html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Пошаговая стратегия: Как «Мосигра» превратила настольные игры в хит

Пошаговая стратегия: Как «Мосигра» превратила настольные игры в хит — Менеджмент на The Village

В кафе «Кукушка» на Рождественке не курят, но когда в заведение набиваются любители настольных игр, здесь хоть топор вешай. Справа от меня шестеро режутся в «Активити», разбившись на команды. Три девушки ход за ходом проигрывают и повторяют: «Нет, ну как можно это объяснить языком жестов — Белое Рождество? Или вот это — католический конвент?» Слева компания играет в «Имаджинариум» и проблем не испытывает.

Игру «Активити» производит в Германии и русифицирует компания Piatnik, а «Имаджинариум» — отечественный продукт. Обе party game продаются в магазинах компании «Мосигра». Её основатель Дмитрий Кибкало выглядит мечтателем: на левом ботинке развязан шнурок, ответ на половину вопросов — «Не помню, надо уточнить».

Когда владельца крупнейшей сети настольных игр в России спрашивают, как в эпоху Angry Birds и StarCraft II ему удалось построить бизнес на $11 млн, Кибкало отговаривается: мол, мы удачливые торгаши. Но на деле история «Мосигры» — про умение видеть возможности на загибающихся рынках. Игротеки подтолкнули моду на игры и продажи по всей стране. H&F выяснил, как бывшему ивент-менеджеру удалось провернуть эту операцию.

Фотография : Зарина Кодзаева. Изображение №1.
Фотография : Зарина Кодзаева

Ход 1. Кризис и возможности

Пять лет назад Кибкало, директор ивент-агентства «Колизей», размышлял, что бы подарить отцу на день рождения. Они с друзьями придумали самодельную игру про пиратов «Шакал» — поле рисовали от руки, вместо фишек использовали пуговицы. Кибкало решил преподнести подарочный тираж «Шакала» не только отцу, но и приятелям.

Найти типографию, которая напечатала бы игровое поле, удалось с третьей попытки, а оловянных пиратов пришлось заказать в Китае через alibaba.com. Сто коробок — меньше китайцы делать отказались — обошлись Кибкало в полмиллиона рублей: «Штук 20 я раздарил, а что делать с остальными?» «Детский мир», «Дом книги» и другие магазины отказались брать игру. Осень 2008 года, финансовый кризис, а за неизвестный продукт хотят 7 000 рублей. 

Тогда Кибкало решил сбыть «Шакала» через интернет-магазин. Открывать сайт с одной позицией было странно, поэтому они с приятелем Дмитрием Борисовым пошли на эксперимент: закупили у дистрибьюторов настольные игры, головоломки и паззлы.

 

 

 

400 000 рублей отбились за месяц. 

 

 

 

«Мы думали, что нам повезло с новогодними продажами, но быстро выяснилось, что и в другие месяцы людям нужны настольные игры», — вспоминает Кибкало.

Увидев, что настольная игра воспринимается как отличный подарок, а также способ скоротать вечер, Кибкало уволился из агентства. Ассортимент он подбирал как для себя, поэтому в «Мосигре», в отличие от её главного конкурента, сети «Игровед», продавались весёлые party-игры, а не длинные квесты вроде «Колонизаторов». Первую точку продаж — магазин 50 кв.м. около «Таганской» — Кибкало открыл в марте 2009 года, взяв кредит в двух банках. За считанные месяцы сеть выросла до 16 магазинов; 10 из них открылись по схеме франчайзинга.

«Я предлагал франшизу в соцсетях всем, у кого в интересах настольные игры и много фотографий с турниров», — вспоминает Кибкало. Фанаты нашлись в Санкт-Петербурге, Киеве и Екатеринбурге. «Мосигра» не ставила им строгих коммерческих рамок. Кибкало верил, что деньги вторичны, первичен рост аудитории. Чуть ли не единственным условием было устраивать игротеки.

На Кибкало вышли организаторы Пикника «Афиши» и предложили поставить игровой шатёр для посетителей. Дальше — больше: «Мосигра» начала регулярно ездить на «Нашествие» и проводить свои мероприятия перед матчами «Спартака».

Опыт этих ивентов подсказал Кибкало идею превращения из торговца в издателя.

Ход 2. Ищу автора

Первое время «Мосигра» торговала переводными играми — русские почти отсутствовали. Сотрудники компании не остановились на «Шакале» и придумали ещё несколько игр сами, а затем ивенты привели Кибкало не только соискателей франшизы, но и авторов игр. «Это фанаты и маньяки, которые всё перепробовали, и им чего-то не хватает, — объясняет Кибкало. — Тогда они придумывают что-то своё и начинают стучаться в издательства». Авторы напоминали городских сумасшедших и приносили идеи на засаленных листочках.

Первые полгода «Мосигра» не пускала их на порог, но затем Кибкало прикинул, что производить — не сильно дороже, чем локализовать. При этом не все переводные бродилки, квесты, карты понятны потребителю («Как можно объяснить это языком жестов — Белое Рождество?»). Компания запустила в производство пробные продукты — «Зоомагию», «Рубеж» и «Знаменосца». Продажи пошли вверх, и с тех пор был учреждён специальный ритуал.

Поздно вечером восемь сотрудников «Мосигры», среди которых Кибкало, Борисов и директор по маркетингу, собираются в тёмной комнате для переговоров. Незнакомец разворачивает перед ними игровое поле, начинает объяснять правила, но его останавливают: разберёмся по ходу.

 

 

 

Партия длится в среднем полтора часа — по ходу становится понятно,  захватывающая ли она.

 

 

 

Ритуал проводится дважды в месяц. Кибкало больше не принимает визитёров с недоделанными играми или «хорошей идеей». У него чёткие критерии: игра должна быть семейной, на 3-6 человек, партия не должна длиться дольше двух часов. Стоимость в рознице не следует задирать выше 2 000 рублей, при этом игра должна быть насыщена элементами — иначе зачем покупать её, можно обойтись подручными средствами.

Авторы уступают «Мосигре» права и получают 10% с отпускной цены тиража. Вслед за любителями к Кибкало потянулись профессионалы. Cоздатели игры «Имаджинариум» сбывают 70% своих коробок через «Мосигру». «Имаджинариум» — абсолютный лидер продаж. Участники должны выкладывать на стол карты, которые ассоциируются с понятием, названным ведущим. «Красивая игра, проводит параллели с действительностью, иногда весёлые, иногда мрачные», — так Кибкало объясняет механизм успеха. 

Авторы хитов строптивы. Создатель «Имаджинариума», Тимур Кадыров из компании Stupid Casual, производящей странные подарки, оставил права на игру у себя. Разработчики сами печатают карты и создают дизайн дополнений, а сеть Кибкало распространяет и популяризирует продукт. Подобным образом работает дизайнерская студия Page Down, выпустившая другой хит, «Ерундопель».

Вслед за «Мосигрой» игры отечественных авторов начали выпускать издательства, которые раньше занимались в основном локализацией и российские игры выпускали эпизодически. У «Мира хобби» и «Правильных игр» в 2012 году появились две новинки — «Доминион» и «Варенье».

Настольная игра «Бум»
990 рублей
Фотография : mosigra.ru. Изображение №6.
Настольная игра «Бум» 990 рублей Фотография : mosigra.ru
Ход 3. Go global

Осенью 2011 года выпускник Санкт-Петербургского электротехнического университета и игроманьяк Юрий Ямщиков принёс на специальную встречу «Мосигры» с авторами макет «стратегии» под названием «Космос». Потолкавшись в табачном дыму, Ямщиков завёл знакомство с плохо говорящими по-русски португальцами. Оказалось, скауты издательства MESAboardgames искали игры, и Ямщиков с удовольствием продемонстрировал им «Космос». Итог знакомства: через год на международной выставке в Эссене представители MESAboardgames показали новинку — Kosmonavts.

Казалось бы, Кибкало может самостоятельно выводить на глобальную орбиту продукты отечественных авторов и целиться в новые рынки.

 

 

 

У «Мосигры» неплохо идут дела. Доля рынка выросла с нуля до 15%, выручка — до $11 млн. 

 

 

 

Конкурируя с «Детским миром», который продаёт едва ли не 40% коробок с играми, Кибкало инвестировал полмиллиона долларов прибыли в новые магазины. Своих точек у него 16, по франшизе — полсотни. Рынок ежегодно растёт более чем вдвое — почему бы не стартовать на запад с такими перспективами?

Однако экспансии в планах «Мосигры» нет. Бизнес на настольных играх похож на книжный: та же схема с товаром на реализацию и отсрочками платежей, выбиванием денег из контрагентов, сложной логистикой на одной шестой суши. «Мосигра» набрала ход, но Кибкало считает, что пришло время оптимизации — неприбыльные магазины следует закрыть, договоры с франчайзи-лузерами будут расторгнуты.

Причина? Крушения книжных гигантов после осени 2008 года свежи в памяти. «Тогда мы были стартапом, а стартапы всегда хорошо растут в кризис, — рассуждает Кибкало. — Теперь мы — крупнейшая компания в отрасли, и основной удар в случае чего придётся на нас». Когда я встретила его в следующий раз, шнурок на ботинке был завязан.

Текст: Дарья Черкудинова

Фотография на обложке: www.mosigra.ru

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с hopesandfears.com

  • Ольга
    Когда блин уже появятся хотя бы в России Иллюминаты(
4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tachikoma
          • космос
          • успех
          • кукушка
          • настольные игры
          • пираты
          • спартак
          • стратегии
          • дом
          • лев
          • доллар
          • детская
          • рубль
          • екатеринбург
          • бизнес
          • память
          • лето
          • друзья
          • обложка
          • университет
          • кафе
          • подарки
          • шнурки
          • германия
          • китай
          • стартап
          • россия
          • языки
          • выставка
          • маркетинг
          • эксперименты
          • варенье
          • суши
          • starcraft
          • кредиты
          • Киев
          • дороги
          • пикник
          • магазин
          • стол
          • руки
          • осень
          • рынок
          • хочу!
          • жесты
          • орбита
          • рождество
          • hesketh
          • топор
          • кадыров
          • санкт-петербург
          • ботинки
          • рамка
          • кризис
          • домен hopesandfears.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции