html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

ieducation

Не забудьте подписаться на наш проект - http://vk.com/ieducation  -  полезные знания.

Совокупность результатов семантической деятельности человечества – информационное пространство – сегодня заключает в себе огромные объемы текстовых, визуальных и аудио материалов. Перенасыщение информационной среды повлекло за собой с одной стороны потребность человека в усвоении как можно большего объема информации за меньшее количество времени, а с другой – качественные изменения в формате самой информации. Возникла устойчивая тенденция к фрагментарному представлению информации с доминантой на ее количестве, а не качестве. Сегодня традиционный линейный текст постепенно теряет свою актуальность: его вытесняют яркие заголовки и короткие статьи, главная задача которых – создать не логическое представление, а эмоциональное отношение к происходящему. Смена линейного текста гипертекстом привела к разрозненности информации и одномоментному существованию многих каналов ее получения. Данные изменения детерминировали возникновение такого феномена, как «клиповое мышление».

«Сlip» в переводе с английского обозначает «стрижка, быстрота, отрывок, нарезка». Термин «клиповое мышление» больше соотносится с последним значением и отсылает нас к принципам построения музыкальных клипов - к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии - при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, и постоянно требует новых.

Особенность клипового мышления заключается в том, что человек, обладающий им, умеет — и любит — быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное его достоинство — большая скорость обработки информации. Важная особенность — предпочтение нетекстовой, образной информации. Клип действует в обход анализа, создавая новые пути и скорости восприятия. Негативной стороной клипового мышления является неспособность человека к восприятию длительной линейной последовательности — однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, у него снижена способность к аналитической деятельности.

Подобный тип мышления вырабатывается при длительном потреблении информации во фрагментарном, мозаичном и препарированном виде, а именно такой формат навязывает современное информационное пространство. Поэтому распространение клипового мышления большей частью приходится на подростков и молодежь – самых активных потребителей различных медиа-ресурсов.

Дети в средней школе сравнительно легко пишут сочинения и крайне трудно — изложения. Старшеклассники не способны анализировать учебный материал, они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно и не могут осилить произведения классической литературы. Происходит резкое снижение коэффициента усвоения знаний, появляется противоречие между форматом информации в учебном процессе и фрагментарным представлением информационных продуктов СМИ, телевидением и Интернетом.

Для борьбы с клиповым мышлением разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но бороться с клиповым мышлением — значит приспосабливать учеников не к реальности, а к системе образования, закрепляя разрыв этих систем, отрыв учащихся и школы от господствующего образа жизни. Необходимо понимать, что клиповое мышление – это способ адаптации к современным информационным условиям. Следует не бороться с клиповым мышлением как таковым, а учитывать его сущностные особенности при построении образовательного процесса, в учебной и внеучебной деятельности подростков и молодежи.

Какие же можно предложить подходы для решения этой задачи?

Прежде всего, отметим, что мы не случайно обозначили «клиповое мышление» как феномен. Исследование с позиций феноменологии позволяет рассматривать мир через его непосредственное созерцание и феноменологические редукции и помнить, что мир принимается субъектом пристрастно структурированным, а характеристики этого процесса суще­ственно связаны с опытом пережитых деятельностей – человек «вычерпы­вает» субъективный образ из объективного Мира, не фотографирует его, но синтезирует в себе. [2]  В этом обращении к субъективной семантике видится одно из возможных направлений работы с носителями клипового мышления. В клипе смысл образуется не языком понятий, а визуальным рядом и ритмом, возникает не абстрактно-логический, а ассоциативный семантический ряд, осуществляется переход от объективного к субъективному, к личностному пространству человека. Это означает, что развивающие задания для современного подростка могут и должны быть связаны с искусством, как способом познания и освоения окружающего мира через создание субъективных образов.

       Например - задания на создание метафор, как текстуальных, так и визуальных. Сущностный смысл метафоры – в резком «сближении» и сопоставлении образов, принадлежащих обычно далеким друг от друга смысловым сферам. Как и клип, метафора позволяет радикально сократить путь от одного образа к другому, выбрасывая из системы рассуждений целые связки импликаций и цепочки причинно-следственных связей, опирается только на интуитивное схватывание «сущности» описываемых явлений. Детерминация в метафорическом контексте происходит вне значения - возникает особое напряжение между значением и вне его лежащим представлением, эта напряженность и составляет очарование метафоры, но составляет и главную трудность при ее создании. Подчеркнем, что метафора всегда потенциально множественна и дает возможность создания бесконечного числа индивидуальных образов, соединяющих разнородные объекты в разных ракурсах и контекстах и акцентирующих внимание на какой-то одной детали, открытой взгляду именно в данный момент. Метафора выстраивает семантическое пространство вокруг себя и выступает в качестве его смыслового центра, что делает ее универсальным инструментом генерирования новых смыслов и эффективным методом интеллектуального развития не столько через логику, сколько через творчество – путем создания коротких, но емких и напряженных «образов – индивидуализаций».  

Другую конструктивную идею нам подсказывает тот факт, что при постоянном взаимодействии с крайне разнородными информационными объектами человек заранее не знает, в какой категориаль­ной системе придется работать – имеет место отсутствие их априорной семантизации – а значит, при встрече с такими объектами выбор кате­гориального контекста осуществляется самостоятельно, на высокой скорости и в основном интуитивно.  [1]  Такая  способность обладателя клипового мышления к многозадачности и «разнозадачности» позволяет говорить об общих характеристиках клипового и творческого мышления:  семантическая спонтанная гибкость (способность к работе с большим количеством разнообразных идей), оригинальность (способность воспринимать и продуцировать отдаленные ассоциации и нестандартные решения), подвижность (быстрый переход от одного аспекта проблемы к другому, принятие разнообразных точек зрения). В отличие от линейного логического, у такого мышления совсем другая интенсивность внутренней работы: оно концентрируется недолго, но глубоко и творчески – ибо не только воспринимает, но и авторски реконструирует окружающий мир.  А значит, возможно продуктивное использование в образовательном процессе элементов технологий развития творческих способностей (Э.П. Торранс, Г.С. Альтшуллер и др.) - заданий на сравнение, обобщение, анализ и синтез в интерактивной, игровой, графической и модельной формах. Все это позволит повысить заинтересованность молодого человека в обучении, развить как аналитические, так и творческие способности.

Авторы работы: 
Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. 
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Литература

1.           Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/ Е.Ю. Артемьева. – М., 1999. - 350 с.

2.            Леонтьев, А.Н. Образ мира// Избранные психо­логические произведения: В 2 тт. М.: Педагогика, 1983. - С. 251—262.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

7

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Jeffry
          • домен ieducation.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции