html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

На совместном концерте с «Солистами Москвы» Константин Хабенский призвал охотников не стрелять в пианиста


Актер Константин Хабенский в концертном зале Чайковского. © Анастасия Зобнина/Ridus.ru

В старом американском сериале «Друзья» была такая шутка. У рациональной героини Моники появился занудный бойфренд, который постоянно обогащал окружающих полезными знаниями обо всем на свете. И вот однажды он рассказал какой-то факт про бразильский орех. Кто-то из героев запомнил и пересказал эту занимательную викторину, на что безжалостный шутник Чендлер уточнил: «А вопрос был, кто скучнее него?» Это лирическое отступление было бы чрезмерно и неоправданно, если бы не словосочетание «Московская филармония», которое неизбежно должно появиться в первых строках этого репортажа. Оно тяжеловесное и печальное – прочитала я в глазах коллеги, которая аккредитовывала меня на концерт в этом заведении. Там будут Хабенский и Башмет – было моей попыткой оправдаться в глазах сверстников.

Я стою на Тверской у здания самой академичной из академических концертных организаций столицы. До начала программы Константина Хабенского и ансамбля «Солисты Москвы» еще сорок минут. На этом углу у метро «Маяковская» всегда играет музыка. Включают ее владельцы небольшого магазинчика прямо напротив служебного входа в концертный зал имени Чайковского. Со здешним ассортиментом филармонии тягаться бесполезно: витрина, кажется, вмещает в себя все — от рок-баллад и сборников со страшным названием «Ресторанные хиты» до будда-бара. Но немногословная продавец Татьяна говорит, что классику спрашивают все же чаще всего. При мне в магазин заходит женщина лет пятидесяти и просит найти ее внукам развивающие игры «Почемучка» и легенды Древней Греции. Она очень хочет эти аудиокниги и никак не уходит. Наконец, дождавшись, когда Татьяна освободится, я задаю свой главный вопрос: «А вы сами когда-нибудь были в концертном зале Чайковского?» Татьяна удивленно смотрит на меня и мотает головой. «А я вот сейчас как раз пойду, по работе», — зачем-то вру я и оставляю ее в покое.


Дирижер Юрий Башмет и его ансамбль «Солисты Москвы» в концертном зале Чайковского. © Анастасия Зобнина/Ridus.ru

На сцене филармонии камерный ансамбль во главе с Башметом спешно прогоняет сегодняшнюю программу. За кулисами перешептывается небольшая группа журналистов – им так и не сказали, на какие места можно будет сесть, и это вызывает почти такую же патетику, как у Хабенского, произносящего монолог Калигулы. «Не получается!» — жалуется кто-то из музыкантов, когда дирижер заставляет вернуться к одному из фрагментов. «Надо было в детстве лучше заниматься», — улыбается Башмет, и от его отеческого совета хочется засунуть голову в песок сильнее, чем от матерной брани.

«Канал «Культура»! Убираем вещи из прохода! Люди и так раздражены!» — слышится за спиной голос администратора. Осторожно интересуюсь, что это они раздражены, вроде как филармония, а не футбольный стадион. «Так они же уже 20 минут в фойе стоят, ждут! Вот пойдите, понюхайте, как там!» — говорит мне суровая Анна Владимировна и добавляет, обращаясь уже к своим коллегам: «Вы хоть телевизор там включите, чтобы они видели, что в зале репетируют». В холле и правда работают телевизоры, транслирующие происходящее на сцене, но до них, похоже, уже никому нет дела. Из-за дверей слышны возмущенные реплики «хулиганство!», «безобразие!» и другие более развернутые конструкции про испорченное настроение. «Здесь реально нервно!» — восторженно делится по телефону заскучавший оператор одного из федеральных каналов. В это время Башмет вдруг резко обрывает свою игру на скрипке и уходит со сцены, за ним гуськом тянутся остальные музыканты. «Пошел, пошел», — удовлетворенно переговариваются администраторы и торопятся занять позиции у входов в зал.

Те, кто думает, что в филармонию ходят одни пенсионеры, серьезно заблуждаются. Пока в зал втекала уставшая от ожидания толпа,  я довольно отмечала в ней самую разнообразную публику – от кидалтов в толстовках Gap до чинных дам забальзаковского возраста с укладкой и вечерним макияжем «навстречу искусству». Последние дырявили взглядом администраторов и усиленно вдавливали свое недовольство в кресла. Но вот на сцене появился Хабенский, и по залу прошел омолаживающий эффект. Дамы заулыбались: они все-таки пришли послушать «Калигулу» и струнный оркестр, а не сбивчивые извинения администрации филармонии.


Актер Константин Хабенский в концертном зале Чайковского. © Анастасия Зобнина/Ridus.ru

«Мне нужна Луна, счастье, бессмертие!» — яростно декламировал Хабенский, и, словно вторя ему, Башмет нервно дергал левой рукой в сторону скрипачей, исполняющих «Смерть и девушку» Шуберта и Малера: ну так дайте же, дайте, раз просят! «Люди умирают, и они несчастны!» — продолжал тиран Камю, и контрабасист, обнимавший инструмент, как обнимают за шею друга где-нибудь в пивной, понимающе качал головой, готовый разделить бунт римского императора. «Все, все будут виновны!» — не унимался актер, и звукорежиссер канала «Россия 2» в изумлении открыл рот.   

Впрочем, настоящим актером на этой сцене был, конечно, не Хабенский, а Башмет. Дирижируя, он то забрасывал в свой ансамбль невидимый якорь, а потом резко вытягивал его. То по-шамански сеял что-то известное ему одному вокруг пюпитра, заставляя музыкантов играть на кончиках пальцев, то словно выплескивал накопившееся из огромного таза, а затем примирительно взмахивал руками. В пластичности с ним соревновался разве что пианист Игорь Горский, которого в конце особо выразительных пассажей так отбрасывало от клавиш, что казалось, еще немного, и он уедет за кулисы. Во время очередного лихого отлета его кудрявой головы, впереди сидящая девушка сделала фото в инстаграм и удовлетворенно спрятала айфон обратно в сумочку.

«Смотри на меня, смотри!» — воскликнул Хабенский-Калигула, заставив оглянуться шушукающихся фотографов, а дедушка рядом со мной проснулся и выронил бинокль. Усаживая его на место перед началом концерта, администратор раздраженно заметила: «Присядьте уже куда-нибудь, молодой человек!» В итоге, «молодой человек» практически прилег и провел оба отделения с закрытыми глазами, не реагируя даже на отчаянный призыв «вырвать всякую жалость из собственного сердца».

«В историю, Калигула, в историю!» — прозвучали со сцены финальные слова первого отделения, и скрипачка с лицом Фриды Кало так активно заработала смычком, что стало понятно, что взлететь ей мешает только уважение к руководству филармонии.

Во втором отделении трагизм сменился прекрасным абсурдом. В программе стояла большая зоологическая фантазия французского композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». «Оркестр заходит и скромно рассаживается!» — объявил Хабенский, который после антракта был взлохмаченный и довольный. «Еще скромнее!» — прорвалась неожиданно интонация Калигулы. На словах, анонсирующих приход льва, на сцену вышел улыбающийся Башмет, и под музыку начали звучать фрагменты незнакомого текста. Один из них, слегка видоизмененный, я позже нашла в произведении «Ночь на площади искусств» Виктора Шепило, другие походили на стихи Хармса. Зрители охотно смеялись и радовались, что унесут в головах эту прекрасную чушь, а не смутное представление о метафизическом бунте Калигулы. Музыканты смеялись меньше. Очевидно, они и сами уже могли по памяти пересказать все истории про слонов, которые «как дети, и ошибаются тяжелее всех на свете», и про «универсального спортсмена» — кенгуру, и про кукушку, которую должны бояться все мужья, и даже про редкий вид животных под названием «пианисты», чье мясо не слишком ценится у охотников, которые, тем не менее, в них иногда стреляют. Зато Башмета эти опусы, очевидно, очень вдохновляли. Время от времени он заговорщицки оглядывался на Хабенского, едва заметно кивал головой и возвращался к своим причудливым дирижерским жестам.

Под занавес артисты сыграли на двух роялях и, сцепившись локтями, даже попробовали совместно руководить ансамблем. Тут уже оттаяли и музыканты. Скрипачи обменивались многозначительными взглядами, и в них читалось гордое: «А наш-то дает!» В лучших традициях сказок, под конец вечера все были счастливы и дружны. А я смотрела на лица Хабенского и Башмета и думала, чем руководствовался человек, который вместо лохматых, блестящих и веселых людей поместил на афишу концерта две задумчивые отрезанные головы. Но этот вопрос уже, кажется, из серии про бразильский орех.


Дирижер Юрий Башмет, актер Константин Хабенский и ансамбль «Солисты Москвы» в концертном зале Чайковского. © Анастасия Зобнина/Ridus.ru

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ridus.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • elena.krekshina.9
          • домен ridus.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции