html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

FAQ: Общество переживаний

7 фактов о трансформации жизненных установок современного человека

«Общество переживаний» – это перевод на русский язык немецкого термина «Erlebnisgesellschaft». В английском языке это явление называется «Experience society», на русский язык этот термин также можно перевести как «Общество впечатлений».

1

В 1979 году в Иране произошла революция, и шах Мохаммед Реза Пехлеви не смог выполнять свои обязательства перед компанией Mercedes-Benz, которые заключались в том, что он заказал для своих вооруженных сил серию новых военных внедорожников. Поскольку автомобили уже были изготовлены, в Mercedes-Benz не знали, что с ними делать. Маркетологи были уверены, что эти автомобили никогда не смогут продаться — в силу своего военного назначения. Тем не менее он был выставлен в германских автосалонах – это был Гелендваген (в современной российской культуре этот автомобиль известен как Гелик) – теперь уже культовый внедорожник компании Mercedes-Benz. Как мы знаем, этот автомобиль до сих пор пользуется популярностью как в России, так и в Германии. Тем не менее возникает вопрос, почему люди, особенно в Германии, где прекрасные дороги, автобаны без ограничения скорости, покупают автомобиль, предназначенный для передвижения в тяжелейших условиях бездорожья? Такой простой пример, связанный с изменением потребительских ориентаций, и иллюстрирует ту теорию, которую Герхард Шульце в начале 90-х годов назвал теорией общества переживаний.

Schulze G. Die Erlebnisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwart. 2. Aufl. Frankfurt / New York: Campus Verlag, 2005.

2

Согласно этой концепции в современных развитых странах происходит глубокий процесс трансформации, связанной с изменением, во-первых, потребительских установок современного человека, с другой стороны – со всей логикой социального поведения. Герхард Шульце обозначил эту трансформацию достаточно просто – ориентация сменяется с внешней на внутреннюю. Почему человек покупает Гелендваген? Потому что этот автомобиль удовлетворяет его собственные представления о самом себе и доставляет эмоциональное удовольствие. Тогда как в предшествующую эпоху человек покупал автомобиль для того, чтобы он решал какие-то внешние задачи. К внешней ориентации относятся решение как функциональных задач – например, преодоление бездорожья, так и нефункциональных – демонстрация социального статуса. Как раз мотивация последнего рода сегодня, предположу, и доминирует в нашей стране. Если мы видим в России человека на подобном автомобиле, мы априори не можем сказать, живет он уже согласно логике общества переживаний, либо же живет в старом обществе с внешней ориентацией. Скорее всего, в старом обществе, потому что ориентируется на демонстрацию некого социального статуса, престижа, других символов, которые этот продукт приобрел в постсоветском обществе. Когда мы говори об обществе переживаний, главное – не столько изменение потребительских установок, а изменение всего типа рациональности, регулирующей поведения человека. В таком обществе человек ориентирован на то, чтобы прожить свою жизнь интенсивно, ярко и глубоко.

Nussbaum M. Upheavals of Thought: The Intelligence of Emotions. Cambridge University Press, 2003.

3

Из всей предшествующей классической социальной теории мы знаем, что западная цивилизация возникла благодаря прежде всего модели отложенной рациональности — согласно реконструкции Вебера так возник капитализм. Но сегодня в силу указанной трансформации люди ориентированы не на достижение отложенных целей, а на максимальную интенсивность своей текущей жизни. «Проживи свою жизнь» — таково новое кредо. Интенсивность этого проживания связана, прежде всего, с эмоциональным внутренним состоянием, то, что можно назвать словом «переживание», «впечатление». Трансформации, связанные с этим изменением, очень обширны, они касаются, конечно, изменений финансовой рациональности; например, бум кредитов, безусловно, привязан к такого рода установкам. Кроме того, эта трансформация дает о себе знать в выборе образования и профессии, в мотивах создания семьи, в такой мощной индустрии современного мира, как туризм и путешествия. Людям, живущим в более скромных условиях, может показаться, что это пресыщенные жизнью субъекты, которые не заботятся о каких-то насущных делах, и заняты удовлетворением своей сентиментальной чувствительности. На самом деле это не так.

Reddy W. The Navigation of Feeling // A Framework For The History Of Emotions, Cambridge University Press, 2004.

4

Конечно, трансформация жизненных установок возникает только в развитых обществах, но тем не менее положение человека здесь достаточно сложно, в некоторых случаях оно даже сложнее, чем у людей с более насущными задачами и с доминирующей внешней ориентацией. Дело в том, что человек с такой внутренней установкой сталкивается с очень специфическими трудностями, которые неизвестны в других типах общества. Во-первых, как правило, такой человек точно не знает, чего он хочет. Это довольно трудно нам понять. Во-вторых, средства, посредством которых он может достичь того, чего он хочет, далеко не очевидны и не всегда работают. Если ваш друг сходил в ресторан и сказал, что это прекрасное и чудное местечко, это совсем не значит, что вы пойдете туда же и гарантированным образом получите те же переживания. Если при установке на внешнее потребление вы идете в McDonalds и получаете то, что хотите, то в рамках внутренней установки вы, к сожалению, гарантированного результата не добьетесь. И третий момент – даже если вы чего-то добились, вам ещё нужно понять, добились ли вы того, чего хотели. Потому что интерпретировать свои собственные внутренние состояния, собственные переживания достаточно сложно. Для этого в современном обществе существует целая профессиональная группа людей, которая помогает вам это сделать, разного рода критики: ресторанные, музыкальные и так далее.

Illouz E. Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism. Cambridge: Polity Press, 2007.

5

В рамках общества переживаний распространена индивидуалистическая установка. Вы сами являетесь критерием успеха собственного действия. Это не означает, что в этом обществе не существует каких-то сложных структурных образований. Герхард Шульце прекрасно показывает, что, например, в Германии можно выделить достаточно крупные группы, которые реализуют некоторые общие стратегии в своей жизни. В Германии специфика таких групп связана, прежде всего, с уровнем образования. Тем не менее, всякий раз предпринимая какие-то действия в этой внутренне-ориентированной логике, вы оказываетесь в зоне риска. Результат в любом случае непредсказуем, и это большая проблема с точки зрения рациональности действия.

Общество потребления, по отношению к которому мы можем говорить об обществе переживаний, действительно очень сильно от него отличается. Почему? Потому что как потребительская установка имеет много уровней мотивации – это желание обладать вещью, решить какие-то функциональные задачи: купить более хороший фотоаппарат, телефон, более функциональный, эффективный, с лучшей камерой и так далее.

Zelizer V. The Purchase of Intimacy. Princeton University Press, 2005.

6

Немаловажную роль в обществе потребления играет проблема социального статуса. Существует проблема у современного человека каким-то образом обозначать свой социальный статус, путем предъявления определенных стратегий потребления.

Низшие слои ориентируются на высшие, стараются им подражать. В таких молодых потребительских обществах, как наше, это очень заметно и очень рельефно. Здесь люди, как правило, склонны демонстрировать уровень потребления, превышающий их реальные возможности и реальное социальное положение.

Общество переживаний полностью нарушает эту картину. Это действительно выход из общества потребления. Потому что ни внешняя функциональность, например, наращивание внешних габаритов вашего автомобиля, холодильника и так далее — до бесконечности, ни демонстрирование социального статуса не играют в этой мотивации существенной роли. Главной целью являюсь я сам, человек решает те проблемы, с которыми он сталкивается как персона наедине с самим собой.

Пайн Д., Гилмор Д. Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

7

Можно привести достаточно простой пример проявления общества переживаний, связанный с новейшими протестными движениями в России. Участие в этих событиях имеет необычайно интенсивную эмоциональную окраску. Интернет был заполнен очень эмоциональными описаниями, связанных с участием в этих акциях: как прекрасно там люди провели время, как они пережили новые неожиданные эмоции, связанные с искренностью, честностью, достоинством. То есть язык описания этих событий является чисто эмоциональным. А вот попытка подвести эти эмоции под какие-то объективированные, групповые, политические категории наталкивается на большие сложности. Из чего я могу заключить, что та часть людей, которая составляет собственно новое в этих протестных и политических явлениях, они действительно живут в логике, которая близка обществу переживаний. То есть непосредственное эмоциональное переживание, а кстати говоря, любое коллективное действие такого рода — это очень сильный и неожиданный эмоциональный опыт. И этот опыт во многом оказывается важнее, чем долгосрочные рационализированные политические программы, в которые пытаются это явление оформить существующие политические силы, которые в рамках этого общественного явления также, конечно, присутствуют.

Виталий Куренной

кандидат философских наук, заведующий отделением культурологии ВШЭ, научный редактор журнала "Логос"

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

10

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции