html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Аутисты: только хорошие новости

 
 

Ученик пятого класса 198-й школы — Гоша

Первый в России класс для аутистов в обычной московской средней школе заработал 1 сентября. Как готовили учителей, как прошла первая четверть и как реагируют сами дети, узнала Екатерина Кронгауз

____

Это один из самых тяжелых текстов на социально значимую тему, которые мне приходилось писать. В этом сюжете все, от начала до конца, не подходит для социального репортажа. В нем все слишком обычное.

Обычная школа №198 на Ленинском проспекте, обычный кабинет. В нем три мальчика — Гоша, Костя и Лерик. И одна девочка — Варя.

Костя и Лерик дружат против Гоши, по­тому что Гоша невероятно разговорчив. Увидев нового человека, он спрашивает: как вас зовут? а папу вашего как зовут? а его папу как зовут? а его папу как зовут? а его папу как зовут? а его папу как зовут? Костя говорит: «Я тебя не люблю» — и направляет на Гошу игрушечный автомат.

Все они первый раз в этом году пошли в обычную школу, в пятый класс, и ходят в нее уже два месяца. Все похожи на самых странных учеников самых обычных классов. У меня в классе тоже был странный мальчик — он был пухлый, туго соображал и мог весь урок говорить «апельсин-апельсец» — не исключено, что он был аутист, но нам об этом никто не рассказывал.

Костя, Гоша и Лерик — аутисты. 

Костя: Я ненавижу тебя, Гоша.
Гоша: А я тебя люблю.

Аутизм — нарушение развития, причины которого до сих пор не известны, а выражается оно в осложненной коммуникации с миром, собой и другими людьми. Аутизм чаще всего и определяют по внешним признакам — проблемы с речью, проблемы с эмоциями, стереотипное поведение, зацикленность на одном действии, сенсорная чувствительность, проблемы с обучаемостью. Это может проявляться как в легкой, так и в очень тяжелой форме.

Аутизм не лечится, но компенсируется, и те аутисты, которым дали возможность развиваться и адаптироваться, впоследствии часто проявляют необычные способности.

Особенность жизни людей с аутизмом в России заключается в том, что у нас нет такого диагноза. Есть диагноз «ранний детский аутизм», но во взрослом состоянии он либо снимается, либо (и это проис­ходит чаще всего) превращается в «шизофрению». Поэтому у нас нет никакой государственной программы по социализации и поддержке аутистов, нет даже системы диагностики заболевания. Все это делается родителями и специалистами-подвижниками, которые сами читают, сами учатся и сами занимаются с детьми.

Лерик: Миссис Таня, миссис, миссис, миссис учительница, добрая учительница, вы не купите нам нугу?

Этот класс — первая на государственном уровне попытка встроить детей-­аутистов в обычную социальную среду. В средней школе такого раньше никто не делал.

До этого года образование Гоши, Кости и Лерика складывалось по-разному и урывками. 12-летний Гоша, самый младший из учеников 5-го класса (самой старшей, Варе, — 14 лет) был на надомном обучении. Ему всегда было сложно сидеть долго на одном месте, поэтому учиться дома оказалось комфортней всего. Параллельно родители пытались проситься c ним в районные школы на некоторые уроки — рисования, музыки, чтобы он постепенно привыкал, — но по школьным правилам ходить он мог только на те занятия, которые предусматривает форма надомного обучения, — на математику, русский, чтение и окружающий мир. То есть именно на те уроки, на которых маленький аутист высидеть практически не в состоянии.

Лерик раньше учился в школе «Кошенкин Луг», редком для Москвы месте, где аутистов учат с первого по четвертый класс и понимают, что эти дети могут учиться по общеобразовательной программе — аутизм не умаляет их умственных способностей, скорее, обостряет эмоциональный дискомфорт. 
Костины родители не любят журналистов, не любят, когда Костю фотографируют, и поэтому о том, где раньше учился Костя, написать нечего.

У Вари диагноз совсем другой — ДЦП, и все же ее присутствие очень важно, считают все участники процесса: она, например, понимает подтекст и иронию, что мальчикам дается особенно сложно, и объясняет им то, чего не могут объяснить взрослые. 

Когда Гоша окончил младшую школу, его родители — педагоги Татьяна Юдина и Даниил Саксонов — обратились в Центр лечебной педагогики, главное место в Москве для детей с нарушениями психического и речевого развития, и там встретились с еще десятью родителями, которые хотели, чтобы их дети учились в обычной школе. Это были родители вполне функциональных детей — с речью, с какой-никакой обучаемостью и способностью взаимодействовать с миром.

Костя: Ты, по-моему, не любишь чай.
Гоша: Люблю.
Костя: Нет, не любишь.
Гоша: А пью.
Костя: Ты, по-моему, все не любишь.
Гоша: Люблю, люблю, люблю, люблю.

«Многие родители думали, что этот класс уже где-то существует, а как узнали, что мы его только хотим организовать, сразу стали отваливаться — мало кому хочется срывать своих детей с тех мест, к которым они уже привыкли, — рассказывает Татьяна Юдина, мама Гоши, невысокая худая женщина лет сорока в джинсах и свитере, она тоже ходит каждый день в школу, как тьютор — взрослый, который присматривает и помогает учиться всему классу. — Они слишком много сил потратили на то, чтобы орга­низовать хоть какое-нибудь обучение своих детей, и говорили мне: «Да, я плачу большие деньги в частной школе, но его же там терпят. Да, не пускают на общие праздники, ну и что?»

От школы нужно было помещение и учительский состав, готовый включиться и составлять индивидуальную программу под каждого ученика.

Первым, кто согласился принять такой класс, был директор школы при 6-й психиатрической больнице. 1 сентября прошлого года Гоша, Лерик, Костя и Варя должны были пойти туда в 5-й класс, но 31 августа директор школы поменялся, а новый сообщил, что никаких экспериментов не будет.

Мы с Татьяной разговариваем на перемене в кабинете — обычный кабинет для начальных классов: парты, угол с игрушками. Необычно только то, что Костя, Гоша и Лерик едят тут же и в столовую не ходят — там плохо пахнет. «Когда Гоше было 3,5 года, один педагог нам сказал: представьте себе человека без кожи, — говорит Татьяна. — А ваш сын, может быть, еще острее все переживает. Думаете, всем нравится, как пахнет школьная столовая? Просто все привыкают. А они нет». 

На перемене Лерик садится и собирает из лего какие-то автоматы, постоянно под нос произнося выдуманный английский текст с вкраплением реальных слов или целых фраз вроде: «Эниуэй мей би блауденс бау бе роли озвучивали александр пушной, мария вовова-а-а эндиуау итс зе енд». Английский он выучил сам, за компьютером, и родители подозревают, что к языкам у него какие-то невероятные способности. Лерик мечтает озвучивать мультики. Гоша на перемене бегает в соседний кабинет директора за конфетами, а Костя ходит улыбаться девочкам в коридор и говорит: «У меня есть девушка Ксения, но больше я ничего не скажу — секрет».

Лерик: Привет, Костя. Люби меня, Костя, пожалуйста, люби меня.


Когда Гоше было 3,5 года, один педагог нам сказал: «представьте себе человека без кожи, а ваш сын, может быть, еще острее все переживает». Думаете, всем нравится, как пахнет школьная столовая? Просто все привыкают. А они нет


Ученики специализированного пятого класса 198-й школы — Варя и Лерик

В итоге родители четверых детей нашли деньги и открыли класс в помещении ЦЛП. Наняли преподавателя математики из школы для одаренных детей, англичанина из Англии, тренера по тейквондо и по плаванию, филологов, учителей по русскому и литературе и еще много кого — и стали учить детей по 2–3 урока в день. Тут надо отметить, что все дети — из полных и, что называется, социально благополучных семей. «Ничего удивительного, — объясняет Юдина. — В отличие от синдрома Дауна или других тяжелых заболеваний, которые становятся видны с рождения, аутизм определяется у ребенка чаще всего не раньше двух-трех лет. Пока все это выясняется, отцы успевают к детям привыкнуть, и это становится их общей заботой».

Сама Татьяна работает в школе на полставки — в идеале у каждого ученика должен быть свой тьютор, который бы занимался с ним постоянно. Аутисту важен че­ловек, который направлен на него одного, ему одному объясняет, с ним одним занимается. К сожалению, этого родители себе позволить не могут, поэтому Татьяна следит в классе за всеми тремя, а с Варей приезжает ее сопровождающий. Татьяна переживает, что как раз ей на­ходиться в классе не следовало бы — Гоша от этого больше расслабляется и все время на нее реагирует, а это неправильно. Но зато Татьяна очень хорошо понимает Гошу. Его болтливость — это проявление тревоги: пришел новый человек — чего от него ждать? Бесконечные вопросы — это проверка. Кто-то удивляется и начинает наезжать — с ним лучше дела не иметь, кто-то внимательно рассказывает — и с ним можно общаться. И он все запоминает — даже как звали прадедушку таксиста, который их однажды подвозил и показался Гоше хорошим человеком.

Учительница: Девочки, что вам?
Девочка (из-за двери): Ладно, пошли, ты что, в зоопарк пришла?

«В апреле этого года мне позвонил начальник управления образования нашего Юго-Западного округа и сказал: «К вам придут родители с предложением, послушайте их, может, выйдет что-то интересное», — рассказывает директор 198-й школы на Ленинском проспекте Галина Милосердова. А дальше — родители пришли, попросили о классе, и Милосердова согласилась. Почему? «Я не знаю, а почему бы нет?» Что она знала об аутизме? «Ничего, только то, что в кино показывали, человек дождя, вот и все».

Так в проблеме аутизма в России случился исторический перелом. Договорились, что класс будет курировать Институт проблем инклюзивного образования, что в школе для него оборудуют новый кабинет, что отберут учителей и проведут для них семинары.

Учитель математики (входя в класс): Лерик, встань.
Лерик (хватая Варю за руку и пытаясь поднять с инвалидной коляски): Варя, вставай-вставай.

Все, кто принимал решения про этот класс, и все, кто с ним работает, — удивительно положительные люди. Не то что особенно добрые или жалостливые. Мо­лодой учитель математики, например, довольно суров, но такой очевидно положительной суровостью. Англичанка — из положительных безобидных школьных учительниц, которую проще обидеть, чем дождаться, пока она кого-нибудь обидит. Классная руководительница — сама доброта. Директор — хорошая женщина. Да и глава управления образования повел себя исключительно положительно, даже создал под этот класс специальный проект и выделил на год 735 500 рублей на разработку методик, оборудование и прочие нужды. Никто из них не похож на героя, на чело­века, борющегося против несправедливости. В этой истории просто никто не мешал и не было никакой особенной злой воли, которая бы встала на пути. Люди, от которых зависело решение и успех этого класса, оказались просто нормальными людьми, а не какими-то особенными.

«Я человек коллектива, если школа в это входит и надо помогать — значит, надо, — классная руководительница Татьяна Михайленкова, учительница начальных классов в этой же школе, объясняет, почему она сразу согласилась. — У нас читали несколько лекций, но так получилось, что я на них не попадала. Я просто пришла 1 сентября — и поняла, что совершенно не готова. У меня было четкое мнение, что с такими детьми может работать только дефектолог или клинический психолог. Но теперь я думаю, что это даже идет на пользу, что я не профессионал, я работаю на интуиции. Бывают моменты, когда я не знаю, как себя вести. Например, вот сейчас, когда они влетели и стали растягивать на мне кофту. Я знаю, как действовать с другими детьми: сделать круглые глаза, пристыдить. А здесь — они меня не видят, и это меня немного пугает. Знаете, с остальными детьми ты сразу понимаешь, что сейчас происходит. А здесь я вижу Гошу, который все время куда-то устремляет свой взгляд, — и я только сейчас начала понимать, что это не значит, что он не слышит. Я уже про них больше понимаю. Больше всех включается Костик. Лерик очень-очень эмоциональный, сломалась игрушка — и он отключился, и бессмысленно его пытаться включить, проще игрушку починить».

Гоша: Давай, давай ты со мной будешь жить, у меня ночевать, чтоб со мной еще кто-то ездил домой?

Почти каждый день на уроки приходят сотрудники Института проблем инклюзивного образования. Проводят семинары для учителей, разговаривают с детьми и родителями, смотрят за процессом и в итоге должны составить индивидуальный образовательный план для каждого. Директор института Светлана Алехина очень аккуратна в своих комментариях: «Сейчас мы можем сказать, что старт — положительный. Это видно по педагогам — учитель ведь обычно говорит, и 25 учеников как будто одинаково все воспринимают. А здесь четверо — но по­нимают все по-разному. И учителя это уже видят.

Мы очень хотим, чтобы этот класс закре­пился в школе и чтобы дети закрепились в этом классе. Мы хотим, чтобы учебный год они закончили успешно. Не в смысле оценок, а в смысле самочувствия и поведения. И чувства удовлетворения у родителей, потому что они очень чутко понимают, что происходит с детьми.
Но этот класс нельзя оставлять без существенной финансовой поддержки и методического сопровождения. А если у этой школы получится включать таких детей, то на следующий год может по­явиться новый пятый класс, но тогда мы уже придем в подготовленную среду и подготовленную команду и сможем больше рассчитывать на успех. Сейчас мы очень волнуемся за этот проект и поэтому говорим очень осторожно».

Гоша: Ты со мной враг, да?
Лерик: Не… Да! А друг только с Варей, Костей, Борей и так далее. И твой брат тоже.
Гоша: Он враг тоже?
Лерик: Нет, твоего брата я люблю, а тебя — нет.

Жизнь и уроки этого класса выглядят так же, как жизнь обычного пятого класса: дети бегают, дети смеются, дети ру­гаются, дети учатся, дети отвлекаются, дети плачут, дети трясутся от того, что урок никак не заканчивается, дети встают без спроса и ходят по классу.

«Я все не верю, что получилось. Жду, когда будет облом», — говорит Татьяна Юдина, и сразу ясно, что эта обычная история не вписывается в привычную для них жизнь — борьбы, неприятия, отторжения и всего, с чем сталкиваются родители странных детей в России.

История, в которой нет облома, для ро­дителей аутистов подозрительна. Потому что самых обычных результатов в России всегда надо добиваться через обломы, скандалы и перепосты. Но не в этот раз.

Учительница: Мы сейчас лепим изразцы. Этим украшали печи и даже целые здания несколько столетий назад в России. Что мы сейчас лепим? Как это называется?
Гоша: И-и-и-и..?
Учительница: Правильно.
Гоша: Из-з-з-з…?
Учительница: Правильно.

Гоша: Изкусство!
Учительница: Вы слышали меня, кто-нибудь?
Гоша: Прекратите злиться, ругаться!

Тьфу-тьфу-тьфу.

 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

8

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции