html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Короткая память, долгие последствия

Photobucket

В прошлый четверг, 11 октября, в Москве открылись две выставки, которые в географическом плане были одновременно и далеки и близки. «От тупости к паразитизму», вторая часть большого кураторского проекта петербургского художника Петра Белого, который решил подробно рассказать москвичам об искусстве родного города, стартовала в галерее «Культпроект» около Кропоткинской, а «Regnum» воронежца Николая Алексеева — в «Галерее 21», на полпути от Фрунзенской к Парку Культуры. Рядом в Москве, но далеко по исходным точкам — они удачно совпали по времени, хоть и случайно.

Петр Белый задумал очень личную, субъективную ретроспективу питерского искусства «Невидимая граница», каждый новый этап которой, если продолжить метафору из названия, преодолевался в содружестве с другими кураторами. Первая выставка, посвященная Новой Академии, создавалась совместно с Андреем Хлобыстиным, экспертом по «Новым художникам». Вторая делалась при участии Владимира Козина, одного из «Новых тупых», с которых экспозиция начиналась, разбегаясь дальше по нескольким линиям — в частности, группа «Мыло» и галерея «Parazit».
Photobucket

Уже в самом начале вернисажа галерея наполнилась духом безмятежного веселья. Художники заметно приняли на грудь и живо общались, то гулко, то глухо обмениваясь распиравшими их чувствами. Такое непосредственное наслаждение жизнью прекрасно сочеталось, можно даже сказать — продолжало предложенную зрителю историю. Под стеклянные крышки стендов в первом, самом большом зале в духе этнографического музея собрали архивные материалы: фотографии, автографы, каталоги, памятные предметы. Над ними нависали холсты Олега Хвостова и Вадима Флягина, инсталляции и двухуровневый ряд фотографий с документацией перформансов. В соседних залах можно встретить телефон художника Ильи Зеленецкого, выложенный бутылками из-под пива «Балтика» соответствующих номеров, темное сияние заветного русского мата, который идеально подходит, чтобы поименовать «Русскую красоту», по мнению Владимира Козина, историю русской литературы в исполнении группы «Мыло», собранную, естественно, из кусков мыла, и многое другое.
Photobucket

В какой-то момент я ощутил, как среди всего этого жизнелюбия и оптимизма меня окутало облако недовольства. Например, мне указали на видео перформанса Вадима Флягина «Ванька-Встанька» (1999): обнаженный художник пытался спать на выстроенных в ряд стульях, но все никак не выходило, он вертелся, падал, вскакивал. А потом сказали, что «за такой же по сути перформанс Кузькин премию получил». В каталоге карманного формата я вычитал у Анны Матвеевой похожие сетования. «Товарищество новых тупых» было, по ее словам, несправедливо, но закономерно не допущено до «актуального процесса» в медийной подаче. Сперва — присутствием мощной энергетики Тимура Новикова сотоварищи, а далее набором обстоятельств: «Тупые» не были успешны. Иначе и быть не могло по множеству причин. Причин внешних: художники уже поднимались из нищеты, иностранцам еще было интересно, звездные ниши занимали наиболее предприимчивые и «форматные». Причин внутренних: идеология тотального провала, которую «Новые тупые» последовательно воплощали в жизнь во всем, начиная с названия, и не предполагала успеха. Вернее, предполагала, но на ином уровне: это должен был быть философский успех, радость внутренней, а не внешней победы».
Photobucket

При этом деятельность «Новых тупых» действительно обретала настоящую ценность, если взглянуть на нее из настоящего в прошлое. Некоторые их акции предвосхищали не только монотонные перформансы Андрея Кузькина, но и бурную деятельность группы «Война». Во всяком случае, семидневное «Движение чайного столика к закату» (1996), в ходе которого чаепитие (стол, стулья, посуда, чай, участники) перемещалось по Петербургу, можно назвать прямым предшественником акции «ПИР (поминки по Дмитрию Александровичу Пригову)» (2007). Но над всем этим реет стигма «деятельность... не оценена по достоинству», если верить Анне Матвеевой (можно ведь и не согласиться при желании). А в условиях ретроактивного взгляда подобных упреков не избежать как в условно моральном плане («вот-вот, забыли!»), так и исходя из некого положения вещей, сотканного из причинно-следственных связей, вывернутых наоборот.
Photobucket

«Галерея 21» встречала посетителей совсем другими настроениями. Ни слова о недостатке славы или забвении, самоорганизованном или незаслуженном. Николай Алексеев построил системы ячеек, в которые помещены небольшие объекты, воскрешающие в памяти супрематические архитектоны. Объекты и структуры, выступающие рамками для них, в равной степени указывают на русский авангард и соответствующие культурно-археологические слои. Это мир, где говорят о не реализованной утопии при помощи самой понятной и привычной метафорики — образов архитектуры. Здесь же по стенам развешаны картинки, именно что «имаджи», найденные в сети, будь то лента фейсбука, поиск по гуглу или произвольный сайт. Среди изображений — старорежимные парадные фотопортреты, древнерусские и нововременные города, причудливая советская архитектура, руины, огромные шагающие роботы из «Звездных войн» и статуя Ленина, которую, разделенную на части, везут в барже, а также картинки с набором предметов и образов — соты, соцветия, геометрические фигуры, животные, кубки.
Photobucket

Алексеев показывает «царство» большого проекта уже после смерти, когда оно превратилось в легенду, в набор данных, собранных как в «Википедии». Любительские раскопки, любительский музей. Удобоваримая подача, безопасная музеефикация. Теории, грозившие изменить мир, камня на камне не оставить от прежнего облика Земли, превратились в мылообразные архитектоны, упакованные в икеевские шкафы, стоящие или лежащие. Это тоже искажение памяти, которое при желании можно интерпретировать как «несправедливость». Забавно, что несмотря на то, что воронежская сцена менее известна, чем питерская, хотя именно петербуржцы чаще других говорят о незаслуженной безвестности, воронежское искусство удачно включилось в московскую ситуацию: Иван Горшков, Иван Долгов и Николай Алексеев достаточно давно начали участвовать в многочисленных выставках, организованных кругом художников Института проблем современного искусства, а также в кураторских проектах Арсения Жиляева, также уроженца Воронежа. То есть разговор о памяти и забвении связан не с расстановкой сил в российском искусстве, не с положением конкретного художника, а с довольно абстрактной идеей, которая, однако, при этом обретает плоть за счет происходящего вокруг.
Photobucket

Лучше бы не было таких совпадений, но в тот же день в Москве произошел погром. Толпа неизвестных ворвалась в клуб, где праздновался Coming Out Day. Люди в масках стали избивать присутствующих. Это лишь одна яркая вспышка в череде последних событий, от принятия гомофобного антиконституционного закона в Петербурге до слов ненависти из уст самых отъявленных «защитников морали». Общее наступление глухого консерватизма по всем фронтам, хотя и апеллирует к мифической «первоначальной чистоте», на самом деле, работает на искажение. Мы видим, как реальность пытаются загнать в строгие рамки, переплавить в «красивые» объекты обтекаемых форм; видим, как история повторяется в виде фарса, а фарс этот скроен по запросам сегодняшнего потребителя и соответствует маркетинговым требованиям. В общем, как ни печально, есть в нем запрос. И не случится ли так, что нас отбросит так далеко в забвение, что, как в истории, рассказанной питерскими художниками, придется говорить: «Все было, все было, но вы же понимаете, почему не было оценено по достоинству...»

Текст: Сергей Гуськов

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snapbox.ru

6

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snapbox.ru
          • домен snapbox.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции