html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Наука о музыке после Октября (Гарбузов Н.А.)

Николай Александрович ГарбузовЛогичным и естественным продолжением цитирования Л.Л.Сабанеева на тему «Музыкальной науки после Октября» будет на мой взгляд упоминание об одном из создателей советской науки о музыке, Николае Александровиче Гарбузове, основателе и руководителе ГИМНа - Государственного института музыкальной науки - (1921-1931 годы), руководителе акустического отдела Научно-исследовательского института радио и телевидения (1931 г.) и Лаборатории музыкальной акустики при Московской консерватории (с 1932 года и до последних дней жизни). Помимо этого Николай Александрович с 1923 года по 1953 состоял в Московской консерватории профессором по курсу музыкальной акустики и там же с 1937 года до начала Великой Отечественной войны был деканом историко-теоретического факультета. В 1944 году Н. А. Гарбузов принимает непосредственное участие в организации Института истории искусств Академии наук СССР и возглавляет музыкальный сектор этого института. С 1945 года Институт философии Академии наук СССР (сектор психологии) привлекает его для проведения работ по психологии слуха, которые развертываются на экспериментальной базе Лаборатории музыкальной акустики при Московской консерватории.

 
При этом следует отметить, что профессиональная деятельность Гарбузова началась совсем в другой сфере. После окончания Петербургского Горного института по специальности металлурга (1906) с 1907 по 1910 он состоит директором и преподавателем смоленского ремесленного училища и выступает с лекциями в Народном университете. В эти же годы складывается его живой творческий интерес к музыке, которую он любил и которой занимался с детства: он становится дирижером общедоступных симфонических концертов и продолжает начатые еще в Петербурге опыты композиции.

Все более возрастающее влечение к музыке заставляет Гарбузова переехать в Москву и поступить в 1912 году в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Николай Александрович заканчивает училище в 1916 году с Малой золотой медалью по классам проф. А. Н. Корещенко (сочинение) и проф. А. Д. Кастальского (контрапункт и фуга). В эти годы он пишет кантату для оркестра, хора и солистов, две увертюры для симфонического оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром, Струнный квартет, ряд прелюдий и романсов. Тогда же была задумана большая историко-психологическая опера «Папесса Иоанна», замысел которой осуществился несколько позже — в 20-е годы.

Параллельно с учением в Филармоническом училище Николай Александрович работал все эти годы по своей первоначальной специальности в среднем Механико-техническом училище в Москве. Здесь он преподавал химию и кристаллографию (по курсу кристаллографии им был написан специальный учебник, изданный в 1914 году).

Коренной перелом происходит в творческой судьбе Гарбузова в 1917 году после Великой Октябрьской социалистической революции. В этом году он становится научным сотрудником Физического института, возглавляемого академиком П. П. Лазаревым, где и приступает к разработке целого ряда проблем, связывающих физику и музыкальное искусство, то есть проблем музыкальной акустики. Затем учёный начинает работать в Музыкальных отделах Пролеткульта и Народного Комиссариата просвещения, а с 1921 года становится во главе созданного при его непосредственном участии первого советского научно-исследовательского института по вопросам музыки и музыкальной этнографии— ГИМНа.

То обстоятельство, что во главе Института стоял образованный музыкант, композитор и теоретик, который имел к тому же специальное техническое образование, предопределило в известной степени направление первого советского научно-исследовательского музыкального института. Проблемы музыкальной акустики составили в основном содержание всей последующей обширной и разносторонней деятельности не только самого Гарбузова, но и некоторых отделов Института. Научные темы, которыми он руководил, отличались исключительным разнообразием. Здесь велись работы по исследованию и конструированию музыкальных инструментов, разрабатывалась аппаратура для звукозаписей и их расшифровки, решались проблемы усовершенствования радиопередачи и улучшения акустики помещений, исследовалась акустика певческих голосов и конструировались приборы для изучения слухового аппарата человека, проводились обширные работы по изучению звукового восприятия и музыкальной одаренности, затрагивались многие другие вопросы музыки и музыкальной науки, которые приходилось решать впервые. И во всех этих начинаниях, в различных комиссия и подкомиссиях Николай Александрович принимал самое деятельное участие. Фактически он первый использовал сведения о тончайших изменениях высоты звука, его длительности, громкости и тембра для познания отдельных сторон организации музыки и особенностей ее восприятия. Важнейшим результатом научных исследований Гарбузова стала теоретическая концепция зонной природы музыкального слуха. Ей он отдал около 20 лет своей жизни. Зонная теория слуха существенным образом повлияла на взгляды музыкантов и исследователей, на практику художественного исполнения и подготовки музыкантов.

* * *
Н.А.Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог
Работы А.Н.Гарбузова давно стали библиографической редкостью, однако у меня есть сборник его трудов, изданный в 1980 году. Даже если нет желания погружаться в научные труды Гарбузова, познавательным чтением будет содержательный обзор его научного наследия, данный в качестве предисловия к сборнику, а также воспоминания о Николае Александровиче его коллег и друзей, которыми завершается книга.

Сканы сборника я обнаружил вот здесь djvu и здесь pdf, поэтому для данного сообщения я только получше отсканировал некоторые фотографии из книги.

 
Копии книги (pdf и djvu)


PS. Неплохо бы ещё расписать кто есть кто на фотографиях ...


 

Гарбузов Н.А. и правление ГИМНа (1926)
Правление ГИМНа (1926)
 
Гарбузов Н.А. и сотрудники Лаборатории музыкальной акустики (1937)

В Лаборатории музыкальной акустики. Гарбузов Н.А. на прослушивании электромузыкального инструмента И.Д.Симонова (1939)

В Лаборатории музыкальной акустики (1955)

Николай Александрович Гарбузов
Николай Александрович Гарбузов
(40-е годы)


Список научных работ Н.А.Гарбузова
  1. Натуральные призвуки и их гармоническое значение. — В кн.: Труды ГИМНа. Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. М., Музсектор Госиздата, 1925, вып. 1, с. 7—15.
  2. Акустическая природа мажора и минора. — Там же, с. 16—19.
  3. Новые течения в музыкальной науке в период революции. — Музыка и революция, 1926, № 1.
  4. Акустика и теория музыки. — Музыка и революция, 1926, № 3.
  5. Некоторые вопросы психологической акустики. — Музыка и Октябрь, 1926. № 4—5.
  6. Слышим ли мы интервалы и аккорды так, как они написаны? — Музыка и революция, 1927, № 2.
  7. Теория многоосновности ладов и созвучий. Труды ГИМНа. М., Музсектор Госиздата, 1928, [ч. 1].
  8. Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками. — В кн.: Труды ГИМНа. Сборник работ по музыкальной акустике. Музсектор Госиздата, М., 1929, вып. 2, с. 9—33.
  9. Современная музыкальная система и правописание натурального звукоряда. — Там же, с. 34—44.
  10. К вопросу о единичной и двойной системах Б. Яворского. — Музыкальное образование, 1930, № 1.
  11. Зависит ли гармоническое движение от неустойчивости тритона? — Музыкальное образование, 1930, № 3.
  12. О консонирующих и диссонирующих интервалах. — Музыкальное образование, 1930, № 4_5.
  13. От редактора. — В кн.: Рабинович А. В. Краткий курс музыкальной акустики. М., Музсектор Госиздата, 1930.
  14. Теория многоосновности ладов и созвучий. Процесс становления звуков как причина ладового движения. М., Музгиз, 1932, ч. 2.
  15. Введение.—В кн.: ТаргонскийЯ. Флажолеты смычковых инструментов. М., Музгиз, 1936, с. 3—7.
  16. Зависимость высоты флажолета от места возбуждения струны.— В кн.: Труды Научно-исследовательского музыкального института при МГК. Акустический сборник. М., Музгиз, 1936, вып. 1, с. 5—8.
  17. Работа Научно-исследовательского института при Московской консерватории (1934—1936). —Сов. музыка, 1937, № 2, с. 88—91.
  18. О многоголосии русской народной песни. М.—Л., Музгиз, 1939.
  19. Акустика музыкальных систем. (Отдел третий.) Принцип звукового дирижирования. (Приложение.) — В кн.: Музыкальная акустика. Под ред. Н. А. Гарбузова. М.—Л., Музгиз, 1940, с. 163—220, 226—227.
  20. Терминология по элементарной теории музыки. М.—Л., Музгиз, 1944.
  21. Зонная природа слуховых восприятий. Сообщение 1. Зонная природа интервального слуха. — Физиологический журнал СССР, т. 31, № 3—4, 1945, с. 177—190.
  22. Зонная природа слуховых восприятий. Сообщение 2. Зонная природа абсолютного слуха. — Физиологический журнал СССР, т. 32, № 3, 1946, с. 329— 335.
  23. Зонная природа звуковысотного слуха.—М.—Л., Изд-во АН СССР, 1948. Древнерусское народное многоголосие. М.—Л., Музгиз, 1948. К вопросу о «громкости» слуховых представлений. — Доклады Академии наук
  24. СССР, 1948, т. 7, с. 1297—1300. Зонная природа музыкального слуха (строй мелодии при свободном интонировании интервалов). — Проблемы физиологической акустики, М.—Л.» Изд-во АН СССР, 1949, т. 1, с. 138—152. Возникновение гармонических образов при восприятии мелодий. — Там же, с. 153—158.
  25. Зонная природа тонального слуха. — Проблемы физиологической акустики.
  26. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1950, т. 2, с. 139—152. Зонная природа темпа и ритма. М„ Изд-во АН СССР, 1950. Виутризонный интонационный слух и методы его развития. М.—Л., Музгиз, 1951.
  27. Колебательные движения. Восприятие звуковых колебаний. (Отдел первый.) Акустика музыкальных систем. (Отдел третий.) Акустика закрытых помещений. (Приложение.) —В кн.: Музыкальная акустика, М., Музгиз, 1954, с. 5—33, 180—218, 219—223. Зонная природа динамического слуха. М., Музгиз, 1955.
  28. Критика идеалистических взглядов по вопросам теории ощущения (Гельмгольц, Плеханов и др.). Рукопись, название условное, хранится в ГЦММК им. М. И. Глиики, 1955, с. 1—39. Зонная природа тембрового слуха. М., Музгиз, 1956.
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • straannick
          • москва
          • физика
          • ученые
          • революция
          • лето
          • радио
          • друзья
          • концерт
          • университет
          • искусство
          • исследования
          • учения
          • телевидение
          • ссср
          • музыканты
          • работа
          • обзоры
          • познавательно
          • опера
          • borgward
          • лекция
          • война
          • композиторы
          • приложения
          • сова
          • химия
          • философия
          • домен snowman-john.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции