html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Небесный молот для авианосца: Прорыв

В ноябре 1973 года с дизель-электрической подводной лодки ВМФ СССР К-102 была запущена баллистическая ракета, головная часть которой точно поразила судно-мишень. Пуск проводился в рамках испытаний морского ракетного комплекса Д-5. Р-27К стала первой в истории баллистической ракетой, способной поражать движущиеся надводные корабли.

В марте 1949 года ВМС США провели эксперимент, в ходе которого с борта тяжелого авианосца Coral Sea взлетел бомбардировщик P2V-3C (модифицированный Neptune) с макетом атомной бомбы. Результаты эксперимента подтвердили возможность использования авианосцев в качестве носителей ядерного оружия. Ранее единственным средством доставки атомных бомб были стратегические бомбардировщики ВВС, размещавшиеся на авиабазах на территории США и их союзников.

Прогрессирующая неуязвимость

Палубное базирование самолетов — носителей ядерного оружия — обеспечивало их повышенную живучесть и гибкость применения, ведь авианосец мог доставить их максимально близко к территории противника. Значение авианосцев увеличивалось, и в перспективе они могли бы стать полноправной составляющей стратегических ядерных сил США. Оснащение ядерным оружием не исключало возможность участия авианосцев в решении традиционных для них задач, таких как нанесение обычным оснащением ударов по объектам на побережье и в глубине территории противника, авиационное прикрытие операций в прибрежной зоне, блокада побережья противника и др. Для нужд размещения ядерного оружия США в 1950-е годы осуществили модернизацию имевшихся авианосцев типа Essex. Кроме того, было построено четыре принципиально новых корабля этого класса типа Forrestal. В 1961 году в строй вступил Kitty Hawk (усовершенствованный авианосец типа Forrestal) и авианосец принципиально нового типа, оснащенный ядерной силовой установкой Enterprise. Число ударных авианосцев в начале 1960-х годов достигло 15 единиц. На Forrestal базировалось 36, а на Enterprise — 42 штурмовика-носителя атомных бомб. Американские авианосцы, действовавшие в составе ударных групп и соединений, представляли серьезную угрозу для СССР.

Наша страна авианосцев не имела. Их проектирование велось в 1950-х, однако планы были свернуты Н. С.Хрущевым, считавшим, что в век ракетно-ядерного оружия такой класс боевых кораблей не нужен. Вместо постройки своих авианосцев решили сделать упор на развитие средств борьбы с американскими. Для поражения крупных надводных боевых кораблей противника в 1950-х годах были созданы крылатые ракеты КСЩ, размещавшиеся на эсминцах проектов 56 и 56 М, и крылатые ракеты КСР-2 и К-10С, устанавливаемые на самолетах Ту-16.

Однако поразить авианосец было далеко не просто. Авианосные ударные группы (АУГ) помимо авианосца включали до десяти ко-раб-лей охранения, в том числе один-два крейсера, до шести эсминцев и фрегатов, одну-две подводные лодки, которые обеспечивали противовоздушную и противолодочную оборону. Корабли охранения, располагавшиеся на расстоянии до 75 км от центра ордера, были вооружены ЗРК большой дальности Talos, средней Terrier и малой Tartar. Противовоздушную оборону АУГ также обеспечивали палубные истребители. Сравнительно малая дальность полета ракеты КСЩ (до 100 км) практически исключала возможность выхода эсминца на дистанцию пуска ракет по авианосцу, так как он оказывался в зоне действия огневых средств кораблей охранения и палубных истребителей. Дальность стрельбы ракет КСР-2 составляла 160−170 км, а К-10С — от 110 до 325. Радиус зоны действия ПВО АУГ в начале 1960-х годов составлял около 200 км. Таким образом, для пуска ракет КСР-2 самолет Ту-16 должен был входить в зону действия палубных истребителей ПВО АУГ. На предельной дальности полета ПКР К-10С могли применяться без входа самолета-носителя в зону действия ПВО. Однако в США уже испытывался самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) Е-2А Hawkeye. С его развертыванием зона действия ПВО АУГ увеличивалась до 450 км. В результате выход самолетов Ту-16 на дистанцию пуска противокорабельных ракет К-10С также становился проблематичным. ПКР, запущенные с прорвавшихся носителей, несли потери при полете в зоне действия огневых средств ПВО АУГ.

Для борьбы с авианосцами разрабатывались новые ракетные комплексы с ПКР, имеющими более высокие ТТХ, — морские комплексы П-6, П-35, «Аметист», авиационные комплексы Ту-22 с ракетой Х-22 и Т-4 с ракетой Х-33. Однако и возможности АУГ по противодействию ПКР и их носителям непрерывно возрастали. Проблема преодоления крылатыми ракетами и их носителями мощной эшелонированной системы ПВО и ПЛО авианосных соединений сохранялась. По опубликованным оценкам, для поражения авианосца, действующего в составе АУГ, могло потребоваться свыше полусотни ПКР. Кардинальным решением проблемы могло бы стать создание противокорабельной баллистической ракеты с дальностью полета около 900 км, исключающей возможность противодействия подводной лодке-носителю со стороны системы ПЛО АУГ противника. Корабельных средств перехвата головных частей баллистических ракет средней дальности тогда не существовало, и появление их в ближайшем будущем не предвиделось. В случае успешной технической реализации противокорабельные баллистические ракеты могли бы стать абсолютным оружием для борьбы с авианосцами.

Как попасть в авианосец?

В 1962 году в уральском СКБ-385 (ныне ОАО «ГРЦ КБ им. академика В. П. Макеева») приступили к разработке универсального комплекса Д-5 с баллистической ракетой Р-27К, предназначенной для поражения надводных кораблей, и традиционной баллистической ракетой Р-27, которая предназначалась для поражения наземных целей. Длительное время о проекте знал лишь ограниченный круг специалистов. Только спустя 45 лет головной разработчик раскрыл некоторые подробности создания этого уникального вида оружия.

Поражение надводных кораблей баллистической ракетой было принципиально новой в мировой практике технической задачей. Созданные к тому времени баллистические ракеты могли поражать только неподвижные наземные объекты. Реальным тогда было использование на БР только пассивной системы самонаведения по электромагнитному излучению кораблей АУГ. Первоначально рассматривали применение на одноступенчатой ракете управляемой головной части. Она должна была иметь высокое аэродинамическое качество, оснащаться пассивной радиотехнической системой и аэродинамическими рулями. Антенную систему предполагалось разместить в носовом отсеке головной части на гиростабилизированном основании под радиопрозрачным обтекателем. Трудности с созданием радиопрозрачного обтекателя с требуемыми характеристиками, аппаратуры системы управления и системы наведения в заданных весах и габаритах, а также низкие возможности систем разведки и целеуказания не позволяли реализовать этот вариант ракеты. Поэтому были дополнительно проработаны варианты уже двухступенчатой ракеты.

Один из вариантов предусматривал двухэтапное наведение на цель — на внеатмосферном и атмосферном участках полета. Сначала, после захвата цели боковой антенной системой (дальность обнаружения до 800 км), предусматривалось проведение коррекции траектории полета повторным запуском двигателя второй ступени. На втором этапе, после захвата цели носовой антенной, головная часть должна была наводиться на цель уже в атмосфере. С учетом достижимого уровня точности для поражения морских целей требовалось применение ядерного заряда малого класса мощности. Конструкция ракеты и бортовых систем в этом варианте получалась достаточно сложной, и кроме того существенно сокращалась максимальная дальность полета.

Уникальная, но невостребованная

Другой из прорабатывавшихся вариантов основывался на применении двукратной коррекции траектории полета на баллистическом участке без наведения головной части на атмосферном участке полета. При этом значительно упрощались система управления, конструкция ракеты и головной части. Однако точность наведения на цель снижалась, и поэтому требовалось использование ядерного заряда повышенного класса мощности. Поскольку максимальная дальность полета ракеты соответствовала заданной заказчиком, этот вариант и был принят для дальнейшей разработки. Противокорабельная баллистическая ракета Р-27К в значительной степени была унифицирована со стратегической ракетой Р-27, включая двигатель 1-й ступени, ракетно-стартовую систему, технологии изготовления обечаек и днищ, технологию заводской заправки топливом и ампулизации. Создание ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27 явилось революционным шагом в отечественном ракетостроении. В этой ракете были реализованы принципиально новые, оригинальные технические решения, определившие дальнейшее развитие ракетных комплексов с БРПЛ. Среди них — двигательная установка, «утопленная» в компоненте топлива, компоновка, исключающая традиционные сухие отсеки (хвостовой, межбаковый, приборный), не заполненные компонентами топлива, заправка баков ракеты на заводе-изготовителе и их ампулизация, применение резинометаллических амортизаторов вместо традиционных пружинно-рычажных систем).

Ввиду большой сложности разработка противокорабельной ракеты Р-27К шла с запаздыванием относительно стратегической ракеты Р-27 и ее усовершенствованного варианта Р-27У. Они были приняты на вооружение соответственно в 1968 и 1974 годах. Летные испытания ракеты Р-27К с ПЛ начались только в декабре 1972 года. Для испытаний по проекту 605 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ проекта 629. В ноябре 1973 года испытания завершились двухракетным залпом. Из одиннадцати пусков с ПЛ десять были успешными. Максимальная дальность полета ракеты составила 900 км.

Однако к моменту окончания разработки все ПЛ проекта 667А, на которых предусматривалось размещение обоих вариантов ракет комплекса Д-5, были уже заняты стратегической ракетой. Противокорабельную ракету решили не размещать на ПЛ проекта 667А. Более приоритетным считалось оснащение этих лодок стратегическими ракетами. Для поражения крупных надводных кораблей, в том числе авианосцев, имелись авиационные ПКР Х-22, морские — «Аметист», «Малахит», «Базальт». На флоте в 1975 году начались испытания сверхзвуковой ПКР «Гранит», размещавшейся на ПЛ проекта 949А. Эта крылатая ракета впоследствии и была признана основным средством борьбы с авианосцами. Ракета Р-27К, в отличие от ПКР, имевших варианты ядерного и конвенционального оснащения, не могла применяться в условиях неядерного конфликта. Используемый пассивный способ самонаведения ограничивал боевые возможности оружия в случае радиомолчания или пауз в работе радиоизлучающих систем авианосца. Все это предопределило судьбу уникальной ракеты. Единственную подводную лодку проекта 605 с ракетами Р-27К в 1975 году приняли в опытную эксплуатацию, на которой она находилась до 1982 года.

Снова баллистическая?

В 1970-х годах появились предпосылки для со-здания более совершенной противокорабельной ракеты. На этот раз ее основой могла стать новая БРПЛ Р-29, имеющая межконтинентальную дальность полета. В 1971 году было принято решение о создании ракетного комплекса Д-13 с баллистической противокорабельной ракетой Р-33. В отличие от Р-27К, предусматривалось использование комбинированной (активно-пассивной) аппаратуры самонаведения головных частей на атмосферном участке траектории полета. ПКБР Р-33 должна была иметь массу и габариты, аналогичные ракете Р-29 (стартовая масса 33,3 т, длина 13 м, диаметр корпуса 1,8 м) и дальность стрельбы до 2000 км. Предусматривалось оснащение ракеты моноблочной и разделяющейся головными частями с ядерным и обычным снаряжением. В качестве носителя были определены ПЛ проекта 667Б с 16 пусковыми установками. В ходе разработки ракетного комплекса предстояло решить такие проблемные вопросы, как обеспечение работы комбинированного визира в условиях плазмообразования, защита антенн от тепловых и механических воздействий при баллистическом полете, получение целеуказания от существующих и перспективных средств космической и гидроакустической разведки. Разработка ракетного комплекса дошла до аванпроекта, но не имела дальнейшего продолжения. Это было связано как с техническими трудностями, так и с введением в действие договоров об ограничении стратегических вооружений, по которым эта ракета считалась стратегической.

Есть ли перспективы?

Возможно ли в наши дни создание эффективной баллистической ракеты для борьбы с АУГ?

С момента прекращения в СССР работ по этой теме прошло более 30 лет. Многие технические вопросы, являвшиеся проблемными в 1960—1970-е годы, сегодня уже имеют реальные шансы на решение. Однако за прошедший период значительно усовершенствовались и средства противодействия АУГ США. Теперь на вооружении американских крейсеров типа Ticonderoga имеется система Aegis с ЗУР SM-3, способная перехватывать баллистические ракеты средней дальности. Так что ПКБР уже не может рассматриваться как абсолютное оружие в борьбе с авианосцами. Тем не менее по эффективности поражения авианосцев баллистические ракеты, вероятно, смогут и превзойти крылатые ракеты. Существенное их преимущество перед ПКР заключается в отсутствии потерь от истребителей-перехватчиков, неспособных бороться с баллистическими целями. Не исключено, что на новом витке своего развития противокорабельные баллистические ракеты все же скажут свое веское слово.

Охота за ускользающей целью

Ракета Р-27К для борьбы с АУГ вероятного противника предназначалась для универсального комплекса Д-5, под который уже была создана баллистическая ракета для стрельбы по неподвижным целям.

Возможности спутникового (система УС) и авиационного (система «Успех-У») целеуказания и алгоритма обработки этих сведений на флотском командном пункте и в корабельной аппаратуре «Касатка» позволяли определить центр АУГ с точностью ± 25 км. Однако за время предполетной подготовки и пуска корабли вероятного противника могли сместиться на значительное расстояние.

ТТХ ПКБР Р-27К

Код НАТО: SS-NX-13

Комплекс: Д-5

Носитель (подводная лодка): проект 605

Количество пусковых установок: 4

Количество ступеней: 2

Двигатель: ЖРД

Масса ракеты: 13 250 кг

Длина: 9 000 мм

Тип головной части: ГЧ с самонаведением

Максимальная дальность: 900 км

Выбор в пользу простоты

Система комбинированного (баллистического и аэродинамического) наведения казалась весьма перспективной, так как обеспечивала относительно высокую точность и, как следствие, возможность использовать маломощный ядерный заряд.

Однако, чтобы обеспечить точность и поразить быстро уходящую цель, требовалось высокое аэродинамическое качество (АК) управляемой боевой части.

Но добиться оптимального АК не удалось из-за роста массо-габаритных параметров системы наведения. «Птичка» оказалась бы слишком тяжелой, и потому от комбинированного наведения пришлось отказаться.

Выбор был сделан в пользу двухступенчатой системы с двойной коррекцией движения на внеатмосферном участке.

Иранская противокорабельная БР

Возросшая роль флота в ведении «дистанционных» войн, в том числе с использованием палубной авиации, а также развитие систем ПВО и ПРО повысили интерес к БПКР, особенно в странах, опасающихся массированного удара с моря.

Разработкой противокорабельных БР занялся не только Китай, но и Иран.

Первое летное испытание

2011 год, февраль

Было успешно проведено первое летное испытание ПКБР берегового базирования Khalij Fars (Персидский залив). Ракета попала точно в надводное судно-мишень.

Второе летное испытание

2012 год

По сообщениям иранских СМИ, ракета поразила движущееся морское судно-мишень. Ракета создана на основе существующей иранской твердотопливной баллистической ракеты Fatah110 и предположительно оснащена оптико-электронной системой самонаведения. В свою очередь, Fatah 110 была создана на базе китайской ракеты DF-11A.

Результат

ТТХ ПКБР

Максимальная дальность стрельбы ПКБР — до 300 км, вес боевой части, по разным источникам, составляет 450−650 кг. Иранская ПКБР вряд ли представит какую-либо угрозу для американских авианосцев. Радиус действия палубной авиации 1000−1500 км позволяет наносить удары по объектам на территории Ирана с авианосца, находящегося вне зоны действия этой ракеты.

Меч Красного дракона

Развить тему ПКРБ советским конструкторам, в частности, помешали советско-американские договоренности об ограничении стратегических вооружений, однако, например, Китай не является участником этих соглашений и руки у него развязаны.

Есть ли у КНР баллистическое оружие против авианосцев?

Первое упоминание в СМИ

2008 год

Появилось сенсационное сообщение о разработке Китаем баллистической ракеты, предназначенной для борьбы с авианосцами. Информацию впоследствии неоднократно подтверждали и высокопоставленные представители Пентагона.

Испытание компонентов ракеты

2010 год

По словам адмирала ВС США Роберта Уилларда, на конец 2010 года компоненты ракеты, вероятно, уже были разработаны и испытаны. Надводных испытаний средства разведки США пока не зафиксировали. Противокорабельная баллистическая ракета Dong Feng-21D, очевидно, разрабатывается на базе имеющейся баллистической ракеты средней дальности DF-21C, которая предназначена для поражения наземных объектов на дальности до 2500 км.

Перспективы

Оценка ТТХ

Дальность полета ракеты — около 1700 км. Предполагают возможность использования для целеуказания разрабатываемой загоризонтной РЛС и имеющихся разведывательных ИСЗ. Эксперты считают, что дальность в перспективе может быть повышена до 2700−3000 км.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • popmech.ru
          • успех
          • топливо
          • меч
          • охота
          • самолет
          • сми
          • ввс
          • лето
          • нато
          • истребитель
          • выборы
          • море
          • корабль
          • вмф
          • флот
          • завод
          • драконы
          • китай
          • конструктор
          • иран
          • эксперименты
          • ссср
          • бомбардировщик
          • бомба
          • работа
          • эсминец
          • руки
          • подводная лодка
          • авианосец
          • война
          • америка
          • блокада
          • ракета
          • рамка
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции