что в XXI веке невозможно написать большой правильно устроенный нарративный роман, где будут действовать вымышленные герои, у которых будет большая сложная судьба, представленная нам от начала и до финала. Что вы думаете о проблеме традиционного изложения в прозе?

- Я думаю, что сейчас есть некоторая усталость от этого дискурса: “Иван Петрович подошел к окну. За окном багровым сгустком закатное солнце садилось в облака”. Эта формула сейчас не работает в высокой прозе, она хорошо работает в прозе средней и низкой, ее просто иначе писать нельзя. Ваш вопрос относится к высокой прозе, к острию, по которому литература движется. Описания того, что сделал Иван Петрович, который будто бы существует, его неспешные передвижения - все это нужно не ради самого Ивана Петровича, дело в том, чтобы что-то важное сказать о чьей-то уникальной живой душе, о ее радости и тоске, к которым сводится земное существование, потому что всякий человек задается вопросом: почему я здесь оказался, почему меня отсюда выгонят и для чего это все. Ты не успел понять, что происходит, а уже давай, старушка, на выход. Есть ли бог, куда меня ведут, там тьма или какие-то новые жизни. Всякий думающий человек эти вопросы проживает, и каждый раз об этом можно сказать по-новому, завернув эту мысль в самые разные сюжеты, фабулы, темы. Так что на этот вопрос я не могу ответить однозначно, я надеюсь, что литература не может умереть в принципе, но куда пойдет высокая литература - это вопрос. Она безусловно не развалится так, как развалилось изобразительное искусство.

 

- Вот есть слово, с которым автор состоит в каких-то отношениях. Он что-то с ним делает, это слово звучит, не звучит, имеет вкус, цвет, запах. А как по-вашему, существует ли какое-то содержание, которое в этом слове есть, которое из него следует, но при этом уродует, портит и делает невозможной саму красоту, которая заложена в тексте? Грубо говоря, бывает ли такая этика, которая уничтожает эстетику, которая есть в литературе, какие-то взгляды, которые делают невозможным хороший текст? Насколько вы индифферентны к тому, что хочет сказать человек, если он талантлив?

- Дано: писатель что-то пишет, и еще не дописал до того момента, где этика вступает. И вот ты смотришь - да, это талантливый писатель, а потом он начинает про что-нибудь омерзительное, например, про мучения детей. Тогда мне хочется встать с дивана и пойти застрелить этого автора, и мне совершенно все равно, талантливая это сволочь или нет. Есть этические вещи, которые никуда из этого пасьянса не выпадают, но если представим себе то же самое, но сделанное бездарно, то в общем только зевнешь и отойдешь: не смог нагадить, как ни старался, у него кривой ржавый пистолет, он не может из него стрелять. Поэтому когда человек талантливый, но нарочно пишет гадости, а ведь у каждого текста есть цель и смысл - если нету цели и смысла, тогда это вообще не текст.

 

- Есть много литературы, которая построена как псевдомемуары, как автобиографии, есть много литературы (Лимонов, Довлатов), выстроенной вокруг обстоятельств, которые с героем-автором происходили. Такие авторы всегда очень популярны, и их всегда воспринимают очень буквально: если лирический герой описывает пьянку, то это значит алкаш, и т.д. Что вы думаете на тему поэзии и правды? Мне лично кажется, что литература действует в некотором роде как противофаза по отношению к жизни, она сплетает то, что расплетается в качестве реальной жизни. Что вы думаете о превращении жизни в литературный текст?

- Наиболее сложные тексты такого плана - романы позднего Катаева, особенно “Алмазный мой венец”. Когда этот блестящий роман появился, выбежало огромное количество либеральной интеллигенции, которая, жадно дыша, нашла много-много расхождений. Катаев никого не называет по имени, он всем дает прозвища, он цитирует строчки, искажая их. Я абсолютно убеждена, что искажения он делает специально, но не в том смысле, что мол искажу-ка я. Он действует следующим образом: все мы думаем, что очень хорошо помним те или иные строчки, но идеальная память бывает редко. Обычно когда поэтические строки проходят в твою память, они немного искажаются, забываются и изменяются, потому что там есть ты и потому что ни один поэт, какой бы силой он ни владел, не может твое внутреннее ядро сломать, поэтому происходят какие-то внутренние ошибки и искажения. И Катаев, когда писал, гениальностью настоящего художника понял, что не надо прогибаться перед буквально другим поэтом. Другой поэт там, в другом месте существует, он в своем мире пишет все слова как надо, а это его, катаевский Мандельштам, катаевский Есенин, катаевский Маяковский. Он описывает некоего себя, который живет в этом мире, общается с этими людьми, он перед ними хвастается, они с ним пьянствуют, потом они вместе идут гулять - он создал высокохудожественный образ в частности с помощь псевдовоспоминаний. И поразительно, что люди, совсем неглупые и чуткие к художественному слову, но нелюбящие Катаева, начали попрекать его тем, что вот тут у него прыщ, а вот тут - бородавка. Поскольку “Алмазный мой венец” - прекрасное художественное произведение, мера вранья в нем вполне допустимая. Художественное вранье - это не ложь, это цветение фантазии. Всякий цветущий куст должен иметь свою форму - некоторым лучше цвести как есть, а некоторым лучше придать форму шара. Здесь как раз проявляется мера вкуса и таланта.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с morebo.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • morebo
          • домен morebo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции