html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Нужна ли нам «царь-ракета»?: Старт

Что будет с пилотируемой космонавтикой после МКС? Новая орбитальная станция? Строительство базы на Луне? Полет на Марс? Освоение астероидов? Очевидно, что новый импульс развитию космонавтики могут дать только большие задачи.

Эти задачи подобны тем, что вели вперед советских и американских конструкторов в 1950—1970-е годы. Но если они и появятся, для них потребуются новый инструментарий и новые идеи. Или пригодятся идеи прошлого?

Хватит ли пороху?

В сентябре вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил Федеральному космическому агентству подумать над созданием лунной базы. По мнению высокопоставленного члена правительства РФ, эта глобальная цель «потянет за собой промышленность и науку». Если не рассматривать это заявление как чистый политический пиар, а пытаться проанализировать ее предметно, то очевидно, что для решения подобной задачи придется создать соответствующую материальную основу. Но не слишком ли фантастически это звучит, особенно с учетом всех проблем, которые преследуют нашу ракетно-космическую промышленность? Баз на Луне еще никто не создавал, а для краткосрочных экспедиций на ночное светило, как все помнят, была построена сверхтяжелая ракета Saturn V, которая поднимала на низкую околоземную орбиту 140 т полезного груза. Ничего подобного в сегодняшнем арсенале человечества, и США в том числе, нет.

Впрочем, если нет, это не значит, что не будет. В начале августа Роскосмос объявил тендер на создание ракетного комплекса сверхтяжелого класса для космодрома Восточный. В качестве одной из задач перспективного носителя станет доставка пилотируемого корабля к Луне. Впоследствии, правда, выяснилось, что на тендер была подана всего одна заявка — от Российского центра им. Хруничева, который и был объявлен победителем. Теперь ракетостроителям из Филей предстоит за 10 млн рублей подготовить к 31мая 2013 года эскизный проект сверхтяжелого носителя. Странно, что в числе участников тендера не оказалось РКК «Энергия» — ведь незадолго до оглашения его результатов генеральный конструктор королёвской фирмы Виталий Лопота заявлял о готовности выиграть это состязание и предложить свой проект сверхмощной ракеты. Лопота называл сильной стороной своего предложения опыт по созданию знаменитой «Энергии», первый и единственный раз поднявшей на орбиту «Буран», а также тот факт, что ее боковой ускоритель — блок А — успешно используется и поныне в российско-украинской ракете «Зенит-3SL», задействованной в системе коммерческих пусков «Морской старт».

Как бы то ни было, новый лунный проект, если он станет реальностью, многие склонны связывать со строительством очередной версии «Энергии» или Saturn V. В самом деле, для старта к Луне (тем более, если речь идет о лунных базах) понадобится вывести на низкую околоземную орбиту конструкцию весом 150−170 т, в состав которой войдут емкости с горючим, разгонный блок и корабль с посадочным модулем). Как же обойтись без сверхтяжелого носителя?

Споры пионеров космонавтики

Идеи полета к Луне без сверхмощной ракеты имеют давнюю историю. В 1950-х СССР сумел опередить США, создав Р-7, которая доставила на орбиту обитаемую капсулу весом 4,7 т. Американский Redstone ни на что подобное способен не был, и первый американский астронавт совершил лишь суборбитальный полет. Но в ходе начавшейся лунной гонки Америка стала разрабатывать сверхтяжелую ракету и вырвалась вперед. Еще в начале 1960-х, вероятно, предвидя, что сделать большой носитель быстро не удастся, С. П. Королёв предлагал организовать лунную экспедицию с помощью «семерок», выведя на орбиту три восьмитонных модуля 7K-9K-11K и состыковав их друг с другом. Конечно, это была утопия, даже несмотря на то, что число модулей решили потом увеличить до пяти, так как даже 40-тонная конструкция на орбите не смогла бы выполнить задачи лунного полета. Королёва критиковал его извечный соперник — генеральный конструктор ОКБ-52 В. Н. Челомей, указывая прежде всего на то, что стыковки на орбите еще не проводились и очень сомнительно, что модули удалось бы сразу состыковать без проблем. Сам Челомей в 1960-х отстаивал идею сверхтяжелой ракеты УР-700 с полезной нагрузкой до 150 т (в дальнейших модификациях — до 250 т), которая могла бы быть построена на основе существующего носителя УР-500 (в последующих модификациях — «Протон»). Проекту УР-700 ходу не дали, новый королёвский проект Н-1 не полетел, а если бы и полетел, его полезного груза, не дотягивавшего до 100 т, на лунный корабль все равно бы не хватило — понадобилась бы стыковка по крайней мере двух модулей (подробно о противостоянии лунных проектов Королёва и Челомея мы писали в №7'2009).

Интересно, что спустя годы 120-тонная конструкция, вполне сопоставимая по массе с «Аполлонами», все-таки была построена на орбите. Речь идет о советской орбитальной станции «Мир». Станцию собрали из подвергшихся глубокой модификации компонентов военного орбитального комплекса «Алмаз» — ТКС. «Алмаз» (его пилотируемые версии известны как «Салют-2», Салют-3″, «Салют-5») составил основу базового блока, а состыкованные с ним модули имели технически много общего с транспортным кораблем снабжения (ТКС), летавшим под именем «Космос» с разными индексами. Все блоки, кроме стыковочного узла, привозились ракетами «Протон», которые способны доставить на орбиту не более 23 т полезного груза.

От «Мира» к Луне

«Этот опыт свидетельствует, — говорит главный специалист проектного комплекса ВПК «НПО машиностроения» (в прошлом ОКБ-52) Анатолий Благов, — что и в наши дни некогда технически несостоятельная идея сборки лунного корабля на орбите может быть осуществлена без применения новой «царь-ракеты»».

Конечно, на сегодня новый полет к Луне (а возможно, и создание лунной базы) относится к самым реалистичным проектам, связанным с полетами к другим небесным телам. При этом нет ни малейшего смысла повторять то, что сделали американцы, которые спускались на Луну, отстыковавшись от орбитального модуля. Такая схема дает нам возможность посадки только в экваториальной области, а ведь сейчас особый интерес представляют полярные зоны нашего спутника, где, возможно, есть лед, то есть вода. Вывести орбитальный модуль на полярную орбиту можно, но тогда прилунившемуся экипажу придется очень долго ждать, пока модуль вновь пролетит над местом посадки: Луна-то вращается. В свое время В. Н. Челомей предлагал свою версию лунного корабля, который должен был с помощью ракеты УР-700 долететь до спутника и совершить именно прямую посадку — при этом нам оказалось бы доступно 88% поверхности Луны. По сути, прямая посадка — это обязательный пункт программы для любого государства, которое хотело бы повторить лунную экспедицию. Чтобы отправить в такое путешествие экипаж из трех человек, нам надо вывести на низкую околоземную орбиту порядка 150−170 т полезного груза. Для этого понадобится шесть-семь запусков «Протона» или ракеты-носителя из создаваемой сейчас в России серии «Ангара», которая будет использовать, в отличие от «Протона», экологически более безопасное топливо.

Конечно, постепенная сборка лунного корабля на орбите имеет свои минусы, но в плюсе очевидно то, что, во-первых, не потребуется колоссальных затрат на создание и строительство сверхтяжелой ракеты, а во-вторых, один неудачный запуск не приведет к гибели сразу и сверхдорогого носителя, и корабля. Кроме того, модульность даст возможность более гибко подходить к конструкции корабля, легко вносить модификации за счет замены модулей. Не потребуются и нетрадиционные средства перевозки сверхтяжелой ракеты — ракеты класса «Протона» легко вписываются в железнодорожные габариты.

Мегаракеты из нового света

Несмотря на то что времена Saturn V и системы запуска Space Shuttle остались в истории, США и сегодня имеют планы создания тяжелых космических носителей с перспективой повторного достижения Луны, а также возможного полета к Марсу. На схеме слева показана возможная будущая линейка ракет-носителей Falcon (в сравнении с Saturn V) производства компании SpaceX. Уже существующая в наши дни ракета Falcon 9 способна поднять на низкую околоземную орбиту (НОО) полезный груз 13150 кг. Но у нее намечаются последователи.

Falcon 9 Heavy

На 2013 год намечен первый полет ракеты тяжелого класса Falcon Heavy, которая представляет собой ракету Falcon 9 с двумя дополнительными первыми ступенями, пристыкованными по сторонам. Она сможет доставит на НОО до 53 т полезного груза. В планах — сверхтяжелые носители FalconX, Falcon X Heavy и Falcon XX грузоподъемностью до 140 т.

Constellation

Сверхамбициозная программа NASA включала в себя не только создание нового пилотируемого корабля Orion, лунного посадочного модуля и разгонного блока для путешествий за пределами земной орбиты, но и постройку новых ракет — Ares I для пилотируемых пусков и грузовой Ares V с грузоподъемностью 188 т на НОО. Программа закрыта из-за дороговизны.

Space Launch System

Взамен закрытой Constellation NASA запустила менее дорогостоящую программу «система космических запусков», в рамках которой будет создана ракета для пилотируемых и грузовых полетов. Ракету планируется выпускать в трех конфигурациях с грузоподъемностью 70−100−130 т на НОО. Назначение — вывод тяжелых грузов на околоземную орбиту, полеты к астероидам, Марсу и Луне.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • popmech.ru
          • космос
          • топливо
          • королева
          • премьера
          • луна
          • рубль
          • зенит
          • друзья
          • корабль
          • falcon
          • буран
          • астероид
          • мкс
          • лед
          • россия
          • orion
          • конструктор
          • ссср
          • строительство
          • промышленность
          • арсенал
          • америка
          • гонки
          • царь
          • ракета
          • рамка
          • вода
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции