html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Священники большого города: отец Кирилл Каледа

 

О тайной вере и открытых репрессиях

Мое раннее детство пришлось на 1960-е годы. Тогда, при хрущевской оттепели, продолжались вполне серьезные гонения на веру и церковь. Родители были людьми глубоко верующими и воцерковленными — и вместе с тем, я бы сказал, достаточно осторожными. В отличие от многих других семей, где детям не говорилось о том, что у них есть родственники, пострадавшие в годы репрессий, в нашей семье это никогда не скрывалось. И как я себя помню, мы всегда знали о том, что наш дедушка пострадал (иерей Владимир Амбарцумов, дед отца Кирилла по материнской линии, был расстрелян 5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. В 2000 году причислен к лику святых. — БГ). Но нам, детям, объяснили и привили — хотя никаких длинных лекций, нотаций по этому поводу не было, — что никому нельзя говорить о своей вере и походах в церковь. Даже соседям по коммунальной квартире, где мы одно время жили.

Конечно, масштабов репрессий, этих цифр мы не понимали. Но мы общались со старшими друзьями родителей, которые прошли через лагеря и тюрьмы. Среди них были настоящие исповедники. Я помню, в начале 1970-х мы с сестрой жили под Суздалем, в семье Голядкиных. Андрей Дмитриевич Голядкин, отсидевший чуть ли не десятку, водил нас по Суздалю, который тогда был совсем не тем, что сейчас. Мы ходили у стен Спасо-Евфимьева монастыря — внутрь нельзя было войти, — и он рассказывал о том, что здесь была одна из самых страшных советских тюрем. Мне было 14 лет, и этот рассказ на меня очень большое впечатление произвел.

О спасении от комсомола

В нашей семье было шестеро детей, и никто не вступил в комсомол. Мы начинали учиться в одной школе, а когда приблизился комсомольский возраст, стали по надуманным поводам расходиться по разным школам — чтобы не привлекать к себе внимание.

У меня был смешной случай в университете. На втором курсе геологического факультета меня решили назначить старостой, а я единственный не был комсомольцем. Естественно, на меня насели очень сильно. Приближалась сессия, а я всегда перед экзаменами читал акафист преподобному Сергию Радонежскому, и всегда помогало — так нас мама приучила. А тут экзамен попался на день преподобного Серафима, и я решил: что же я буду читать акафист преподобному Сергию, когда сегодня преподобный Серафим. И прочитал преподобному Серафиму. Ну, с трудом на три балла вытянул — так у меня единственная тройка и осталась в дипломе. И потом как раз на меня насели, чтобы я старостой стал, я и так и сяк крутился, хотел от них отвязаться, а потом сообразил — а я же троечник! Не могу я с тройкой в комсомол! Все глаза вылупили: ты что, идиот полный? Но я уперся — не могу, недостоин.

После этого поехал в Дивеево, благодарить преподобного Серафима за тройку. И эта поездка была судьбоносная, потому что я, по благословению своего духовного отца, поехал вместе с Варварой Васильевной Чичаговой, внучкой владыки Серафима (митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим Чичагов расстрелян 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне, в 1997 году прославлен в лике святых. — БГ), мы как раз тогда с ней познакомились. И потом эта дружба, несмотря на большую разницу в возрасте, сохранилась до самой ее смерти.


В 1972 году мой отец — Глеб Каледа — был тайно рукоположен. С тех пор у нас в квартире появилась тайная церковь

Об отце

В 1972 году мой отец — Глеб Каледа — был тайно рукоположен митрополитом Иоанном Вендландом. Мне было тогда 14 лет. С тех пор у нас в квартире — мы тогда уже не жили в коммуналке — появилась тайная церковь. Папа почти всегда по воскресеньям и большим праздникам служил литургию у нас дома — исключения случались редко, когда нужно было ехать в командировку или еще куда-то по работе. Тем не менее даже тогда мы не переставали ходить в храм. Наш духовный отец — отец Александр Егоров — служил в храме Ильи Обыденного, мы у него исповедовались. На всенощные мы тоже обычно ходили в разные московские храмы. Так что не стоит думать, что мы как-то замкнулись в нашей домашней тайной церкви — никакой автономности папа не хотел. Он всегда подчеркивал, что мы — часть единой церкви.

Служить в открытой церкви священник имел право, только получив регистрацию в местных органах власти — фактически регистрацией занималось КГБ. Людей с высоким уровнем образования к священнослужению органы не подпускали. А папа был крупным ученым-геологом, на тот момент он уже писал докторскую диссертацию, руководил научными проектами, в которых участвовали несколько союзных институтов. Если бы владыка Иоанн заикнулся перед своими уполномоченными по Ярославской области о рукоположении Глеба Каледы, папа лишился бы работы однозначно. Вторая причина отказа от открытого служения состояла в том, что тогда, в начале 1970-х, неясно было, как будут выстраиваться отношения государства и церкви в будущем. Владыка Иоанн считал, что нужно быть готовым к новой волне репрессий против церкви — в этом случае понадобились бы неизвестные органам безопасности священники, которые смогли бы осуществлять служение в условиях сильных гонений.

О выборе профессии

Дети впечатлительны, и на праздничных богослужениях какие-то мысли о священстве у меня возникали. Был такой забавный эпизод в моей жизни — когда мне было лет девять, папа впервые отвез меня в Троице-Сергиеву лавру. Я был под большим впечатлением от того, что я там увидел и пережил. И примерно в то же время погиб наш первый космонавт Комаров, чем я тоже был впечатлен. Тогда я решил, что я стану или монахом, или космонавтом. Но вот ни одним, ни другим я не стал.

Поступая в университет, я полагал, что буду работать геологом. Но того, что когда-нибудь стану священником, не исключал. На третьем курсе я ездил  к старцу, отцу Тавриону Батозскому, под Ригу. Я спрашивал у него, как мне быть — не уйти ли из университета в семинарию. И он тогда сказал: «Ты окончи университет, поработай, а там определишься».

Потом, в конце 1980-х — начале 1990-х годов, у меня была какая-то внутренняя неудовлетворенность тем, чем я занимаюсь. Внешне все в моей научной работе было хорошо. Я работал в Академии наук, в Геологическом институте, принимал участие в очень интересных проектах, в том числе за границей, на Кипре. Это и денежно было — как раз тогда я приобрел первую машину. Кипр очень интересен как геологический объект, позволяет увидеть и понять некоторые закономерности геологического развития, которые не так легко наблюдать в других местах.

Конечно, это было очень интересно. Мы туда ходили на корабле, и я дважды обошел вокруг Европы. Заходили в разные города — Копенгаген, Монако, Афины. И все равно возникало ощущение, что я занимаюсь чем-то не тем. До сих пор вспоминаю, как я залез на достаточно высокую гору, скалистую — мы изучали геологическое строение этой горы, — посмотрел сверху и подумал: зачем я всей этой ерундой занимаюсь?


Приехав домой, я сказал родителям, что нашел место расстрела и погребения деда

О Бутовском полигоне

А потом Господь направил. В 1993–1994 годах для общественности открыли Бутовский полигон (крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. — БГ). В конце 1993 года группа добровольных исследователей полигона установила по документам, что здесь расстреляно и захоронено огромное количество священнослужителей. В том числе в какой-то момент выяснилось, что в списках расстрелянных значится и владыка Серафим Чичагов. Связались с его внучкой — впоследствии она приняла монашество с именем Серафима. И через нее данные о пострадавшем в Бутове духовенстве оказались известны церкви.

В тот момент я уже знал, что там есть некое место, где в годы репрессий расстреливали и хоронили людей. В конце 1950-х — начале 1960-х годов прямо возле полигона построили дачный поселок для высшего офицерского и генеральского состава КГБ — здесь жили, например, четыре зампредседателя комитета. А у моего коллеги-геолога отец был генералом, и у них там была дача. Как-то Сергей с супругой попросили меня помочь им вывезти с дачи яблок, а заодно показали полигон. Я тогда еще подумал, что мой дедушка, возможно, здесь.

Теперь же, когда в Бутово проходила первая большая панихида, ко мне подошла Антонина Владимировна Комаровская. Ее отец, граф Комаровский, был расстрелян с моим дедушкой по одному делу. Она сказала, что точно знает, документально установила уже — ее папа лежит здесь. Так я убедился, что и мой дед захоронен на полигоне. Приехав домой, я сказал родителям, что нашел место расстрела и погребения деда. Естественно, они тут же сказали: «Вези нас туда». Папа был после операции, у него обнаружили рак, это был последний год его жизни. Территория в тот момент еще принадлежала ГБ, и они открывали ее по выходным. Мы приехали во вторник, и папа первую панихиду служил за забором.

Через несколько дней мы приехали снова и увидели у креста пожилую женщину. Она спросила, где здесь можно набрать земли, — у нее здесь в 1937 году был расстрелян муж. Эта женщина, Татьяна, жила в Видном и сделала там на кладбище символическую могилу, чтобы куда-то ходить. После того как отец отслужил панихиду, Татьяна как бы в благодарность за то, что молились об ее убиенном муже, достала из сумки простой женский платок, такой цветастый, и дала мне. И сказала: «Это вам в храм». Я сначала пытался отказаться, потому что в храме такой платок никуда не приспособишь. И никакой благодарности за такую молитву, естественно, в голову не приходило принимать. Но когда я увидел ее лицо, я понял, что отказаться и не взять этот платок нельзя. Именно тогда стало ясно, что срочно надо строить храм, потому что таким Татьянам, возможно, осталось жить несколько лет, и ждать, когда там будет построен большой храм какими-то внешними силами, нельзя. Они должны прийти и пускай в маленьком храме, но иметь возможность поставить свечку. Мы созвонились с несколькими московскими семьями и приняли решение написать прошение Святейшему с просьбой благословить на создание общины и строительство храма.

О перезахоронении и идентификации останков

Перезахоронений здесь не проводят. У нас есть списки похороненных на полигоне — 20 761 человек — это люди, которых здесь расстреляли и захоронили в период с августа 1937 по октябрь 1938 года. Но в 1993-м органы безопасности проводили расследование, в результате которого выяснилось, что расстрелы и захоронения здесь проводились с конца 1935 года. А свидетельские показания говорят о том, что людей здесь хоронили до начала 1950-х — умерших и расстрелянных в московских тюрьмах. Так что общее число захороненных, несомненно, больше.


У нас есть списки похороненных на полигоне — 20 761 человек — это люди, которых здесь расстреляли и захоронили в период с августа 1937 по октябрь 1938 года

Захоронения, которые сейчас известны, — это погребальные рвы, выкопанные экскаватором, — 5 метров в ширину и около 4 метров в глубину. Участок одного такого рва мы достаточно детально изучили в 1997 году, вскрывали его — чтобы окончательно доказать, что на полигоне действительно расстреливали и хоронили. Тем не менее до сих пор некоторые жители этого поселка имеют либо смелость, либо наглость, либо наивность, в том числе и перед журналистами центральных каналов, говорить, что все это неправда.

Останки, надо сказать, достаточно хорошей сохранности, в некоторых случаях сохранились даже мягкие ткани. И в раскопе — трупный запах, некоторые археологи даже не смогли там работать. Когда я испрашивал благословение на проведение этих раскопок, Святейший, приснопамятный патриарх Алексий, спросил, предполагается ли эксгумация и идентификация останков? Я сказал, что нет. Чтобы провести идентификацию, надо раскапывать все 13 известных на данный момент рвов, их общая протяженность — около 900 метров. Явно есть и другие захоронения — к северу от территории — более ранние, до 1937 года. Насколько они велики — неизвестно, исследования еще не проводилось.

Я разговаривал с профессором Звягиным, который принимал участие в идентификации царских останков. С его точки зрения, можно провести идентификацию, потому что существуют списки расстрелянных и останки сгруппированы по дням казни. Более того, у подавляющего большинства, скажем у 70 процентов расстрелянных, есть фотографии, и у многих сохранились родственники — можно производить генетическое подтверждение. Теоретическая основа для тщательного исследования полигона существует. Но, с одной стороны, это колоссальные средства, а с другой — крайне тяжелая работа для тех, кто принимает в этом участие, не говоря уже о самих родственниках. Даже те работы, которые мы проводили в течение двух месяцев, — это как кровоточащая рана была.

Кроме того, среди пострадавших в Бутово 331 человек прославлен в лике святых — и мы понимаем, что святых здесь больше. Значит, их останки — это мощи. Но представителям прокуратуры важно просто определить количество захороненных, и для этого они достают череп, грудной костяк, тазобедренные и бедренные кости, а все остальное для них — мелочевка. Но если речь идет о мощах, для религиозного человека такое отношение недопустимо.

О неосталинизме

К великому сожалению, в том числе и среди тех, кто называет себя верующими, православными, есть люди, которые считают Сталина руководителем государства, обеспечившим победу в войне, и оправдывают этим репрессии. Неосталинизм распространен достаточно широко.

Только что, например, произошел довольно показательный случай. Моя дочь учится в пятом классе. По инициативе учителей они вместе с одним ее одноклассником, сыном нашего храмового дьякона, подготовили исследование о семье Чичаговых и представили на какой-то городской общественный конкурс по экологии и истории родного края. К нашему удивлению, заняли второе место. Центральной фигурой работы стал владыка Серафим, в Бутове убиенный. В награду дети получили книжечку некого Николая Толорайя «Незабываемые годы великой эпохи» — автор некоторое время служил в КГБ и работал в Дмитлаге, комсомольскую организацию там учинял. В своей книге он прославляет великого вождя и учителя. Пишет, как хорошо в Дмитлаге обращались с заключенными и так далее. Автор выражает благодарность директору одной из московских школ за то, что, как я теперь понимаю, ее сотрудница, учитель информатики, помогла в наборе этой книги. И таких случаев, к сожалению, много.

Об уроках прошлого

История XX века нами так и не осознана. И мы не хотим ее осознавать. Наверное, нужно понять, почему мы не хотим усваивать этот урок.

Наиболее страшная трагедия этого века — трагедия крестьянства. Крестьяне поверили, что большевики дадут им землю. Белые говорили: мы проведем Учредительное собрание и потом будем решать, что делать с землей. А эти сказали: берите. И они взяли — пограбили и пожгли помещичьи усадьбы, а потом стали кулаками и в 1930-х годах вели свое хозяйство не на своей земле, а на земле, которую они за пятнадцать лет до того отобрали у помещиков. Один батюшка, отец Василий Евдокимов, сейчас уже покойный, рассказывал, как летом 1917 года — еще до переворота — его друзей, помещиков Длугоканских, убили крестьяне. Пришли в поместье и говорят: «Мы сейчас вас, ребята, убьем». Разрешили им помолиться перед смертью, а потом забили вилами.

И в результате что с ними, с крестьянами, случилось? Их раскулачивали, ссылали в лагеря, в тундру, в Сибирь, в степи Казахстана, где они просто умирали. Тот же отец Василий Евдокимов был сослан в лагерь в Апатитах. Он рассказывал, как лагерным давали какие-то дрова и хоть какую-то горячую пищу, а крестьянам-переселенцам не давали ничего. И крестьянские дети приходили к лагерю, просовывали под колючую проволоку ручки и просили у заключенных: «Дяденька, дай кашки». Естественно, все эти дети умерли в первую же зиму. Осталось несколько здоровых мужиков, которые сумели пережить эту зиму в тундре, в вечной мерзлоте, а большая часть народа умерла.

А что мы сейчас делаем с этой приватизацией 1990-х? Ведь то же самое! И мы, наступая второй раз на те же самые грабли, стараемся забыть то, что произошло в XX веке.

 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции